Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

понедельник, 30 мая 2016 г.

В христианских общинах не должно быть командиров


Кто главный в христианской поместной общине?

Ниже обсуждается вопрос об управлении общиной в братстве Церкви Христовой, когда в общине нет пастырей. Рассматриваются принципы управления, что установил Христос в Новом Завете. Эти принципы являются определяющими для всех общин и конфессий, что называются себя христианскими. Повсеместное нарушение этих принципов открывает неприглядную картину искажений и нарушений в управлении практически во всех конфессиях.


В Церкви Христовой по настоящее время остается открытым вопрос о том, кто руководит общиной в отсутствии пресвитеров (старейшин). Традиционное представление заключается в том, что принимают решения и руководят общиной либо мужское собрание, либо братский совет. Братский совет – это несколько братьев из числа мужчин общины. Эти братья не являются пресвитерами. Вся община не рассматривается как руководящий орган. Но мужское собрание или братский совет получаются мужскими или братскими только потому, что туда не допускаются женщины. А они не допускаются, так как своим присутствием они могут “властвовать над мужем”. При этом ссылаются на стихи: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог." (1 Кор.11:3), – и – "...А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии." (1 Тим.2:12). Порой опасным оказывается просто присутствие женщины рядом с мужчиной. Но в Новом Завете нет такой идеи, что присутствие где-либо женщины рядом с мужчиной приводит к властвованию женщины над мужчиной. Это только так считается. Это чисто человеческая выдумка. Мотив смехотворный. Мотив дикий по степени неуважения к женщине христианке.
Теоретически может быть так, что мужчина стеснен в своих заявлениях присутствием жены и поэтому не говорит все то, что мог бы сказать, если бы ее не было рядом. Но в таком случае ему предстоит только одно – расти духовно, мужать. Чтобы на земле ничего не бояться и никого не стесняться. Может быть и такое, что женщина, не сдержанная и не кроткая, вмешивается в серьезный разговор. Вполне может случиться такое и в христианской общине, что шумная женщина публично позволяет себе перебивать других, повышать голос, повелевать мужчинами и просто врать, и оскорблять других. Но в этом случае надо ответить на вопрос другого рода, не имеющий отношения к руководству, – христианка ли она? Что такая женщина делает в собрании христиан? Ни один, ни другой случай не является причиной того, чтобы женщины были устранены от решения вопросов, имеющих отношение к жизни общины.
Нельзя командовать мужчиной, повелевать и властвовать. Вот что запрещает Новый Завет. Об этом также в стихе: "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви." (1 Кор.14:34-35). В тридцать четвертом стихе разговору женщины противопоставляется идея подчинения. Но это несопоставимые понятия. Значит в этом противопоставлении одно из утверждений – метафора. Второе – о подчинении – многократно подтверждается в Новом Завете, а вот первое – нет. Отсюда следует что именно: “Жены ваши в церквах да молчат” и есть метафора. И значит она: “Жены ваши в церквах да не повелевают”. То есть, не устанавливается абсолютное молчание женщин, но звучит призыв к женщинам о сдержанности и кротости. Если женщина выскажет свое обоснованное мнение среди христиан на собрании или задаст вполне уместный вопрос, разве она этим уже властвует над мужем? И греха в этом конечно не будет. Нет совершенно никакой проблемы в том, что женщины присутствуют на собраниях мужчин. Новый Завет ничего об этом не говорит.
Процитированные выше стихи – 1 Кор.11:3 и 1 Тим.2:12 – устанавливают отношения в семье, между мужем и женой. Но если быть последовательным, то нужно вспомнить что в отношениях между мужем и женой руководящим есть еще один принцип: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее," (Еф.5:22-25), "Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя." (Еф.5:28) и "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа." (Еф.5:33), "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы." (Кол.3:18-19). Мужья должны любить своих жен. Мужу в семье не дано право повелевать, командовать. То, что муж глава – это адресовано жене, для того, чтобы жена училась повиноваться, а для мужа только в том смысле, чтобы учился брать на себя большую ответственность. Решение, которое принимает муж, должно быть максимально согласовано с мнением жены. Наступает момент, когда решение принято, и муж объявил об этом. Сам факт объявления решения – это не команда. И если муж объявил такое решение, то жена должна повиноваться, даже если оно в чем-то и не устраивает жену.
Церковь – это место, где грех устранен, место, где должны быть восстановлены те отношения, что насаждались Господом до согрешения. А именно, мужчина и женщина были равны, только роли у них были разные. Но роли разные в одном организме: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему." (Быт.2:18). Они были соответственны друг другу, но не абстрактная палка или ведро. Соответственны настолько, что превращаются в один организм: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." (Быт.2:24). После согрешения Бог ставит мужчину в семье над женщиной: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою." (Быт.3:16). Но не превращает в ишака, которого погоняют, и не превращает в вола, которым командуют: “Цоб, цобе”. Муж обязан любить жену. В раю до согрешения не предполагалось господство мужчины над женщиной. Господство получилось, как результат искажения человеком Божьих дел. В церкви восстановлен права женщины по отношению к мужчине. Если при этом роли у мужчины и женщины разные, то это не значит, что и права разные.
В отношениях между мужчинами и женщинами в общине следовало бы реализовать и этот принцип – принцип любви. На каком основании для управления общиной взята только эта часть из семейного кодекса – что муж глава? Почему бы не взять только вторую часть – о любви мужа к жене? Где в Новом Завете написано, что пока в общине нет старейшин, то следует руководствоваться частью семейного кодекса отношений? И то в искаженном виде.
В том, что из семейного кодекса в управление общиной перенесен некий принцип, есть куда более серьезная опасность, чем просто произвольный выбор принципа.
Иисус сказал Пилату: "Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда." (Ин.18:36).
Семья – это Богом установленная институция на время пребывания людей на земле. В духовном мире, в вечности семьи не существует. Для духовного мира утверждается другой институт – Церковь. А внутри Церкви установлены другие принципы взаимоотношений – равенство и взаимодействие всех христиан и в общине, и в братстве, и в Церкви:
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос." (1 Кор.12:12).
"Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены." (1 Кор.12:20-27).
"...Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви."  (Еф.4:15-16).
"Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других." (Флп.2:4).
"Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах."  (1 Пет.3:7).
"Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе."  (Гал.3:26-28).
"Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." (1 Пет.5:5).
То есть, все члены Церкви одинаково равны. Внутри Церкви другие отношения между мужчиной и женщиной по сравнению с отношениями в семье – они равны. Мужчина и женщина – это два равных существа. Нет в христианской общине двух категорий существ, типа – клир и прихожане, посвященные и не посвященные, просветленные и не просветленные, 144 000 и великое множество, “пассивные” и “активные”, облеченные большей административной властью и меньшей. Это все от лукавого человеческого духа. То, что некоторые функции предписывается исполнять только мужчинам, не делает сестер существами второго сорта: "Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?" (1 Кор.12:15-17). В поместной христианской общине нет привилегированных и не привилегированных категорий христиан.
Есть ли прецедент таких отношений в Новом Завете? Да, есть. Вот стихи, подтверждающие факт принятия решений всей общиной, всем собранием: "Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,"(Деян.15:22).
И снова приняло решение все собрание: "Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо."(Деян.15:30).
А вот Христос, повелевая, обращается ко всей церкви, а не старейшинам, мужскому или братскому собранию, – не к руководству общины: "...Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь."(Мф.18:17).
И снова адресация послания к церкви, а не к старейшинам, не к администрации: "Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы."(Кол.4:16).
И снова, собрано множество без разделения на категории: "Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;"(Деян.6:2-5).
Также и в книге Откровения Иоанна в первой, во второй и в третьей главах Христос обращается к церквям, а не к их пресвитерам. 
Пастыри (или пресвитеры или старейшины, или епископы, что – одно и то же) не являются наместниками Христа в общине. Они не губернаторы и не представители президента.
В Новом Завете понятие “начальник” – происходит от слова “начало”. То есть, начальник – это тот, кто первый начал идти, в результате оказался впереди идущих. Это впереди идущие, а не вышестоящие.
"...А Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели." (Деян.3:15).
"Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов." (Деян.5:31).
"Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания." (Евр.2:10).
"...Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия." (Евр.12:2).
"Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении." (1 Тим.5:17).
"...Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" (1 Тим.3:4-5).
"Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим." (1 Тим.3:12).
"Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас," (1 Фес.5:12).
"...Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием." (Рим.12:8).
Как единоличный начальник, так мужское собрание, так и братский совет в плане руководства общиной не являются легитимным, законным по той простой причине, что эти органы власти нигде в Новом Завете не упоминаются.
Все, что написано в этом тексте выше и до сих пор, – это пока что только упражнения в экзегетике. Главное в другом. Само пастырское служение, по сути, перечеркивает любую идею администрирования, властвования, руководства, распорядительности, управления в общине. Никто в общине не имеет права, приняв решение, повелевать, командовать, давать указания, тем более, принуждать выполнять это решение. Никто не имеет права назойливо давать советы, строго спрашивать. Принятие и исполнение решений, которые имеют отношение к духовной жизни христианина или общины описаны в Новом Завете, и они не предполагают существование какого-либо органа власти.
В чем суть пастырского служения? Это ряд функций.
1. Знать стадо. Христос говорит: "Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня." (Ин.10:14). Как пастух знает своих овец, так пастырь должен знать христиан в общине. Знать человека как личность, а не как дальнего родственника или знакомого. Но разве в этом есть административная власть? Разве не все ли в общине должны знать друг друга? То, что овцы знают пастуха, предполагает то, что и пастырь должен быть открыт перед христианами. Без открытости нет доверия. Разве в этом есть руководство христианами? Настоящие же любители властвовать не особенно любят уделять внимание рядовым христианам, а порой даже не знают христиан в общине.
2. Пасти стадо на пастбище, то есть, кормить. С точки зрения общины — это значит, что пастырь должен обеспечить назидание для общины. То ли сам будет учить христиан проповедями или уроками, то ли найдет учителя. Разве в этом есть руководство? Разве подобным делом может или должен заниматься только старейшина? Это может попытаться делать любой из братьев в общине. Если можешь учить, то учи. Готова община тебя слушать, так и будет слушать. Разве требуется какие-либо назначения или утверждения со стороны или свыше?
3. Вести стадо. Пастух ведет стадо, но не погоняет. То есть, пастырь собственным жизненным примером учит христиан практической жизни:
"Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас," (1 Фес.5:12).
"Повинуйтесь наставникам (впереди идущим) вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно." (Евр.13:17).
"...Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;" (1 Пет.5:2-3).
Разве такое поведение — это власть в общине? Разве не каждый из христиан должен был бы вести себя так, чтобы быть образцом для ближних? Разве подобным делом может или должен заниматься только старейшина?
4. Защищать стадо от хищников. То есть, защищать общину от ересей и лжеучений, от лжеучителей. Разоблачать ложные доктрины и ложные практики, разоблачать мирское мировоззрение и греховные поступки и предупреждать христиан, чтобы они не воспринимали со стороны ничего неправильного, и чтобы не делали греха. Это служение предполагает хорошее знание Учения Христа.
Разве только назначенные старейшины должны это делать: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою." (Деян.20:28-30)? Разве не обязан был бы противостать ереси каждый в общине, кто ее видит? Разве нужны какие-либо утверждения и благословения для отражения ересей, движущихся в общину?
5. Поддерживать ослабевших. Пастух лечит больных овец и ухаживает за ослабевшими. В общине это значит, что пастырь делает все от него зависящее, чтобы укрепить веру ослабевших.
"Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем." (1 Фес.5:14).
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал.6:1-2).
"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать." (Рим.15:1).
"Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует." (Притч.12:18).
И снова те же вопросы: “Разве только старейшины должны это делать?” Разве не должен был бы каждый поддержать слабого в вере? В чем здесь администрирование?” Реально же могут просто не замечать ослабевших и не морочить себе с ними голову.  Тех, кто остыл или кого житейские проблемы выталкивают в мир.
6. Искать отбившихся от стада. Пастух ищет овец, отбившихся от стада. В общине возможна ситуация, когда люди уходят в деноминации или в мир. Разве таких вернуть в Царство обязанность только старейшин? Разве не должен был бы каждый принять в этом участие: "И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью." (Иуд.1:22-23)? Разве не должна душа болеть у каждого за ушедшего брата или сестру, как было у апостола Павла: "Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?..." (2 Кор.11:29). Но порой не просто не болит душа, а вслед еще и осудят, еще и раздражены будут, что ушел.
7. Усмирять буйных. Есть у пастуха и такая обязанность. С точки зрения общины — это значит, что приходиться обличать грешников или разрешать конфликты. Разве это дело только старейшин? Слова Иисуса адресованы каждому: "Если же согрешит [против] тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;" (Мф.18:15). В Новом Завете есть прямая заповедь: "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным." (Гал.6:1). Но разве в общине для обличения грешных должен существовать штат духовных? Разве не каждый человек в общине должен становиться духовным? Ведь в следующем стихе написано: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал.6:2). Кроме того, заповедано исправлять в духе кротости, – кротко, но, не командуя, не повелевая. То есть, и в самом обличении и исправлении согрешившего не должно быть властвования. Если в общине это многие избегают делать, то, чаще всего, потому, чтобы не портить себе нервы. Мало того, что грешников не обличают, но даже оправдывают. А обвиняют и судят того, кто пытается обличать.
Любую из этих функций может выполнять любой, кто мог бы это делать. Служение пастыря не является прерогативой только избранного руководителя. Ни одна из перечисленных функций не является администрированием с повелеванием и командованием.
У кого получается делать что-либо из перечисленного выше, то пусть и делает. О чем Христос и говорит: "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." (Мф.20:25-28). Иными словами, “Есть у тебя усердие, так и служи”. Этими же словами Иисус предупредил о том, чтобы между христианами не было начальников, которые властвуют, господствуют. Когда Иисус говорит о властвовании и господствовании, то не подчеркивает именно негативный аспект властвования – властвования с хитростью, с насилием, с обманом, с выгодой, – но говорит о руководстве любого типа. Иными словами, “Не поднимайте себя над другими никаким образом, а наоборот служением принижайте себя перед братьями и сестрами”. Не старайтесь выделить себя ничем: ни властью, ни имуществом, ни деньгами, ни связями. Не старайтесь выделить себя нигде: ни в миру, ни в общине, ни в братстве. Если же у кого есть сильное желание выделиться, то выделиться рекомендуется только одним способом – бОльшим служением ближнему. Апостол Павел от Христа получил задание благовествовать. И не более. Пастырское служение он взял на себя сам. Это поощряется. Хотя он не удовлетворял критерием пастыря. Официально же пастырем Иисус назначил Петра.
Если такому реальному пастырю придется принимать решения и предлагать их общине, то его будут слушать. И не имеет значения, назвала ли община официально такого человека пастырем или старейшиной или нет. За него говорит его авторитет: "И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его." (Ин.10:4). Люди в общине уже знают его как настоящего лидера. И именно из таких братьев в соответствии с 1Тим.3:1-7 и Тит.1:6-9 официально назначают пресвитеров в общине. По крайней мере, так должно быть. Хотя для такого человека не важно, назначила его община официально пастырем или нет. Если же община назначила или выбрала пресвитеров, то это не значит, что те, кто исполнял пастырские функции ранее по своей инициативе и не оказался избранным, должен прекратить их выполнять. Они и могут, и должны продолжать их выполнять и дальше. Их служение вполне может быть совмещено с пастырским служением назначенных пресвитеров.
Разница между тем, кто исполняет пастырское служение по собственной инициативе, и тем, кто официально назначен пастырем, в том, что официальный пастырь несет ответственность за общину перед Христом – Пастыреначальником. Первый тоже ответственен, но как рядовой христианин, который знает, как делать добро, но может сделать и может не сделать, а второй ответственен уже как пастырь. Тот, кто исполняет пастырское служение по собственной инициативе, на важную встречу может пойти или не пойти извинившись. И если не пошел, то упрекать его не в чем. Официально избранный пастырь на подобную встречу обязан идти. Официальному пастырю члены общины просто обязаны повиноваться, если ему придется повелевать: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно." (Евр.13:17). Его пастырское служение основано уже не на его инициативе, а на ответственности перед Христом. Ему много дано и с него будет много спрошено. Пастырское служение официальному пастырю, пока он в теле, не дает никаких преимуществ, привилегий, почестей, но только существенно добавляет головной боли. Господь повелевает общине материально поддерживать тех, кого община признала пастырем.
Постоянной единоличной или групповой административной власти в общине вообще не должно быть: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга:" (Мф.23:8-11). Над общиной не должно быть никакого правителя, кроме Христа. Людей к Христу насилием не приводят и силой не удерживают. Поэтому любая власть над христианами в общине неуместна и опасна.
Пастора или пресвитера не снимают с должности по процедуре. Либо он устранился от дел, либо согрешил, а за бездействие или за грех он просто утрачивает доверие. Он перестал быть реальным лидером. Требовать же отчета со старейшины никто не имеет права.
Читателю следует задуматься вот над чем. Если не учитывать безграничные полномочия Христа в общине, то кроме Него наивысшую административную власть над общиной имеет сама община и никто больше. Даже старейшины ей подчиняются. Старейшин снимает и поставляет община. Если старейшины будут принимать решения вопреки воле общины, то они не смогут никаким образом (кроме хитрости и манипуляции), удержать общину в послушании. Конечно, невозможно сохранить в абсолютной лабораторной чистоте пастырство без администрирования. Старейшинам придется и распоряжения давать в какой-то момент. Но администрирования должно быть, как можно меньше и совершаться оно должно очень аккуратно. Если происходит официальное избрание старейшин и при этом они все-таки получают крупицы административной власти над общиной, то им следует помнить повеление от Христа: “…не господствуя над наследием Божиим…” (1 Пет.5:2-3).
Но в жизни христианских общин в большей или меньшей степени происходит подмена служения. Пастырское служение подменяется администрированием и командованием или просто властвованием. А затем происходит и подмена понятий. Нет в Новом Завете идеи “Руководить”, но есть идея “Пасти”. Нет руководителей, а есть пастыри.
В реальной жизни общин именно пастырские функции как раз и не стремятся выполнять. Реально в многих общинах лидеры отстранились от пастырства: от укрепление слабых, от борьбы с ересями, от борьбы с самодурами и грешниками внутри общины, от обличения греха. Не стремятся как обычные христиане, так и те, кому очень хочется принимать решения на мужских собраниях и в братских советах. Пастырское служение куда более сложное, чем вещание и размахивание руками на мужском собрании. Редко кто старается делать по своей инициативе что-то из перечисленного выше. Как часто на мужских собраниях занимаются администрированием – обсуждают ремонт или аренду помещения, поздравления, организовывают праздничные мероприятия, благотворительность или просто распределение общинных денег. Занимаются именно тем, чем могли бы заниматься и сестры, и с успехом не меньшим. Занимаются именно тем, от чего апостолы Христовы ушли: "Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова." (Деян.6:2-4), – и этим самым задали пример для пастырей общин на все времена. Реальное пастырство реализуется не в зале собрания мужского или братского, а на пастбище – среди овец.
Апостолы воспротивились тому, чтобы заниматься хозяйственными делами и назначили для этого дьяконов. Иисус отказалась быть властителем вселенной: "Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи." (Мф.4:8-10), – царем – "Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один." (Ин.6:14-15), – судьей – "Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?" (Лк.12:13-14). Через всю Библию проходит идея, заключающаяся в том, что царствование, властвование, господствование для человека, живущего на земле – это пустое и бездарное занятие: "Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские." (Суд.9:8-15). Ни для людей в раю, ни для древнего Израиля, ни для все человечества Бог не планировал командиров. Их не будет в том вечном царстве, что будет создано на Небесах: “А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.” (1Кор.15:24). Кроме того, на лидеров накладывается еще и ответственность большая, чем на ведомых. Тем не менее, в общинах, как правило, всегда находятся люди, для которых важно, чтобы их слушали и им повиновались – Диотрефы. И, как правило, эти люди к администрированию малопригодны.
С первых лет существования христианских общин в них стремились войти всякие авантюристы, чтобы захватить власть над общиной: "...А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас." (Гал.2:4-5). Общины должны этому противостоять.
Нужно признать, администрирование в общине неизбежно, но это есть неизбежное зло. Если же не зло, то неизбежная суета, отвлекающая людей от назидания и служения. Если человек исполняет подобное служение, то регулярно должен отчитываться перед общиной. Если комитет исполняет подобное служение, то тоже регулярно должен отчитываться перед общиной. Если просто неформальная группа христиан исполняет подобное служение, то тоже должна регулярно отчитываться перед общиной. Только внутри подобных комитетов и групп и только на время и только ради той цели, для которой и создана группа или комитет и может допускаться администрирование. Только внутри этих групп на время их существования и могут существовать руководители, которые принимают решения, требуют их исполнения – доводят проект до завершения. Если же проект выполнен, то комитет или группа распускаются. Хотя совсем не обязательно, чтобы в группе или в комитете был начальник. Группа вполне может быть и без начальника, но принимать решения единомысленно. И снова же, все вопросы в отношении учреждения и завершения работы комитета или группы обсуждает и решает община. Примеры существования таких групп, предназначенных для одного дела или для одного проекта, есть в Новом Завете – раздача хлеба в общине Иерусалима, благовествование Павла, перевоз Павлом денег в Иерусалим.
В Новом Завете упоминается слово “кибернесис” – управление, но нет повеления управлять. В общине могут быть проекты, для исполнения которых необходимо единоличное управление. Но такие проекты связаны определенным делом, кратковременные. Администратор, организатор, распорядитель. Это не командиры. Либо вообще не командуют, а только показывают, что делать. Либо командуют только в пределах проекта и по делам проекта.  Распорядитель на свадьбе – пример проекта. Свадьба состоялась. Распорядитель не нужен. И командовал он только теми, кто обслуживал гостей.
Если у человека есть желание руководить в общине, его следует спросить: “Зачем тебе это?” Если у человека есть желание пасти, то ему следует сказать: “В добрый путь. Действуй”. И пусть он учиться пасти. Но быть командиром такому человеку совершенно ни к чему. Настоящее, ответственное служение лидера было весьма трудным: “И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?” (Чис.11:11,12). Не к чему особенно стремиться.
На форуме при обсуждении процедуры принятия решения мелькали фразы типа: “по согласованию с общим собранием”, “с ведома и по одобрению” или “"согласование", подразумевает "совет"”. Но это не более чем заклинания, которые совершенно ничего не значат. По одной простой причине. А что, если несколько сестер не согласны с тем решением, что приняло мужское собрание? Не одобряют его. И мотивация у них достаточно веская. Как быть? А как быть, если меньшая часть мужчин была не согласна с решением большинства, а позже эту меньшую часть мужчин поддержало большинство сестер? И что после этого делать с решением мужского собрания? Куда его засунуть?
Ну, вообще-то есть вариант, как решать подобные проблемы. Меньшинство надо устранить из общины. Как? Не важно. Способов много. Объявить их грешниками. Или можно им устроить травлю, и они сами уйдут. Читатель, конечно, понимает, что это горькая и злая шутка, но подобные сатанинские методы применяются. Еще можно просто игнорировать мнение не согласных. Но есть опасность – не согласные уйдут из общины. После этого точная оценка происходящему будет дана Господом Богом, а не визгами и воплями. Он точно определит виновных. А может кто и не уйдет, но результат будет все равно плохой. Такой человек не будет осознавать себя неотъемлемой частью такой общин. Для него он и община – это “я и они”. С вытекающими последствиями в плане совместного служения, пожертвований и т.п. 
На форуме ( http://forum.kievchurch.org.ua/Christianity/Life/7597.aspx ) довелось прочитать идею: “…в общине вопросы, которые представляют определенную важность, мы обсуждаем все вместе. Каждый имеет право высказать свое мнение, свою точку зрения, объяснить свою позицию, свое видение и понимание (это всячески поощряется). НО: окончательное решение принимает мужское собрание.” При чтении этого текста возникает желание – вот бы увидеть в Новом Завете обоснование для такой процедуры: Совместное обсуждение всей общиной, затем уединение мужчин для принятия окончательного решения и принятие окончательного решения только мужчинами. Особенно утверждение только мужчинами совместно принятого ранее решения.
Главный механизм управления общины вот в этих словах: "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:" (Флп.2:1-5), – это самоуправление. Имейте одни мысли между собою и со Христом. И тогда будете иметь более чем эффективного начальника – Христа. Естественно, что община должна расти духовно, иначе единых мыслей не будет. Если же в общине, которая существует годами или даже десятилетиями нет единомыслия, то командиры там будут. Свято место пусто не бывает. Более того, вождей будет больше чем индейцев.
То, что в общинах не следуют тем принципам, что установил Христос, приводит к катастрофическим последствиям.
Это одна из величайших трагедий в Церкви в 21 веке, особенно среди Протестантов, что, хотя пасторы и отвечают за руководство собранием, они редко имеют тот уровень власти, который соответствует их уровню ответственности. В большинстве случаев их рассматривают как наемных работников, принятых на работу управляющим комитетом поместной церкви, не зависимо от того из кого состоит этот комитет: из пресвитеров, дьяконов или это консистория. Так что пастор, будучи подчинен совету старейшин, всегда оглядывается на них, прежде чем берет в руки управление паствой Христовой. Вот почему так много пасторов пошли на компромисс в проповеди Евангелия. Они так боятся, что могут потерять свою работу из-за слишком смелой и страстной проповеди, что глядят одновременно и на паству и на тех, кто их нанимает и увольняет. Это не Библейская модель. Начиная со времен Ветхого Завета, от Моисея и до Нового Завета, те, кто называются старейшинами и дьяконами, оказывали помощь и поддержку пастырю, которому были даны и ответственность, и власть, чтобы вести паству. Некоторые пасторы весьма эффективны в руководстве, даже не смотря на отсутствие власти, просто исходя из силы их личности или умения руководить. (Заботиться о Пастве. Р. Ч. Спрол)
Общины либо тихо умирают, либо превращаются в мирское болото. Ничего не свидетельствует о том, что в такие общины христианские.
Автор вполне отдает себе отчет в том, как далеко реальное пастырство в христианских общинах евангельского типа от тех стандартов пастырства и администрирования, что есть в Новом Завете и частично описаны выше. Реально пастырство совмещается с администрированием или пастырство замещается администрированием. Реально общинами именно руководят, но не ведут, не пасут. Реально общиной могут руководить единолично. Реально общиной может руководить пастор и группка приближенных. Руководит проповедник или проповедник и группа “избранных” или проповедник с женой. Реально общиной может руководить богатый спонсор. Общиной может руководить спонсор из-за рубежа через своего ставленника – проповедника. Всех вариантов не перечислишь. Глядя на все эти искажения, следует держать в своем сознании простую мысль:  "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." (Мф.7:21-23).
Вывод этой статьи такой: в поместной христианской общине нет кого-либо облеченного властью – администратора, командира, начальника, руководителя, председателя, мужского собрания, братского совета, – нет кого-либо главенствующего. Поместная община (конгрегация) – это община в селе, в городке, в микрорайоне, в большом доме – автономна и не должна иметь командира. Христианские общины не могут быть управляемы какими-либо соборами, синодами, патриархами, архиереями, настоятелями, надзирателями, митрополитами, папами, епископами и т.п.
Над общиной, как и над всеми христианскими общинами, глава – Христос. А все решения, имеющие отношение к жизни общины, вся община или конгрегация (желательно в полном составе) единодушно во Христе, принимает сама.
Колесник Валерий
19.08.2013г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий