Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

суббота, 14 мая 2016 г.

Здоровье. От врача или от Бога?


Здоровье. От врача или от Бога?

Темы – болезнь, боль, мучение, страдание – невероятно сложны для обсуждения, как в обыденном или бытовом общении, так и в философском или теологическом понимании. В обыденном понимании они сложны потому, что всем людям эти явления знакомы лично: "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим." (Пс.89:10), – и каждый имеет свое особое мнение. Итог всех житейских умозаключений таков: “Здоровье – это самое главное”. Но такое заключение не предлагает какие-либо серьезные рекомендации для сохранения здоровой жизни, да и не может человеку сохранить здоровье.

            Как в обыденном, так и в теологическом плане эти темы сложны потому, что они имеют много аспектов.
  • Болеют и христиане, и не христиане.
  • Выздоравливают и христиане, и не христиане.
  • Не выздоравливают и христиане, и не христиане.
На этих сопоставлениях и противопоставлениях построены споры и дискуссии. Но эта тема, как любая живая реальная тема человеческого существования, предназначена, прежде всего, для личных размышлений и для личного опыта. И если человек вчитывается в Библию и вдумывается в Учение Христа, размышляет и в своих размышлениях предельно искренен, то он заметит важные тенденции. А то, что он поймет, поможет ему жить с уверенностью и без страха, и без переживаний. Более того, поможет человеку вносить существенные коррективы в свою телесную жизнь.
Но чаще происходит по-другому. Тема взаимосвязи боли, болезней и страданий с одной стороны и греха с другой стороны объявляется сложной, и многие христиане и проповедники практически игнорируют любую связь между этими явлениями в обыденной жизни. Более того, встречая боль, болезни и страдания, ведут себя совершенно по мирски, забывая предупреждение Господа Бога: "Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей." (Втор.32:39).
Болезни пришли на землю вслед за первым поступком неповиновения человека. Первые люди – Адам и Ева согрешили, и Бог наказал их, наказал и болезнями: "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав:" не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей." (Быт.3:17). Бог допустил людям болезни и боль.
Бог учил израильтян тому, что грех и болезнь неразрывно связаны: "...Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным." (Исх.23:25-26), – и еще – "Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем." (Ис.65:20), – и еще – "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень." (Пс.90:5-6).
Бог давал силу и здоровье, но для служения: "...Я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; и клялся Моисей в тот день и сказал: "земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему"; итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;" (Нав.14:7-11).
Бог благословлял израильтян за верность всякими благами, в том числе, и здоровьем: "...Благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя;" (Втор.7:14-15).
Бог наказывал их болезнями за неповиновение: "Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились." (Иер.30:15).
Об этом же говорит и Христос: "...Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости" (Лк.4:27-28). Период в жизни Израиля, о котором упоминает Христос, характеризовался религиозным отступничеством и духовным упадком. И Бог посчитал невозможным исцелять кого-либо в Израиле. Иисус обращает внимание на то, что неповиновение и болезнь связаны причинно-следственной связью.
Вот ситуация, в которой оказался Иисус: "В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лк.13:10-16). Дух немощи – это бес, слуга сатаны. Это сатана произвел недуг (болезнь). Болезнь имеет духовное происхождение.  Также надо вспомнить то, как постигла болезнь Иова.
В учении Христа, грех и болезнь неразрывны повсеместно: "Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже." (Ин.5:14).
Христос обещал для тех, кто верен Ему, жизнь: ор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком." (Ин.10:10). И это должна быть не только жизнь с избытком на небесах, но и на земле. Жизнь с болезнями не есть жизнь с избытком.
Само служение Христа было наполнено исцелением человека, как духовным, так и физическим: "Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились." (Ис.53:4-5). 
Невозможно утверждать с полной уверенностью, что все болезни людей за их греховную жизнь. Но, тем не менее, подавляющее большинство населения в грехе и подавляющее большинство населения болеет. Боль и болезнь – это последствия наших грехов.
Подобно Иову Бог может допустить человеку боль, мучение в качестве испытания. Сам Бог определяет жизнь Иова как жизнь праведника. В этом испытании проверялась верность Иова Богу. И Иов прошел это испытание. Прошел с трудом, на грани фола. Его жизнь – это образ того, как человек должен пройти земную жизнь не согрешив, а эта земная жизнь даст нам много поводов для ропота, огорчений, недовольства. Человек будет проходить через неудобные дискомфортные обстоятельства в течение всей своей жизни. Боль будет одним из аспектов земного дискомфорта. И человеку надо будет уповать на Господа, надо будет терпеть, молиться, не сетовать, не паниковать, а вести себя достойно.  Далеко не все это понимают, и еще меньше так себя ведут.
Если человек заболел, но не согрешил перед этим, то все равно в человеке есть слабость и Господь лечит и воспитывает. И пытается уберечь человека от греховного поступка: "Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти." (Иов.33:16-22). Эта идея есть и в послании Петра: "Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией." (1 Пет.4:1-2).
Бог видит душу человека, видит его слабости, видит готовность души, движимой плотской страстью, совершить греховное дело. Если человек ещё не согрешил, но все равно он близок к этому. И Господь болью может удержать человека от этого проступка.
Отношение Бога к человеку в плане боли во все времена оставалось неизменным. Грех – результат дерзости и гордости в любом поколении и в любой стране. Аналогично, боль – это отличное средство смирения гордой плоти в любом поколении и в любой стране.
У христиан будут стеснения и проблемы, порождающие боль еще и потому, что им предстоит расти духовно. Им предстоит пройти по пути своего Учителя – Христа. А у Иисуса в течение Его земного служения боли было много.  И хотя мы не находим в Новом Завете сведений о том, что Иисус имел какую-то конкретную болезнь, у христиан они будут.  Будут потому, что мы духовно взрослеем, двигаясь по пути Христа: "...Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию," (Евр.5:8) – и – "Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие." (Деян.5:40-41).
Следует помнить, что болезни – это также последствия грехов наших родителей: "...То Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;" (Втор.28:59-61).
У нас будет правильная позиция в отношении боли и болезней, если мы будем помнить следующее: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6:19-20).
Первый вывод из этого стиха. Мы не свои. Мы Божьи. За нас Христос пролил кровь. Мы должны быть готовы к постоянному служению Богу и ближнему: "...Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен." (2 Тим.3:17).
Второй вывод: Мы не оставлены на произвол случая. Христос заботиться о нас: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас." (1 Пет.5:7). И поэтому здоровье у нас будет.
Физические болезни или немощи – это очень сильное воспитательное средство в Божьих руках. Болезнями Бог учит человека быть праведным: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром." (1 Кор.11:28-32). Без боли не приходит различение добра и зла.
Мы не должны смотреть на болезнь как на беду или как на горе, как бы ни было больно. Мы остаемся в доме, где любящий Отец есть абсолютный Господин и Правитель. Никакая случайность не может нанести христианину урон. Бог дозирует отпускаемые христианам дисциплинарные меры: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести." (1 Кор.10:13).
Если же человек смотрит на болезнь как воспитательную меру, а на Бога как на любящего и строгого Отца значит, болезнь принесет только хорошие плоды: "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось." (Евр.12:11-13).
Если же забыть о том, что Бог допустил болезнь, но смотреть на свою боль как на беду, то она и превратится в беду. И хуже того, будет как в пословице: “Лиха беда начало”. Если свои переживания и страхи не контролировать, то лечение не будет иметь конца, а то еще и хуже: "…печаль мирская производит смерть." (2 Кор.7:10).
Когда выздоравливают твердые в вере христиане, то они больше радуются не тому, что болезнь прошла, а тому, что в душе чистота, спокойствие, уверенность в Господе. Радуются тому сильному духу, какого не было ранее. Они отмечают выросшие плоды праведности и в своей душе, и в своих делах. При этом, если и переживают, то не от страха заболеть, а от боязни того, как бы после болезни ревность за Бога, усердие в молитве, усердие в служении не упали, не снизились.
Страдая болью как физической, так и душевной, всегда надо задаваться вопросами: и почему есть боль, и для чего она есть.  Если человек действительно согрешил, то рано или поздно совесть подскажет. Но иногда и об этом надо просить в молитве, чтобы Бог открыл причину боли. Может ответ скоро и не придет. Может ответа вообще не будет. Может боль есть только как испытание, чтобы не расслаблялся, не спал духовно. Может в человеке недостаточно милосердия, заботы, усердия. Или чтобы человек не унывал, не расстраивался, чтобы не шатнулся в мир. В любом случае надо больше задумываться о своей праведности. Иов в своем стеснении взывал к Богу, а не бегал по врачам, забыв Бога. В любом случае, в болезнях нужно к Богу обращаться с большей настойчивостью, с большей силой. Реально же бывает так, что, заболев, о Боге забывают.
И ни в коем случае не надо надевать маску показного смирения как у иконописной матери божьей, мол: “Я страдаю за свою праведность”. По возможности надо продолжать жить своей обыденной жизнью, заниматься тем же чем и раньше, но более интенсивно должна трудиться в этот момент душа. Не надо строить из себя праведного Иова: “Я такой праведный, такой хороший. И вдруг болезнь. За что Господи?” Если нет за “что”, то есть для “чего”. Но, скорее всего, есть и за “что”. А ведь так думают: “Разве Россия грешнее всех других стран, что несет тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. Все остальное – тайна Промысла Божия. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим.” (http://www.3rm.info/11781-otvet-nepravoslavnomu-svyashhenniku-na-vopros-za.html)
Болезнь – это Божье средство смирения человека.  Ответ Богу, когда человек болеет, – это самоанализ, самоконтроль, молитва, а то, может быть и вероятнее всего, что начинать надо с покаяния. А когда наступает выздоровление, то ответ дополняется служением ближнему, служением Богу, духовным взрослением.
При этом надо сделать существенное замечание: болезнь – это неестественное состояние человека. Нормальная жизнь кроткого человека – это здоровая жизнь. Примеры этому – Моисей: "Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась." (Втор.34:7).  И его состояние организма вполне можно соотнести, более того, можно обусловить его отношением к Богу: "Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле." (Чис.12:3). С другой стороны полного абсолютного здоровья, как и абсолютного счастья, на земле нет и не будет: "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется." (2 Кор.4:16).  Получается парадокс. Почему так? Дилемма. Разрешается ли она?
Вероятно, потому Бог не дает абсолютного здоровья, чтобы человек не привязался и не стал боготворить свою плоть, чтобы не привязался к земным благам, которые может обеспечить и употребить с удовольствием здоровая плоть. Люди умудряются возносить себя, даже имея больную и немощную плоть. А уж если она будет сильной, здоровой и красивой, то Бог для такого человека перестанет существовать навсегда: "В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время." (Быт.6:4-5). И потому плоть человека и больна, и слаба: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: <довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи>. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." (2 Кор.12:7-9).
Разрешается же сформулированная выше дилемма следующим образом: здоровое человеческое тело не награда от Бога, а средство для служения. И если человек готов служить ближнему, то все необходимое ему Бог и даст. Быть здоровым – это значит быть достаточно здоровым для служения. Быть здоровым не значит быть абсолютно здоровым просто так, для счастливой земной жизни. Награды же будут на небесах, но тем, кто туда попадет.
Так уж обязательно ли надо обращать внимание на каждые свой прыщик, на каждый свой чих? Надо ли настойчиво молить Бога о здоровье? Иов, будучи в проказе, не просил Бога о здоровье. Великие мужи веры – Даниил, Иеремия, Исайя, Моисей, Иисус – не просили Бога о здоровье. Мы не видим в Библии таких молитв и просьб.
Конечно, не надо быть равнодушным к своему заболеванию. Но разумная забота о своем здоровье не должна превращаться в манию. Мы не должны быть небрежны к своему организму, но и не должны быть чрезмерно щепетильны. От того, как человек относится к себе, зависит его выздоровление. Если человек чрезмерно заботиться о своем здоровье, вместо того, чтобы заботиться о своей праведности, то он, вероятнее всего, не сохранит свое здоровье: "Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится." (Притч.10:24).
Если человек слишком много мыслей уделяет своему здоровью даже будучи относительно здоровым, то у него появятся реальные основания для беспокойства.
Господь допускает некоторым людям болезни, которые они не могут излечить. Человек упорно лечит, и лечит, и лечит, и лечит. Сколько нужно потратить средств, времени, при отсутствии улучшения, чтобы дошло до сознания, что выздоровления нет и не будет. Но разве пример апостола Павла ничему не учит?
И еще повод задуматься о здоровье. Апостол Павел чудесным образом не лечил себя, Трофима, Тимофея, Епафродита. Хотя мог. Почему? А верности Богу у них, как можно предположить, было более, чем достаточно.
Существует идея, что говорить о грехе или о слабости человека, соотносить проступок человека с его болезнью – это значит создавать в человеке чувство вины. Но если община младенческая, инфантильная, то, конечно, и вина, и страх будет в душе в таких христиан. И после проповеди о грехе или об аде будут уходить с трясущимися руками. Но тогда не понятно, о чем с такими христианами вообще можно говорить.  Христос говорит, что у нас будут проблемы, стеснения и болезни в том числе: "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир." (Ин.16:33). Как же человек сможет пройти через эту скорбь, через болезнь, не согрешив, если ему об этом даже слушать страшно. Как он к этому сможет приготовиться? Как ему помочь подготовиться пройти через скорбь достойно?
Мы – христиане собрались, чтобы возрастать духовно и становиться взрослыми. И в каких-то случаях, для духовного возрастания, человека нужно усилием поворачивать к Богу, смирять его гордую душу. Что Бог и делает. Человеку же надо не унывать, а засучив рукава, браться за чистку своей души.  
В современных христианских общинах складывается парадоксальная ситуация.  Часто учителям прямо или исподволь выдвигаются требования:
  • Пока человек не в грехе и не болен, не говори ему о грехе, не говори о боли. Это не актуально. Это неинтересно. В конце концов, это неприятно.
  • Если человек согрешил, но не болеет, и нет какого-либо другого стеснения, не говори о том, что, как следствие греха  возможно Господнее смирение в виде телесной боли.  В ответ можно услышать: “Смотри лучше на себя” – или – “Это тебя не касается”.
  • Когда человек во грехе и в болезни, тоже ничего не говори о боли и о грехе, не говори, что, возможно, эти явления в твоей жизни взаимосвязаны.  В ответ может звучать: “Молчи. Это жестоко. Ты усугубляешь мою боль”.
Если учителю или проповеднику выполнять все эти требования, то Слово Божье из меча обоюдоострого превратиться в веер из павлиньих перьев. Церковь остановится в своем духовном росте. И, порой, так и происходит.
Вместо дискуссий о том, смиряет ли Бог человека болезнью в этой жизни или нет, следует об этом говорить или нет, надо стараться беречь себя от греха. Надо учиться различать грех во всех его мельчайших и разнообразнейших проявлениях. Надо учиться не грешить: "Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся." (Притч.10:27).
Но как быть, ведь мы же все-таки болеем. Израильтяне знали что делать: "Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою." (Пс.114:3-4). Во всех своих стеснениях они обращались к Богу – каялись, постились, смирялись, обращались от злых своих дел. И Бог отвращал от них и болезни.
Тому же учит нас и Новый Завет: "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." (Иак.5:13-16). Пресвитера – это не те, кто имеет какую-то мистическую силу, а те, кто, вероятно, духовно взрослее других христиан в общине. Вероятность того, что отклик на молитву придет быстрее, значительно выше. Но в этом отрывке важно  другой аспект лечения: “Исповедайтесь и молитесь. А еще лучше молиться друг за друга.” Отсюда еще один вывод: как грех ненормальное состояние души человека, так болезнь ненормальное состояние тела человека.
В Новом Завете есть такие слова: “…Ибо мы ходим верою, а не видением,  (2 Кор.5:7). Более точное понимание это стиха в сравнением с общепринятым такое: “Мы живем благодаря вере, а не благодаря виду [ = телу]”. То есть, мы живем благодаря нашей верности Богу, а не нашему телу, видимому со стороны. Живем благодаря верности Богу, а не благодаря здоровью.
В мирском сознании сидит много материалистических стереотипов. Один из них – понимание всеобщей причинно-следственной связи явлений в природе. Прежде всего, в повседневной жизни человека. Например, человек в прохладную погоду плохо оделся и вышел на улицу – это причина, следствие – то, что он простудился. Поскользнулся на льду и упал, значит ушиб из-за этого падения. Или еще проще ситуация: ухватился за горячий утюг – получил ожег. Подобные причинно-следственные связи объясняют существованием законов природы и как следствие заявления: “…Многие болезни человека происходят от его же собственного легкомысленного отношения к этим законам…” (Да минует чаша сия., Джейн Мак-Вортер, Издательство “Libre”, Донецк. 2001г., стр. 18 ).  Мирской человек, не задумываясь, понимает подобную связь причины и следствия неразрывной, естественной.
Мирской человек может так думать, но у христиан в сознании должно быть иное представление: "Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей." (Втор.32:39). Человек может совершать любые неразумные действия, но поражение придет от Бога. То есть, в цепи: “вышел на улицу без теплой одежды – простыл”, – есть два звена. Первое – “вышел неодетый на улицу”, а второе – “простыл”. Первое действие (акция) совершил человек, а второе (реакция) – Господь Бог. Людей в жизни сопровождает непрекращающийся поток событий, связанных как причина и следствие, и поэтому в сознании намертво фиксируется материалистическое понимание связи явлений в природе. Но соединяет эти два звена Бог.
Если задуматься, то можно увидеть, что связь не обязательно есть. Вышел не одетый и не простыл. Или вышел тепло одетый и простыл. Мирской человек попытается оба эти случая объяснить еще какими-нибудь законами, но христианин должен помнить, что во всех событиях человеческой жизни незримо присутствует Бог. Как и во всем, что происходит во Вселенной. И если говорить о болезнях, то это Он поражает или не поражает. Смертоносная инфекция может распространяться по всему миру, но вымрет ли человеческий род или нет, зависит от Бога.
Есть достаточно примеров того, как люди продолжают жить с пулей в сердце или с металлическим штырем в мозгу. Человек, заболевший раком, может и не умереть, но выздороветь. Здоровье может быть плохим и если человек ничего плохого сам с собой не делал. И на это есть воля Божья. Более чем достаточно примеров того, что безусловно ожидаемая реакция не следует.
В течение всей ветхозаветной истории Бог учит человека, что причина и естественно ожидаемое следствие в материальном мире не связаны. Не погиб во вру со львами Даниил. Остались живы в раскаленной огнем печи друзья Даниила: "И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них." (Дан.3:27). Идея постоянного Божьего контроля и влияния на все процессы, происходящие во Вселенной, следует и из этих слов: "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду." (1 Кор.3:6-8). Апостола Павла укусила змея, но отравления ядом змеи не произошло. Была акция, но не было ожидаемой “естественной” реакции. Но с другой стороны, заболел проказой Иов, хоть он не общался с прокаженными и не был инфицирован. Была реакция, но не было акции. Загорелась облитая водой жертва Илии. Не бензином же облил жертву Илия. Снова же была реакция, совершенно не ожидаемая. Религиозный человек может заявить, что это все происходило чудесным образом. Но нужно помнить, что люди делят явления в окружающей действительности на чудесные и не чудесные. Для Господа же все Его дела вполне естественные: "Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?" (Мф.6:27).
Человек живет в соответствии со своим пониманием связи между акцией и реакцией. И лечится в соответствии с таким пониманием. Заболел значит к врачу, самостоятельное лечение, лекарства. В Божьих глазах такое поведение – неадекватно. Но Бог его терпит, как терпят поведение младенца. Младенец орет и его не интересует кто подойдет, понимают, что он хочет или нет. Его акция неадекватная, а родители должны отреагировать правильно, адекватно. Родители должны разобраться в том, что ему надо – хочет кушать, или болен, или чтобы взяли на руки. Как правило, так и происходит. Но такие отношения до поры. Ребенок растет, развивается и начинает говорить родителям о том, что его беспокоит. В сознании ребенка устанавливается причинно-следственная связь как естественная. Разумная акция для взрослого сознательного человека в случае его болезни – это обращение к Богу. Но не в том, чтобы не вспоминая о Боге, быстро лечиться. Адекватная реакция от Бога – Бог услышит человека и отреагирует на добро.
Бог допускает бесконечное повторение явлений, действующих по принципу “причина – непосредственное следствие”. Между причиной и следствием люди не видят Бога. Это установившийся стереотип. И люди к этому привыкают. Привыкают к тому, что между причиной и следствием Бога нет. Из-за этого стереотип настолько силен, что, когда он опровергается, то в этот момент у читателя возникает ухмылка или насмешка в адрес автора. Почему так? Аргумент обыденного сознания очень простой – потому, что так было всегда! Но не всегда! И Библия тому свидетельство.
Но человеку следует сломать этот стереотип в своем сознании. Иначе его акция всегда будет неуместная, пустая. Поведение такого человек подобно тому, как бы младенец вырос, стал взрослым, но в случае нужды не говорит ясно, что ему нужно, а просто плачет или орет как младенец. Но, парадокс. Подавляющее число людей, живущих в этом мире, перед Богом вот такие великовозрастные младенцы. Спешить лечиться, принимать лекарств в случае заболевания – это тоже самое что просто кричать или орать в неадеквате. Бог смотрит на такое лечащееся существо с сожалением и не реагирует. То есть, люди лечатся, но не выздоравливают. Бог не будет бесконечно долго отвечать разумно на неразумные человеческие вопросы.
Мы не должны резко отказываться от врачей и от лечения. Христиане и должны, и могут обращаться к врачам: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов." (1 Тим.5:23). Евангелист Лука был врачом и его занятие никак не приходило в конфликт с его христианскими убеждениям. Ученики Иисуса исцеляли больных и не брезговали естественным лечением: "...Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли." (Мк.6:13). Но следует хорошо осознать истоки наших проблем. Но человек должен дойти до понимания того, что лечит Бог и жить в страхе перед Богом. И тогда болезней будет меньше, лечить человек будет себя покаянием и смирением перед Богом.
Люди лечатся всеми возможными и доступными способами. Но исцеляет и поражает Бог. Человек настаивает на том, что его вылечат нож, трава  и слово, а Бог попускает ему в это верить. Бог попускает этот самообман, как попускал египетским волхвам творить чудеса – повторить первую и вторую казни. Бог допускает этот самообман до поры и человек лечится. Но наступает момент, когда лекарства уже не помогают. То есть, с какого-то момента жизни поиск лекарств, способов лечения превращается  в погоню за морковкой. Или другая ситуация – возможность эффективного лечения существует, но у человека нет денег для такого лечения. И вот тогда люди не могут найти объяснение, но к Богу все равно не обращаются.
Болезнь – это знак, это понуждение человека к размышлению. При таком подходе болезнь перестает быть первостепенным делом. И со здоровьем происходят перемены – болеют меньше или болезнь становится не изнурительной и вполне можно терпеть. Сначала молятся и размышляют, если надо, то принимают решения. Сначала изо всех сил стараются себя исправить, а после этого возможно выздоровление.
Неестественна противоположная ситуация, когда уже дошло до того, что надо ампутировать конечность, а человек молит Бога и не предпринимает никакого лечения.
Опасность в том, что при своих болезнях люди забывают о Боге и обращаются только к врачам. Если человек живет не по Христовым заповедям, а по плоти, то Бог и смиряет гордую плоть. Тогда приходят стеснения, проблемы и болезни в том числе. Тогда человеку нужны врачи. И вот тогда врача ставят на место Иисуса и на врача молятся.
В миру существует различная степень ухода за собой, лечения себя. Начиная от 1 – не обращают на болезнь внимания; 2 – лечат, когда уже невыносимо; 3 – лечат для того, чтобы жить и работать, 4 – лечат себя при малейшем недомогании, лечат фанатично, забыв обо всем на свете. Необходимо же найти меру, баланс в том, как много внимания уделять своей болезни. А этому учит только Бог.
А по большому счету христиане должны научиться спокойно реагировать на свои болезни или недомогания. Лечение же должно быть профилактическим. Христиан должно больше тревожить не их физическое здоровье, а их духовное состояние: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Мф.6:33). Приложится также и здоровье. На все времена остается уроком ревность Даниила по Богу: "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему." (Дан.1:8), – "Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами." (Дан.1:11-15), – и вот реакция Господа Бога на их ревность. Головной болью для человека должен быть вопрос не о том, почему я болею и как лечиться, а вопрос о том, почему я продолжаю жить по своим плотским страстям и как долго я буду таким.
Человек сам обязан следить за своим здоровьем, заботиться о себе и не вредить своему телу. Не должен вредить себе своими неразумными увлечениями. Человек, который курит, пьет,  принимает наркотики или просто неумерен в своих желаниях, презирает жертвенную кровь Иисуса Христа. Такой человек удовлетворяет плотское существо в нем самом и в результате сжигает свою плоть – свое тело, свой организм: "...Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях," (Еф.4:22).
Достаточно много среди христиан таких, кто понимает идеи чистоты, святости, покаяния, служения ближнему, понимает то, что именно имеет самый высокий приоритет. Эти люди знают об источнике боли и знают как поступать, когда больно, знают когда и как обращаться и к Богу, и к врачу. Но все-таки очень много таких христиан, которые самозабвенно и богозабвенно  себя лечат, и лечат, и лечат… Много таких, которые очень сильно переживают из-за своих заболеваний. Очень много таких христиан, у которых их здоровье имеет самый высокий в этом мире приоритет. Почему так? Потому, что существуют психологические стереотипы: “Так делали всегда. Так делают все. Мне больно – мне страшно.” Но это мирские стереотипы и их необходимо разрушить.
Задача этой статьи в том, чтобы сориентировать мысли читателей в определенном направлении, чтобы побольше размышляли о Боге, о своей праведности, и чистоте и святости, даже в болезнях и страданиях, и особенно тогда.  И необходимо твердо держать в своем сознании мысль: “Врач не избавит больного от руки Господа Бога, если на то не будет воли Божьей”.
На пришедшую болезнь надо смотреть как на сообщение от Бога, как на стимул к размышлению.  И ни в коем случае не пренебрегать этим сообщением. Не следует сломя голову бежать к врачу, забыв обо всем, в том числе, и о Творце, о Том, Кто дает жизнь. Духовная жизнь должна в этот момент становиться более интенсивной и не спадать в будущем. В этом и есть мера внимания к себе.
Как христианам надо не отвергать страдания и не пытаться их избежать, так никто не должен противиться исполнению воли Божьей в наказании и во вразумлении грешника. Так противятся воли Божьей всевозможные целители, колдуны, экстрасенсы, бабки. Бог болезнями и нуждами смиряет и вразумляет человека, а эти люди помогают человеку уйти из-под Божьего воспитательного воздействия. Но уйти, увы, невозможно. Наказание от Бога будет и целителю, и исцеляющемуся.
Говорят, что верные Божьи люди тоже болеют и страдают. Да, это так. Но, можно иметь одну или две болезни, которые не угнетают человека или стесняют его время от времени и он может продолжать служить Богу, как служил апостол Павел: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: <довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи>. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." (2 Кор.12:7-9).  А можно иметь четыре, пять таких, что изнуряют, удручают, вгоняют в уныние сейчас и, в конце концов, загоняют человека в гроб. Но это есть личный опыт христианина. И это также вопрос веры. Верит человек в это или нет.
Приходилось слышать примитивную шуточку: “Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет”.  Человек, кто произносит эту пословицу, не ощутил еще на себе, что значит, когда желают смерти и избавления от мук. Идея “здоровеньким умереть” не содержит в себе совершенно ничего смешного.  Наоборот – это даже назидание. Умереть спокойно, без мучений – это даже благо. А ведь это исходит от Бога.
Если же человек насобирал болячек в своей жизни без Христа, а потом на склоне жизни покаялся и пришел к Богу, то у него не должно быть иллюзий, что теперь он “здоровеньким умрет”. От болезней будет уже тяжело избавиться в один момент, начав праведную жизнь. Хотя Господь и может попустить. Но этот человек очень многое упустил. Христианину нужно было научиться праведности. А этому быстро не учатся. Для того, чтобы стать мудрым на добро нужны годы учебы. А годы лучшей сознательной и активной жизни, скорее всего, уже потеряны.
Вполне возможно, что человек излечивается в больнице. Даже и упорствующий грешник выходит из больницы здоровым. Но душа его остается строптивой и гордой. Значит, будет продолжаться смиряющая и воспитательная работа Господа. Значит, будут ещё проблемы и, вероятно, болезни. Значит, на смену ушедшей болезни придут несколько других. А настоящее выздоровление только временная передышка.
Лечение без покаяния может даже усугубить положение больного. Ведь известно, что одни медикаменты могут лечить один орган, но разрушать другой. Каждый человеческий организм уникален и то, какие могут быть побочные эффекты от лечения, не знает никто. Но знает Бог. И не только знает и управляет ими. И поэтому, прежде всего, надо обращаться к Богу с благодарностями и молитвами. И не сильно радоваться выздоровлению.
Умирают, будучи тяжело больными, и грешники, и верные Богу. Но если верный уходит к Богу и для него это конец мучений, то для грешника это только их начало. Но это тоже вопрос веры. Верит человек в это или нет.  Соответственно, умирают относительно здоровыми как христиане, так и не христиане. И на это явление точно также необходимо смотреть с точки зрения того, что там дальше. И это тоже вопрос веры.
Выводы такие:
  • Здоровье – это дар Божий, и только Бог его дает или отнимает.
  • Здоровье – средство человека для служения Богу и ближнему.
  • Болезнь – Божье средство для воспитания человека.
В религиозном мире в последние годы укоренился стереотип: “Наносить вред своему здоровью – это грех”. Это пример того, как мирские стереотипы проникают в религиозное сознание. Мирская психология движется в Церковь. Как часто на всевозможных застольях звучат тосты и пожелания: “Желаем вам здоровья. Главное – здоровье. Выпьем за то, чтобы мы были всегда здоровы, и чтобы всегда были деньги. И т.п.” И, несмотря на то, что здоровье в миру – непреходящая ценность, отношение к здоровью весьма небрежное, порой просто наплевательское. Мирской человек расширил круг своих занятий и увлечений, которые либо прямо, либо исподволь причиняют вред здоровью. Это употребление спиртных напитков, наркотиков; это курение; это неумеренное увлечение спортом, бодибилдингом; это переедание или изнуряющие диеты, это погоня за сексуальными утехами, это компьютерная зависимость и увлечение играми. Список можно продолжить. Конечно, очень хорошо быть и чувствовать себя здоровым. И очень не хотелось бы болеть какой бы то ни было болезнью. Конечно, совсем глупо делать нечто такое, что нанесет вред своему собственному здоровью. Вероятно, для того, чтобы удержать человек от того, чтобы наносить вред здоровью, и была придумана идея сослаться на Библию, как на средство устрашения. Некто решил обосновать требование бережного отношения к здоровью библейской мотивацией. Вот цитата православного автора: “…Церковь Христова бережно относилась к человеческой жизни, как к священному дару, данному нам Господом. Причинение вреда своему здоровью или здоровью других людей всегда считалось грехом.” (http://www.pravoslavie.ks.ua/rubric/slovo-arhipastyrya/article/oberegat-zhizn---obyazannost-kazhdogo-hristianina). Но в Библии и, прежде всего, в Новом Завете нет такой идеи. Наносить вред своему телу, своему здоровью – это плохо, но Библия по этому поводу молчит!
Единственный стих из Нового Завета, который используют для того, чтобы показать, что вредить собственному здоровью грех, – это: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор.6:19). Но этот стих не говорит о физическом теле и не дает оснований для того, чтобы призывать к сохранению здоровья. Этот стих является частью фрагмента Первого послания Коринфянам шестой главы с 13 стиха по 19. В этом фрагменте используются понятия “чрево” и “тело”. Эти понятия в этом фрагменте нельзя понимать буквально. Это метафоры, “чрево” – это “тело”, то есть, физическое тело человека, а “тело” – “душа”, то есть, душа человека. Если понимать их буквально, то в этом фрагменте возникнут бессмысленные выражения. Например, шестнадцатый стих звучит так: “Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.  Но ведь совокупляющиеся не становятся буквально одним телом. А если понимать этот стих метафорически, значение его вполне логичное. Они стали одной душой – с одними и теми же мыслями. Конечно, не абсолютно одними и теми же, но порой сближаются существенно – до совместного совершения преступлений. В рассматриваемом фрагменте именно эта идея – единства в мыслях, по душе. Следовательно, девятнадцатый стих в контексте этого фрагмента, тоже следует понимать метафорично: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” Именно души наши суть храм живущего в нас Святого Духа. При таком понимании может возникнуть тавтология в двадцатом стихе: “…Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии”. Учитывая, что понятие “тело” имеет значение “душа”, то предложение имеет вид: “ Посему прославляйте Бога и в душах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ”. Но такого не произойдет по той причине, что текст: “…и в душах ваших, которые суть Божии…”, – это вставка, которая есть только в Textus receptus. В более ранних манускриптах этих слов нет. Реальное действительное значение 1 Кор.6:19 – “Не знаете ли, что души ваши суть храм живущего в вас Святого Духа …”. Кроме того, даже если понимать слова в 1 Кор.6:19 буквально, то и в этом случае из этих слов не следует то, что человек должен беречь свое здоровье, а вредить собственному здоровью – это грех.
Этот анализ подводит к тому, что нужно заботиться о том, чтобы не навредить душе, а не телу. А такой вывод подтверждается Учением Христа. Например, "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк.8:36). В Новом Завете нет ни прямого, ни косвенного утверждения о том, что вредить своему здоровью – это грех.
Плоть в понимании физического тела с точки зрения вечности, для спасения не имеет безусловной ценности. Физическое тело не будет спасаемо: "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." (1 Кор.15:50). Ценность живого человеческого организма, с точки зрения Учения Христа, не намного больше ценности праха, из которого оно сотворено: "Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные." (1 Кор.15:47-48). Для вечности Бог даст человеку другое тело: "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (1 Кор.15:53). Физическое же тело не является храмом или чем-то исключительно важным в духовном смысле.
Косвенно о том, что приоритет души по отношению к физическому телу более высокий, можно увидеть в следующих стихах: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну." (Мф.5:29-30). Процитированный стих тоже метафоричный. Но ведь в качестве метафоры взяты не сандалии, рубашка или пояс, но органы человеческого физического тела. Приоритет души выше физического тела. Именно душа с точки зрения того, чтобы увидеть Господа, должна быть чистой и непорочной.
Иисус для спасения человека полностью пренебрег своим физическим телом, своей жизнью: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего." (Ин.10:17-18).
Совершенно не переживали ученики Иисуса из-за того, что был нанесен вред их здоровью: "Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие." (Деян.5:40-41).
И следующий текст: "...Ибо мы ходим верою, а не видением,…" (2 Кор.5:7), в отличие от распространенного понимания, тоже говорит о том, что приоритет физического тела незначительный по сравнению с верностью, которой должен жить человек. Верность же – это продукт души. Более точный перевод этого стиха такой: “Благодаря вере ведь живем не c помощью [внешнего] виду”, а перифраз такой: “Мы живем благодаря верности [Богу], а не благодаря физическому телу (тому, что видимо со стороны)”. И весь фрагмент, откуда взята предыдущая цитата, тоже говорит с сожалением о необходимости пребывать в физическом теле: "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа." (2 Кор.5:1-8).
Несмотря на такие приоритеты для тела и для души, не значит, что телом можно пренебречь, не заботиться о нем или, более того, изнурять и убивать. Конечно, здоровье надо беречь и о теле надо заботиться и ухаживать, но в меру и не во вред душе.
Если принять идею, что вредить своему телу – грех, продолжив размышления в этом направлении можно прийти к выводу, что лелеять физическое тело, укреплять здоровье есть нечто богоугодное. Получается, что для повышения своей святости и духовности полезно заниматься физкультурой, делать массаж, посещать спа-салоны, принимать солнечные ванны, два-три раза в год ездить на курорт. Да кто от этого отказался бы? Но какое это имеет отношение к служению Богу, к служению ближнему? Было бы смешно, если бы не было грустно. Но разве неизвестно, что больной, как правило, думает, прежде всего, о себе, о своем выздоровлении. Забота о собственном здоровье не позволяет видеть нужду ближнего. А сколько таких людей, что усиленно заботятся о своем здоровье, даже не имея особых проблем со здоровьем. Забота о своем здоровье развивает и разжигает эгоизм.
Апостол Павел имел жало во плоти – некую болезнь: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: <довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи>. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." (2 Кор.12:7-9). Но также пребывал в нем и Святой Дух, о чем свидетельствуют его боговдохновенные послания. Но нигде в Новом Завете нет жалоб Святого Духа на то, что ему не совсем комфортно в не совсем здоровом теле апостола.
Еще одна тема. Членовредительство и самоубийство. Человек делает больно себе, значит и будет больно. Сует руку в огонь, то будет ожог и боль. Но это в Божьих руках. Ожог будет, а боли может и не быть. Рука в огне, а ожога может и не быть. Человек лишает себя жизни. Казалось бы, все очевидно. Очень часто реакция на поступок человека наступает мгновенно. Даже никто и не станет задумываться о том, откуда пришло поражение. Но Бог говорит: “…Я поражаю…”. И если человеку сложно осознать, что в акте самоубийства есть присутствие Бога, то это проблема того, кто не пытается как следует вникнуть в происходящее.
Из этих рассуждений следует вывод в отношении того, может ли человек нанести вред своему здоровью. Когда человек сознательно ранит себя, то это все равно действует Бог, а человек только средство в Божьих руках. В этом случае Бог попускает получить результат – пораженное тело. Человек может совершать какие ему взбредет на ум неразумные акции и поступки в отношении своего тела, своего здоровья, но реакция – поражение телу, вред здоровью последует, только если на то будет воля Божья. А позволит Бог по Своему усмотрению, в зависимости от поведения человека, от его образа жизни, от мотивов, которыми он руководствуется в своей жизни. Поэтому, если говорят, что нанося вред своему телу, человек согрешает, то этим самым и Бога объявляют грешником. Бог ведь тоже принимает участие (хоть и скрытое) в нанесении вреда человеческому организму. Но так не может быть. Бог не искушается злом и, соответственно, не грешит.
Для удобства дальнейших рассуждений принимается как временное допущение идея о том, что связь между акцией и реакцией неразрывна. То есть, в изложении используются распространенные понятия “человек простудился”, “человек ранил себя”.
Может случиться такое, человек сам себе наносит рану. Например, вырезает яд в месте укуса змеи. Или прижигает открытую рану. Понятно, что по отношению к телу совершается хоть и небольшое, но зло, ради того, чтобы избежать последствий большего зла. Как быть в такой ситуации? Разве можно делать маленький грех, ради того, чтобы предупредить опасность?
Человек довел себя до истощения в результате поста, нанес этим несомненный вред здоровью. Но это как бы богоугодное дело – постился.  А если просто так заморила себя голодом, довела себя до анорексии, то это – грех. Результат в обоих случаях одинаковый. Нанесен вред здоровью. Как разобраться, где грех, а где – нет? Ответ не трудно предугадать. Прозвучит следующее: “Надо узнать какой был в каждом случае мотив”. Но как в таком случае обличить человека и попытаться спасти его душу? Ведь он как бы согрешил. Но Христос учит различать людей по поступкам, по делам. То есть надо оценивать дела, а не мотивы. Это человек сам себя может оценивать по мотивам своего поведения. Все те явления и дела, что перечислены в Новом Завете как грехи, видны как грехи без того, чтобы разбираться с каким мотивом они совершались. Не может быть сплетни с правильным мотивом, как не может быть воровства или убийства с добрыми намерениями. Выявленная сплетня всегда будет сплетней в независимости от мотива породившего ее.
Человек заболел. Со стороны может быть не видно почему заболел. То ли простыл, то ли куражился и выпивший полез в прорубь купаться. Но ведь во втором случае, в соответствии со стереотипом “вред собственному здоровью – грех”, совершен грех. Результат виден – человек болен. Ближние же в недоумении: “А не во грехе ли он?” Лечить его и сочувствовать ему или обличать и призвать к покаянию? Если в подобных случаях судить по результату, то можно оказаться в положении заблуждавшихся друзей Иова.
Печорин, персонаж повести Лермонтова “Герой нашего времени”, искал смерти. Мотив такого его поведения была тоска, неудовлетворенность или безысходность. Если бы он погиб от чьей-то пули или сабли в результате очередного своего безрассудного или бесшабашного поступка, то можно ли было бы его назвать грешником из-за самоубийства? Ведь не он же себя убил бы.
Иисус вел себя так, что провоцировал иудеев на конфликт. Не один раз они соблазнялись и впадали в состояние гнева от Его слов. Иисус вел себя таким образом, что конфликта с фарисеями и первосвященниками было не избежать. Его слова и поступки неотвратимо вели Его к собственной смерти. С мирской точки зрения Иисус вел себя как самоубийца. С точки зрения тех, кто полагает, что наносить вред собственному здоровью – это грех, Иисус – грешник. Но так ли это?
Поступок, движимый плотью, может нанести вред физическому телу. Поступок, движимый духом, тоже может нанести вред физическому телу. Иисус ведь говорит: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Ин.15:13). Но судить поступки по мотивам сам человек может только свои. Только сам человек может осознать сразу или погодя, что им двигало в конкретных ситуациях. В Новом Завете заповедано судить только те поступки, которые являются грехами явно и не проводить исследования до глубины души обличаемого.
Если человек придерживается мнения, что вредить собственному здоровью – грех, то ему следует быть последовательным. А именно, не доставать занозу иголкой, не выщипывать брови или волосы в носу и много подобное сему. Это ведь тоже грех, хоть и маленький. Ведь, когда некто заявил, что вредить собственному здоровью – грех, то он не удосужился установить меру допустимого вреда для собственного организма. И поэтому идут в религиозном мире дискуссии о татуировке, о пирсинге, о силиконовых имплантантах, о пластике лица и т.п. Как правило, подобные дискуссии бесперспективны.
Несмотря на то, что Бог говорит: “…Я поражаю…”, Он позволяет существовать видимой материалистической схеме: поступаешь неразумно – наносишь вред здоровью. Человек в своей повседневной жизни видит действие этой схемы массово, повсеместно, почти как закон: куришь – разрушаешь легкие и вообще здоровье, пьешь – деградируешь как личность и разрушаешь свой организм, потребляешь наркотики – загоняешь себя в могилу. Тем не менее, духовная проблема человека не в том, что довел свой организм до болезни, а в том, какими он был движим мотивами, когда пил, курил, принимал наркотики и делал многое другое такое, что людьми считается вредным для организма. Духовная проблема и беда такого человека в том, что, будучи зависимым от плоти, будет совершать такие поступки, какие Библия однозначно называет грехом.
Мотивы зависимых людей могут быть обобщены, они имеют общий знаменатель. Эти люди движимы плотью. Эти люди зависимы от плотского существа, что пребывает в его душе. Человек может делать много различных дел, которые движимы плотью. Но не все они являются грехом. Но: "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут." (Рим.8:5-8). Живущие по плоти Богу угодить не могут. Все дела по плоти Богу не угодны. Но не все называются грехом. Хотя все, как правило, ведут ко греху.
Живущие по плоти – это те, у которых плотское существо управляет душой. Плотское существо держит человека в рабстве. Мотивы такого человека, такой души – похоть, гнев, страх, уныние, ненависть и т.п. Плотское существо заставляет человека пить, курить, воровать, прелюбодействовать, обманывать и т.п. Плотское существо толкает человека на многие неразумные поступки, которые и могут не быть грехом. Плотское существо, что живет в душе человека, может заставить человека убить собственную физическую плоть самого человека – своего носителя. Поэтому бороться надо с плотью, то есть, с плотским существом. А это борьба личная.  Важно быть независимым от плоти, что угодно Богу, а здоровье придет от Бога, который милостив.
Все эти рассуждения приводят к выводу, что ни в Новом Завете, ни во всей Библии нет идеи, что наносить вред собственному здоровью – это грех. Нет ни прямых утверждений, ни опосредованных, которые можно было бы логически вывести.
В этой статье описаны только основные аспекты отношений человека и Бога. Все отразить невозможно, как невозможно охватить такую бесконечность как Бог.
Колесник Валерий
21 января 2010 г.

2 комментария:

  1. Вы пишите: "Бог видит душу человека, видит его слабости, видит готовность души, движимой плотской страстью, совершить греховное дело. Если человек ещё не согрешил, но все равно он близок к этому. И Господь болью может удержать человека от этого проступка." Но может Господь имеет более внимательное отношение к человеку...Ведь грех свершается вначале в сердце человека... Может Бог хочет предупредить его, что у него внутри творится... Человек часто не видит греха своего пока не совершит. Не может оценить последствий от этого...

    ОтветитьУдалить
  2. Ответ на этот вопрос здесь же в тексте:

    Если человек заболел, но не согрешил перед этим, то все равно в человеке есть слабость и Господь лечит и воспитывает. И пытается уберечь человека от греховного поступка: "Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти." (Иов.33:16-22).

    ОтветитьУдалить