Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

среда, 13 апреля 2016 г.

Почему важно не обманывать себя


Почему важно не обманывать себя

Повод к размышлениям на эту тему дала идея из работы Э. Фромма “Искусство любить”: “Все формы психозов показывают доходящую до крайности неспособность объективности”. Автор соотносит необъективность, неискренность человека с его психозами. По мнению автора, неискренность либо ведет к нарушениям психики, либо уже привела.

Первое впечатление от прочитанного – это ужасно. Но это слова, хоть и весьма рассудительного, но мирского человека, а какой должен быть взгляд христианина на неискренность, необъективность, на необъективность, прежде всего, к самому себе.  В христианской жизни все ещё хуже. Самообман, неискренность – это слабость, но эта слабость есть верный путь ко греху, а часто неискренность уже есть грех, а это уже смерть.
Пример самообмана. Иисус спросил первосвященников и книжников: "Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю." (Мк.11:30-33). Так называемые лидеры израильского народа были неискренни не только и не столько в момент разговора с Иисусом, но ещё тогда, когда не откликнулись на призыв Иоанна покаяться: "...А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него." (Лк.7:30). Они понимали, что Иоанн пророк Божий. Они уже тогда прекрасно понимали свою греховность и ещё тогда обманывали себя.
Давид говорит о себе: "...Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною." (Пс.50:5). Он не обманывает себя, понимая, что согрешил. И за эту искренность возлюбил его Бог: "Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость." (Пс.50:8).
Вот и пример, и объяснение самообмана. Исайя рисует образ типичного израильтянина того времени: "Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой". Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"" (Ис.44:16-20). Трудно определить тот момент, когда израильтянин впервые попустил своей слабости и не признал в своей душе зла, впервые обманул себя, но именно такой поступок был сначала, а уже потом пришло и идолопоклонство.
Сравним фрагмент из Исаии с цитатой из статьи автора печатного листка православного толка: “Перестанут православные почитать св. иконы, крест забудут о милостях, которыми Бог ущедрял Русь через эти святыни – забудет и Бог русскую землю и станет св. Русь добычею врагов (Что уже сбывается на наших глазах)”.  В словах автора либо циничная ложь, либо невежество и самообман. Если говорить о милостях, то может православные иерархи и пользовались милостями, но святая Русь имела за два последних столетия следующие “милости”: война с Наполеоном, проигранная Крымская война, бездарная война с Японией, расстрел мирной демонстрации 9 января в Петрограде, революция 1905 года, война 1914-18гг, Октябрьская революция, Гражданская война, колоссальная эмиграция, разруха, голодные первые годы Советской власти и жестокий голод 1921 года, колоссальное разбазаривание драгоценностей, золота, художественных ценностей, денег на всемирную социалистическую революцию, Гулаг, голодомор на Украине, еврейские погромы, война 1939-1945 г., три войны в Чечне, Афганистан, Чернобыль, разрушенная природная среда обитания, распродажа  природных ресурсов и еще многое другое. Как же можно обманывать себя и называть подобное милостью?
Война, которая происходит в стране или между странами, не приходит без воли Божьей. Война – это всегда наказание от Бога за грех и за отступничество: "За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет." (Ис.5:24-29).
Война – это наказание и для одной и для другой воюющей стороны. Война – это бедствие и для проигравшей, и для выигравшей стороны. Прошедшей войны надо стыдится обоим сторонам: "Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа." (Иер.12:13). Нечего гордиться тем, что был наказан: "И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится. И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам." (Чис.12:14-15).
Здесь упоминается понятие “Святая Русь”, – в славянофильском миру есть и другие понятия “народ-богоносец”, “Святой Киев”. И снова самообман. В чем святость этого народа? В чем этот народ отделен от мира? Скорее отделен от живого Бога. Народ, вот уж действительно носит богов, которые не ходят: "Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах." (Иер.10:3-5), – носит и в душе, носит и буквально, в руках. История повторяется. Грустно.
К сожалению, обман и самообман был, есть и будет. Вот еще пример из Библии: "Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего." (Иер.14:13-14). Пророки говорят народу мечты своего сердца, говорят то, что им хочется. Обманываются сами и обманывают других.
Иудеи распяли Иисуса и, обманываясь, продолжали приносить жертвы в храме, продолжали поклоняться Богу. Но Бог покинул и храм, и Иерусалим, и народ, и страну. Иудеи продолжали поклоняться Богу, которого распяли. И это продолжалось до 70 года.
Самообман будет продолжаться. Будут говорить и перед пришествием Христа: "Ибо, когда будут говорить: <мир и безопасность>, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут." (1 Фес.5:3).
В чем могут сейчас обманывать себя люди? Ситуаций, в которых человек себя обманывает более, чем достаточно.
Тридцать лет живут муж и жена. Он выпивает, она постоянно ругается, скандалит и плачет: “Вот не сложилась жизнь. Плохой муж”. Но может ей пора задуматься: “Может я в чем-то виновата? И я скандальная, я постоянно пытаюсь его смирить. При этом не иду к Богу, не смиряюсь сама.” Мы не найдем в Библии конкретных обещаний как объяснение и реакцию на ситуацию с этой женщиной. Библия не дает безусловной гарантии, что, в случае изменения её поведения, Бог сделает и мужа совершенным, тем более, не найдем обещаний в конкретных обозримых сроках. Акцент внимания этой женщины должен быть не на муже, а на себе. Ей необходимо осознать, что она сама в стесненных обстоятельствах, в тесноте, а происходит все по воле Божьей. Это Он смиряет её, смиряет её используя пьяницу-мужа как средство. Её надо задать самой себе вопрос: “Господи, почему Ты меня смиряешь?” или “Господи, для чего Ты меня смиряешь?”. А после этого, осознавая Божьи цели или нет, начать смирять себя, смирять искренне и настойчиво. А как это делать? Путь стандартный: ко Христу и со Христом.
Но дело не только в этой женщине и в муже пьянице. Хотя подобного слишком много вокруг нас. Каждый человека в этом мире в большей или меньшей степени гордый и строптивый, каждого человека Господь смиряет с большей или меньшей силой. Сумеет человек осознать происходящее, сумеет отбросить свои предубеждения и сломить свою гордость, значит закончится у него самообман и найдет мир и покой душе своей, и не только душе.
У человека плохо и в жизни, и на работе, и на душе. Вместо того, чтобы вразумительно и ясно самому себе сказать об этом, человек начинает пить или искать иного рода утехи, чтобы забыться. На девушку парень не обращает внимания, она в расстроенных чувствах приходит домой, включает магнитофон и, забывшись, впадает в мечтания вперемежку со слезами. То мечтает, то жалеет себя и плачет, то раздражается в его адрес и мысленно желает ему всего плохого. Но в этой ситуации надо обращаться к Господу с ясным вопросом: “Господи почему так происходит? Господи, что делать мне? Господи помоги?
У человека проблемы, и он внимательно припоминает свои сны, видения, пытается увидеть какие-то знаки в тех событиях, что случаются рядом. Сопоставляет события и ищет в этом совпадении для себя надежду и утешение.
Пожилая пара живет одиноко. К ним редко кто заходит. Они говорят мне: “Когда вы к нам приходите, то потом у нас происходят хорошие события”. На деле же мое посещение никак не связано с теми хорошими событиями. Есть тип людей, которые особенно интенсивно ищут какие-то знаки, когда у них случаются неприятности. По этим знакам они пытаются увидеть свое будущее, прежде всего, свое благополучное будущее. Но не надо себя обманывать. У каждого из живущих в этом мире есть один Знак – Христос. И надо Его искать и соотносить свою жизнь с Его Учением.
Женщина развелась с мужем, осталась с детьми, с которыми нет взаимопонимания, напряженные отношения с родителями, убогая зарплата, но начала встречаться с обеспеченным любовником. И сразу воспрянула духом: “Вот сейчас все наладится”. Не наладится. Такие отношения Богу неугодны. И если Он это допускает, то не надо строить иллюзий, о дальнейшем благоденствии.
Человек занимается бизнесом – рыночной торговлей. Одна потеря денег следует за другой и вдруг удачная сделка. У него рождается воодушевление и надежда на дальнейший успех, а порой даже самоуверенность. Но это тоже самообман. И в предыдущих случаях, и в текущем незримо присутствовал Господь Бог. И все потери, и текущий успех – это не более чем знаки от Господа: “Тебе надо покаяться и повиноваться Мне”. И не надо по одной удачной сделке делать обобщения, не надо обманываться и строить безосновательные надежды.
У человека не прекращаются потери и неудачи в делах, но он продолжает и продолжает попытки начать все снова. И не понимает, что Бог ему противится: "…Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж." (Пс.126:1). Человек продолжает надеяться: “Этот раз получится”. Сколько раз необходимо человеку найти неприятность, чтобы осознать: “У меня проблема. А не по воле Божьей ли это происходит?”.
Человек занимается бизнесом весьма успешно. При этом нарушают не просто отчетность или бухгалтерский учет, но грабит, мошенничает, обманывает, унижает и ближнего, и дальнего. Жизнь такого человека – зло в каждое мгновение. И вот он на людях ведет себя пристойно и выглядит респектабельно, создает людям иллюзию добропорядочности. Такой человек обманывает, прежде всего, себя: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!" (Ис.5:20-21). Печально, но Люди охотно верят тому, чему желают верить” (Цезарь).
У человека успех в делах, благополучная семья, здоровье и хорошие друзья. Он всем доволен. Но Христос ему не нужен. Такая жизненная позиция тоже обман. Источник благополучия – Господь Бог: "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения;" (1 Тим.6:17), – и этому человеку, как никому другому, следует благодарить Бога за светлую полосу в его жизни. Благодарить Бога за то, что есть в его жизни, смирять себя, свою плоть и готовить себя к Господней воспитательной работе, так как её никто не минует: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам;..."  (Мф.18:7). Подобным образом может обманываться и один человек, и группа людей, и государство, и нация. Человеку надо наблюдать за своей душой: есть ли там слабости. Как советует Эрих Фромм, человек должен быть внимателен к своей душе как мать внимательна к младенцу. Как правило, слабости есть и пусть идет ко Христу, чтобы расстаться с ними, потому, что будет и грех. Человеку надо наблюдать за своей душой: есть ли там беспокойство. Как правило, у людей без Бога есть и недовольство, и душевная дисгармония, и страхи и т.п. И если есть, то надо идти ко Христу: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;" (Мф.11:28-29), – и только Христос может установить мир: "...Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира…" (1 Кор.14:33).
В чем самообман человека в реальной жизни? В том, что человек верит не Богу и не Его делам, а своим фантазиям, верит идолам, которыми заполнена его голова.
Бог есть. Но верят в другое. Бог – это природа. Бог – это космос. Люди реально живут так, как будто Бога нет. Библия говорит о силе Святого Духа – люди же верят в тонкие поля.
Бог действует. Но люди живут так, как будто Бог не существует. Человек грешит, и не стыдится Бога.
Бог не терпит неповиновения и греха, человек грешит. Самообман – утверждать: “Я ничего плохого не делаю”. Самообман – утверждать: “Я не самый плохой, есть хуже”. Господь говорит: "Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым." (1 Кор.3:18).
Бог милостив. Но Бога ни о чем не просят. Ищут средства для существования и для удовольствий, как будто Бог этого не может дать. Бога также ни о чем не благодарят.
Бог источник добра. Но у человека свои планы в отношении того, как найти для себя добро. Упование на родственников. На папу бизнесмена. На маму – высокопоставленного чиновника. Выезд за рубеж. Девушка рассчитывает выйти удачно замуж. Парень ищет зажиточную невесту. Угождают начальнику. Работая сверх меры, становятся работоголиками. А то просто живут воровством или обманом.
Человеку следует помнить, что любой заменитель божьей благодати — это суррогат. Для человека же, который ищет подобное – это обман направленный на себя. Это самообман. Любая ложь, что формируется в сознании человека в результате самообмана, в какой-то момент формируется в виде системы. В сознании собираются не просто случайные пожелания, не просто обрывочные мечты. В сознании система, план действий. Но если в этом плане нет Бога, то такая система – идол. Все это есть то, чему человек поклоняется, о чем постоянно думает, от чего ждет своего благополучия.
Пример. Парень женился на богатой невесте. Оказалась, что в семье властная теща, которая постоянно вмешивается в жизнь молодой семьи, унижает зятя.  Надо расстаться с такой мамой, но под крылом сытно, тепло, уютно, море, машины, дача и т.п. А если отделиться и стать самостоятельным, то ничего этого нет, придется работать, не известно как жить. А то, что есть Бог, как-то не вспоминается. И начинает маячить перед молодым человеком конфликт. Внутренний неизбежно, а внешний уж как получится. Дойдет ли до кризиса, депрессии, самоубийства или у тещи будет отравление грибами с летальным исходом? Это дело времени и обстоятельств.
Человек на рынке внимательно считает сдачу и не позволит обмануть себя ни на копейку, перевешивает товар. Но это преходящие мелочи. При этом человек обманывает себя по большому счету, не размышляя над своими болезнями, проблемами и нуждами.
Если человек годами хитрил, лукавил и перед собой и перед ближними, играл различные роли, но не жил в простоте и искренности, то такому человеку будет очень тяжело изменить свое мышление. Тяжело ему будет приостановить действие созданного им самим театра абсурда. Но это надо сделать, ибо итогом его жизни будет геенна и вечные муки. К сожалению, далеко не все осознают эту участь и не становятся искренними в своем образе жизни: "И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их." (Ис.6:9-10).
Обманывать себя могут и христиане. Во всех наших длящихся и кратковременных проблемах мы должны непредвзято и объективно смотреть на себя самих, на свой характер, на свое поведение, на свой образ жизни. Надо признавать свои слабости, надо бороться с ними, надо трудится для ближнего и для Господа, а не только говорить о добре: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя." (Иак.1:22). Нельзя примиряться со своей плотской натурой: “Ну вот я такой есть. Принимайте меня таким.”, – но исправлять свою душу. Иначе Бог нас будет исправлять: "Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром." (1 Кор.11:31-32), – смиряя нуждами, проблемами, стесняя нас обстоятельствами, отнимая у нас милосердное и интересное христианское общение, лишая нас общения с родными, с друзьями, с супругами, с детьми.
Нам важно признать, что мы духовно слабы и беспомощны, мы согрешаем: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:" (Гал.6:7). Не стесняясь ни перед собой, ни перед братьями. Верующий во Христа не постыдится и в этой жизни: "Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится." (Рим.10:11). Мы склонны ко греху, и мы грешим. И никогда не надо говорить себе, как о состоявшемся праведнике. Не надо оценивать себя в качестве праведного Иова. Не надо только принимать страдания и не размышлять о их возможных целях или причинах. Надо размышлять, искать и исправлять слабости. Слабости есть и надо ответственно их искать. Не надо молчаливо видеть себя праведным как Иов или как Павел и думать, что Бог просто так послал страдание.
Мы можем носить в душе нераскаянный грех. Не желая признаваться себе в том, что мною совершен грех. К сожалению, есть такие примеры в общинах, когда вся община грешит и не хочет этого признавать: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас." (1 Ин.1:8). Община дружно тратит деньги, оставленные миссионерами для развития общины, дружно осуждает брата или сестру по повелению проповедника, осуждает без обличения и без любви.
Христианин может готовится совершить грех и, обманывая себя, ищет себе оправдание. Например, Человек готовиться дать взятку и убеждает себя в том, что по-другому нельзя.
Христианин может вращаться в кругу мирских людей и развивать в себе мирские интересы. И обманываясь: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы." (1 Кор.15:33), – не хочет признать, что это общение, мало того, что не содействует его духовному росту, но и уводит его в мир.
Надо быть честным и в отношении некоторых своих желаний и задать себе вопрос: “Угодно ли Богу то, о чем я мечтаю?” это цитата из Э. ФРОММА “Искусство любить”: “Безумец и фантазер полностью лишены объективного взгляда на внешний мир”. И ещё одна цитата оттуда же: “Как много мужей считают своих жен тиранками только потому, что привычка к материнской снисходительности заставляет их воспринимать любое требование как ограничение собственной свободы. Как много жен считают своих мужей глупыми или неумелыми только потому, что они не соответствуют фантастическому образу блестящего принца, созданному ими в детстве?
Когда есть сильнейшее желание мысленно осуждать родных, с которыми разгорелся конфликт, тогда надо честно и скрупулезно определить и свое участие, свою лепту в этом конфликте. Необходимо оценить и свои худшие мотивы из-за которых конфликт родился и(или) развился. Господь ведь это участие человека видит.
Если начальник сделал “разнос” ни за что, то так уж ли ни за что? Может быть это урожай, – следствие посеянного самим собою раньше? Может раньше подчиненный схитрил, и эта хитрость осталась незамеченной начальником. А вот теперь начальник сделал зло подчиненному “ни за что”. Но хитрость была видна Богу. А Господь не может быть нелогичным и непоследовательным: "Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои." (Плач.3:39).
Брак разрушился, и женщина желает и безуспешно пытается создать новую семью. Но может, следует задуматься о том, почему разрушился первый брак? Может быть, дело не только в том, что первый избранник оказался недостойным? А готова ли была она для семейной жизни, готова ли была она смириться и исполнять массу новых обязанностей, которые появляются в семье? Не оказалась ли она строптивой и гордой, не готовой быть женой по тому стандарту, который устанавливается Богом? Также и тому мужчине, который оказался вне семьи следует задумываться о себе, а не просто винить жену, тещу, семью жены и т.п.? Может быть, он сам не захотел взять на себя ответственность перед своей семьей, которую оставил? Может быть, искал только блага и удовольствия, которые есть в семье? Если не пытаться честно отвечать на подобные вопросы, то нет никакой гарантии в том, что следующая попытка будет успешной. Если причинами разрушения предыдущей семьи были собственные слабости и собственный эгоизм, то это зло остается в душе, и оно обязательно проявиться в новых условиях. Бездумно мечтать и стремиться создать новую семью без самоанализа, без самосовершенствования, скорее всего, безрассудно и бесперспективно.
Господь не оставляет человека в одиночестве в отношении такой душевной работы. Господь учит человека объективности: "Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их." (Иер.14:10), – и учеба бывает весьма болезненной.
Иногда мне приходится говорить о человеческих слабостях, о наказании Господнем, о грехе, люди же противятся таким беседам. Но бессмысленно воевать со мной как с проповедником: “Вот Валерий меня огорчает”. Самообман в том, что человек видит источник огорчений в озвучивании греха и слабостей, а не в своих грехах и слабостях. Лично мне от таких упреков не станет ни лучше, ни хуже, но человеку от этих сетований уж точно не станет лучше, а то ещё и хуже будет.
Человек должен научиться признавать свои слабости, признавать свои предрассудки и стереотипы, иллюзии. Признавать не для самобичевания, но для исправления. Должен признавать и исправлять их. И не равнять себя с Иовом.
"Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти."  (Притч.14:12).
"Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души." (Притч.16:2).
"Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти." (Притч.16:25).
Христос указывает причину самообмана: отсутствие веры, незнание Учения Христа, недоверие Богу: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией," (Мф.22:29). Христос учит тому, что, не зная Писаний и силы Божией, будете заблуждаться. В той же семье, что упоминалось выше, жена либо не знает о том, что Бог может изменить пьющего мужа, либо не верит в это, либо не хочет для этого ничего делать, отказываясь признать свои слабости, отказываясь повиноваться Христу.
Богомольцы (муж и жена) идут из Харькова в Винницкую область в православный монастырь на поклонение в надежде, что жена будет там исцелена. В Киеве оказались без средств существования. События происходят в декабре. На улице слякоть, в обоих рваная обувь. Зашли в помещение Церкви Христовой попросить помощи. Зашли к тем, кого православные священники называют отступниками и еретиками. Зашли в надежде встретить милосердие к еретикам, но не пошли в правильную православную церковь, которая рядом на улице. Им помогли. Как это оценить такое их отношение к общине еретиков? Недомыслие или самообман. Что здесь можно сказать? Внушение и самовнушение – высшая степень самообмана. Православие обмануло этих людей, но и они готовы были к этому обману: "Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его. Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей."  (Ис.19:13-14).
Самообман также в том, что человек рисует своего бога и не хочет узнать Бога реального: "Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: <чем прогневляем мы Его?> Тем, что говорите: <всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит>, или: <где Бог правосудия?>" (Мал.2:17). Люди иногда произносят фразу типа: “Вот почему ваш бог так поступает?” Не столь важно, как именно поступает, важно то, что человек не знает реального Бога и говорит о каком-то своем боге. У него в голове свои представления о Боге, далекие от действительных. И ответ ему очень простой: “Это твой бог так поступает. Со своим богом разбирайся сам”.
Вторая причина самообмана: установившаяся постоянная жизнь во грехе. Упорство в грехе: "Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"" (Ис.44:20). Но опасность такого образа жизни – это погибель и геенна. Но еще до того, как человек попадет туда, ему предстоит быть дураком и обманутым еще в этом мире. Господь это и позволяет, и допускает: "Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение." (Притч.12:26). Господь усиливает затмение в тех, кто упорствует в грехе: "Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели." (Ис.44:18). Но в Новом Завете ещё более суровые предупреждения: "И тогда откроется беззаконник, … которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих... И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи," (2 Фес.2:8-11), – и вот причина этому: "...за то, что они не приняли любви истины для своего спасения." (2 Фес.2:10). Люди грешат – живут во тьме, и будут еще менее искренни и объективны: "Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь." (2 Тим.3:13).
Усиленные, раскормленные, гипертрофированные плотские страсти помогают человеку быть обманутым. Написано: «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями," (2 Тим.3:6). Женщин (как и мужчин), утопающих в грехах легко обманывать. Написано: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;" (Ин.3:19). Зло, грехи – это результат плохих желаний в душе человека. Если грехов много, значит и плохих желаний, худших страстей и страхов в душе много – они господствуют над человеком. Вот цитата в том же направлении мысли:
 Беда в том, что сегодня на обман массово поддаются и множество людей с весьма развитым аппаратом критического мышления. На одной чашке весов оказывается критическое мышление, а на другой – "желание славы". И "желание славы" сплошь и рядом перевешивает. Это не переделывается развитием интеллекта только. Здесь необходимо развитие самосознания. А эта отрасль у нас в большом загоне. В школе этому не учат. (http://echo.msk.ru/blog/russkiysvet_dot_narod_dot_ru/1292876-echo/)
Человек иногда говорит: “Сегодня не мой день, у меня полоса неприятностей, у меня в жизни черная полоса.” Но ничего случайного в этом мире нет. И светлые и темные полосы в жизни человека творит Господь Бог: "Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька." (Агг.1:5-6), – и еще – "Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь. Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше: есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их." (Агг.2:16-19).  И творит Господь с определенной целью. Бог смиряет человека и воспитывает: "...И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя." (Евр.12:5). Либо человек грешит и делает зло, либо человек не делает добра. Если есть неприятность, то это по воле Божьей. Не пренебрегай ею и пытайся понять. У человека же есть все необходимое, чтобы понимать то, что происходит с ними: "Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?" (Лк.12:57). Человек имеет сознание, интеллект, Библию, а христиане еще имеют и мудрость Святого Духа.
Реальный (не номинальный) христианин вполне адекватен в любой обстановке: "Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов." (1 Кор.2:15-16).  Но для того, чтобы быть адекватным, необходим постоянная работа ума в духе: "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир," (Рим.8:5-6), – и еще – "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир," (Рим.8:6). Необходимо жить во Христе.
Почему люди безусловно верят телевизору? Почему забывают то, что происходило полгода назад? Почему не могут правильно сопоставить причину и следствие? Почему не могут увидеть различие между двумя событиями: когда человеку дают подзатыльник и когда происходит массовое побоище между таджиками и россиянами? Почему в конфликте считают виновными обязательно две стороны? Потому, что у людей не логическое, а мифологическое мышление.
Мифологическое мышление – это научное понятие. То, что попадает в поле зрения науки, как правило, оценивается как нечто объективное. И может сложиться впечатление, что это один из видов мышления среди множества. Как будто бы все виды имеют право на существование. Просто один такой, а другой такой. Ни в одном из них нет ничего плохого. Например. Есть фрукты – яблоки, а есть фрукты – груши. И те, и другие полезны. Но с мифологическим мышлением увы не так.
Мифологическое мышление – это плохое мышление – поверхностное, чувственное, бездумное и ленивое: "За что не люблю русских людей - ничего не хотят знать, а начинаешь объяснять - посылают куда подальше..." Лев Толстой. Это мышление, в котором мозг не работает. Это мышление, которое не может увидеть реальную причину ни в каком событии или явлении. Это мышление двух, трехгодовалого ребенка. Людей с таким мышлением легко обманывать. И их обманывают. СМИ и пропаганда массово превращает большие группы людей стадо баранов.
Некий государственный лидер ведет свой народ в экономическом плане к катастрофе и нищете, в политическом – к тоталитарной системе, в духовном плане – к погибели, но народ ему верит и создает для него заоблачный рейтинг поддержки. Социологи, эксперты называют такое поведение общества иррациональным. Но это и есть вот то мифологическое мышление – ленивое и убогое.
И современная западная, и современная восточная культуры весьма продвинуты. Тем не менее, людей с мифологическим мышлением очень много и в цивилизованных обществах. Почему они есть и их очень много? Почему эти люди телевизору верят как отцу родному?
Библия дает ответ на эти вопросы – превратный ум. Библейский ответ показывает куда более страшную картину.
Рим.1:28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
Рим.1:29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
Рим.1:30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
Рим.1:31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
Рим.1:32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
“ …Не заботились иметь Бога в разуме ” – в другом переводе звучит так: “ не нашли годным они Бога иметь в познании ”. Не захотели узнавать Бога. То есть, не захотели узнавать и исполнять волю Божью. “то предал их Бог превратному уму” – “передал их Бог в негодный ум ”. Дал им Бог ум негодный для правильного рассуждения. У человека отнято способность для разумного размышления.
В Учении Христа явно не обсуждается идея: “Если Бог наказывает человека, то отнимает у него ум”. Хотя такое утверждение и существует в миру. Это абстрактная идея и не столь значительная по сравнению с той, что объявлена выше. Если человек без ума сыпет в чай соль вместо сахара или выходит на улицу, легко одевшись в холодную погоду, и вследствие этого затем страдает, то это мелочь по сравнению с тем, что допускает Бог. Человек без ума в обыденном смысле вредит своему телу, своей земной жизни. Человек без ума в смысле Учения Христа согрешением вредит своей душе. Ничего более страшного для человека уже не может быть.
Человеку ум дан для того, чтобы он узнавал Бога. Это главное назначение. Но если человек не ищет Бога, то Бог отнимает у него этот дар. В результате человек совершает поступки, которые противоречат воле Божьей. Совершает грех. В Божьих глазах это есть неадекватное, бессмысленное поведение. Что ведет человека в погибель. Поведение такого человека – это есть поведение без ума.
Если человек не хочет думать или не искренен перед самим собой, то мир, в котором он живет, становится виртуальным. Человек стремится быть неадекватным. Бог идет этим стремлениям навстречу. Способов у Господа достаточно. Например, подпускает к человеку сатану и тот достраивает этот выдуманный мир. В результате человек оказывается в кубе или в сатанинском замке Дракулы. Или другой способ. Бог делает человека неспособным к разумному восприятию действительности и адекватной реакции на то, что происходит рядом с ним. Эффект такой же, как и в предыдущем случае.
Бог дал человеку ум для того, чтобы он учился видеть причину в любом явлении, чтобы сопоставлять явления, анализировать факты. И все это для того, чтобы, в конце концов, увидеть Первопричину всего – Бога. Признать Его как своего Творца и своего милосердного Отца Небесного, с которым предстоит быть в вечности.
Христос говорит: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.” (Матф.6:33).  То есть, человеку очень полезно правду, правду Божью. Если же человек не ищете правду, не любит правду, то это не значит, что он нормально проживет и так. Христос говорит: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает." (Мф.12:30). Нет в душе и в жизни человека правды Божьей, то в его душе и его жизни будет ложь. Обманывать будет он, обманывать будут его. То, как будут обманываемы многократно проявлялось в истории. Гитлер обманул всю нацию и в том числе и церковь в Германии, Сталин обманывал и людей в Советском Союзе, и толпы интеллигентов по всему миру. Пропагандистская ложь российских СМИ ввели в заблуждение миллионы россиян и те с восторгом приняли оккупацию Крыма. Обмана у человека будет много. Обманут его многократно и многообразно. Им будут манипулировать все, кому не лень. Вакцина от манипуляции – ум Христов. А вот для этого надо потрудится.
Если человек расточает, то расточит все, расточит и саму жизнь. Проявится это еще в земной жизни. Безбожный человек не просто в чем-то заблуждается, а в чем-то вполне здравомыслящий. Им движет законченный функционально полный комплект предрассудков, мифов, иллюзий, суеверий, тупых бессмысленных ролей, тщетных надежд. Его сознание – это мир абсурда: "И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи," (2 Фес.2:11). Для такого человека реальность – это неведомое ему гиперпространство. Мирской человек, отвергая Бога, строит для себя виртуальный фантастический мир, строит сказочный мир. Это тот мир, в котором он хотел бы обитать, но реальный путь, которым надо бы двигаться к этому миру – это путь в темноте, – это глупый, бессмысленный, а порой и жестокий лабиринт. Действительность в конце концов оказывается не красивой сказкой, а мрачным мокрым загаженным подвалом. К концу своего сознательного пребывания в этом мире мирской человек мыслит абсурдно, творит абсурд и абсурд получает от жизни в ответ. Для мирского человека окружающий его мир – это враждебная матрица. Он с трудом пробирается внутри этой матрицы, но финал его всегда трагический.
Необходимо знать стандарт личности, стандарт поведения личности, стандарт тех условий, которые Господь создает человеку на земле. Все это можно найти в Библии, а после этого признать, что и он, и его жизнь далека от этого стандарта. Признать надо так, как признался себе блудный сын, пасший свиней. Какой ты? В каких ты условиях живешь? Не ищешь Бога. И подобно тому, как блудный сын вернулся к отцу, так человеку следует вернуться к Отцу Небесному.
Последствия самообмана горькие. Аману пришлось наградить Мардохея. А надеялся получить награду сам, нашел же погибель. Обманул сам себя.
Обманывали себя евреи: "Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;" (Чис.11:5). Египет был для них печью огненной: "И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью." (Исх.1:13-14). Там они вопили о спасении: "Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог." (Исх.2:23-25). Хуже всего то, что человек часто обманывается и не понимает этого. В своем уходе от Бога он уже прошел точку невозврата. Назад для него уже дороги нет.
Во все века в сознании людей существовала сильнейшая иллюзия. Мирской человек верил и верит в то, что на земле можно найти или построить счастье. Но Бог многократно и многообразно показывает каждому человек лично, что счастье на земле в материальном мире невозможно. Основная причина в том, что сама жизнь имеет предел – смерть. Любые ссылки на свой пример относительно благополучной жизни – просто иллюзия и самообман. Либо это обман, либо очень искренний самообман, либо это только эпизод – миллион алых роз, а потом только воспоминания. Любые ссылки на чей-то пример – очень примитивная иллюзия. Рассуждая о счастье поневоле следует задуматься о смысле жизни человека на земле. И только если смысл определен, то и можно поразмышлять о том, достижимо ли счастье. Библия учит тому, что человек на земле странник. Но странствование даже для фанатичных туристов очень далеко от счастья. Кроме того, счастье – это очень субъективная категория. Счастье разных людей – разное. Для кого-то – пиво с таранькой, а для кого-то – слетать в космос.
У христиан есть проблемы. И уж более чем достаточно проблем у людей мирских, но Христос нас учит: "Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены." (Иак.1:16-17). Каждому из нас необходимо осознавать: “Все, что есть в моей жизни – это совершенный Божий дар. И мои проблемы, болезни и мое страдание тоже Божий дар. Этим Бог смиряет и воспитывает меня, и за это я должен благодарить Господа, а не огорчаться и сетовать.” Необходимо задавать себе вопросы: “Почему Господи ты это делаешь? Почему ты меня смиряешь? Что я не так делаю? Чего я не делаю?” Имея проблемы, необходимо их признавать. Признавать то, что мы обеспокоены в этом мире. Ведь так говорит Христос о всех и для всех, кто все ещё в миру: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко." (Мф.11:28-30). Иными словами, “Вы обремененные и обеспокоенные, так идите же ко Мне, не обманывайтесь, что у вас все нормально. Я вас успокою.
Люди, когда случаются с ними неприятности, ищут себе объяснения, оправдания: “Раньше всегда так было. У всех так. У всех всегда так было.” Пытаются найти правдоподобное объяснение. Например. Украли деньги. Объяснение: “Зачем взяла все? Почему не рассовала по карманам?”; Упал. Объяснение: “Зачем выходил? Не правильно обулся.” Но разве Господь не видел происходящего? Конечно, видел и допустил. И надо задавать себе вопросы: “Почему Он это допустил?” – или – “Для чего Он это допустил?” Ведь объяснение неправильное, если в нем отсутствует понимание воли Божьей. Оно может быть только похожим на правду, но не правдой.
Нужно быть искренним с самим собой. И хорошо подумать над следующим: “Нужны мне объяснения моих проблем или отсутствие проблем? Мне нужно чтобы проблем не было (или, по крайней мере, было как можно меньше) или пусть они будут, но пусть обязательно будет правдоподобное объяснение.” Я полагаю, что каждый пожелает, чтобы проблем не было. А для этого нужно смирять себя, доверять Богу и не обманывать себя.
Если тебя обманывают, то либо ты это еще допускаешь, либо ты это уже очень долго допускаешь. Если не хочешь, чтобы тебя обманывали, не обманывай самого себя. Господь учит: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно:..." (1 Тим.4:16).  Вникай в себя и не обманывайся. Делай это постоянно, то есть, вникай в себя и когда обманывают.
Часто люди спрашивают, почему существуют тоталитарные секты, почему существуют религиозные направления, которые учат Учению ложно, искажают Учение или вовсе не учат. Такими являются Православная церковь, харизматы, Свидетели Иеговы. Почему существуют изуверские секты и культы, наносящие вред себе и ближним, готовые на коллективное самоубийство и совершающие такое? Потому что всегда находятся кандидаты в члены этих общин. Всегда находятся те, кто становятся прихожанами, членами, адептами этих культов и сект. Откуда же берутся рядовые члены общин или прихожане в этих направлениях и организациях? Этими членами являются люди, которые либо пока ещё остаются неискренними и перед собой и перед ближними, либо они неискренни сами с собой и уже никогда не изменяться. Они готовы быть обманутыми, они не хотят быть свободными. Они сами не хотят давать объективную непредвзятую оценку лидерам в этих религиозных группах и направления. Обманутый потому, что не один раз пошел на компромисс с совестью, более того, пошел против совести. Не было бы ведомых в этих секта, то не было бы и ведущих, то не было бы и сект. Ведомым можно уверенно сказать: “Если хотите быть обманутыми, то будете”. Человек находит в жизни то, что ищет. По большому счету ответ адептам сект в послании Галатам: "О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?" (Гал.3:1). Забыли реального Христа, который был у них перед глазами, как в последние часы на кресте.
Для малыша окружающий его мир — это мир иллюзий и незнания. Так и мирской человек в своих отношениях с ближними и с Богом живет в мире иллюзий и незнания. Но как ребенок имеет все необходимое, чтобы вырасти из детского мира в реальный взрослый мир, и он вырастает и, как правило, в большей или меньшей степени врастает в этот мир, точно также Бог дал каждому человеку все необходимое, чтобы человек выбрался из его иллюзорного мира в реальный духовный мир, мир истины и мудрости. Когда же человек перестанет жить мечтами, сказками и иллюзиями, и начнет жить реальностью в Боге, то тогда Бог изменить его жизнь. В действительности же, увы, не так, люди не хотят быть реалистами.
Христианам следует учиться различать добро и зло. Различать его во всех проявлениях, различать зло в своей душе. Называть зло по имени, не обманываясь и не заблуждаясь, избавляться от него и творить добро. Это путь к совершенству, это путь к свободе, это путь на небеса: "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными." (Ин.8:31-32). Аминь!
Валерий Колесник
17 июня 2004 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий