Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

вторник, 26 апреля 2016 г.

Познать Бога. Возможно ли?


Познать Бога. Возможно ли?

Люди часто задают себе вопрос о смысле их земного существования. В соответствии с Библией ответ простой: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:" (Деян.17:26-27).
Смысл жизни человека в том, чтобы узнать Бога. И не просто узнать, но и жить в соответствии с теми требованиями, которые Бог устанавливает. Но когда человек слышит этот ответ и ему надо начинать действительно искать Бога, то энтузиазм проходит и человек скучнеет. К сожалению, часто оказывается, что эта тема для человека есть только праздное любопытство, либо обсуждается скорее для того, чтобы создать себе имидж интеллектуала. Смысл жизни в действительности его не интересует.
Да, действительно, от христиан требуется познавать Господа: "...Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его," (Еф.1:17). Но это знание не о Боге, а знание Бога. Это не знание Библии, библейских историй или притч. Познание Бога предполагает познание на опыте, глубокое личное знание. Знать Бога, это значит знать так, как мать знает своего ребенка. Знать так, как знают друг друга два бойца прошедшие рядом войну или боевые действия в горячих точках. Знать так, как знают друг друга любящие муж и жена. Знать так, как знают друг друга родные сестры или братья, выросшие вместе.
Более того, библейская идея “знать Бога” предполагает “знать и исполнять то, что Бог требует”. Об этом говорят многие стихи. В позитивной формулировке: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии." (Иак.1:22-25), и в негативной – "Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня." (Ин.15:21), – и – "Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали." (Ос.5:4) – и еще – "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу." (Тит.1:16).
Вот как Моисей обращается к Богу: "...Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ." (Исх.33:13).
Неправильная цель – изучить Библию полностью, цитировать, знать ссылки.  Правильная цель – познать Бога. При этом Библия только средство. В Библию следует регулярно заглядывать, вчитываться и вникать. Если в памяти откладываются стихи и ссылки – отлично. Но понимание духа Учения куда важнее – это главное.
Глубокое знание такой Личности как Господь Бог, предполагает, что человек знающий Бога будет и поступать с добрыми намерениями, учитывая характер и поведение Того, Кого он знает: "Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь." (Иер.22:16). Просто глупо поступать иначе: "Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют." (Иер.4:22). Грешник – это глупец: "Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей." (Притч.24:9). Именно поэтому Богу дураки не нужны. Просто глупо, зная то, что Бог предлагает кроткому и послушному дитю, не искать с Ним встречи. 
Знать природу Бога и бездействовать это также и преступно: "А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: <я познал Его>, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;" (1 Ин.2:3-4). Не познавшие Бога – это противники, враги Богу: "...В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа," (2 Фес.1:8).
С точки зрения вечности и исключительного блага для человека разум дан человеку, чтобы он искал Бога. Но человек не хотел искать Бога: "Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;" (1 Кор.1:21-22), и пришлось Христу сойти с проповедью и жертвой. А ведь и проповеди, и жертвы могло бы и не быть.
Екклесиаст пишет: "...И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем." (Еккл.1:13). Человеку следует не просто тренировать свой ум, но тренировать для того, чтобы увидеть все происходящее рядом и не только рядом, как дело рук Божьих.
Для того чтобы сформировать правильное отношение к Господу и исполнять Его заповеди, надо осознать Его, осознать, как лично присутствующего рядом всегда. Как же знает Его обычный мирской человек?
Если начальник справедливый и строгий, то ему обычно не перечат. Стараются точно исполнять распоряжения. Но Бог более справедливый и более строгий и, ко всему, Он всегда рядом: "На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых." (Притч.15:3). Почему же есть пренебрежительное отношение к Богу? Почему же Ему противятся? Потому, что нет личного знакомства. У человека не произошла ещё личная встреча с Богом. Человек на личном опыте не осознал Бога ни как Отца милосердного, ни как Отца наказывающего. Но именно для рассуждения о Боге и об отношениях между человеком и Богом дал Бог человеку мыслительный аппарат. Человек не понимает ни милости: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он." (Ис.26:3), – ни наказания: "Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои." (Плач.3:39).
Каким образом проявляется то, что человек не знает Бога?
Осуждение ближнего. Почему человек очень легко срывается на то, чтобы осудить обидчика? Почему это просто? Почему даже христианин порой не может вспомнить что: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь." (Рим.12:19)? Бог наш справедливый и требовательный судья: "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?" (Иак.4:12), – постоянно наблюдающий за каждым из нас. Для нашего же добра надо осознать, что Судия праведный всегда рядом. В наших интересах познать Бога лично и жить с Невидимым как с Видимым. Подобное видение Бога поможет нам и доверять Богу и не грешить перед Ним. В Украине уже ушло в прошлое такое позорное явление как рэкет. В какой-то момент те, кто был в этой системе, даже уважением пользовались. Если бы в то время некто из рэкета сказал человеку: “Успокойся. Я сам разберусь с ним.” – то, скорее всего человек бы успокоился, как часто и происходило. Но Бог решительнее, чем рэкет и рядом всегда. Корректно ли даже пытаться сравнивать эту криминальную систему и Бога. У человека же нет личного знакомства с Богом, который обладает возможностью защитить безусловно и надежно, и потому не обращается к Богу.
Человек тревожится, живет в страхе, переживает. Но ведь Бог говорит: "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику." (Пс.54:23). Все обещания, которые нам приходится слышать, мы можем воспринимать всерьез или пропускать мимо ушей. Все зависит от того, каким знаем того, кого нам обещают в качестве защиты. Если знаем того, кого нам обещают как человека надежного, то доверяем ему. Люди идут на прием в горисполком, к директору, к начальнику и, если тот лично пообещает помощь, уходят домой с уверенностью. Но Бог всегда рядом, знает наши проблемы лучше, чем кто-либо, и заботиться о нас лично: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц." (Лк.12:6-7). Почему же не доверяются Ему?
Есть много такого, что мы стыдимся делать публично, перед другими, особенно перед друзьями. Но каждый из нас всегда перед Христом. И, тем не менее, не стыдимся Его. Не поступаем так, как требуется от нас: "...И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная." (Рим.12:2). Человек не знает Его волю. Не считается с Ним. Потому, что реально Он для многих из нас не много значит.
Люди стесняются перед проповедником говорить сплетни, грязь, клевету. Удерживают свой язык. Когда же он уходит, то грязь выплескивается наружу. Но кто такой проповедник по сравнению с Христом.  А ведь Христос всегда рядом. Если бы рядом с таким человеком рядом стоял видимый Христос то, не то что бы молчал, но упал бы и уткнулся лицом в пыль. Почему же не бояться и не стыдятся Христа? Нет личного и близкого представления о Христе. Впрочем, иногда и проповеднику приходится слушать такое, от чего хочется бежать.
Доверять или не доверять человеку можно, только лично зная его. В наших интересах знать Бога лично. Лучше чем Он никто не может помочь нам.
Люди живут в этом мире одиночками, настороженными, мнительными, обиженными, раздраженными, недовольными. Но рядом с ними Любящий Отец и все люди вокруг – Его творения. В доме Отца мир и порядок. Почему же человек живет так загнанный хищник? Потому, что люди не хотят видеть Отца. На что же похожа жизнь людей без Бога?
Можно представить себе некий эксперимент. Цель его: увидеть, как люди ведут себя в абсолютной темноте. Можно попытаться представить поведение в темноте разных типов людей.
·         Беспокойный: «Куда не пойду, везде препятствия. Везде опасность. Мир ужасный. На душе скверно.»
·         Мнительный и робкий: «Везде может случится неприятность. Я никуда не пойду. Буду стоять здесь.»
·         Нечистый на руку: «В темноте все отлично. Можно что-то найти, украсть, отнять. Никто ж не увидит.»
Но свет вдруг появился. Как поведут себя те же типы людей на свете?
·         Беспокойный: «Везде видно проходы. Препятствия мне не мешают. Ничего со мной не случится. Для беспокойства нет причин.»
·         Мнительный и робкий: «Вокруг люди. Все улыбаются. Нет причин тревожится. Чего я стою? Надо идти заниматься своим делом.»
·         Хитрец и грабитель: «Что это я задумал утащить? Везде полно людей. Как я объясню свое поведение? Надо смываться.»
При свете поведение людей становится естественным, спокойным и бесхитростным.
Эксперимент с дневным светом был только для того, чтобы поговорить о другом, о духовном свете и о духовном видении. Не имея духовного видения, люди ведут себя подобно блуждающим во тьме. Давайте посмотрим.
·         Беспокойный. На улице ему идет на встречу человек угрюмого вида. Мысль: «Это наверно плохой человек, это опасность. Надо держаться подальше от него.» Следующий встречный улыбнулся. Мысль: «Он улыбнулся не просто так. Ему что-то от меня надо. Это тоже опасность. Обойду я его стороной.» И такое отношение к каждому человеку.
·         Мнительный и робкий. Этот человек живет по принципу: «Никому нельзя верить и доверяться. Любой может предать, обмануть, посмеяться. Вы меня не трогайте и я вас не трону.»
·         Хитрец и грабитель. Это живет по принципу, который записан на доске объявлений на окраине леса: «Все, что кто-либо найдет в этом лесу, мое! Волк Вова» Навстречу человек. Мысль: «Что с него можно взять? Шапку.» Сорвал. Забежал в подъезд. Навстречу в подъезде женщина. Мысль: «Двойная добыча! Только бы сильно не раскричалась. Только бы мне не попасться.»
Но этот мир не темный лес. В этом мире есть свет. Это Христос: "Доколе Я в мире, Я свет миру." (Ин.9:5), – это Его Учение. Этот мир скорее похож на комнату в детском саду. Все люди – это дети в этой комнате. А Господь Бог – это воспитательница. На что похоже поведение некоторых детей в этой комнате.
·         Беспокойный. Это ребенок, который боится другого ребенка. Но в этой комнате нет причин для страха. Воспитательница не допустит обид. Так и Христос не допустит, чтобы один человек без нужды обидел другого. 
·         Мнительный и робкий. Ребенок новый в группе. Он стесняется и ни к кому не подходит. Но воспитательница поможет ему войти в игру. Если человек робкий, то Христос поможет ему найти общий язык с хорошими людьми.
·         Хитрец и задира. Воспитательница будет держать такого под особым наблюдением.
Христос светит в этом мире. Христос держит все происходящее под контролем: "...посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, …" (Еф.1:20-22). Мир освещен Христом. Здесь все происходит по Его воле. Мы, верующие во Христа, можем быть спокойными и бесхитростными. Если же люди не хотят признавать в мире Христа и Его Учения, то они подобны призракам во тьме, двигающимися подобно зомби: "Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним." (Ин.11:9-10). Если кому-либо нравится такая жизнь, пусть так и живет. Мне это не нравится!
Идея тьмы и света часто упоминается и в Ветхом Завете: "И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя." (Втор.28:29), – и в Новом: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная." (1 Ин.5:20).
Для лучшего понимания этих идей представим следующую картину: Человек пытается идти без фонаря в абсолютно темном помещении. Помещение – это чердак, захламленный старой мебелью и громоздкими вещами. Человек идет в темноте, спотыкается, вымазывается, ударяется об эти вещи, они опрокидываются на него. Но вдруг помещение озаряется светом, и человек сразу видит безопасные проходы между хламом. Здесь видна аналогия с духовной жизнью человека. Человек не знает Учения Христа и живет как ему вздумается, по своим страстям, по своим интересам, по мирским предрассудкам. Такая жизнь наполнена грехом. Бог же не остается безучастным, глядя на дела человека. За грехи человек находит проблемы и нужды, так как Божий принцип: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:" (Гал.6:7), – действует постоянно. И как тот человек в потемках падает и ударяется, так грешник в миру, не зная Учения Христа, падает и ударяется: "Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян." (Притч.14:16), – и – "Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются." (Притч.27:12). Именно о такой жизни говорит пророк Исайя: "Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые." (Ис.59:9-10).
Идея света в Библии повторяется многократно: "Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся." (Притч.4:19), "Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей." (Пс.118:105) – и еще – "...Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни," (Притч.6:23).
Возможен и другой вариант. Вокруг человека свет, но Бог ослепил человека: "Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать"." (Ис.29:9-12).
Жизнь в миру без Бога – это спящий среди бодрствующих, – это мертвый среди живых, как говорит Исайя. Спящий подобен мертвому.  Но Христос осветил нам нашу жизнь: "...Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего," (Кол.1:13). Христос показал нам, что есть зло и что добро: "Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (Ин.8:12). И стало видно, что следует делать и что – нет. Подобно тому, как в освещенном помещении стали видны проходы.
Так все-таки. Можно ли видеть Христа рядом? Глазами – нет, умом – да. Так как видел Бога Давид: "Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; непоколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании," (Пс.15:8-9).
Как же достичь такого личного знания Христа? Путь известен: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя." (1 Тим.4:16). А также: "Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами." (Флп.4:9). И Христа можно узнать: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть." (2 Кор.13:5). Мы можем осознать то, что Христос рядом. И не просто рядом, но в нас. Если мы в Церкви и этого не осознаем, то мы не те, за кого себя выдаем.
Да! Это трудно. Но у нас нет более важных дел на земле. Если мы этого не делаем, то мы живем напрасно. Наше сердце работает вхолостую.
Господь требовал от человека иметь такое видение Его всегда. Следующие стихи: "Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих," (Втор.11:18-20), – утверждают: “Если не можете помнить, то сделайте себе знаки перед вашими глазами”. Слова о косяках дверей произнесены Богом Моисею три тысячи лет назад. Но они справедливы и сейчас. Но это только начало пути познания Христа.
Нам нужно знать Христа как личного друга, который все время рядом с нами. Христос предлагает нам такие отношения: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего." (Ин.15:15).
Человек, как правило, ищет и привязывается к тому, кто не ниже его самого в интеллектуальном и нравственном смысле, кто интересен для него, кто предприимчив, кто может делать полезное для человека. Это делается порой даже не осознанно. Христос ищет общения с нами, но Он подтягивает нас к Своему уровню. Этот уровень нам надо узнать: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам." (Ин.15:14). Мы Ему нужны, но нужны очень близкими, – друзьями и братьями. Мы нужны Христу. Он отдал Свою жизнь ради нас: "…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна." (Еф.5:25-27). Но и нам предстоит осознать, что Он нужен нам. Он нас усовершит, мы же должны вырастить в себе представление о Христе как о дорогом, желанном друге. Христос личный и сильный друг. Друг, который ждет меня, готов меня поддержать, посочувствовать. Он не просто выслушает, но поможет. Поможет самым лучшим образом. Это друг, ради которого, можно отложить все дела в сторону.
Ведь есть в нашем кругу люди, хоть их и не много, ради которых оставляются дела на кухне, откладывается в сторону книга, выключается телевизор. Их приходу радуются. Мы готовы жертвовать ради них нашими интересами. Мы должны вложить в свое сознание мысль, что ради Христа на земле можно оставить все: "Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной." (Мк.10:29-30). То есть, есть ради чего отвлекаться от мирской суеты.
Учение Христа – это не кроссворд, не сборник занимательных новелл или красивых афоризмов. Это не есть нечто такое, что можно изредка по вечерам почитать от скуки. Христос не просто случайный знакомый, не герой мифа, и Учение Христа – не сказка, – это наша жизнь: "...Тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, ..." (Втор.32:46-47). Жизнь спокойная, уверенная, бесхитростная.
В первые годы моей христианской жизни казалось, что дети христиан вырастают в тепличных условиях. В семье христиан они не увидят и не услышат многого из того, что преподносит мир. В плане жизненного опыта они ограничены, ущемлены. Я не считал их опыт ущербным из-за того, что они далеки от ссор, алкоголя, никотина и наркотиков. Ситуация сложнее, мне казалось, что они не смогут распознать в жизни зло во всех его проявлениях, не смогут уберечься от зла. Но это было мое большое заблуждение. Божий план для человека был в том, чтобы человек не знал зла. Это следует из слов Господа по отношению к Адаму: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно." (Быт.3:22). До момента согрешения у них был свободный доступ к дереву жизни. Но затем к этому дереву доступ им был закрыт, закрыт после согрешения. Отсюда следует, что они узнали зло. Зло – это их личное противление Богу. Зло – это наказание, которое последует от Бога. Бог не желал, чтобы они это знали. То есть, и сейчас без этого человек может и должен жить, а в остальном Бога даст мудрости и опыта более чем людям в миру. Иисус в своей земной жизни не узнал зло: "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом." (2 Кор.5:21).
Господь бережет человека от зла, если человек сам бережет себя: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он." (Ис.26:3). Именно Учение Христа учит человека различать добро и зло. И христианин может и должен беречь себя от зла. Именно в миру, как раз и не знают, как беречь себя от зла, от зла на практике.
Так, например, совсем не обязательно девушкам встречаться с многими парнями с той целью, чтобы выбрать спутника на всю жизнь, но надо ждать своего. Дружить, помогать, общаться с молодыми людьми в лучшем библейском смысле это и нужно, и можно. Но доводить отношения до страстных объятий и поцелуев совсем это не обязательно. В таких условиях до греха блуда очень близко. Но даже если оба в этих отношениях, близких к экстремальным, себя удерживают, то это тоже не самый лучший выход. Также не надо парням встречаться со многими девушками, но надо ждать свою. Не надо торопиться узнавать негативные аспекты любви: боль расставаний, охлаждение чувств и равнодушие со стороны любимого человека, хамское потребительское отношение с чьей-либо стороны, влюбленность до затмения, до умопомрачения, предательство. Сомнения, ревность, несбывшееся ожидание сказочной любви – слишком много того, что отравляет минуты радости. Бог есть Бог любви и мира, и он не желает человеку боли. Человек сам находит себе огорчения. Если же в душе нетерпение, то можно не сомневаться, негатива будет больше чем радости, намного больше. Господь учит человека тому, что есть зло, и учит тому, как удерживать себя от зла. Бог делает человека мудрецом: "Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни." (Притч.9:10-11).
В миру в нашей стране существовало мнение, что парням для возмужания необходимо послужить в армии.  Совсем не обязательно. Служить в Советской армии – это значило – видеть зло и делать зло. Это значит видеть самодуров, лентяев или пьяниц офицеров, это значит пострадать от “дедовщины” или самому будучи “дедом” наделать грехов. Совсем ничему не учила служба типа “копать канаву от забора до обеда” или “собирать на плацу окурки” перед приездом комиссии. Это не служба – простуживаться и зарабатывать гастрит. Это не есть школа мужества, – это школа зла, чего Бог людям не желает. Сформировать сильное выносливое тело и твердый характер, достойный мужчины, увы, не получается. В армии, как в любой иерархической системе учились подхалимничать, делать карьеру и очень часто за счет других. А если кто вздумал говорить о милосердии и доброте, говорить о том, что куда более важно для человека, то на него смотрели как на существо, которое случайно достали из морской впадины с глубины четырех тысяч метров. И самое плохое, в армии учились бить и калечить себе подобного, убивать себе подобного, убивать того, кто есть образ Божий на земле: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." (Быт.1:27). Таким образом, познают не Бога, но – сатану.
Бог открывает себя последовательно, постепенно. Не для праздного любопытства, а для практического исполнения воли Божьей. Если человек не намерен исполнять волю Божью, то он не узнает природу Бога. Открывает себя тем, кто исполняет волю Господа на практике: "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;" (Притч.8:17).
Израильтяне не стремились выполнить волю Господа – прогнать или уничтожить аморреев полностью: "Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего;" (Исх.23:31).  Поэтому лишили себя шанса своими глазами увидеть чудесную силу Господа, чудеса Господа, как было при предыдущих завоеваниях.
Не существует академического стиля познания Господа. Бесперспективны и бессмысленны попытки и усилия познать Бога, не следуя Его заповедям. Одиночкам – тем, кто за пределами Церкви, общины, учение Христа закрыто. Одиночка в том смысле, что человек не является живым, действующим органом Тела Христова: "...Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви." (Еф.4:16), – в смысле активного содействия, соучастия, сопереживания: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены." (1 Кор.12:26). Но не в том смысле, что знания есть только в организации, которая может называть себя христианской. Есть много нехристианских, псевдохристианских организаций и групп, объявивших себя монопольными владельцами истины. Господь дает знания и мудрость не вывескам и этикеткам, а тем, кто искренне старается жить в соответствии с Его Учением. В Церкви Христовой – мудрость, в миру – глупость и самомнение.
Любые исследования и философствования без повиновения Богу бесплодны и бесперспективны: "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, – что можешь сделать? глубже преисподней, – что можешь узнать?" (Иов.11:7-8), – и ещё – "Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих." (1 Кор.1:19-21). Исследование Библии только как культурного феномена – напрасно, а может даже и опасно для того, кто это делает: "...А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут." (Лк.12:48). Использование Библии в утилитарных мирских целях, для защиты диссертации или для того, чтобы показаться образованным, просто глупо. Назначение Библии иное, ценнее, величественнее и несравненно полезнее для человека: "Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:" (Притч.3:6-7).
Практическая жизнь христианина – это служение ближнему. Без личного служения ближнему нет эффективного исследования Библии, как нет продуктивного служения ближнему без личного исследования Писания. Путь к Богу. Надо не только сделать выбор, но нужен еще и усердный труд чтобы приблизится к Богу.
Различные псевдохристианские или нехристианские верования – это блуждание по околицам и по задворкам. Эзотерическое знание или знание, получаемое в мечтах, в полудреме, в трансе, в медитации – это не более чем субъективные фантазии. Если знания не содействуют, не учат, не подвигают человека на служение ближнему, если не подтверждаются Библией, то такие знания бесполезны и пусты.
Никто не запрещает человеку мечтать, но должен быть баланс (мера) между суждениями и фантазиями (мечтами, бесплодными рассуждениями). Последние надо быстро останавливать.
Есть даже такие, кто пытается следовать Учению Христа, но в их личной жизни слишком мало ревности и слишком много мира. Это еще младенцы в духовном росте. Истина и для таких прикрыта. Им предстоит расти, чтобы проникнуть в глубины Божьей мудрости. Закрыто Учение Христа и для тех, кто только называется христианами. Такие люди как будто бы и собрания посещают и не делают греха, какого-то определенного вида греха, но остаются мирским по духу. Это так называемые “воскресные” христиане. Такие люди ограничивают свою христианскую жизнь воскресным собранием, а в остальное время живут, как и до того, как крестились. Нельзя стоять одной ногой в Церкви, а другой в миру: "Неверные! (перевод автора) не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу." (Иак.4:4). Далеки от понимания и законники всех мастей. Это люди, которые придумывают свои правила и живут по ним, а то ещё эти правила и в церковь привносят. У них тоже нет вдумчивого служения Богу. То есть, нет и настоящего поклонения Богу.
Бог дает знания по мере духовного взросления и при условии того, что человек в своей жизни движим этими знаниями: "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить." (Флп.3:15-16). Такая помощь от Господа подобна тому, как опытный и любящий отец передает свое умение сыну. Это возможно если сын послушен отцу и по мере усвоения им полученных знаний. Для послушных Божьих детей в Библии нет тайн: "...Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла." (Евр.5:14). Но для послушно действующих ради Бога и для Бога.
Если человек не понимает чего-то, что имеет отношение к духовной сфере, к духовному миру, то не потому, что Бог умышленно прячет от человека тайны, а потому, что человек не в состоянии понимать: "Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? " (Ин.3:12). Или человек не желает приложить усилия для понимания. А усилия порой требуются нешуточные.
Написано: "Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь." (Лк.8:18). То есть, слушайте и исполняйте, иначе отнимутся остатки рассудительности. Но человек не стремится узнать Бога. Чем это чревато для человека?
Рим.1:28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,
Рим.1:29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
Рим.1:30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
Рим.1:31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
Рим.1:32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Написано: “…не заботились иметь Бога в разуме” – это значит, “не нашли годным они Бога иметь в познании ”. Не захотели узнавать Бога. То есть не захотели узнавать и исполнять волю Божью. И вот результат: “то предал их Бог превратному уму” – или другая версия перевода: “передал их Бог в негодный ум”. Дал им Бог ум негодный для правильного рассуждения. У человека отнято способность для разумного размышления.
Человеку ум дан для того, чтобы он узнавал Бога. Это главное назначение. Но если человек не ищет Бога, то Бог отнимает у него этот дар. В результате человек совершает поступки, которые противоречат воле Божьей. Совершает грех. В Божьих глазах это есть неадекватное, бессмысленное поведение. Что ведет человека в погибель. Поведение такого человека – это есть поведение без ума.
В Учении Христа явно не обсуждается идея: “Если Бог наказывает человека, то отнимает у него ум”. Это абстрактная идея и не столь значительная по сравнению с той, что объявлена выше. Если человек без ума сыпет в чай соль вместо сахара или выходит на улицу легко одевшись в холодную погоду, то это мелочь по сравнению с тем, что допускает Бог. Человек без ума в обыденном смысле вредит своему телу, своей земной жизни. Человек без ума в смысле Учения Христа вредит своей душе. Греховный образ жизни для такого человека – это нормальное ежедневное состояние. Ничего более страшного для человека уже не может быть. Вечность с Богом для такого человека закрыта.
Рим.1:18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Рим.1:19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
Рим.1:20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Рим.1:21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
Рим.1:22 называя себя мудрыми, обезумели,
Рим.1:23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -
Рим.1:24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
Рим.1:25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Рим.1:26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
Рим.1:27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Если человек не хочет думать или не искренен перед самим собой, то мир, в котором он живет, становится виртуальным. Человек стремится быть неадекватным. Бог идет этим стремлениям навстречу. Способов у Господа достаточно. Например, подпускает к человеку сатану и тот достраивает этот выдуманный мир. В результате человек оказывается в кубе или в сатанинском замке Дракулы. Или другой способ. Бог делает человека неспособным к разумному восприятию действительности и адекватной реакции на то, что происходит рядом с ним. Эффект такой же, как и в предыдущем случае.
Бог осуждает упорствующих иудеев за то, что не принимают Христа как Спасителя "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается." (2 Кор.3:14-16). И поэтому они остаются слепы.
Идея возможности и необходимости духовного роста – одна из неотъемлемых идей Библии: "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном," (Кол.1:9), – и ещё – "...И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его," (Кол.3:10). Христианин должен расти духовно. То есть, все лучше и лучше понимать волю Божью и все лучше и лучше исполнять её. Мудрость христианина – это мудрость послушного ребенка. Смысл жизни христианина – прожить земную жизнь и все это время быть послушным Богу, – прожить земную жизнь, вырасти и стать взрослой духовной личностью, – прожить земную жизнь подальше от греха, не искать себе неприятности. Собственно, разве не этому учат разумные родители своих детей?
Христос дал разум, чтобы познать Господа. Основное назначение человеческой головы – это сохранять и питать постоянно работающий мозг. Голова — это не просто воронка для поглощения пищи. Основное занятие человека в этом мире – это познание Бога и Его дел: "Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия." (Еф.5:17), – и еще – "Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях." (Пс.76:12-13). И такая возможность всегда есть, Бог открыт человеку: "Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих." (Пс.9:17).
То, что Господь не сразу реагирует на дела человека – это Его милость. Он дает человеку возможность подумать. Господь реагирует и на хорошие дела человека, и на плохие, но не сразу. У человека есть возможность подумать. Таким образом Бог стимулирует человека к размышлению, к тому, чтобы человек развивал свой ум. Рефлексия, самонаблюдение должно быть для человека нормой поведения. Эрих Фромм говорил, что человек должен быть чувствителен к своей душе, как мать чувствительна к младенцу. Именно умом человек подобен Божеству. Именно ум развивая человек поднимается на один уровень с Божеством. Если бы реакция на человеческие дела следовала сразу, то люди превратились бы в роботов. Такие Богу не нужны.
Бог обращается к человеку через Библию, сейчас через Новый Завет. Тексты порой весьма сложные. В Своем служении Иисус говорил с народом притчами. Их тоже не все понимали. Бог дал человеку ум и когда обращается к человеку, то обращается к его уму. Ум – это одна и сторон божественного начала в человеке. Это дар Божий человеку. Обращаясь к человеку, Бог стимулирует и поощряет человека к тому, чтобы он работал умом, а не чувствами. Если человек напрягается и, работая умом, ищет Бога и Его волю, то Бог усиливает возможности человеческого ума и дает ему знание. Если человек не хочет думать, видеть Бога умом, то Бог отнимает у него ум, знание и всякое понимание: "...Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;" (Мф.25:29). "За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их." (Пс.27:5). Не просто нечто теряешь, не познавая Бога, а будешь наказан за незнание. Если человек упорно не хочет включать ум, то Бог его отнимает и человеку остается только чувственное восприятие. Он видит, слышит и запоминает только картинку. Такой человек превращается в ватника. В таком случае человек опускается даже ниже животного. Потому, что животное живет и действует в соответствии с инстинктами, а у человека, чтобы заработать себе на пропитание нет инстинктов.
Также христианин должен просить Бога о мудрости, о том, чтобы Господь научил различать добро и зло. Просить так, как просил Соломон: "...Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, -" (3 Цар.3:9-11). Христианину предстоит в молитвах просить Бога о Том, чтобы Бог открыл ему Себя самого. И эта просьба должна быть едва ли не самой главной среди всех молений.
Человеку предстоит узнавать волю Бога, узнавать для последующего исполнения. И если человек это делает, то он узнает и больше: "...Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю." (Ин.7:17). И никто не сможет человека увести от Бога, никто не сможет такого сбить с пути: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною." (Ин.10:27). Утверждение в Ин.7:17 предполагает формирование субъективного, личного опыта. Именно такой опыт будет сильнейшим внутренним свидетельством того, что Бог есть, Бог действует, Бог любит человека.
Познавать Бога – это значит становиться таким как Он: "...И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его," (Кол.3:10). Человек обновляется – это значит растет, растет в познании – то есть, растет и в поведении.
От христиан ожидается исключительная рассудительность и понимание. Христианину предстоит научиться наблюдать за своими делами, вникать в свою душу, в свои чувства, вникать в свои переживания. Христианин должен уметь давать всему, что происходит в его душе, оценку, оценку с точки зрения Учения Христа. Предстоит от неугодного избавляться: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;" (Еф.5:3-4), – а удерживать в своей душе позитив: "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте." (Флп.4:8).
Человек одновременно находится и в физическом и духовном мире. Но приоритет духовного выше. Этот мир важнее. Поэтому человек должен себя постоянно осознавать существом духовного мира и размышлять о нем постоянно. Христиане должны уметь видеть Господа и Его участие во всем происходящем вокруг и внутри себя. Христиане должны уметь различать вокруг себя добро и зло.  Это есть – знать Бога: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." (1 Кор.15:34), – и еще: "Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь." (Иер.22:16). Человек пьющий, развлекающийся – это человек спящий духовно: "...И цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют." (Ис.5:12). Такой человек не растет духовно.
Человеку предстоит познать Бога для собственной чистоты и святости: "...Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию." (Флп.1:10-11), – и еще – "Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды." (Пс.142:10).
И Бог готов помочь человеку узнать Себя и Словом: "И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших," (2 Пет.1:19), – и Святым Духом – "...И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим." (Иер.24:7). И во взаимодействии в Церкви и в любви к Богу понимание достигается: "...Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения." (Кол.2:2-3).
Чем больше человек познает природу Бога, величие Бога, тем больше понимает свою беспомощность, тем большее стремление человека попасть под защиту Бога, тем большее стремление человека к Богу. С другой стороны. Человек, который последовательно познает Господа, узнает Его волю, поступает по воле Господа, сознает, что все его дела, это дела, согласованны с Богом, но выполненные руками человека: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам." (Ин.14:21). Божье дите с этим вполне согласно, принимает это и радуется этому. Такой человек стремится к большему. Но для него уже важны не сами дела как результат. Для него важно постоянно видеть то, что Бог еще может сделать через него, в нем. Знать Бога, действующего во мне на добро – это также есть источник огромной радости и удовлетворения. И, начиная с какого-то момента, для такого человека и радость, и смысл жизни заключены в том, чтобы познавать Бога, действующего в нем. А это есть то единство с Богом, которое ожидает человека на небесах.
К сожалению, люди не хотят знать Бога: "...Нет разумевающего; никто не ищет Бога;" (Рим.3:11). Люди не ищут ни могущества в Боге, ни единства с Богом. Грустно.
Валерий Колесник.
20 сентября 2005

Комментариев нет:

Отправить комментарий