Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

пятница, 1 апреля 2016 г.

Воздастся! Кем воздастся?


Как правило, каждый вменяемый человек имеет личный опыт – зло возвращается. Чуть меньше люди обращают внимание на то, что и добро возвращается. Объяснения этому феномену существуют различные – карма, закон бумеранга, "Бог шельму метит", "отложенный штраф". Если такой закон существует, то откуда он?  Эволюционно возник? Сам по себе? Такое объяснение просто глупость. Иногда ссылаются на космос, некие законы Вселенной. Но такое объяснение предполагает существование некоей духовной субстанции.
Но если верить этим фантастическим объяснениям, то уж лучше верить Богу, который сказал: “Что посеет человек, то и пожнет”.
Эти слова из Библии. Они повторяются людьми едва ли не чаще всех остальных: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:" (Гал.6:7). Их ещё называют принципом или законом сеяния и жатвы, а также законом воздаяния. Люди повторяют этот принцип, но, во-первых, недопонимают его во всей полноте и неотвратимости, во-вторых, очень слабо учитывают его в своей жизни. А многие люди скорее совсем его не учитывают в своих делах и своих поступках. Даже в миру люди знают о существовании этого принципа: "...Ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему." (Иов.34:11). Даже в миру люди иногда осознают, что какие-то из неприятностей есть результат их поступков в прошлом. Они могут ошибаться, но, рассуждая так, движутся в правильном направлении. Иногда такие размышления ведут людей к Богу.
Есть много различных обстоятельств и условий в том, как реализуется этот принцип в жизни, как происходит сбор урожая. Мы, христиане, должны знать, что событий и обстоятельств в нашей жизни, которые являются реализацией этого принципа, значительно больше, чем мы себе представляем. Этот принцип учитывает и влияет, прежде всего, на нашу душу. Он действует в нашей жизни значительно тщательнее, чем мы можем себе представить. Это вся наша жизнь.
Уже с первых глав Библии Господь учит принципу воздаяния за грех на примере одного из тяжких и отвратительных грехов – убийства: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию." (Быт.9:5-6).
В Библии есть впечатляющие примеры того, как этот принцип был реализован. Первый пример – убийство Навуфея: "Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер. Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение. И было слово Господне к Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение; и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь"." (3 Цар.21:15-19). Хоть убийство было реализовано не руками Ахава, но Бог точно называет инициатора, первопричину и главного виновника. И вот результат реализация Божьего принципа: "А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу. И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю! И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек." (3 Цар.22:34-38).
Следующий пример действия принципа сеяния и жатвы: "...Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем." (2 Цар.12:9-12). Результат – гибель Амнона и Авессалома, бесчестие Фамари. И вот ещё результат: "И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою. И поставили для Авессалома палатку на кровле, и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля." (2 Цар.16:21-22).
Один из примеров того, как действовал принцип воздаяния за убийство можно найти в ранней истории Израиля. Убийство невероятное и неправдоподобное по своей бессмысленной жестокости: "И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома Ваалверифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним. И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся." (Суд.9:4-5). Не долго пришлось ждать того, как Господь начал действовать в соответствии со своим принципом: "Авимелех же царствовал над Израилем три года. И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху, дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих." (Суд.9:22-24). Авимелех же лично получил следующее: "Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер." (Суд.9:52-54). Это позорная смерть для воина. Абсурдная дикая жизнь и позорная смерть. Но на то была воля Господа: "Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих. И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова." (Суд.9:56-57).
Дополнительное назидание в этой истории в том, что жители Сихема и Авимелех объединились, скооперировались на зло. И в результате между ними произошло разделение. А это тоже одно из проявлений принципа “что посеешь, то и пожнешь”. Объединились для греха – огорчили Господа, то пришло и им огорчение по воле Божьей. Именно этому учил Бог первых людей. Змей и женщина скооперировались и совершили грех. Скооперировались для того, чтобы совершить преступление перед Богом, то Бог послал им как наказание – разделение: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту." (Быт.3:15). И этому принципу Бог учит человека в Библии.
"Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством." (Ис.19:2).
"Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;" (Пс.54:10).
"Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их." (Зах.11:6).
"Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его." (Мих.7:5-6).
В настоящее время не надо далеко ходить за примерами. Сколько собутыльников лишают друг друга жизни. Перед выпивкой – “земеля”, “дружбан”, Колян, Вован, а в конце выпивки – за последние 50 грамм проламывают друг другу черепа.
Есть о чем задуматься также нашим современным политикам. Предательство – это результат того, что ранее была кооперация для обмана. Возможно, что есть среди политиков искренние и преданные народу люди, но когда поголовно все представители партии говорят то¸ что им сейчас выгодно и их слова не соответствуют тому, что говорилось перед выборами, то очень трудно поверить в чью-либо искренность перед людьми. Более вероятным есть утверждение: “Политик – это человек, который смыслом своей жизни сделал обман”. Но, обманываешь, значит будешь обманут. И будет очень горько. От боли сгорит душа.
Если человек делал зло, обманывал, грабил, убивал, то совсем не обязательно, чтобы для его боли производилось подобное зло. Бог силен сделать его мнительным, трусливым, ранимым. Такой человек будет бояться и шарахаться от мнимых, нереальных страхов.  Он будет стеснен от того, что ему кажется будто бы кто-то намерен сделать ему зло: "Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его." (Притч.28:17). Человек делающий зло – грабитель, убийца – будет бояться насилия даже там, где ему не угрожают. Его жизнь будет кошмаром: "Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его." (Иов.18:5), – и – "Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда." (Иов.18:11). Пример этому жизнь Ирода: "...И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им." (Мф.14:2). Это также есть различные психозы и нарушения психики – афганский синдром, чеченский синдром и т.п.
Бесчисленное число раз Бог провозглашает принцип сеяния и жатвы:
"...Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;" (Втор.32:21).
"Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале." (1 Цар.15:33).
"...Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали." (1 Фес.4:6).
"...Возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается." (Пс.108:17-19).
"И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте моей пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его." (2 Цар.22:25-27).
"Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение." (Рим.13:2).
"Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами."  (Исх.22:22-24).
"Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна." (Деян.26:14). Иными словами, “Своим упрямым противлением Мне ты только порождаешь себе проблемы”.
 Украл деньги или отнял имущество не важно у кого, у человека, у организации, у государства (не важно у кого, важно то, что взял не своё), значит будут и у тебя потери. “Урвал” на работе лишнее, не пойдет на добро, и позже будут недоумения: “Куда все подевалось?” Получил взятку, и это Господь не оставит без внимания. Позже будет потеряно на болезнь, на ремонт машины после ДТП, и т.п. И потеряно будет значительно больше. Раньше или позже это уже не существенно, через день, через месяц, через год или через двадцать лет.  "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло." (Еккл.8:11) – закон пока ещё не отменен.
Действием этого закона Бог постоянно учит человека и о неотвратимости наказания, и об источниках зла, и пониманию добра и зла. Человек, делающий плохо и больно другим, узнает, как оно и на себе, на своей шкуре. У большинства заключенных формируется сильнейший комплекс неполноценности. Это результат немилосердного отношения к ближнему. Человек не видит в ближнем личность достойную любви, то и сам оказывается для себя личностью не достойной любви. И при такой самооценке, он всегда будет себя стараться идентифицировать, утверждать, возвышать.
В Новом Завете боль и стеснение рассматривается как воспитательная мера: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр.12:6-7). Более точное значение начальных слов в стихе – “Вы терпите ради воспитания и улучшения”. Здесь использовано греческое слово Paideia (παιδεία), которое переведено на русский язык как “наказание”. Оно подразумевает инструктирование, тренировку, исправление и исправительное наказание. Или, иными словами, Paideia обозначает «воспитание со всей необходимой строгостью». Это воспитание подобное тому, которое получали и получают дети в закрытых престижных школах. О них заботятся, их кормят, одевают, учат профессии, необходимой в дальнейшей жизни, воспитывают и, при необходимости, наказывают. Естественно, что Божья школа более полезная, более милосердная и более строгая. "Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его." (Евр.12:10). Родители готовят ребенка к земной жизни, и воспитывают как умеют, а Господь готовит нас к вечности и поэтому Его воспитание более строгое, точнее, более действенное.
Порой Господь исправляет человека, допуская ему боль, чтобы сделать его совершенным. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности(Евр.12:11). Если, временно, с точки зрения анализа текста, опустить в этом стихе описательное определительное предложение: “...В настоящее время кажется не радостью, а печалью;” и дополнение: “...Но после наученным через него, – то становится более ясной идея: Всякое наказание... доставляет мирный плод праведности.Именно всякое, каждое наказание предназначено для воспитания в человека праведности, правильного характера, для совершенствования человека, для формирования его праведности. Опущенные придаточное предложение и дополнение в тексте не искажают эту идею, но несколько затеняют. Слово “paideia” обозначает инструктирование и, именно, исправительное наказание, которое может быть причиной боли и тягот. То есть, всякая боль и проблема для человека – это воспитание человека.
Не все человеческие грехи всегда направлены конкретно против человека, но все свидетельствуют о неповиновении Богу. Грешишь – ранишь сердце Господу: "… Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу." (Деян.5:4), – твоему Творцу и Создателю. Господь не останется безразличным к поступкам человека:
"Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным." (Притч.16:5).
"Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф." (Иер.2:19)
"За то, что ты не вспомнила о днях юности твоей и всем этим раздражала Меня, вот, и Я поведение твое обращу на твою голову, говорит Господь Бог, чтобы ты не предавалась более разврату после всех твоих мерзостей." (Иез.16:43).
"...Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие," (Еф.2:3).
"Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!" (Рим.2:9).
Отвечает на зло и Господь, но отвечает воспитательными мерами, а не как немилосердный судья: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;" (Пс.102:8-11). Господнее воспитание человека милосердное, естественное и неотвратимое. Принимает ли человек это воспитание или нет – это и есть свобода выбора человека.
Но что важно для нас это то, что зло вернется в нашу душу. Из души вышло, в душу вернется. Как добро, так и зло рождается в сердце в душе: "...А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека;." (Мф.15:18-20), – и – "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека." (Мк.7:21-23). Поэтому Господь воспитывает и шлифует, прежде всего, нашу душу. В душе рождается зло, в душе оно и должно умереть. Но если не умерло, то реализуется в поступке. Господь применит воспитательную меру и зло вернется к человеку: "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее." (Ос.8:7).
Если человек сам себя оправдывает, то в этом проявляется его гордость. Но Господь гордым противится. Господь не останется безучастным к поведения такого человека. Вполне Господь может человеку допустить искушение, исход которого не известен, может допустить ситуацию, в которой он согрешит. Тем самым Господь показывает самоправеднику его греховность и беспомощность без Бога. И будут у самоправедника огорчения.
Обстоятельства, в каких живет человек, Господь создает Своим Провидением. Ничего случайного не происходит в жизни человека. Ничто не может случиться с человеком мимо воли Божьей. Своей волей Господь подводит к нам или отводит от нас различных людей. Они нам помогают или вредят. С их участием и рождаются обстоятельства, в которых мы живем. И эти обстоятельства – это совершенный Божий дар: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены." (Иак.1:17). Эти обстоятельства – это школа воспитания и совершенствования человека. Это школа созданная Богом.
Вот иллюстрация действия Божьего Провидения из Ветхого Завета: "Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое; но потом раздумали и обесславили имя Мое, и возвратили к себе каждый раба своего и каждый рабу свою, которых отпустили на волю, куда душе их угодно, и принуждаете их быть у вас рабами и рабынями. Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли;" (Иер.34:15-17). Ведь по существу посеяли несвободу, вот Бог и возвратил несвободу.
Обстоятельства, в которых восстает добро или зло, инициированы самим человеком, но создаются Богом, Его Провидением. Действие принципа воздаяния как воспитания неотвратимо – действует как автоматический механизм. То есть, можно утверждать, что обстоятельства, в которых мы живем, мы порождаем сами: "...Языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них." (Пс.63:9). Человек находит в жизни не то, о чем мечтает, а то, что реально, долго и настойчиво ищет.
Люди пытаются опровергать или отрицать принцип сеяния и жатвы. И когда люди отрицают этот принцип, то они просто пытаются переложить с больной головы на здоровую. Пытаются обвинить Бога во зле, которое они творят сами.
Стесненные обстоятельства, в которых оказывается человек, его неурядицы, болезни, конфликты, неустроенная семейная жизнь и т.п. – это проекция или репродукция его неупорядоченной души в окружающий его материальный мир. Порождает человек негатив в мыслях, будет негатив и вокруг него: "...Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он;..." (Притч.23:7). Если исходят из уст ругань и мат, значит и вокруг человека будет мерзость как в загаженном общественном туалете. Это Богу не угодно: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;" (Кол.3:8). Такими будут окружающие люди, такой будет квартира, такой будет обстановка на работе. Если человек видит людей вокруг себя только врагами, то они и будут вокруг, он и сам станет врагом. Если человек видит вокруг себя только подлецами, то они и будут вокруг, он и сам станет подлецом. Если человек видит рядом подлость, зло или фальшь и молчит – не дает публичную оценку происходящему, то это значит, что он молчаливо оправдывает зло. В таком случае он и пожнет все перечисленное – все это будет рядом с ним, и от этого он будет и страдать: "...За это - живу Я! говорит Господь Бог - сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя."  (Иез.35:6). Не пожнет праведность.
Если веришь в то, что рядом зло, то оно и будет рядом. Если веришь, что ближние подлые и злые, то такими они и окажутся. Если говоришь, что вокруг плохо, то и будет вокруг плохо. Если думаешь, что вокруг тебя негодные, то и соберутся негодные и сам будешь негодным. Если веришь, что рядом зло, значит отвергаешь идею о том, что Бог творит все совершенное, значит Бог пошлет в качестве испытания вокруг людей подлых и злых.
Мысли материализуются. Это замечено людьми. Об этом говорят те, кто интересуется эзотерическими учениями. Такие догадки есть у многих наблюдательных людей, и не интересующимися никаким учениями. Представление об этом явлении есть, но само явление объясняется плохо. Точнее, никак не объясняется.
Да, это явление реально и нет в этом никакой мистики. Мысли материализует Бог в соответствии с со Своим принципом: “Что человек посеет, то и пожнет”. Но это особый случай. Не просто на удар возвращается удар. Не просто в ответ на совершенную человеку потерю возвращается потеря. Но рождается как мысль, возвращается как реальность. Если человек сознательно и постоянно желает другому зла, то получит зло в ответ: “Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.” (Прит.26:26). В ответ получит реальную боль или реальные потери. И порой даже не имеет значения, желал и делал или только желал. Не имеет значения желал зла другому и предпринимал что-либо для этого или только желал и ничего не предпринимал.
Угрозы вернутся страданием: "Посему так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души твоей и говорящих: не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших; посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их." (Иер.11:21-23).
Израильтяне восстали против Моисей и заявили: “…И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет?” (Чис.14:3). Собственно, это было восстание против Бога. В ответ они услышали: “…В пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, [клялся] поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу [врагам], Я введу [туда], и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей;” (Чис.14:29-32). Так и произошло. Вот зло материализовалось.
Клевета воздается клеветнику. Зло сеешь клеветой – словами, в ответ получишь делами. Мардохей получил то доброе, что желал Аман себе, а Аман получил то плохое, что желал Мардохею.
Негативные мысли материализуются, но возвращаются и бьют по той башке, откуда они вылетели. А не куда адресовались.
Добро, мир, благополучие безопасность – это тоже проекция нашей души на окружающий мир. Если человек творит мир и делает добро, то мир и добро вокруг него: "Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир." (Иак.3:18). Иными словами, “Мир, происходящий от меня, произведет мир вокруг меня” или “Те, кто несет (сеет) мир, посредством праведности получат мир”. Так же безусловно действует принцип сеяния и жатвы в положительном смысле.
"С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его." (2 Цар.22:26-27).
"...Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей." (1 Тим.4:8).
"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое." (Мф.12:35).
"И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?" (1 Пет.3:13).
Если человек порождает зло, то через его жизненные условия и обстоятельства зло к нему и возвращается. Из сердца зло исходит, поселяется и живет рядом с нами, и в его же сердце возвращается. Как и добро исходит из сердца человека, поселяется и живет рядом с нами, и в его же сердце возвращается. И в этом тоже действует Провидение Божье: "...И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда." (1 Пар.28:9), –  и ещё: "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его," (Пс.17:26-27).
Если из души человека исходит зло, то это значит, что плоть его сильна, а разум, дух бездействует, значит человек уподобляется животному. Если человек к этому стремиться, то и будет животным: "Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды." (Дан.4:30-31).
Сейчас совсем не обязательно превращать человека в животное буквально, как в случае с Навуходоносором. Ругающаяся женщина не лучше обезьяны. Дерзкий подросток хулиган подобен бодливому козлу. Пьяница, лежащий на тротуаре, хуже свиньи лежащей в теплой луже. Сплетник и склочник хуже хорька. И это тоже Божий принцип сеяния и жатвы: "...То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;" (Рим.1:24-26), – и ещё: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы." (Рим.1:28-31). Злонравному надо помнить: “Хочешь быть животным, будешь”.
Хочет человек быть дураком, стремиться к этому, значит и будет им: "Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел." (Ис.8:20-22). Человек не ищет Слова Божьего, дающего свет, значит будет ходить во мраке. Не хочешь чтобы смеялись над тобой, не будь смешным (не играй роль шута, придурка), будь корректным, точным и рассудительным. Если человек играет роль, то он превратится в персонажа. Но персонаж будет негативным – убожество, слабый рассудок.
Для человека, который склонен раздражаться, постоянно будут возникать ситуации, в которых ему есть повод раздражаться. И это не потому, что рядом злые люди или бестолковые родственники, а потому, что сам человек раздражительный. Но что более важное для него это то, что огорчение, которое человек несет ближнему, он же получит и в свою душу. Бог допускает к нему таких людей, чтобы он научился себя контролировать. Подобным образом исправляются и многие другие человеческие страсти:
  • Гнев. Гневливого человека, всегда будут выводить из себя те, кто его окружает. Душа самого же человек тоже будет изранена.
  • Жестокость. Сеет человек жестокость, то жестокость к нему и вернется: "Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него."  (Притч.17:11).
  • Страх. Человек, который постоянно живет в страхе, всегда будет иметь чего бояться. Если он боится чего-либо безосновательно, то в какой-то момент найдутся и основания и причины. В какой-то момент у него будут реальные основания для страха: "А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их." (Иер.1:17). Ко всему он ещё больше будет страшиться и нереальных страхов: "Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев." (Притч.28:1).
  • Сомнения и недоверие. Человек мнительный, всегда будет сомневаться во всех, кто его окружает. Рядом с ним соберутся люди мутные и двусмысленные, а то и подленькие. Они будут ему добавлять причин для сомнений.
  • Хвастовство и тщеславие. У человека хвастливого всегда будут основания для хвастовства. Но своим хвастовством и тщеславием человек претыкает и огорчает ближних и, в конце концов, отвращает их от себя. Он превозносится над ними, но тем самым он и отдаляется от них, значит, будет сам без окружения. Люди будут его избегать. И на то есть тоже воля Господа.
  • Сплетни. Человек склонный сплетничать и наушничать, всегда будет узнавать “горячие” новости, всегда будет чем поделиться. Прямо или через других он будет огорчать тех, о ком рассказывает. Но в таком случае, и он будет огорчаем сплетнями о нем. Слушая его сочинения, люди огорчаются и досадуют, значит огорчен будет и он. Если человек своими сплетнями превращает ближнего в клоуна, то клоуном реально будет и он сам. Если кого-то называют грешником без оснований, то те, кто позволяет себе это, реально будут грешниками: "Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет." (Притч.22:8). Клевещет человек на кого-то, то и он будет оклеветан: "Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда." (Притч.21:28). Если один христианин без оснований называет другого отступником и лжеучителем, то со временем он вполне может сам реально оказаться лжеучителем и еретиком. Он получит в свое сердце ещё большую горечь, чем посеял сам.
  • Непоследовательность и непостоянство. Если человек непоследователен, нелогичен в своем поведении, чем претыкает и смущает ближних, то рядом с ним соберутся такие же, как и он сам. Своим поведением его ближние будут его смущать и претыкать. Человек порождает абсурд, то и будет жить в театре абсурда. Такой человек движим “женской” логикой, но Господь относится к человеку в соответствии с “мужской” логикой. Мутные непредсказуемые люди вокруг такого человека – это следствие Господней “железной” логики, логики воспитания человека. Господь таким образом учит человека быть логичным, последовательным, постоянным и верным, постоянно верным.
  • Ложь и лицемерие. Лживый всегда будет “вынужден” врать и изворачиваться. Но обманываемым будет и он. И не обязательно людьми. Неудачами, отсутствием успеха и благополучия. Ко всему он всегда будет иметь в своем окружении лицемеров, предателей, сплетников. Не самая привлекательная перспектива, когда тебя выслушивают, а затем обсуждают с другими в уничижительном тоне. Христианам надо помнить: "Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя." (Притч.13:5).
  • Заискивание и угодничество. Если человек – подхалим и угодник, то у него постоянно будут ситуации, в которых ему надо будет заискивать, льстить и угождать. К такому человеку люди испытывают омерзение. Омерзительной будет реально и его жизнь. Им реально всегда будут помыкать. Жалкое зрелище – проповедник пресмыкающийся перед своими старейшинами или спонсорами. Несчастная община, где проповедует такой горе-причер.
  • Недовольство. Если человек сетует о неустроенности своей жизни, то этим самым он упрекает Бога, допустившего эту неустроенность. Бог – личность совершенная и все дела Его совершенны. Человек своим сетованием утверждает: “Что-то Ты, Боже, в отношении меня не додумал”. Поэтому людское сетование и недовольство  Богу неугодно: "Но вы говорите: "неправ путь Господа!" Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет. А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы? Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением." (Иез.18:25-30). Сетуешь на жизнь – искушаешь Господа, но наступит время, когда будут основания сетовать: "Если пророк, или священник, или народ скажет: "бремя от Господа", Я накажу того человека и дом его. Так говорите друг другу и брат брату: "что ответил Господь?" или: "что сказал Господь?" А этого слова: "бремя от Господа", впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живого Бога, Господа Саваофа Бога нашего." (Иер.23:34-36).
  • Уныние. Человек с мрачным, подавленным и унылым настроением всегда будет видеть вокруг себя только зло, беспорядок и неустроенность. И будет унывать ещё больше. Он сам себя обрекает на серую и бездарную жизнь.
  • Воровство. Нечистый на руку человек постоянно будет видеть вокруг себя то, что плохо лежит. Ворует, то есть, отнимает у других, значит огорчает других. Будут и у него потери. И будет ему весьма больно.
  • Жестокость в семье. Угнетают родители детей, огорчают их без необходимости, значит дети вырастут и отвернуться, либо родители будут угнетаемы ими же. Не учили детей милосердию, значит будут взрослые дети немилосердны и к престарелым родителям.
  • Раздражительность. Человеку надо помнить: “Не будь раздражительным, когда нет оснований для этого”. Потому, что Бог даст основания. А тогда учиться сдерживать свое раздражение будет значительно труднее и сложнее. А научиться надо будет потому, что иначе основания будут оставаться и усиливаться. Более того, надо научиться не раздражаться, даже когда есть основания.
  • Безразличие к ближнему. Нежелание делать добро ближнему порождает унылую, скучную, тоскливую, неинтересную, монотонную, безрадостную и беспомощную жизнь. Иногда в человека случается полоса неудач и неприятностей. В миру говорят, что наступила черная полоса. Некоторые планы, задуманные утром, разрушаются уже к вечеру, некоторые проваливаются в течение ближайших дней или недель. Это пора бесперспективных проектов. Но этот период в своей жизни человек вполне может прогнозировать и ожидать. Господь на каждый день ставит нам задачи: сегодня надо помолится о том брате или сестре, вчера надо было помочь другому, третьего дня – проведать кого-то. Но если человек все это не выполнил, то он неуспешен в Божьем плане, который был построен Богом для этого человека. Значит, человеку следует ожидать неуспех и в своих собственных планах. И на это будет воля Господа: "…кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь." (Лк.8:18). Не имеет человек достаточной ответственности по отношению к ближним значит, встретит он и от ближних безответственное отношение к себе. И это тоже будет действие того же принципа сеяния и жатвы. Если человек не хочет общаться с людьми потому, что они “плохие” – “ну они, мне не нравятся”, то вынужден будешь общаться с теми, кто плохой реально. Человеку надо помнить: “Не хочешь общаться с “бедными” ради других – “богатых” то и тебя когда-то недооценят”, – и еще –  “Не хочешь общаться просто так, без объяснений, то и с тобой не будут общаться просто так без объяснений”.  И будет одиночество, неудовлетворенность.
  • Жизнь в свое удовольствие. В развитых странах обеспеченное одиночество – норма. До тридцати лет и более одиночка живет в свое удовольствие, а уже потом семья. Но удовольствия есть, а покой не приобретается. Человек своим образом жизни долго всем объясняет: “Вы мне не нужны”. Это равнодушие. Равнодушие получается в ответ. В какой-то момент общество показывает своей жизнью одиночке: “Ты мне не нужен”. И в результате у каждого третьего скрытый невроз и психические нарушения. Если для человека смысл жизни постоянное удовольствие, в ущерб духовному взрослению, то придет время, когда человек будет наблюдать свою бездуховную жизнь – жизнь бездарную, серую, наполненную болезнями, убогую и несчастную.
Есть много такого, что следует помнить христианам. Если нет общения в христианском кругу, которое полезно и приятно, то будет общение с занудными родственниками (муж, жена, дети, пожилые родители и т.п.). Будет общение с людьми, которые огорчают и отравляют настроение и жизнь. Подленькие друзья, подруги, которые насмехаются и осуждают за глаза.  Кроме того, человек будет наедине со своими переживаниями и страхами. Человек сеет дефицит общения, значит дефицит общения и пожнет. Напоминание христианам: “Светите как солнце и вокруг вас соберутся те, кто вам интересен, ваши единомышленники. Если будете чадить, то и вокруг вас будет чад.
Не сеет человек вокруг себя активную жизнь, значит и не пожнет результаты: "Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему." (Иов.15:31). Если нет воли действовать ради Христа, то будет полное безволие и рабство.  Нет смелости ради Христа, то будет страх, заискивание и угодничество. Не сеет человек вокруг себя смелые поступки, значит, и не пожнет смелую и мужественную жизнь. Нерешительность в выборе пути к Богу повлечет либо хождение в православный храм, либо поклонение идолам, либо просто отягченную суевериями и ритуалами жизнь в кругу так называемых “православных” христиан.
Еще одно важное замечание христианину: “Держи в памяти дела угодные Богу  (благотворительность, молитву, общение, благодарность – воскресное собрание, служение ближнему) и не будешь забывать, терять, опаздывать, ронять, ломать и т.п.. Господь поможет тебе держать в сознании то, что важно для тебя”.
Но вот важно следующее обстоятельство. Совсем не обязательно то, что зло повторится в деталях. Совсем не обязательно ответом на прелюбодеяние жены будет прелюбодеяние мужа. Важно то, что посеянное зло изошло из души, значит и урожай придет в душу. Каким же образом зло выращено, не существенно. Боль Давиду вернулась от Амнона и Авессалома – его сыновей. Оскорбляет муж жену, значит ранит её сердце. Боль ему вернется. Как? Не важно. Его дочь будет унижаема зятем или его дети будут унижать его самого. Зять или дети поступают по своему выбору и грешат против своей совести, но страдать будет и муж посеявший против жены зло.
У большинства людей примитивное линейное мышление. Если так было третьего дня, если так было вчера, если так сегодня, то так будет и завтра. Но Божьи дела совершаются по Его планам. А Его планы многообразны: и линейные и нелинейные. Сегодня так, а завтра по другому. Совсем не обязательно тебя завтра кто-то ударит, если ты сегодня кого-то ударил. Может быть и ударят, а можешь заболеть, может твоего ребенка ударят, можешь потерять деньги. Важно другое ­ – принцип: “Нанес ты ущерб, урон кому-то, значит и у тебя будет ущерб, урон”. И не обязательно завтра. Но неотвратимо.
Еще один аспект этого принципа – дети. Почему страдают невинные дети? Ответ простой – из-за вас родители. Из-за ваших грехов. Не грешите, и не будут болеть дети. Не делайте зла людям, не болтайте языком то, чего не положено, и не будет у ваших детей серьезных проблем. В адрес Бога могут быть упреки обвинения: “Вот почему дети?”. Бог говорит: “…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.” (Исх.20:5,6). Очень привлекательная идея – Своей праведностью человек обеспечивает благополучие и своим детям, и своим внукам, и до тысячи родов. Но тогда следует принят эту же идею в негативной форме – своим грехом испортишь жизнь и своим детям, и своим внукам. Если не хочешь чтобы дети страдали, то сделай то, что зависит от тебя – не порть жизнь своим потомкам.
Насмехаешься и грубишь, тоже будет и с тобой: "Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них." (Пс.63:8-9). Подкалываешь, подначиваешь, подшучиваешь, устраиваешь розыгрыши – значит огорчаешь человека. Значит, будешь огорчаем и ты. Один из возможных вариантов: рядом, в твоем окружении может оказаться человек психологически более сильный, и он будет подавлять тебя, помыкать тобою, насмехаться над тобою и унижать тебя. Но, при всем этом, ты не сможешь отдалиться от него.  Но не обязательно, что кто-то будет делать такое же зло в ответ. Возможно зла и не будет, просто у шутника окажется чересчур ранимое сердце. Значит будет огорчаем и он. Будет огорчаться даже от пустяковых, не значительных замечаний. Господь в состоянии сделать характер обидчивым и сверх меры чувствительным. Его будут огорчать даже безобидные доброжелательные шутки или замечания. Ранишь душу ближнему своими дерзкими неразумными словами, будет ранена и твоя душа, будет болеть и твое сердце. Есть люди, которым можно без стеснения говорить: “Подначиваете друг друга, подшучиваете друг над другом, а потом носитесь со своими стрессами и депрессиями”.
Еще один вывод из стиха: "Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим." (1 Кор.7:3-5). Если жена уклоняется от интимных отношений, то есть, властна над своим телом для себя и не позволяет мужу быть властным над её телом, то она не будет властна над своим телом и сама – немощь, болезни и т.п. То же справедливо и в отношении мужа. Кто же создает сам себе необоснованные ограничения в сексе, тот создает себе проблемы. Проблемы также и у того, кто злоупотребляет сексуальными утехами.
Оскверняешь себя грехом, то будешь жить в оскверненных, нечистых местах: "И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим." (Иер.19:13).
Бог зовет человека к Себе, и если человек не слышит Бога, то в какой-то момент Бог отвернется от человека: “И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф.” (Зах.7:13).
Доходит до парадокса, до горькой иронии. Иудеи относились к язычникам как к собакам, но вот Бог устами апостола Павла называет иудеев псами: "Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания," (Флп.3:2). Православный клир обзывает инакомыслящих сектантами. Но сейчас тех из православных, кто не принимает идентификационный код, в обществе называют сектантами. Что посеяли, то и пожали. Получили затмение в сознании, неудобства и кличку.
Если же человек не слышит зова помощи, значит не услышат и его: "Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан." (Притч.21:13). Не додаешь людям своего внимания, своей заботы, значит недополучишь это же когда наибольше будешь нуждаться. Не сеешь радость, не будешь её и пожинать. Не благодаришь Бога, то и твоя жизнь будет неблагодарной. Если не хочешь делиться профессиональными знаниями, опытом, не хочет восполнить дефицит ближнего, то придет время и делиться будет нечем. Если человек не хочет пользоваться своим умом на пользу ближнему и себе, то Бог отнимет ум.
В нашем современном обществе повсеместно пренебрежительное отношение к человеку. Практически во всех сферах общества – медицина, школа, производство, сфера услуг, жилищно-коммунальная сфера, милиция, суд, СМИ и т.п. Отношение пренебрежительное до цинизма. Но разве уже сейчас нет циничного и пренебрежительного отношения к врачу, чиновнику, милиционеру, журналисту, политику. Бумеранг не останавливается, летает и летает.
Все человеческие страсти и слабости, выходящие наружу, приходят к человеку обратно – зависть, гордость, подлость и т.п. Если греховный поступок – это причина, то ответ Господа человеку на этот поступок – это следствие. В Библии очень много примеров того, что между причиной и следствием есть подобие. Некоторые характеристики событий совпадают. Иаков, используя одежду (Исава), обманул отца, одеждой (Иосифа) был обманут и он, когда Иосиф был продан в рабство.  Иаков недостойным путем обманом выхватил первородство, но благодаря Провидению Господню получил вместе с правом первородства в жены и первородную старшую сестру Лию, которая была не любима им. Братья схватили и повязали Иосифа, Иосиф схватил и повязал Симеона, когда братья впервые пришли в Египет за хлебом. Пролил кровь Давид, была пролита кровь в семье Давида. Совершил прелюбодеяние Давид, чем обесчестил семью Урии, так же была обесчещена Авессаломом и семья Давида.
Если же упомянули про Давида, то вот еще один аспект Божьего принципа воздаяния. Часто зло производится в тайне, но наказание от Господа, как правило, публичное.
“Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.” (2 Цар.12:11,12)
“Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых [открываются] впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.” (1 Тим.5:24,25)
О подобии между причиной и следствием Бог напоминал человеку с первых его шагов по земному шару: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию." (Быт.9:5-6), – и ещё: «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан." (Притч.21:13).
Этому же принципу многообразно учил и Иисус: "Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;" (Мф.26:52), – и ещё: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших." (Мф.6:14-15).
Для нас важно искать подобие в тех чувствах, которые рождаются в нашей душе. Если они для нас неприятны, то надо смотреть на них как на следствие, и искать причину, и задавать себе вопрос: “А не посеял ли я раньше чего-нибудь подобного ближнему?” Ведь Господь предупредил: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мф.7:1-2).
Наблюдая за собой и за своими делами и событиями в нашей жизни и помня о подобии между причиной и следствием, во многих случаях мы сами можем давать оценку тому, что творим. Зло творим или добро. Но если человек не победил грех в сознании, то придется бороться с ним в реальной жизни. Господь же готов менять обстоятельства, если меняемся мы: "...И готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится." (2 Кор.10:6). Каждому человеку, а христианам в первую очередь, предстоит научиться наблюдать за собой и судить себя, то есть, смирять и совершенствовать себя. Судите и исправляйте себя: "Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром." (1 Кор.11:31-32). Принцип сеяния и жатвы помогает исправлять и чистить свою душу.
Но также надо помнить, что Господь порождает стесненные обстоятельства, проблемы или конфликтные ситуации не всегда и не обязательно за порожденные грехи в прошлом, но иногда этими обстоятельствами Господь   удерживает человека от греха или учит добру для его будущего. Но не надо христианину себя расхолаживать и полагать, что все подобные ситуации даны только для того, чтобы удерживать от греха в будущем, а сам он безгрешен. Не надо мнить себя безгрешным Иовом. Слишком мы слабы, мы еще слишком много согрешаем. Надо учится различать добро и зло в тончайших их проявлениях.
Из нашей души исходит наше будущее и затем живет рядом с нами. Человек должен быть умным, искренним и открытым для самого себя, прежде всего. Анализируя свою жизнь, свои проблемы и наблюдая за ними и за своим духовным состоянием можно увидеть причину или цель стеснения. Вникай в себя и свои обстоятельства и слушай совесть. Не хочешь иметь неприятности в будущем? не порождай их сейчас: "...Потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет." (Притч.24:20). Не от всех неприятностей можно уклонится, не всех их избежать, но многие из них в наших руках. Так как многие из них мы инициируем сами, то мы можем сократить их число.
Проходит время и человек может забыть зло, которое сделал другому. Может забыть и то, зло что сделали ему. За это время люди смиряются, соглашаются: "да, ладно, да, что здесь такого, давай забудем". Люди забывают зло, а Бог – нет. Если Бог забудет то, что было сделано и отмахнется от него, как со временем отмахиваются люди, то как же тогда будет срабатывать принцип: "Что человек посеет, то и пожнет"? Если этот принцип перестанет действовать, то тогда наступит анархия в этом мире и мрак. То делай, что хочешь. Как Достоевский сказал устами героя: "Тогда все позволено". Если Бог закроет на зло глаза и не будет его наказывать по давности проступка, или если начнет делать исключения, то люди просто съедят друг друга.
Принципом воздаяния Бог приучает человека к ответственности.
Втор.19:16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
Втор.19:17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
Втор.19:18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
Втор.19:19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя;
Втор.19:20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
Втор.19:21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.
У людей кроткая память, у Бога – нет. Египтяне вернули израильтянам то, что отнимали у них эксплуатацией в течении столетий.
Исх.12:35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
Исх.12:36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
И снова подобное повторилось позже. После семидесяти лет плена в Вавилоне.
Ездр.1:3 Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме.
Ездр.1:4 А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и [иным] имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.
Ездр.1:5 И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, [в ком] возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме.
Ездр.1:6 И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, [иным] имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния [для храма].
Это Божья реституция и все тот же принцип воздаяния. Эти два библейских факта и напоминание, и предупреждение всем, в чьих руках есть чужое. Не важно, как оно приобреталось – незаконным, полузаконным и не вполне законным способом. Приходит время срабатывает принцип воздаяния и чужое возвращают все – воры, мошенники, олигархи, корпорации, государства. Как бы украденное не отмывалось и не отбеливалось, Бог принуждает всех. Возвращают до копейки и еще и с компенсацией – украденную овцу и четыре дополнительно. В небесной бухгалтерии сбоев на бывает.
В формулировке этого принципа в Гал. 6:7 упоминается опосредовано сопоставляются семя и колос. В этом тоже есть смысл. Сеют семя, вырастает – колос. Сделал зло пусть и небольшое – вернется большое. Почему так? Потому, что Бог милосерден, так Бог и строг. Как долго ждет и готов много прощать, так и много воздает грешнику.
"Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее."  (Ос.8:7).
"Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком."  (Пс.30:24).
"Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет."  (Притч.22:8).
"Ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему."  (Иов.34:11).
Это природа Бога милосердного. Этот подход – возвращать много исключительно полезен и приятен человеку, если он раскаивается. Если же не раскаивается, то это уже его выбор.
Возможно, что кто-то за глаза называет меня фанатиком. Даже от родственников были слышны подобные намеки. Да, я стремлюсь жить в чистоте и праведности. Да, я стараюсь быть внимательным, доброжелательным и отзывчивым к ближним. Если люди такое моё старание расценивают как фанатизм, то да, я фанатик.  И такая моя фанатичность имеет основание. Я хочу быть с Господом на небесах. И я хочу, чтобы в этой жизни меня сопровождали мир, покой, благополучие, успех в делах и служении. Я не хочу быть обманываемым, обсуждаемым, обворованным, постоянно униженным. Хочу, чтобы мой автобус не опаздывал, чтобы не терялись деньги, чтобы на меня не “рычали”, чтобы не болеть лишний раз, чтобы не ломались краны, чтобы в квартире не прорывались трубы отопительной системы в мое отсутствие. И потому, буду стараться быть фанатичным в своей верности Богу, буду стараться порождать добро в своей душе и, соответственно, иметь добро вокруг себя.
Хочешь иметь успех в делах, благополучие и покой в жизни, твори это сейчас. То есть, познавай волю Божью и исполняй её: "Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду." (Ос.10:12).
Давайте своей праведностью строить своё будущее ровным, ясным, радостным и благополучным: "Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего." (Притч.11:5).
Валерий Колесник
Октябрь 2003

Комментариев нет:

Отправить комментарий