Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

четверг, 17 марта 2016 г.

Рабская психология VS христианство


Рабская психология VS христианство

В общественном сознании существует понимание того, что рабская психология (рабский менталитет) – это плохо. Четких ответов на вопросы “Что такое рабская психология?”, “Кто носитель рабской психологии?” – нет. С этими понятиями соотносят все плохое, что может быть в человеке.
Например,
Как разглядеть раба? Он там, где лизоблюдство и холопство, угодничество и приспособленчество, ложь и лицемерие, а главное, отсутствие всякого достоинства. Как распознать будущего раба: погладьте раба по голове - он наглеет. Еще одно качество, которое отличает человека с рабской психологией - это продажность. Его можно купить и подкупить. Он с легкостью продает и продается, становясь тем самым человеком, весьма ненадежным. Источник здесь.
Или еще:
Действительно, массовое равнодушие, жлобское потребление, неуважение ни к ближним ни к самим себе, тотальное бескультурье, необразованность и склонность к коррупции и воровству. Это очень удобная среда для роста тоталитаризма. Но должны быть и мощные силы, которые этот тоталитаризм смонтируют и использует пороки населения. И эта сила -- чекисты (потомки палачей сталинизма - ленинизма: Дзержинского - Ежова - Берия). И у этих чекистов есть верховный "жрец фашизма" - Путин. Источник здесь.
Ключ к пониманию этого феномена есть в Библии, в притче о талантах. Больше здесь. В этой притче Бог связывает возможность и ответственность в виде принципа или закона. Бог показывает людям, что именно Он дает человеку возможности, и именно Он определяет человека ответственным за использование этих возможностей. Из этого принципа и выводится понимание того, что такое рабская психология.
В сознании человека соотношение возможностей и ответственности за них как правило нарушено. Иногда люди берут на себя ответственность за достижение цели, не имея для этого возможностей. Но более распространенный случай, когда имеют возможности, но не хотят брать на себя ответственность за их использование. Вот такие люди и являются носителями рабской психологии.
Такие люди отдают право принимать решения другим: “Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею.” (Втор.15:16-17). Эти люди готовы повиноваться другим. В таком подчинении не было бы ничего предосудительного, если бы человек честно исполнял свои обязанности. В его подчиненном положении есть его возможности, и он за них отчитывается честным трудом. При этом Божий принцип не нарушается.
Если подчиненный готов повиноваться начальнику и хозяину и при этом ведет себя как существо второго сорта – пресмыкается, заискивает, угодничает – это его выбор. Он просто неинтересен. На него никто никогда не будет обращать внимания.
О рабской психологии подчиненного начинают говорить тогда, когда подчиненный начинает вести себя и по отношению к хозяину, и по отношению к ближним нечестно. Когда в душе человека хитрость, подлость, иждивенческий настрой. Когда человек живет по принципу: "Жираф большой - ему видней!" То есть, пусть начальник принимает решения, пусть переживает за свой бизнес, пусть у него голова пухнет от напряжения – меня это не касается. Но вот жить такой человек хочет не хуже начальника. Столоваться хочет не хуже жирафа. Внешне такие люди ведут себя угождая и подчиняясь, как могли бы вести себя рабы, но вот внутренняя их жизнь наполнена подлостью, предательством, продажностью. Такие люди используют и унижают тех, кто ниже их, кто слабее их. В их сознании нет ответственности ни перед кем – ни перед людьми, ни перед Богом. Вот в этом их рабская душа, рабский менталитет. Вот в таком характере отсутствует достоинство свободного человека. Сочетание негатива в таком характере многообразно, как в детском калейдоскопе. К этим людям относятся определения совок, халявщик, люмпен, жлоб.
Если люди – это результат эволюции, то почему сформировались две группы людей – с чувством ответственности и без него? Теория эволюции не дает ответа на этот вопрос.
Убеждения раба такие: “Они должны нам зарплату, пенсию, субсидии, тарифы, райские кущи”. Свое (как-бы) они требуют громогласно, ссылаясь на закон, на совесть и т.п.
Евреи вышли из Египта и требовали мяса: “Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;” (Чис.11:4,5).
Шариков хорошо знал свои права:
- Ну уж, знаете... Если уж такую подлость!.. - вскричал Филипп Филиппович по-русски. - Имейте в виду, Шариков... господин, что я, если вы позволите еще одну наглую выходку, я лишу вас обеда и вообще питания в моем доме. Шестнадцать аршин - это прелестно, но ведь я вас не обязан кормить по этой лягушачьей бумаге?
Тут Шариков испугался и приоткрыл рот.
- Я без пропитания оставаться не могу, - забормотал он, - где ж я буду харчеваться?
(М.А. Булгаков. Собачье сердце.)
Но они хотят больше и если не получают желаемого, то берут сами. Но берут подло, по-рабски, – воруют. Воруют у хозяина, у государства. Все постыдные дела раба скрыты – воровство, лень, использование хозяйского имущества.
Раб отдает право властвовать господину, и недопонимает, что с него – с раба сдерут в 2 или три раза больше. И он будет обманут. И наступает разрыв шаблона. И после этого раб запросто идет на нарушение закона.
Геннадий Гудков
Ну, теперь, кажется, приплыли. Кризис поразил страну всерьёз и надолго. В лучшем случае — долгая деградация, в худшем — ещё хуже. А теперь скажите, помогла Вам, гражданам России — тем, что являются оплотом власти — ваша слепая вера во всемогущего «барина», который всех рассудит и всем все проблемы решит? А что с вашим кредо «мы вне политики»?
Накормило — напоило оно вас, сохранило бизнес, помогло двинуть вперед науку, образование, медицину? Привело к «прорывным» открытиям или созданию щедевров в музыке, литературе, живописи и архитектуре? Обеспечило стране и вашим семьям желанную стабильность, уверенность в завтрашнем дне, чувство защищённости и безопасности?
Скажете, не всё так плохо? Конечно, всё и везде не может быть плохо, но в целом страна, как бы это помягче, попала в ... очень неприличное место.
Ну что же, раз Вы по-прежнему вне политики, тогда политика идет к Вам, практически уже пришла: действительно грязная, уродливая, дурно пахнущая гнилью разложения и деградации. И мы с Вами её такую, увы, заслужили! Источник здесь.
Люди пытаются определить, когда и как в сознании человека зарождается психология раба или безответственность.
Советская власть ликвидировала самоуправление полностью, на три поколения, которые стали считать: то, как я живу, зависит только от начальника. Две беды у России, но не «дураки и дороги», а – исторически – иждивенчество снизу и патернализм сверху, они порождают друг друга. Сидит наверху большой начальник: жалко людишек-то, они ж как дети малые, неразумные, за ними глаз да глаз, но жалко, надо что-то сделать для них. А снизу: раз от меня ничего не зависит, а зависит от того, как они там все решат, то и дергаться нечего. Вдобавок взаимное недоверие. Сверху – «жуликоватый у нас народишко, однако», а в ответ, снизу – «начальники сплошноё ворьё, и чем выше сидит, тем больше ворует». Мы не изжили, да и не пытаемся изживать, ни патернализма власти, ни иждивенчества населения.Источник здесь.
И еще:
Блог Андрея Кончаловского
Отсутствие частной собственности у русского человека исторически лишило его ответственности. Потому что люди, которые не имели земли, крестьяне бежали на юг, в сторону Запорожской Сечи, там была частная собственность. У русских же крестьян была община, общая земля, которая тоже не принадлежала им, но был чёрный передел, то есть русский крестьянин не имел земли, которая бы передавалась по наследству его детям. На следующие два года он мог получить другой кусок земли и поэтому он и не особо пестовал её. Понимаете, человеку надо иметь что-то своё, чтобы передать своим детям, которые передадут своим и так далее. Вот это и есть источник первый, первопричина для собственника – это моё, я это возделываю. А тут получается, что потом было крепостное право, закрепляющее человека на не принадлежащей ему земле. Ну а раб, раб не имеет ответственности. Это что касается истории.
Религиозные корни
Лев Толстой написал по этому поводу: «…в периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением». Мне тоже кажется, что православный Бог очень добр, прощает многое, если искренне раскаяться на исповеди. Может быть, здесь и коренится какое-то лёгкое отношение к закону. Нарушение, которое православного человека в итоге не приводит ни к Божьей, ни к кесаревой каре. То есть ответственность индивидуума перед Творцом невысока, и планка снижена очень. И это тоже одна из причин, почему у русского человека такое низкое чувство ответственности… Источник здесь и здесь.
Но это занятие – искать корни безответственности – и бесперспективное и неблагодарное. Ведь каким-бы не был человек убогим, он все равно какие-то решения в жизни принимает. Соль в чай не сыплет. Проблема в другом. В том, что раб не хочет принимать важные решения – между добром и злом. Раб не хочет видеть рядом с собой людей. Он видит рядом с собой только подлецов, хамов, воров, скотов. Естественно, что он ни перед кем не испытывает никакой ответственности и никому служить не намерен. Но нет ответственности – не будет и возможностей. Картина будущего для раба всегда мрачная.
Саша Черный
Если моя память мне ни с кем не изменяет, то на 2 молодых человека, желающих заниматься бизнесом, приходится 8, кто хочет быть чиновниками, полицейскими или работать в госкорпорациях (в офисах, разумеется).
С русского на русский это переводится как отношение тех, кто хочет производить к тем, кто желает жить за чужой счет. 8 больше чем 2.
С крахом российской распределительной системы и демонтажем колосса государственного монополизма, никуда не исчезнет несколько десятков миллионов людей с мышиными умственными способностями, холуйским нутром, сильнейшим желанием сидеть на чужой шее и привыкшие к подачкам. В рыночных условиях они окажутся совершенно НЕ конкурентоспособны.
Поэтому те, кто по моложе собьются в банды или пойдут на панель, кто постарше - будут бомжевать или калдырить. Будет гораздо жестче чем в 90-е. Ибо тогда был весьма существенный пласт инициативных, образованных или просто оборотистых людей, кого совок здорово научил выживать.
Но наш народ непобедим и за 20 лет воинствующий люмпен, который сменил спортивные костюмы на чиновничьи портфели и ментовские погоны, закатал в асфальт почти всю деловую активность. Источник здесь.
Какое-то восприятие мира, какое-то мировоззрение есть у каждого человека. Вопрос в том, как много в мировоззрении человека любви к ближнему и любви к Богу. Как много в мировоззрения той же ответственности. Чем больше в сознании человека Учения Христа, тем меньше в нем раба, тем слабее в нем рабская психология. Чем больше в сознании человека Учения Христа, тем сильнее в человеке творческое начало, тем увереннее и точнее он принимает решения. Бог Творец и Его дети тоже могут и должны творить. Чем больше в сознании человека Учения Христа, тем сильнее в нем чувство собственного достоинства. Хотя в религиозных конфессиях полно людей с рабской психологией.
Люди говорят о протестантской этике. Но нет никакой протестантской этики. Говорят об европейских ценностях. Но есть нечто более высокое, и более значимое чем европейские ценности. Есть мировоззрение на основе Учения Христа, мировоззрение, наполненное любовью к ближнему и к Богу. Можно только говорить о степени наполненности сознания человека этим Учением. Можно говорить о том, насколько поведение человека близко к тем высоким стандартам, что устанавливает Нагорная проповедь. Вот чем должно наполнится сознание каждого человека.
В украинском обществе уровень безответственности достаточно высок. Это значит, что украинцы тоже не спешат расставаться с совковой рабской психологией, с иждивенчеством, с упованием на власти. Нашему обществу предстоит наполнить свою душу любовью к ближнему, упованием на собственные силы и на Бога, оптимистическим настроем и готовностью к упорному и творческому труду. Каждому в нашем обществе предстоит окончательно выдавить из своей души совок, иждивенчество и рабскую психологию. В этом основа нашего достоинства, уважения и самоуважения.
Колесник Валерий
17.03.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий