Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

воскресенье, 22 мая 2016 г.

Обсуждаем ближних


Обсуждаем ближних

Речь идет об обсуждении ближних в их отсутствие. Невозможно не обсуждать человека за глазами. То есть, обсуждать, когда человек отсутствует при разговоре. Это всегда было среди людей, есть и будет.
Это явление есть и среди христиан. Этого не избежать практически никому. Это было в служении апостола Павла: "Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!" (2 Тим.4:14), - и - "...Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать." (1 Тим.1:20).
Это было в служении апостола Иоанна: "Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви." (3 Ин.1:9-10).
За глаза говорил и Иисус: "В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;" (Лк.13:31-32). И еще:
"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится." (Мф.23:1-12).
Человек живет среди людей, всегда они перед глазами. Люди всегда в поле зрения, наблюдения. Всегда ближние будут получать оценки своим поступкам. Будут оценки озвучены или нет. Запретить это никто не сможет. Кроме того, христиане имеют на это право и возможность: “Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.” (1Кор.2:15,16). И еще: "Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?" (1 Кор.6:2-3). Но только имеют право реальные, а не номинальные христиане.
Лучше не обсуждать за глаза никого, но если этого не избежать, то обсуждать третье лицо надо разумно и в страхе Божьем. Обсуждение должно быть реальным, объективным: "Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?" (1 Кор.5:12). То есть, обсуждаются реальные факты, но не слухи, сплетни, выдумки или подозрения в отношении человека. Если нет абсолютно верного подтверждения, что человек совершил зло, то надо верить в то, что он не совершал: "Любовь долготерпит, милосердствует, …, всему верит, всего надеется,..." (1 Кор.13:4-7). Если нет достоверного подтверждения преступления, греха, то разговор надо как можно быстрее прекращать. Либо перейти в разговоре с конкретной личности на обобщенный образ.
Обсуждение должно быть доброжелательным. То есть, надо отдавать себе отчет в том, как обсуждают? В обсуждении не должно быть насмешки, угроз, гнева или раздражения в адрес человека. Тон разговора – сочувствие, сожаление, если грех был совершен реально. Если у согрешившего случилась неприятность, то не должно быть злой радости: “Вот так тебе и надо. Бог наказал тебя за дело.” Христиане не злорадствуют: "Любовь, … милосердствует, …, не мыслит зла," (1 Кор.13:4-5).  В обсуждении не должна родится ложь: "Не судите по наружности, но судите судом праведным." (Ин.7:24). Говорить допускается то, что можно было бы сказать и в присутствии человека. Хотя это бывает невероятно сложно.
Обсуждение должно быть конструктивным. То есть, должна быть готовность и желание закончить обсуждение добрым делом или поступком в отношении обсуждаемого человека. Если он реально согрешил, то помочь ему осознать грех и покаяться. Перед возможным разговором не стоит разжигать костер или готовить виселицу.
Ещё одна цель обсуждения, которая имеет право на существование – это назидание: "Никакое гнилое(плохое) слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим." (Еф.4:29). Грех, если он был, должен быть понят, должен быть четко квалифицирован и осужден. Если грех стал публичным, хоть из-за одного или двух свидетелей, то это допустил Господь Бог, и, вполне возможно, что для назидания остальных. Неестественно в таких случаях отворачиваться от обсуждения, только потому, что им о грехе неприятно слушать. Грех должен получить оценку и не имеет значения, присутствует грешник при разговоре или нет. Так же за глаза могут быть даны оценки и добрым делам.
Поступки, как греховные, так и добрые обсуждать можно. Нет запрета в отношении того, обсуждать ли поступки умерших. А так душа, то есть, и личность умершего продолжает существовать, то нельзя его осуждать.
По отношению к любому человеку, необходимо быть исключительно корректным, даже если его нет рядом: "Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою." (Еккл.10:20). Господь ведь видит наши мысли: "Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали." (Пс.138:2). Обсуждение и насмешка над человеком – это есть насмешка над Богом: "Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему." (Притч.15:26). Оценивая дела ближнего, человек опосредовано оценивает и дела Божьи, поэтому надо быть очень аккуратным в своих мыслях и словах.
Любые упреки, обличения, замечания, любой негатив в адрес того, кого нет рядом, это порождение негатива в душе слушателя (слушателей). Независимо от того, как будет воспринято этот негатив слушателями, они не смогут забыть сразу же. На душе у них останется осадок, а возможно и недоверие или подозрение в адрес того, кого обсуждали. Для слушателей останется этот разговор оказался преткновением в любом случае. То есть, сообщать любую негативную информацию это значит преткнуть слушателей, что христиане не должны делать. Поэтому не надо спешить торопиться сообщать даже проверенные факты о третьих лицах, не надо спешить сообщать всем ближним.
Если за глаза обсуждаются слабости человека и затем молят Бога о его взрослении, то это естественно. Если за глаза обсуждают человека, затем, чтобы получить для себя пользу, чтобы погреть свои амбиции, чтобы использовать человека, то это зло.
Колесник Валерий
13.01.2005

Комментариев нет:

Отправить комментарий