Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

понедельник, 29 февраля 2016 г.

Психологический портрет гордеца

Психологический портрет гордеца

Гордость есть худшее из зол в человеческом характере: "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим.3:2-5). Гордецов много в миру, но, к сожалению, они есть и среди христиан. В большей или меньшей степени каждый человек поражен этим духовным недугом (Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и прочие. Прочих я еще никогда не встречал. Огюст Детёф).

Если человек сам себя не смиряет, то гордость окончательно разрушает его личность, ведет его к погибели и к духовной смерти. Гордецы своим поведением наносят серьезный ущерб христианской общине. Столкновение двух или более гордых характеров может привести к разрушению дружбы, семьи, религиозной общины или конфессии, государства. Порой и одного гордеца достаточно, чтобы разделить и разрушить любое сообщество. Поэтому каждый христианин должен уметь видеть в своей душе проявление этого недуга и лечить себя от него. Какие же признаки гордости и гордеца?
Гордый гордится всем, что умеет и всем, что имеет – образованием (если есть), стажем работы, опытом, возрастом (тем, что молод или тем, что в возрасте), городом, где родился; родителями, супругой (супругом), детьми, квартирой, ремонтом, машиной, вещами, отдыхом за рубежом. Он гордится и материальными вещами, и природными дарованиями, и тем, чего добился. Гордятся местом рождения, сексуальной силой, чертами лица, национальностью, религиозной принадлежностью, силой правителя, количеством половых партнеров, надписью на бирке одежды. Доходит до парадокса – кичатся отсутствием образования, бедностью, болезнью, – тем, чего следовало бы стыдится. Не возможно перечислить все то, чем может превозносится гордец.
Существует также религиозное чванство. Вот примеры подобного хвастовства из Библии:
"Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем." (4 Цар.20:13)
"Как вы говорите: мы мудры, и закон Господень у нас? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь." (Иер.8:8).
"Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?" (Рим.2:23).
"...И не думайте говорить в себе: <отец у нас Авраам>, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму." (Мф.3:9).
Поведение гордеца проявляется в его отношениях с ближними. Гордец ждет от ближних к себе такое отношение:

  • Его должны посещать.
  • Его должны слушать.
  • У него должны спрашивать советов.
  • От гордого должны принимать советы и следовать им. Все должны поступать так как надо или как советует гордец. Если поступают не так, то гордец недоволен.
  • Его должны просить о помощи.
  • Его должны благодарить за все, за любую мелочь.
  • Ему должны говорить комплименты. Ему должны льстить.
  • Им должны восхищаться.
  • За ним должны следовать, на него должны равняться.
  • Перед ним должны извиняться по каждому пустяку, даже если в этом нет нужды.
У кого такое отношение к гордецу, тот для него хороший. А у кого не такое, к тому у гордого пропадает интерес. К таким даже может быть неприязнь. Если того, что перечислено в списке гордый не находит в своей жизни, то у него рождаются негативные эмоции: уныние, раздражение, недовольство, гнев, обида. Для гордеца видеть, что кто-то лучше – это психологическая травма и незаживающая рана. Гордый постоянно должен быть в центре внимания. Он постоянно должен быть под лучами софитов. Для гордого очень важно всем нравиться. У гордого есть постоянная потребность в том, чтобы его хвалили. Он постоянно стремится к получению удовольствия по плоти. Внимание ближних, похвала от ближних для гордого – наркотик, и он в нем нуждается постоянно.
Вокруг гордого постоянно должна быть стайка подхалимов. Без этого ему неуютно. Без внимания и восхищения он вянет как комнатное растеньице без воды. Существует симбиоз – гордец и подхалим. Они – нераздельны. Как нет раба без рабовладельца и рабовладельца без раба, так нет гордеца без подхалима и подхалима без гордеца. Однако одни и те же люди и одни те же похвалы гордецу приедаются. Ему нужны новые и острые ощущения, новые слова от новых людей. Постоянные подхалимы для гордеца уже наполовину отработанный материал. Такой человек – это жмых, порода, мякина. Хотя гордец таких не отталкивает. Они ему нужны в качестве балласта. Гордец ведет постоянную борьбу – сбор подхалимов. Каждого встретившегося человека он пытается психологически подавить, победить – сделать подхалимом. Но как только он подавляет человека, интерес к нему начинает угасать. Ему нужны новые победы. И начинает искать нового человека, чтобы и из этого сделать подхалима. И это у гордеца продолжается до тех пор, пока его не понесут ногами вперед.
Гордец хоть и презирает людей, но он в них постоянно нуждается. Без людей нет гордеца. Он постоянно держит в сознании их мнение. Он постоянно подставляет им себя. Гордец расстается со своими марионетками, если они ему начинают досаждать, если они начинают создать проблемы: "Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его." (Притч.21:10). Марионетки не должны быть очень бедными или больными, не должны иметь неприятности с органами власти. Гордец – эгоист и чужые проблемы он не собирается решать. Если гордецу скучно, то может и поиграть марионетками. Сталин на попойках заставлял Хрущева танцевать гопак. Гордец может использовать своих марионеток и потом с ними расстаться без сожаления. Гордец может даже уничтожать свидетелей своего зла, своих злых дел.
Проявление гордости – недовольство. Недовольный – это скрытный гордец. Если недовольный говорит о чем-то очередном плохом, то этим самым он либо оправдывает свое зло, либо притопляет другого и тем самым ставит себя над ним. Недовольный, критикуя дела, людей, порядки, экономическое состояние государства, имеет в мозгах какую-то свою картинку мира, как правило, придуманную. Все что не согласуется с его картинкой, осуждается. Он не учитывает никаких нюансов. По сути он оправдывает и защищает не просто эту картинку, он провозглашает, оправдывает и защищает себя. Он пренебрегает всем, что не вписывается в его мутное видение. Все не свое он не уважает, критикует. Над всем насмехается, все ненавидит. Это типичное поведение гордеца.
Если некто является для гордого источником приятного и в какой-то момент сделает или скажет нечто неприятное, то такой человек становиться плохим безусловно. Все его “добро” забывается и не учитывается. Гордый пренебрегает также родственниками и друзьями такого человека. Он их не замечает, не здоровается и т.п. Если интересы гордеца и лояльного к нему человека сталкиваются, то гордец пожертвует человеком без колебаний. Никакие заслуги гордец не вспомнит. Гордец пренебрежет тем, кто относился к гордецу исключительно хорошо. Гордец в зависимости от ситуации запросто оставляет и предает своих подхалимов и “шестерок”.
Гордецу не интересны люди самодостаточные, умные и с развитым чувством достоинства. Такие ни в чем не нуждаются, они никогда не будут подхалимами у гордеца и, как правило, не ловятся на лесть.
Гордец преувеличивает свои достоинства и преуменьшает свои слабости. Такое поведение у него и перед собой, и перед людьми. При этом он о себе старается говорить о себе часто и долго. В саморекламе он настойчив и инициативен. Крайняя форма самовыдвижения – нарциссизм.
Гордец часто осуждает других. Декларируемая им оценка другого: “Он неправильный, он не достаточно набожный”. Реальная же оценка его осуждения – он не такой как нужен ему. Гордому нужны марионетки и подхалимы. Для гордеца не существенно, любит ли его ближний. Важно, чтобы ближний поступал так, как надо гордецу. А любовь ближнего его не интересует. Он сам никого не любит и не ожидает любви от людей.
Гордый недоволен, когда в нем сомневаются. Он всегда прав (!). Внутренняя позиция гордого такая: “Я – мать Тереза. Мои инициативы, мое служение достойно только восхищения. Даже молчание обо мне – это неуважение ко мне”. Или такая: “Я – Иоанн Креститель. Мой аскетизм: посты, молитвы, смирение – выше, чем у Христа”. Он вполне может даже верить этому.
Гордый относится к ближним так:
  • Не слушает ничьих советов. Он не любит и не умеет слушать советы. Он все знает. Если же поступает по чьему-то совету, то не благодарит за это. Для него ситуация, в которой надо кого-то поблагодарить, унизительная и поэтому он крайне редко кого-либо благодарит.
  • Если гордый намерен что-либо предпринять, сделать и кто-то вдруг посоветует ему то же самое, то он не будет этого делать, либо сделает позже. Если кто-либо будет ему настоятельно рекомендовать или навязывать какую-то идею, то он из противности её не примет.
  • Он никогда никого ни о чем не просит. Скорее заплатит, чтобы сделали что-то для него, но при этом будет строгим и требовательным.
  • Он огорчается, если отвергают его советы или слушают его советы и поступают по-другому. (2 царств. 17:23).
  • Он огорчается, если за оказанную им помощь не благодарят. Благодарить гордого надо активно, публично и несколько раз.
  • Он огорчается, если за его предложения не голосуют.
  • Он никого всерьез и искренне не хвалит. Гордый никогда не пожертвует частью своего достоинства. Не хвалит так как, при этом, как ему кажется, он будет принижен.Если и хвалит то, либо сквозь зубы, либо с умыслом: “Когда хвалят автора, перевирают фамилию, когда ругают – никогда” (Эмиль Кроткий).
  • Он избегает общения с теми, кто говорит ему неприятное (например, обличает).
  • Он не любит тех, кто ему противится, кто с ним спорит и доказывает свою правоту.
  • Он не сострадательный. Не видит чужую боль, не осознает её, не хочет о ней думать. Чужие проблемы в глазах гордого – всегда мелкие и никчемные.
  • Он недоволен, если не удалось человеку навязать свою волю, не удалось использовать человека.
  • Он любит, чтобы люди зависели от него. Стремится к этому. Готов для этого оказать человеку услугу, потратить деньги, усилия, внимание и т.п.
Гордому категорически нельзя делать никаких замечаний, упреков, обличений. В ответ на замечания, упреки, обличения, сомнения или подозрения сильно огорчается, раздражается или даже гневается. В ответ, как правило, пререкается и ссорится. Гордец готов пререкаться даже со Христом. Люди должны иметь только такие мнения как у него. Любые другие мнения – неправильные. Иное мнение гордеца обижает, даже оскорбляет. Гордость – это нетерпимость. Носителя иного мнения необходимо уничтожить.
Гордец редко кому помогает. Если и помогает, то не выкладывается. Если помогает, то кое-как, хотя “звонит” об этом много и громко. В принципе, он может сделать кому-то услугу и при этом потрудится, но только в том случае, если видит от этого выгоду в будущем. Случается, что окружающие часто полагаются на гордеца и во многих ситуациях напрямую зависят от него. В таких случаях у гордеца рождается чувство, что ему все должны. Гордец –лентяй. Но особый. Он готов трудиться и трудиться, но исключительно для себя. На кого-то трудится только в том случае если это полезно ему. С кем-то в компании трудится только в том случае если это полезно ему. Если пользы нет или мало, то он не будет ничего делать.
Постоянно накапливает нечто видимое людям, чтобы себя превознести. Гордец готов браться за любое дело, где может быть видимый результат – деньги, имущество, территории, подвластных, армию, подчиненных, степени, ордена, звания и т.п.. Добивается больше и больше. Методы применяет любые – преступления перед законом, перед людьми, перед Богом. И никогда не удовлетворен и не может успокоиться: “Эгоист, имея выбор что взять – власть или деньги, выберет деньги, а гордец – власть, … а потом и деньги”. Ему требуется еще и еще.
Гордец не стремится захватывать власть. Он просто “правит” не зависимо от того, есть ли у него в руках фактическая власть. Он по духу “правитель”, “властелин”. И только элементарная рассудительность может подвигнуть его к тому, чтобы свое “неотъемлемое право” руководителя закрепить организационно. Запросто манипулирует людьми, если они это позволяют. Как правило, законничество в общинах порождают гордецы. Это делается для того, чтобы напрягать людей, чтобы порождать у ближних чувство вины и затем ими манипулировать. Девизы гордого: “Пусть весь мир прогнется под меня. После меня – хоть потоп. Умри ты сегодня, а я завтра”. Хотя публично он этого не объявляет.
Церкви могут льстить пасторам или проповедники. Это сильное искушение для них и многие ему поддаются. И таким образом служители становятся авторитарными лидерами и, соответственно, гордецами. И тогда в общине начинается вакханалия. Очень скрытное и опасное проявление гордости в христианской общине – служение для похвалы и самовозвеличения, или для того, чтобы обязывать людей. В таких делах гордец может проявить достаточно много усилий. Такое служение не просто распознать, не просто обличить гордеца. В христианской общине, в любом коллективе гордец продвигает свои инициативы, как правило, не советуясь – “Некогда и незачем”. В процессе продвижения своих “проектов” навязывает свое мнение, спорит, нагнетает обстановку.
Гордость толкует Библию, так как ей надо, и если при этом искажается учение Христа, то нет ни малейших угрызений совести: "Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины,…" (1 Тим.6:3-5). Гордость в церкви порождает законничество, ритуал, искажение Учения Христа, авторитарную власть. За пределами церкви гордость порождает эволюцию, примитивное безбожие, пренебрежение Богом обеспеченного класса.
Дискуссии и споры ведет для того, чтобы возвысить себя самого в своих глазах. Дискуссию честно и детально не ведет: “Не с кем и не зачем”. Если дерзости и ума хватает, то спорит до посинения. Он неуступчив, неуважителен к собеседнику и легко отступает от истины. Может запросто врать. Где правит гордость, там истины нет и там она не нужна. Противника или соперника надо заставить молчать. Гордец это будет делать любой ценой – повышать голос, передергивать утверждения из Библии, жаловаться начальству (если такая возможность есть). Противника надо наклонить, поломать, изгнать из общины, уничтожить: "Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер." (3 Цар.21:12-13). Если ума или смелости не хватает, чтобы победить в споре, то обижено отходит в сторону. Гордый никогда не признает себя проигравшем в споре или в конфликте. Будет вспоминать и навязывать разговор о предмете спора, и будет доказывать свою правоту любому встречному. Гордый не умеет проигрывать.
Гордость – мотив мысленных споров с теми, к кому у него неприятие. В этих спорах, он пытается себя возвысить или унизить объект спора и этим греет свои амбиции. В отношении соперника у гордеца всегда негатив – это обида, недовольство, раздражение, страх, внутренняя насмешка, гнев, отвращение. Для самого же мнимого соперника, причина, мотив неприятия его гордецом будет загадкой.
Гордец, как правило, является причиной конфликтов: "От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость." (Притч.13:10). Но никогда он не будет инициатором примирения. Гордый легко и непринужденно обижает ближнего, и после очень долго не извиняется. Гордец искренне вообще не извиняется, никогда. Для гордого извинение перед другим – это насилие над его личностью, невыносимое оскорбление. Если обстоятельства вынуждают гордого извиняться или каяться перед людьми, то он максимально снизит драматизм своего покаяния. Он не назовет точно свое согрешение; объявит о том, что слушатели тоже не ангелы; превратит свое покаяние в назидание или даже в обличение слушателей и т.п. Если гордецу человек публично сделал замечание по существу и гордец согласился и принял замечание на публике, то сам факт замечания он запомнил и не простит тому, кто делал замечание.
Если речь идет об извинении верующего гордеца перед общиной (такие вполне там могут встречаться), то его извинение будет приблизительно таким. В своем извинении просит забыть его проступок и продолжить общение, но при этом изо всех сил приуменьшает свою вину. Заявляет слушателям, что они тоже неправильные, что они такие же плохие, как и он сам, что они в общем тоже виноваты в его проступке. Заявляет, что и у них будут проблемы если не помирятся с ним. Что общение с ним важнее для них чем для него с ними. В начале в течение 20 секунд бегло, скомкано и приглушено звучит извинение, а затем полчаса демагогии. После таких извинений очень часто слушатели остаются в недоумении: “Так он извинился или нет?”
На гордеца можно воздействовать и его даже может изменить общественная оппозиция: насмешка, презрение, обструкция. Все это может подвигнуть его к изменениям, но может и не подвигнуть. Общественное отвержение человека есть образ Божьего отвержения человека. А это страшно. Несмотря на это гордецы, как правило, не меняются. Человек может искренне каяться в грехе, извиняться и снова совершать проступок. И его надо прощать. Так учит Христос. Но если не извиняется и не кается, то точно будет грешить и дальше. И это уже гордость.
По отношению к объекту зависти гордец никогда не успокоиться. С ним невозможно говорить с целью примирения, его невозможно увещевать. (Если его пистолет дал осечку, он собьет вас с ног рукояткой. Оливер Голдсмит.) После любых неприятностей, как только его попускает, он возрождается и поднимает голову, как возрождается из пепла птица феникс. Гордецу нужно быть наверху несмотря ни на что: "Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена."(Авв.2:4-5). Гордец не успокаивается потому, что не успокаивается сатана. А гордец движим сатаной. Гордец обеспокоен всегда: "И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать." (Быт.11:6).
Если гордому кажется, что поменяв свое мнение, он нанесет ущерб своему авторитету, то он не меняет свои убеждения или свои мнения. В споре будет стоять насмерть. Пусть реально его мнение даже трижды ошибочное. Особенно публично не меняет, даже если в сознании уже изменились представления. Тем не менее, если ему кажется, что надо рассуждать и говорить по-другому, потому что сейчас это важно для его авторитета, то он откажется от своих слов. У гордеца своя логика – ситуационная.
Знания, квалификация, опыт – это очень сильные искушения. Это то, что поощряет гордость: "О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает." (1 Кор.8:1). Люди запросто попадаются на такое искушение. И гордость расцветает пышным цветом. Гордый не воспринимает ближнего умелым, знающим или умным и не особенно прислушивается к ближнему. У гордеца позиция: “Как можно прислушиваться к тому, кто не достоин меня”. Гордый все знает лучше других. Гордый все понимает лучше других. Если это действительно так, то он – солнце, а собеседник – пыль на тротуаре. Он искренне верит в то, что он умнее и образованнее других. И также искренне не может допустить, что кто-то может его превосходить в чем-либо. Если же некто знает больше или понимает лучше гордого, то это для него драма: “Последнее время с ним что-то происходит. В этом человеке есть нечто ненормальное. Он какой-то странный, чудак, не наш, он, может быть, даже с психическими отклонениями. И, вообще, кто он такой?” Гордец приуменьшает интеллект или возможности того, кто его превосходит. Вот каким было отношение к Иисусу: “Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него.” (Иоан.12:37)
Конкурентов или соперников, какие бы важные идеи те не говорили, гордый слушает в пол-уха. Их материалы читает по диагонали. Если гордый что-то не понимает, то по его убеждению, этого не понимает никто. Такая позиция сохраняется, несмотря на то, каким убогим он является реально, в каком бы провинциальном болоте, в каком бы захолустье гордец не жил. Любое неравенство в гордеце порождает либо чванство (если он выше), либо зависть (если он ниже).
Гордость любит учить других, а сама учиться не любит. Гордость всегда превращает диалог в монолог. Гордец вещает. Осознает гордец или нет, но мотив его учебы – это превозношение. Он не учится ради высоких идеалов или ради эффективного служения ближнему. Когда он чувствует свое превосходство над окружением, то в учебе он застывает. Также перестает усердствовать в учебе и самосовершенствовании, если для этого требуется много усилий.
Если гордец не знает решения, не знает ответа на какой-либо вопрос, он все равно ответит и, при этом, пропиарит себя. Он повторит этот вопрос. Объявит этот вопрос очень важным – вселенским: “Если я его не понимаю, то не понимает никто”. Он вознесет его на уровень творения мироздания. Он его объективирует. То есть, если он не смог ответить, то это не потому, что у него не хватило ума или знаний. Это вопрос такой – невероятно сложный. На этот вопрос не может ответить никто. Точно такое же отношение у него к своим неудачам.
Дружба двух гордых возможна, но она очень хрупкая. Ситуация для каждого складывается такая: вместо того, чтобы собирать хвалу и комплименты, их надо отдавать кому-то. Искренние и справедливые люди рядом с гордецом не задерживаются. Доходит до того, что гордец их просто выдавливает из своего круга. Гордый в дружбе должен быть лидером. Иной вариант дружеских отношений ему не нравится. Хотя может быть и дружба с равным или даже с превосходящим его человеком, но это только в плане исключения. Дружба, обычно, продолжается до первого “что-то не понравилось” – до первого замечания, или до первого “непослушания”. Далее он уже не дружит. Он даже избегает того, кто ему не нравится. Дружба двух гордецов по ситуации, только если выгодно. Обычно гордец – одиночка и эгоист. Гордец ни с кем не дружит постоянно. Он плотской, а плоть не постоянна.
Гордец ненавидит лидеров. Будь то президент, премьер-министр, директор, пастор, проповедник, кто разбогател. И становится равнодушным к нему, если тот теряет свой статус, положение, богатство. Причина гордость и зависть. Как возненавидели некоторые подданные первого царя Израиля Саула сразу после помазания.
У гордеца негативное отношение к тому, кто, по его мнению, в чем-то его превосходит. Гордый завидует, если рядом некто другой, по его мнению, выглядит лучше. Он мысленно с ним спорит, преуменьшает его достоинства. Но так как, как правило, самоконтроль его не развит, его мысли иногда прорываются наружу и их можно услышать. С объектом своего мысленного препирательства гордец легко срывается на спор, легко такого человека обижает, отпускает шпильки и шуточки. Гордец, движимый завистью или раздражением, легко может предать ближнего. Можно не сомневаться, Иуда был гордец.
Гордые предъявляют высокие требования к ближним. Окружающие должны относиться к нему как ангелы – кротко, нежно, любя. Хотя он остается таким как есть, не предъявляя самому себе никаких требований. При этом если ближние и ведут себя как ангелы, он считает их людьми обычными, заурядными и убогими. Ангелом же считает себя.
Гордец не умеет встречать неприятности. В случае неудачи будет настойчиво объяснять причину неудачи. Гордый долго и настойчиво оправдывает свою неудачу или свой грех, оправдывает себя. Будет радоваться, если рядом с ним кто-то тоже согрешил или у кого-то неудача. Гордый страдает всегда незаслуженно, всегда по вине других людей. В момент, когда гордому наносят урон, ущерб, обиду – Бог всегда спит. Обижается гордый долго и гневается сильно.
Гордец остается гордецом независимо от того, в каких обстоятельствах он существует. Если он стеснен – беден, болен или обделен талантами, то это обиженный гордец. Если он не стеснен, а, наоборот, обладает чем-то, то – это вознесшийся гордец. Гордец со властью – тиран и самодур. Есть гордецы – мятежники, гордецы – предатели.
Гордый никогда никому не открывает свои существенные проблемы. Хотя по пустякам может ныть и жаловаться. В духовном плане у него всегда все хорошо. Гордый никогда не исповедуется перед другими. Гордый “никогда не согрешает” и потому нет необходимости исповедоваться. Хотя у него могут быть жалобы на недомогание или дискомфорт в быту. Человек, исповедуясь перед другими, смиряет себя. Гордый не умеет себя смирять. Гордость смиряется в отношениях с другими людьми. Но рядом с гордым нет достойных людей(!), людей, в отношениях с кем, можно было бы смиряться. Как быть ему несчастному?
Перед гордецом, как и перед всяким человеческим существом, постоянно встает выбор между добром и злом, между грехом и правдой, и он запросто согрешает. Только старается не показывать перед другими. Но в какой-то момент его грех, фальшь и лицемерие становятся видимыми всем.
Гордый не видит ни в себе, ни в других духовную личность. Гордеца раздражает идея о том, что Бог может кого-то любить больше, а кого-то меньше. Точно также его раздражает идея о том, что кто-то может любить Бога больше, а кто-то меньше. Эгоист и гордец не осознают себя духовно нищими: "Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!" (1 Кор.4:8). Свои потери всегда оправдывают людьми или обстоятельствами, чтобы не склонять себя перед Богом.
Гордец в других он видит только плохое, только плоть. Гордец по натуре подлый и всех тоже считает подлецами. Из-за этого он постоянно настроен на вражду. Он не допускает то, что люди могут быть порядочными и честными. Таких он считает слабаками и лохами. Гордец не разбирается в людях порядочных и добросовестных. Но различает сильных психологически и слабых и может даже управлять ими. Гордость – это неприятие в другом человеке слабости в любой форме. У него нет снисхождения к слабому.
Уверенность гордого только во внешнем отношении людей к нему. Он не имеет уверенности в себе или в Боге. Его уверенность в видимом, а не в невидимом. Душа гордого – это комплексы неполноценности, сомнения, страхи, обеспокоенность, обиды, раздражение, гнев. Обычно же гордец – труслив. Гордец по своему эмоциональному и волевому уровню – это подросток в переходном возрасте. Гордец боится сильного.  В своем развитии он застрял где-то там, между тринадцатью и пятнадцатью годами. Трусливым гордец возможно и не рождается, но таким обязательно становится. Неудачи, поражения в жизни – это он может быстро забывать. Но если всего этого – поток, то он унывает. У него нет внутренней силы, и он не будет смелеть и мужать, не будет расти духовно. Скорее в нем будет расти ожесточение и злоба.
Гордость – мотив многих человеческих страстей и слабостей. Гордость – причина сплетен; – причина карточных, компьютерных и прочих игровых зависимостей; – причина любых соревнований; – мотив любопытства.
Гордость постоянно стремиться узнать о себе нечто приятное: “Ты умный, ты умелый, ты сильный и т.п.” Гордость постоянно стремиться узнать о других нечто негативное: “Тот хуже, тот слабее, тот оплошал, того пристыдили и т.п.” В советах гордеца – команды, в вопросах – упреки, в сочувствии – злая радость, в комплиментах – зависть и насмешка, в молчании – ожидании похвалы.
Существует множество синонимов гордости – нувориш, парвеню, ханжа, мещанин, конформист, филистер, сноб. Эти определения несколько отличаются, но отличаются только тем, какие аспекты гордости в них усилены.
Снобы находят у себя что-то, в чем они превосходят окружающих: будь то счет в банке, машина, яхта, квартира, образование, дача или наличие способности к стихосложению, например. Снобы наслаждаются тем, что им нет равных, что они принадлежат к узкому кругу людей, владеющих каким-либо изысканным, уникальным предметом. Существует снобизм, основанной на глубокой убежденности человека в том, что он просто лучше, умнее, совершеннее или красивее другого. Бывает чувство превосходства возникает у людей, живущих в более развитой и богатой стране. Они с пренебрежением поглядывают на жителей стран третьего мира и говорят: "Слава тебе Господи, что мы родились в Америке!" Иногда религия способствует духу снобизма. Ничто больше не может поднять настроение, как убежденность в том, что он, исповедующий данную религию, попадет в рай, а его сосед - в ад. ( Бочарова Татьяна С Кто есть сноб? Источник здесь.)
В зависимости от того, какие в человеке есть еще страсти, гордость может быть с вариациями – скрытая или явная; тихая или наступательная, агрессивная; образованная или невежественная; религиозная или мирская; жадная или щедрая, хотя щедрость – это только средство впоследствии восполнить и приумножить затраты; упрямая или уступчивая, но уступчивость с умыслом; публичная или уединившаяся, хотя последнее – это редкость как цветущий папоротник. Несмотря на изобилие обличий гордости, есть люди, которые научились ее распознавать. Но полезно всем научиться распознавать гордость и в других, и в себе, прежде всего, в себе и избавляться от нее.
Главный признак поддельной святости - это недостаток смирения. Каждый стремящийся к святости должен быть настороже, чтобы то, что было начато в Духе, не преобразилось, пусть неосознанно, в плотское, чтобы гордыня не проявилась там, где мы меньше всего ожидаем этого. (Эндрю Муррей).
“Зримая” церковь, как это ни печально признавать, была расколота теми, кто требовал от других полного согласия со своими взглядами, а в противном случае отлучал “непокорных” от общения. Таковые возвели свои мнения в статус догматов, и всякий, кто не был согласен с ними, становился изгнанником. (Рональд Кук. Обзор истории и методов толкования Библии. Стр. 139). Это были гордецы с мирским характером. К Церкви Христовой они не имели никакого отношения.
Вот еще цитата известного христианского автора.
Христианство право: именно гордость порождала главные несчастья в каждом народе и в каждой семье с начала мира. Другие пороки могут иногда сплачивать людей; так, среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, вы можете обрести веселых приятелей. Но гордость всегда означает враждебность — она и есть сама враждебность. И не только враждебность человека к человеку, но и человека к Богу.
В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а, следовательно, и того, что в сравнении с Ним вы — ничто, вы вообще не в состоянии познать Бога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости. Ведь гордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз: как же увидеть ему то, что над ним!

Тщеславный человек жаждет похвалы, аплодисментов, обожания и всегда напрашивается на комплименты. Это недостаток, но недостаток детский и даже, как ни странно, не очень вредоносный. Он лишь показывает, что полностью довольствоваться самообожанием вы пока не можете. Вы еще достаточно цените других людей, чтобы привлечь их внимание. Иными словами, вы еще сохраняете в себе человечность. Воистину черная, дьявольская гордость приходит тогда, когда вы начинаете считать всех остальных настолько ниже себя, что вас уже не волнует, как они о вас думают. Подчас нам действительно не следует обращать внимание на мнение людей, если в своих словах и поступках мы руководствуемся правильными соображениями, тем более что для нас несравненно важнее, что об этом думает Бог. Но гордый человек не обращает на других внимания совсем по иной причине. Он говорит: «Почему я должен добиваться аплодисментов этой толпы, как если бы мнение всех этих людей имело какую-то ценность? Да если бы оно и было так, я не тот человек, чтобы краснеть от удовольствия при комплименте, словно девчонка, впервые приглашенная на танец. Я — самостоятельный взрослый человек. Все, что я сделал во имя своих собственных идеалов, я сделал или потому, что одарен артистическим складом ума, или следуя традициям моей семьи, короче, потому что я такой, какой я есть. Толпе это нравится? Ее дело! Для меня все они — ничто». В подобном случае настоящая, достигшая предела гордость может выступать противницей тщеславия. Как я сказал выше, дьявол любит лечить мелкие недостатки, подменяя их крупными. Стараясь излечиться от тщеславия, мы не должны звать на помощь нашу гордость. (Клайв С. Льюис. Просто христианство)
Но природа не только каждого смертного одарила личным тщеславием -- она постаралась снабдить народы и даже отдельные города некоей общей Филавтией. Поэтому британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол. Шотландцы тешатся своим благородством и родством с королями, а также тонкостью ума. Французы только себе приписывают приятную обходительность. Парижане уверены, будто они превыше всех стоят в науке богословия. Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами. Этой блаженной мыслью более всех проникнуты римляне, которым доселе снятся приятные сны о древнем Риме. Венецианцы счастливы сознанием своего знатного происхождения. Греки мнят себя творцами всех наук и приписывают себе достохвальные деяния древних героев. Турки, это скопище настоящих варваров, притязают на обладание единственно истинной религией и смеются над суеверием христиан. Но куда слаще самообольщение иудеев, которые доселе упорно ждут своего Мессию и цепко держатся за Моисея. Испанцы никому не согласны уступить в том, что касается воинской славы, Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии. (Эразм Похвала глупости).
На Вопрос: «Как распознать в себе гордость?» Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
- Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле.
Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.
- Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.
- Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.
- Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
- Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко. Источник здесь.

Вот примеры гордости из Библии.
"Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?" (Чис.16:1-3).
"И сказал им Иеремия пророк: слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим, и все, что ответит вам Господь, объявлю вам, не скрою от вас ни слова. Они сказали Иеремии: Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой: хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего, к Которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего." (Иер.42:4-6). "...Тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: "не ходите в Египет, чтобы жить там";" (Иер.43:2).
Первосвященники отпустили Варраву, а не Иисуса. Хотя Варрава был явным преступником. Они повели себя как гордецы и эгоисты. Лично им Варрава ничего плохого не сделал. Они же не были едины с Богом. И грех против Бога их не беспокоил. А Иисус своим служением досаждал им лично. Ему завидовали.
Гордость не позволяет признать истинный источник своих возможностей – Бога. И поэтому искренне не служит ни ближнему, ни Богу. Гордость не особенно уповает на Бога и старается всего добиться своими собственными силами. Когда же результат не достигается, то к гордецу приходит уныние, озлобленность и зависть. Мотив зависти – нереализованные амбиции. А если амбиции реализуются, то на смену гордости придет презрение ко всем. Но Бог гордым противится и гордеца постигает падение. И душу его заполняет обида на всех. Тяжкий и извилистый путь гордеца.
Гордец не задумывается о том, что Бог есть наша истинная сила. Гордость препятствует духовному росту. Гордец не растет духовно. Гордость мешает человеку признать себя грешником и обратиться к Богу с покаянием. Гордый не признает то, что он гордый. Если даже осознает свою слабость, если даже предпринимает попытки к исправлению, то изменения все равно происходят медленно, в течение столетий. Только Господь может изменять гордеца эффективно. Таким образом, гордость является стеной между нами и Богом. Бог гордецу противится и поэтому мир Христов на нем не пребывает. Он существенно ограничен в благодати Божьей. Гордец обеспокоен. Из-за этого он заряжен на поиск удовольствий плоти. Для него – это есть утешение. Это есть суррогатная замена покоя и утешения, которые может дать Бог. В противовес гордецу, духовная смиренная личность – спокойная, мирная, благодушная.
Гордец – это крайнее проявление неисполнения заповедей Господа. "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:" (Мф.22:37), – гордец не любит Бога. "...Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;" (Мф.22:39), – гордец не любит ближнего. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." (1 Кор.13:4-8), – гордец немилосерден, завистлив, превозносится, гордится, бесчинствует, ищет своего, раздражается, мыслит зло, радуется неправде, не радуется истине, ничего никогда не прощает, нив чем и никому не верит, ни на что не надеется, ничего не переносит и не долготерпит. Любовь к ближнему у него никогда не начинается. Хотя проявление всех этих негативных качеств может быть скрыто и весьма искусно. Гордость ведет к разделению с Богом.
Гордец искренне никому ничего не прощает, никогда. Перед гордецом извиняйся или не извиняйся, примирения не будет. Ты ему не нравишься, и ты ему уже не нужен, и это главное. Христос это понимал и не пытался оправдать Себя: “…и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;” (Лук.22:67)
Гордость по отношению к Богу если:
  • Человек ставит выбор Богу – если Ты сделаешь, то и я, если Ты не сделаешь, то и я не сделаю.
  • Человек спрашивает Бога: “Зачем так сделал? Зачем Ты это делаешь? Что Ты сделал?”
  • Человек предлагать решения, как Богу следует поступить.
  • Человек упрекает Бога за то, что в мире есть зло.
  • Человек обращаться к Богу только в случае нужды. Это отношение к Богу как средству, которое обязано обеспечить человека всем необходимым.
  • Человек не признает существование Бога: "В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!" Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: "не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла";" (Пс.9:25-27).
Бог воспитывает человека и лечит от гордости: "...Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;" (Пс.72:3-7). Иногда Его воспитание может быть весьма жестким: "Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -" (Иов.33:14-19). Если же человек не меняется, то его ждет погибель: "Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость." (Притч.11:2), – "Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь." (Притч.29:23), “Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.” (Притч.16:5).
Библия учит: "Погибели предшествует гордость, и падению - надменность." (Притч.16:18). Это как? Вот одна из Божьих схем. Человек родился и постепенно входит во взрослый мир. Если в его характере закрепится, зафиксируется гордость со ее “гранями” – тщеславием, упрямством, пренебрежением к людям и т.п., то Бог приспускает над человеком Свою защиту и к нему приближается сатана. А тот улавливает человека в свои сети. Сетями его есть неконтролируемые страсти, пагубные привычки, зависимости. Наиболее распространенная из них есть пьянство – алкогольная зависимость. Пьянство разрушает человека как личность, как творение Божье, разрушает организм. Разрушается его среда – семья, круг друзей и родственники. Человек теряет работу, крышу над головой. И чем сильнее гордость, тем дальше человек прошел по этому пути, тем более он “преуспел” в этом “росте”. Кроме пьянства в лапах сатаны есть и другие средства – наркотическая зависимость, зависимость от азартных игр, неконтролируемые сексуальные влечения, сексуальные извращения и т.п. Все это и “обеспечит” падение.

Еще один аспект гордости. Гордость в развитой форме – это зависимость сродни наркотической. Душа гордеца ежедневно, а то и ежечасно требует дозу. Ему требуются постоянные победы. Ему постоянно надо кого-то унижать, смирять, обижать. Гордецу постоянно требуется превозносится над кем-то. Не просто осознавать свое превосходство, но регулярно подтверждать большими или маленькими победами. Потому он постоянно проявляет акты психологической агрессии. Каждая победа большая или маленькая приносит ему удовлетворение. Проходит время и для гордеца снова нужна доза как для алкоголика и наркомана. Таких людей называют энергетическими вампирами. Но они не вампиры. Ни от кого они энергию не отнимают. О них так думают потому, что энергия уходит от того, кого унижают или “побеждают”. После схватки энергия действительно уходит, но не к гордецу. Гордец тоже в накладе. Он тоже теряет силу, но получает удовлетворение. Удовлетворения немного. Он только временно утоляет жажду превосходства. Утоляет подобно тому, как пьяница временно утоляет жажду алкоголя. Утоляет подобно тому, как наркоман только временно утоляет потребность в наркотике, порождаемую наркотической зависимостью. Его удовлетворение – это суррогат реальной духовной силы, благодаря которой живет человек. Тот же, кого гордец атаковал, просто потерял энергию. Вопрос только в том, как много. Молодые физически здоровые люди не обычно замечают этих потерь, кроме испорченного настроения, но те, кто постарше или наблюдательнее – отмечают потери – утомляются или истощаются. Сама же схватка характеризуется тем, что “обсуждаемая” гордецом тема совершенно для него не имеет значения. Хоть тема извлекается из отношений между гордецом и его соперником. И тема, и слова в этой схватке – это только оружие. Если реальной темы для обсуждения нет, то гордец выдумает ее, – высосет из пальца. Поэтому, если есть возможность, то от таких схваток надо уходить как можно скорее. Пусть гордец извлекает свою дозу от других людей или в другой ситуации, – пусть постучится головой об стенку.

В каком бы коллективе гордец не оказался, он всегда работает на себя. В команде и на команду он будет работать только тогда, если есть стопроцентная гарантия того, что неудача команды будет и его личной неудачей. Иначе, чтобы не происходило, он будет превозносится и подавлять тех, кто рядом. Даже если такое поведение вредит работе, проекту, совместному спасению, отвращению угрозы. На общие цели команды ему всегда наплевать.
В большей или меньшей степени каждый гордец – наркоман. Если у гордеца случаются успехи, то у него усиливается зависимость от них и от публичности, которую они ему обеспечивают. При этом для него не имеет значения реальная ценность или значимость его успехов. Тяга к публичности усиливается, а внутренние сдержки слабеют. Также усиливается пренебрежение как к ближним, так и к дальним. Тяга к тому, чтобы быть в центре толкает его в лучшем случае к эпатажу (купание в фонтане, спускание штанов, публичное членовредительство и т.п.), в худшем случае к преступлениям (поджоги зданий, теракты и т.п.)
Гордец не будет воевать с ближними только в том случае, если эта его война влечет гарантированный его проигрыш. Иначе, во всех иных случаях, он будет добиваться победы. Любую неопределенность в конфликте, в ситуации он истолковывает как шанс на победу. Гордец как правило не просчитывает результаты, да и не может. Его поведение исключительно рефлексивное – увяжемся в схватку, а там посмотрим.

Как вести себя рядом с гордецом? Если это знакомые, друзья, дальние родственники, то расставаться без сожалений. Если гордецами оказываются люди, с которыми так просто не расстанешься, – это родные, начальники или хозяева, сотрудники, то:
  • Терпеть.
  • Не трогать никаким образом – замечаниями, вопросами, насмешками и т.п.
  • Не пытаться изменить.
  • Угождать, тем не менее. Откликаться на просьбы.
  • Угождать, но не прогибаться, чтобы делать грех.
  • Просить Бога об изменении их характера, об их устранении из своего окружения о том, чтобы изменилась обстановка вокруг,
  • Просить Бога о своей выдержке, о том, чтобы в своей душе была милость.
Колесник Валерий
11 ноября 2008 г.

Адрес блога
Похожие тексты.
Поездка на семинар. Здесь.
Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь.
Стиль поведения молодежного религиозного лидера. Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий