Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

среда, 22 июня 2016 г.

Совершенная личность? Возможно вполне!


Взрослая духовная личность

Люди говорят: “Человек не меняется. К двадцати (к шестнадцати, к двадцати пяти) характер уже сформировался”. Но это не так. Темперамент сформировался, характер вполне можно усовершенствовать. С точки зрения Учения Христа человек не меняется, потому что не хочет.

Люди видят алкоголика, наркомана, патологического лжеца или неисправимого вора и считают таких больными. Но Бог не видит их больными. Ребенок в возрасте двух лет не сможет поднять вес грузом десять или более килограмм. Родители ведь не считают его из-за этого больным. Они знают, что он еще маленький, но он вырастет и сможет поднять этот груз. Так и Бог видит человека, переполненного страстями, комплексами и страхами, не больным. Бог видит человека младенцем, у которого есть возможность вырасти. В Божьих глаза физически сформировавшийся человек в все еще духовный младенец. Таким в Божьих глазах есть и те, в характере которых заложены опасные маниакальные побуждения; и те, у которых искажена сексуальная ориентация – гомосексуалисты и лесбиянки; и патологические преступники. В понимании Христа эти люди вполне могут переориентироваться и не соглашаться с тем, что у них есть в душе. Но большинство людей не хотят меняться. Они так и остаются в духовном плане младенцами. Человек видит вокруг себя вот таких младенцев и для него это подтверждение того, что изменится невозможно.
Люди говорят о том, что совершенство личности невозможно. Но с точки зрения Учения Христа есть несколько замечаний. Секулярный мир вкладывает в понятие “совершенство” неопределенный, расплывчатый и абстрактный смысл. Вкладывает в это понятие нечто такое, что реально недостижимо – это некий супермен или современная калокагатия. Некое существо, которое должно было вырасти из вундеркинда. Характер и возможности этого существа – это произвольный набор физических и интеллектуальных качеств. Второе. Греческое слово “телейос”, русский эквивалент которого, “совершенный”, может быть переведено как “завершенный, полный, законченный”. Именно в таком значении это слово и используется в Новом Завете. То есть, совершенный – это выросший, взрослый, сформировавшийся. Третье. Более точно совершенной существо, совершенная личность – это совершенный служитель. Это некто, кто вырос и совершенно адекватен той функции, которую ему придется исполнять в качестве взрослого, – это некто соответствующий своей земной задаче. Четвертое. Совершенство – это совершенное милосердие, совершенная любовь к ближнему и к Богу. Что это значит? Написано: “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.” (Матф.5:44-48) Вывод из этого поучения такой – будьте милосердным в обычной жизни и в экстремальных ситуациях, потому что вы такие. Будьте милосердны и для плохих, и для хороших людей, как бы они к вам не относились, потому, что вы такие. Даже если они будут делать вам зло, будьте милосердны, потому, что милосердие – это ваша природа и ваш характер. Будьте милосердны потому, что милосердие – это природа и характер Того, Кого вы называете своим Отцом. Совершенство Отца в Его милосердии, так и ваше милосердие должно быть вашим характером. Пятое. Совершенная личность – это взрослая духовная личность. Только духовный рост может обеспечить такое взросление, такое совершенство. И шестое. Если человек готов и будет стараться расти духовно, то Бог даст ему все необходимое, чтобы он вырос.
Даже те из христиан, кто давно в христианской общине не вполне понимают смысл жизни христианина здесь на земле, не понимают то, что для христианина важно не просто что-то делать или не делать, а надо вырасти и стать духовной личностью. Есть верующие, которые искренне полагают, что быть верующим – это значит не делать того, что они понимают как грех – не пить, не курить, не прелюбодействовать, не воровать и т.п. Иметь такое представление уже неплохо. Мир с такими убеждениями был бы куда более мирным и упорядоченным. Но такие люди, как правило, не понимают того, что таких дел и поступков, которые не угодны Богу, значительно больше, чем они могут себе представить. И, что еще более прискорбно, – это то, что многое из этого аморального они делают и сами.
Есть среди верующих людей не мало таких, кто понимает, что быть угодным Богу это не только не делать нечто, но Божий человек еще должен быть милосердным и отзывчивым. То есть, они понимают, что верный Богу человек еще должен что-то и делать. Но и такое понимание часто поверхностное и приблизительное. Проявляется это в том, что человек милосерден далеко не ко всем и далеко не всегда, когда в этом есть потребность.
Действительная ценность для настоящей жизни христианина – это приобретение и развитие положительных качеств характера. Это то, что характеризует человека как взрослую духовную личность. Это то, что есть плоды человеческого духа: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона." (Гал.5:22-23). Для христианина принципиальным и исключительно важным есть постоянный, непрерывный духовный рост. Духовный рост не противопоставляется воздержанию от греха и делам милосердия. При постоянном духовном взрослении дела милосердия и воздержание от греха – это только проявление этого роста, - это только свидетельство настоящего реального взросления, свидетельство для самого христианина и для его ближних.
В физическом плане Бог запрограммировал каждого ребенка, и каждый ребенок растет по программе – кушает, спит растет, играется. А вот чтобы человеку стать духовным существом, взрослой духовной личностью, на постоянный рост он должен запрограммировать себя сам. Также сам человек должен подгонять себя в росте. Должен сам себя наполнять Святым Духом.
Для начала человек должен родится как духовное существо – как духовный младенец. Это происходит в момент заключения своего личного договора с Богом. А дальше взросление. Библия весьма убедительно говорит о духовном взрослении.
Младенчество
"Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его." (1 Ин.2:12).
"Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое." (1 Кор.13:11).
Отрочество
“…Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца." (1 Ин.2:13)
Юношество
“… Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого." (1 Ин.2:14).
"...Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого…" (1 Ин.2:13)
Зрелость
“Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального…” (1 Ин.2:14)
"Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала…” (1 Ин.2:13).
Совершенство
"...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения," (Еф.4:13-14).
"Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла." (Евр.5:12-14).
"Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога," (Евр.6:1).
"Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Мф.5:48).
У духовного младенца нет ни понимания законов духовных, ни сил ходить уверенно в этом духовном мире, ни имущества (плодов его духа). Ему самому предстоит вырасти, научиться и многое приобрести. Новорожденному обитателю духовного мира предстоит вырасти и стать взрослым. Как и плотскому человеку предстоит пройти этапы взросления, так и духовной личности предстоит движение по ступеням.
А пока что он только вошел в духовный мир. Что от него требуется? Плотский ребенок познает мир, везде проникает, все сует в рот, все трогает, ломает. Он врастает в физический мир. Плотский ребенок, понимая это или нет, стремится к тому, чтобы стать неотъемлемой частью физического мира. Он не должен быть неуместным там, не от мира сего. Так духовная личность должна стремится познавать духовный мир, должна стремиться врасти в него: "...И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его," (Кол.3:10). Для духовной личности духовный мир должен стать естественным местом пребывания, родным домом. Ему там предстоит быть вечно: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа," (Флп.3:20), – и – "...Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего." (Евр.13:14).
Что ещё характеризует духовную личность. Плотский младенец своим организмом понимает то, что он голоден. И не надо рассказывать, как он может истошно орать пока его не накормят. Он постоянно нуждающийся в том, что поможет ему вырасти как плотскому существу. Духовный младенец понимает, что он духовно голоден, и он будет вести себя соответственно. Это не значит, что будет орать на улице, но будет постоянно стремиться утолить свой духовный голод.
Постоянно будет в мысленной молитве стремиться к Богу.
"Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей." (Пс.118:164).
"Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того." (Дан.6:10).
"Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением." (Пс.117:14).
"Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом." (1 Кор.14:15).
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф.6:18).
Грудной младенец, когда не спит, постоянно двигает руками и ногами. Так духовная личность должна постоянно действовать своим духом: "Духа не угашайте." (1 Фес.5:19), – не засыпать. И еще сравнение с младенцем: "...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;" (1 Пет.2:2).
Духовный рост – это труд, труд души. Это действительно трудно. Люди уходят от этого труда. Масса различных уверток. Главное в том, что со своими слабостями соглашаются. Пытаются глушить, выдавливать одну страсть другой, просто пренебрегают. Так искаженную сексуальную ориентацию объявляют неотъемлемым свойством человеческой личности и живут с тем, что есть.
Основная цель жизни христианина – вырасти духовно и стать подобным Христу, подобным по убеждениям и по образу жизни: "...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;" (Еф.4:13). Христианам предстоит познать Сына Божия – мужа совершенного. Но познание предполагает и образ жизни Христа. То есть, не только знать о Христе, но научиться жить и жить так, как жил Христос. Еще в этой жизни христианам предстоит достичь полного возраста Христа. Естественно, что достичь не физического возраста, а духовного. Призыв к совершенству: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Мф.5:48), - это не пустой лозунг времен развитого социализма в Советском Союзе, это направление для нашего развития и роста. Это реальный путь. Может ли христианин достичь совершенства в своем мировоззрении, в своих делах и поступках, вряд ли этот вопрос следует задавать себе или кому-то. Даже христиане порой не верят в то, что совершенство возможно. Люди руководствуются логикой французского философа из анекдота: “Если я в Булонскому лесу не встретил верблюда, то его не существует и в природе”. Иными словами: “Если я не совершенен, то совершенство невозможно”.
Здоровые дети в благополучной семье не задают себе подобных вопросов. Они просто растут и в какой-то момент достигают и физической, и интеллектуальной зрелости. Надо просто расти и развиваться, как учит апостол Павел: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед," (Флп.3:12-13). Духовное совершенство – это зрелость, взрослость, завершенность. Нельзя стать совершенным в результате одномоментного акта, крещения, инициации и т.п. Но вырасти вполне можно.
Стать совершенным – это узнать различие между добром и злом. Узнать, что мешает творить добро в многообразии и удалить эту помеху. Удалить плоть из души-матрицы. Перешагнуть мир. Победить мир. Погасить эгоизм. С этой точки зрения надо не спать духовно – взбодриться. Вытеснить из души удовольствия плоти – бесконечные компьютерные игры, сериалы, музыка с утра до вечера, бесконтрольный секс, пустое времяпровождение, смех ради смеха, наркотики, всепоглощающие хобби, алкоголь и т.п. Погасить все плотские страсти, что могут мешать делать добро.
Совершенная личность – это творение добра ближнему даже когда убивают. Для этого в душу-матрицу надо “зашить” идею творения добра во всем многообразии. Душа должна стать “любовь”: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства." (Кол.3:14). Не совершенны – это значит, нет любви к ближнему. Духовное существо – это существо, живущее по духу, – по любви.
Ниже перечислены многие из тех качеств, которыми люди подобны Богу, перечислены качества, которые есть в человеческой душе, но только в зародыше, в зачаточном состоянии. Это качества, которые каждому христианину предстоит вырастить и развить. Эти качества – это сила духа в действии и поступках, упорство и настойчивость в достижении цели; сила духа, что проявляется в умении ждать, в терпении и выдержке; справедливость, открытость, искренность; любовь и милосердное отношение к ближнему; ответственность, верность, цельность натуры, постоянство и последовательность; рассудительность и мудрость; деликатность и чувство такта; чувство меры и чувство гармонии; творческая, креативная натура; мирный, великодушный характер; трудолюбие; сосредоточенность на Боге; неприхотливость, бережливость, рачительность; самодостаточность; забота о детях, о родных, о близких. И еще много другого не упомянутого здесь, что человеку весьма полезно.
Если такие качества в человеке есть, то его образ жизни отличается святостью и чистотой, спокойствием и благодушием, радостью, смелостью и мужеством, надежностью.
Как люди относятся к самим себе, как носителям подобных качеств? Какое отношение человека в миру к этим качествам, имеющимися в его душе? Если в душе человека что-то из этого списка есть, то это качество обычно не ценится. Оно воспринимается как неотъемлемое: “Это я такой настойчивый. Это я такой предприимчивый, догадливый. Это я такой бережливый”. Никто не благодарит Бога за то, что он такой настойчивый, предприимчивый, бережливый, за то, что он вот такой хороший. Более того, этим гордятся как своим. Никто не задумывается о том, что любое из этих качество может быть потеряно. Никто не задумывается о том, что любое из этих качество может не сработать и не один раз. Можно быть ответственным и, тем не менее, совершать поступки весьма безответственные. Можно быть рассудительным и поступать весьма глупо. Можно иметь многое полезное в душе и в мирском смысле не получать от этого пользы. Можно быть справедливым, и быть при этом не угодным ближним. Можно быть трудолюбивым и жить весьма убого. Никто особенно не убивается, если чего-то из перечисленного выше в душе нет (убиваются, когда впервые замечают лишний волос на расческе или морщину на щеке). Но когда приходит возраст зрелости и степенства, тогда человеку очень хочется выглядеть и рассудительным, и мудрым, и справедливым и т.п. Возможно, не каждый отчетливо формулирует в своем сознании то, что ему хочется, но подавляющее число людей ведут себя именно так, демонстрируя свой жизненный опыт, назидая ближних, раздавая советы, а то и напрягая ближних своими поучениями.
Необходимо твердо знать, что любое из этих качеств или даже все качества личности можно потерять. И также надо помнить и понимать, что их можно приобрести. Все это есть дар Божий, дар для служения Богу и для служения ближнему. И если этот дар не используется по назначению, то он не принесут человеку пользы. Если человек искренне стремится нести подобное служение, то Бог может усилить любое из этих качеств и даже добавит то, чего раньше не наблюдалось в характере человека.
Можно ли узнать, что именно в человеческой душе имеет реальную ценность? Можно ли узнать, что в человеке важно, еще оставаясь в миру, еще не став христианином? Можно. Это можно узнать наверное, когда приходит зрелость или даже старость, когда физические качества - сила, ловкость, привлекательность, здоровье, - теряются, вот тогда человек и замечает то, что осталось в душе. Можно заметить положительное в душе, когда об этих качествах человека искренне говорят другие, положительно оценивают. Да можно и самому, будучи объективным, дать оценку, что в душе хорошего и что плохого.
Выдержка, терпение. Есть много ситуаций, где надо выстоять, вытерпеть, выдержать, дождаться. Это нужно во время службы в армии. Это требуется в экстремальных условиях при непогоде в горах, в море, в тайге, в снегах, и т.п. Это требуется на тяжелых физических работах (“шабашках”). На работе с большой нагрузкой или в окружении не совсем доброжелательного коллектива. Иногда это требуется в начале трудового пути. Иногда это требуется просто в новом коллективе.
Мало кто готовит себя в плане выдержки, терпения и самообладания. Возможно, только те, кто готовит себя для спецназа да для службы в десантных войсках. Хотя такую самодеятельную подготовку вряд ли можно воспринимать всерьез. Но люди весьма радуются, когда справляются с трудностями, когда переносят тяготы, когда хватает силы духа. Но христиане должны быть объективно готовы к искушениям, и Господь нас готовит к ним. Как Христос прошел через испытания, так и нам предстоит уметь проходить через них.
Можно ли в настоящей жизни сравнить с чем-либо те мучения, которые достались Иисусу: "Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;" (Мф.27:39-42). Особое тяжесть мучения было от того, что Иисус мог сойти, мог себя спасти: "...Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Мф.26:53). Но надо было выстоять и вытерпеть. Он выстоял, перенес муку, и теперь о Христе написано: "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному." (1 Пет.2:22-23). И ещё - "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха." (Евр.4:15).
Ценны эти качества - выдержка, терпение, сила духа - или нет? Более чем ценны! С удовлетворением человек вспоминает после о своей проявленной выдержке, о своем достойном поведении в трудной ситуации.
Настойчивость. Упорство. Сила духа нужна также для того, чтобы действовать и доводить дело до конца. Готовят ли сейчас родители детей к тому, чтобы они были упорны и настойчивы? Говорит ли кто детям в школе или дома о том, что они должны быть готовы на большие дела? Готовит ли кто их к этому? В основном учат тому, что надо в жизни “хорошо” устроится и потом “хорошо” жить.
Но с каким удовлетворением люди рассказывают о своих успешных проектах – в бизнесе, в производстве, в науке и т.п. В какой-то степени это уже есть подготовка слушающего сына или дочери. Но это скорее мотивация стремления к успеху, а не мотивация и подготовка к упорному труду. А это не одно и то же. Людям, конечно, нравиться достигать большие цели. Сила духа в таких делах очень нужна. Подвижники привлекательны.
Южный канал во Франции начал строить отец – Пьер-Поль де Рике, а закончил сын спустя полгода после смерти отца. Строительство велось вопреки насмешкам и общественному мнению. Им пришлось вложить собственные сбережения. Сейчас они национальные герои Франции. Вот пример силы духа и настойчивости в достижении цели.
Если подобная настойчивость и случается в жизни, то это скорее исключительная редкость. Сознательно же никто не готовит ни себя, ни собственных детей к трудам большим и успешным. Нас же, христиан, Бог готовит именно к таким делам: "О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден." (1 Тим.4:15). Поэтому сила духа, которую Он в нас воспитывает, имеет исключительную ценность. То, к чему Бог готовит человека, превышает любые человеческие проекты: спуск в самую глубоководную впадину, или даже путешествие к центру Земли, высадка на Марс или даже на Солнце. Бог готовит нас к тому, чтобы мы выросли и вошли с Ним в вечность, вошли с неограниченными возможностями.
В человеке есть жажда положительного творческого результата. Это проявляется в зрелом возрасте. Очень хочется похвастаться тем добром, что человек сделал, но часто хвастаться нечем. Более того, остается после проводов человека в иной мир только куча зла.
Трудно найти на земле радость большую, чем от совершения больших дел, от больших достижений. Также и та радость, которая последует вслед за исполнением Божьих дел, превосходит радость на земле.
Снова же обращаемся к примеру Христа. Христос исполнил Божий план: "Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы." (Мф.12:18-21). Христос довел свое служение до победного конца. Ценно служение Иисуса или нет? Исключительно ценно. Ну вот и радость Христа соответственна: "На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет." (Ис.53:11).
Ответственность, верность, цельность натуры, постоянство и последовательность. Бог воспитывает в христианах чувство ответственности. Ценно ли оно для человека? Вот как говорит Библия об отсутствии ответственности: "Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия." (Притч.25:19), - и ещё - "Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать." (Притч.20:25). Безответственный хуже и опаснее дурака. Он непредсказуем: "Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него." (Притч.29:20). Хотели бы мы, чтобы рядом с нами были вот такие люди? Нет. Если мы ценим ответственность в других людях, то не ценность ли наша собственная ответственность в наших и в чужих глазах? Разве ответственность не важна сама по себе, независимо от того, как на это смотрят со стороны? Все же остальные качества, перечисленные в начале этого абзаца, это только проявления ответственного характера в жизни, это то, что родственно ответственности.
Справедливость, открытость, искренность. Человек порой даже не осознает того, как сильно он жаждет справедливости от ближних, от окружения, от начальств, от вышестоящих властей. Если задать человеку вопрос о том, важна ли справедливость, то может оказаться, что человек еще будет размышлять или даже говорить нечто невразумительное. Но душа его жаждет и вопит о справедливости. Даже самое неразвитое сознание чувствует фальшь в поступках или словах. Не может объяснить, но ощущает: “Все дальше парусник, все дальше, все больше между нами фальши”. Даже не упоминая о подлости и обмане, можно утверждать, что даже недомолвки и опущенные вниз глаза порождают сомнения и причиняют огорчения. Быть справедливым, открытым и искренним – это одна из важнейших человеческих ценностей. И каждому человеку необходимо стремиться к тому, чтобы научиться быть искренним, прежде всего, самому, а не только ждать это от окружающих. Бог же нас и учит быть справедливыми, и требует, чтобы мы были такими.
Любовь и милосердное отношение к ближнему. Милосердных людей любят. Ждут, чтобы такие находились рядом, чтобы слушали, когда хочется выплакаться, чтобы утешали, ждут от них помощи и участия. Какое отношение к таким людям? Самое различное. Спектр огромный. От признательности и взаимной любви, до беспардонного и наглого использования, до предательства. Но именно это качество и есть самое важное в глазах Бога. Именно это качество и есть критерием духовной личности. Христос говорит: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Ин.15:12-13). Вряд ли сейчас доведется кому-либо из христиан ради ближнего взойти на крест, как это сделал Иисус. Но, защищая ближнего в темном переулке, запросто можно попасть под кирпич или даже под нож. И настоящий христианин, взрослая духовная личность пойдет на это. Пойдет не в отчаянии, пойдет сознательно, понимая, чем все может закончиться для него самого, пойдет, движимый верой в Бога, движимый доверием Христу и любовью к ближнему. Пусть Господь убережет читателя от такого испытания.
Настоящая духовная личность отдаст нуждающемуся в ущерб себе. И это не будет дешевый альтруизм, не будет безрассудство или показуха. Такая помощь – это осознанный поступок. У человека есть понимание того, что у него возможна нужда после этого. Но у человека есть и другое понимание: "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя," (Евр.13:5). Он проникся таким пониманием и уже много раз получил свидетельства того, что Бог действительно не оставляет. Взрослая духовная личность на земле – это совершенный служитель, вплоть до того, чтобы отдать жизнь на служение.
Бог не делает зла, потому что это неестественно для Него. Это не Его природа. Его природа – любовь, любовь к Своему творению: "…Бог есть любовь." (1 Ин.4:8). Бог есть совершенная личность. И качество совершенной личности – любовь. Совершенство человека – это совершенная любовь к ближнему: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Мф.5:48). Это милосердие и служение ближнему: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных." (Мф.5:44-45). Если человек не делает добра ближнему, то это значит, что он далек от совершенства, что он духовный ребенок - младший садиковский возраст. Такие дети объективно эгоисты.
Мудрость, рассудительность. Все осознают, что быть хорошо понимающим. Хорошо уметь разбираться в текущих рабочих или житейских делах, в технических вопросах. Весьма привлекательно есть то, чтобы понимать причины и корни того, что происходит рядом. Очень нравиться человеку, если его решения правильные и успешные. Уже только ради этого одного качества следовало бы идти к Богу. Но далеко не все знают, что это тоже дается Богом: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему." (Иак.1:5), - и отнимается Богом: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства," (Рим.1:28).
Мудрость – это продукт послушания Богу. Самое главное, в чем христианин должен вырасти – это беззаветная любовь к Богу: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:" (Мф.22:37). Это и есть мудрость. Житейская мудрость – это только сопутствующий побочный продукт мудрой христианской жизни.
Такт, деликатность. В отношениях с ближними люди чаще замечают не присутствие этих качеств, а их отсутствие: Чрезмерное подшучивание. Анекдоты на похоронах. Вмешательство в разговор. Неловкое молчание в кругу гостей. Или чрезмерно шумное веселье. Расспросы знакомых о делах или об увлечениях скорее подобны допросам. Об отсутствии такта вспоминают, когда знакомый через раз здоровается. С сожалением наблюдают, когда человек заходит в комнату и, прерывая разговор, начинает шумно рассказывать: “Снег на улице. Вот свитер интересный. А чьи это крутые кроссовки? А у меня порвались.” Как будто здесь до его прихода было гробовое молчание. Беседа и, соответственно, настроение присутствующим испорчены. Ценны эти качества или нет, узнает человек тогда, когда о нем заговорят нетактичный, бесцеремонный, грубый и беспардонный и он об этом узнает.
Но и этим качествам учит нас Господь Бог. Если они есть, то усиливает, а если нет, то добавляет.
Творчество. Бог Творец и для Его детей естественно творить. Вдохновение, талант, воображение, фантазия, находчивость, предприимчивость – это все от Бога: "И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать." (Исх.36:2), - и ещё - "И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;" (Исх.31:1-5). Ценны эти качества или нет, - я полагаю, что даже не надо обсуждать. И снова, вряд ли где в миру учат тому, чтобы обращаться к Богу за вдохновением и озарением: "Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?" (Иов.35:10-11). Не возможно представить, чтобы в художественном институте и на композиторском отделении был урок “Молитва к господу Богу о ниспослании вдохновения”.
Великодушный снисходительный характер. Человек отравлял жизнь всем вокруг пустяками и придирками. А потом и его жизнь стала адом. Возможно, в какой-то момент он и пожелает того, чтобы рядом были люди более милосердные. Но вряд ли. Но христиане понимают как важно, чтобы рядом были люди с великой и доброй душой. Понимают и учатся этому. И Бог помогает в этом.
Трудолюбие, усердие. Ценны ли эти качества? Безусловно, это определяется в конце жизни. Возможны два стиля поведения.
1. Металась всю жизнь с одной работы на другую. Ничего не доводила до конца. Со всеми друзьями и родственниками и на работе испортила отношения. Ни с кем подолгу не дружила. Заработанное быстро тратила.
2. Трудилась упорно и честно, где не приходилось. Была бережливой. Была дружелюбной. Все дела доводила до конца.
Не трудно догадаться какой модели существования будет дана положительная оценка от людей. Естественно, что для любого человека вторая модель более предпочтительна. Как часто, прожив по первому варианту, люди пытаются доказать, что именно второй вариант был их естественным образом жизни. Но в семейной жизни уровень (низкий уровень) усердия и трудолюбия получает адекватную (более чем адекватную) оценку ещё задолго до того, как “труженик” дотянет до преклонных лет.
Сосредоточенность на Боге. Иногда люди рассказывают о том, что бабушка или кто-то из родственников всегда молился Богу. В таких рассказах такая молитвенная жизнь всегда получает положительную оценку. Но куда более ценно постоянно жить по воле Божьей. Исполнение христианином заповедей: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:" (Мф.22:37), - и - "...Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;" (Мф.22:39), не требует напряжения. Это его образ жизни, это его естественное поведение. Совершенная духовная личность, тот, кто духовно взрослый по-другому не может жить.
Ещё о многом таком, что может быть приобретено человеком, следовало бы сказать: неприхотливость, готовность и умение жить скудно, бережливость, рачительность, самодостаточность, забота о ближних, внимательность, умение видеть нужду ближнего, отзывчивость, участие, готовность служения ближнему, кротость, мир с ближними. Есть ещё много качеств, которыми мы подобны Богу, много качеств, которые могут быть развиты человеком. Все это вместе и представляет взрослую духовную личность.
Следует ещё добавить. Уже то, что перечислено выше, как атрибуты взрослой духовной жизни влечет много другое, хорошо видимое со стороны. Что это? Это.
Чистота, святость, верность. Господь призывает нас быть чистыми: "Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире," (Флп.2:14-15). Но такие качества – это следствие образа жизни управляемого духом, а не плотью. Так ведет себя терпеливая и сильная личность.
Ценно это или нет? Учат этому или нет? Кружки иностранного, спортивные, рисования, рукоделия, музыки и т.п. Репетиторы. Все это есть. А вот святости никто не учит.
Ценность святости узнается, когда любимый впервые приползает в невменяемом состоянии. На пиджаке длинные волосы, на ушах губная помада, и от него благоухает 5th Avenue. Но тогда же за одно надо будет задуматься и о собственной святости и кротости, а не только о неверности мужа. Абсолютная святость – это абсолютный покой.
Еще одно важное замечание. Большая духовная сила – это естественное состояние духовно взрослой личности. Такая личность не делает греха, потому что это для неё неестественно, как неестественно взрослому здравомыслящему человеку сунуть руку в огонь, крокодилу в пасть. Борьба же со страстями, борьба с переходящим успехом – это характерно для духовного подростка. Чистота и святость естественное состояние духовно взрослой личности. Святость – это безусловное послушание и повиновение Богу. Это не так уж сложно. Ведь может же человек отработать на предприятии ни разу не нарушив трудовую дисциплину.
Спокойствие, мирный характер, благодушие. Вероятно, человеку надо раз пятьдесят или раз сто пройти через жесточайший конфликт, чтобы осознать, как важно в конфликте оставаться спокойным и благодушным. Тогда только придет понимание того, что спокойный невозмутимый характер это есть большое достижение. Пример такого жизненного стиля дает апостол Павел: "Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен." (2 Кор.12:10). И этому Господь учит нас. Осознать, что это невероятная ценность, трудно и потому, что есть люди, для которых прямо азарт в том, чтобы поругаться, поскандалить. Но приходит время, когда скандалиста даже малейший шум раздражает. “Случается” гипертония, вырастают “безбашенные” внуки, которые вместо приветствия желают быстрой кончины. Тогда приходит понимание того, какая ценность благодушие и мир и в душе и вокруг.
Радость. Ценно ли иметь радость в душе? В начале это только эпизодическое состояние в душе, но позже – это состояние души, это характер. Трудно найти радость большую, чем от совершения больших дел, от достижения желаемого. В какой-то момент эпизодическая радость, которая рождается в общении с Богом, в делах Божьих для человека превращается непрерывный поток радости. Радость взрослой духовной личности – это одновременно и ежедневная радость малого ребенка в благополучной семье, и радость успешного и эффективного предпринимателя.
Смелость, мужество. Быть спокойным и не терять самообладания в любых в кризисных ситуациях. Ценно ли это? При некоторых обстоятельствах очень хорошо видимо то, какой мужественный и решительный человек. Особенно хорошо понимают те молодые люди, кто занимается единоборствами или игровыми видами спорта. Но Бог учит нас большему. На работе в цеху или в офисе кулаками не помашешь. А там требуется несравненно больше смелости и самообладания. Толстой говорил, что гражданское мужество выше военного. В семье порой не хватает мужества одному супругу признать свою вину или ошибку перед другим.
Следует еще раз перечитать разговор Иисуса с Пилатом. Пилат дает понять Иисусу то, что он имеет неограниченную власть над Иисусом: "И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе." (Ин.19:9-11). Иисус же рассуждает вслух о том, кто понесет большее наказание Пилат или первосвященники. Это ли не мужество?
И этому Бог учит своих детей. Учит нас Своим примером: "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному." (1 Пет.2:21-23). Христиане повторяют Иисуса во всем, как дети во всем повторяют родителей: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь," (Кол.1:24).
В те минуты или часы, когда бушуют страсти. Когда плоть требует противного духу, человеку следует вспоминать о том, каким он может стать. И пусть в этот момент отделяет то, что в его душе не его сущность. Пусть думает о том, что его, как духовной личности, а от плотского мирского сатанинского пусть себя отвращает. Пусть сам себе говорит: “Это не я. Я создан Богом не таким. Для меня не естественно быть таким примитивным и убогим. Бог создал меня намного лучшим. Бог хочет видеть меня совершенным. Для меня зло неестественно также как и для Бога.
Что собой представляет духовное младенчество? Духовный младенец – это человек движимый плотскими страстями: "И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1 Кор.3:1-3). Жестокость и авторитаризм, характерные для восточных деспотических режимов; несдержанность, прихотливость, конформизм и инфантильность, характерные для пресыщенного западного общества; коррупция, воровство и нежелание добросовестно трудиться, лицо восточноевропейского общества. Все это есть духовное младенчество.
Еще один из видов духовного младенчества – это мещанство, – это жизнь только для себя и, возможно, для семьи. Можно быть публичным, на виду, в мирском общении, в свете и оставаться мещанином. В Божьих глазах человек, который не растет духовно – это младенец, который лежит на кровати и не растет. Годы идут, а он остается с одним и тем же ростом, и с одним и тем же весом. Если бы такое было с обычным младенцем, то его родители были бы расстроены весьма. Вот так же Бог расстроен, глядя на людей, которые не растут духовно. А ведь таких миллиарды.
Людям нравится, когда рядом духовно сильные, духовно взрослые люди, готовые помочь и угодить. Людям нравится, когда они сами такие духовно сильные. Когда у мирского человека происходит событие, которое свидетельствует о наличии в его характере настоящих ценностей, то этому искренне радуются. Что именно может произойти? Закончил успешно школу, институт. Довел до конца ремонт в квартире, провернул удачную сделку, дал кому-то дельный совет, защитил диссертацию, помог кому-то чем-то ценным и т.п. Эти качества действительно свидетельствуют о хорошем в душе человека: настойчивости, упорству, находчивости, милосердии, рассудительности. Но для мирского человека это только крохи со стола, за которым пиршествуют верные Божьи дети. Люди в миру не хотят расти и становиться взрослыми духовными личностями. Гордость и душевная лень. Не хотят сесть за стол с христианами. Предпочитают сидеть в теплой грязной луже своих плотских удовольствий.
Ценно ли то, что предлагает Бог человеку? Ценно. Доступно или нет? Доступно. Есть ли Божьи качества в христианах уже сейчас? Очень мало. Почему? Ни мир, ни, порой, и христиане не ценят того, что дает Бог. Если и задумываются о ценности этих качеств, то не стремятся их получить, смиряя себя перед Богом: "Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите." (Иак.4:2). Или, что тоже случается, если и просят, то не на лучшее: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений." (Иак.4:3).
Человек может просить все это и ожидать получение и может в служении ближнему и в служении Богу развить. Все это есть добрый Божий дар человеку. Человек может быть взрослой духовной личностью. Человек может стать совершенным. Но как? Основная идея, которая здесь утверждается следующая: “Бог дает все лучшее тем, кто в Божьей семье, дает для Своей семьи”. То есть, совершенство в Церкви и для Церкви; совершенство в общине и для общины.
Эту идею можно сформулировать и по-другому: “Только во Христе мы можем иметь полноту”. То есть, во Христе человек может иметь полноту себя как личности: "… по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, ..." (Кол.2:8-10). Но как пребывать во Христе? Во Христе – это значит быть в организме, где голова Христос, а человек - Его орган: "...а тело - во Христе. … главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим." (Кол.2:17-19). Все христиане – это органы одного тела: "Тело же не из одного члена, но из многих." (1 Кор.12:14).
Божий принцип: служение в Церкви и для Церкви, а также и возможности - в Церкви и для Церкви: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки." (1 Кор.12:28). Возможности для Церкви, а не Вангам, Анастасиям, затворникам, отшельникам или прочим так называемым “святым одиночкам”.
Бог дает нам все для жизни и благочестия, дает для роста и служения. Несмотря на то, что мы чем-то пользуемся, Божьи дары все равно остаются принадлежать Ему: "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь." (Рим.11:36), - и ещё - "...Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;" (Кол.1:16). И человек, понимая это должен Ему вернуть. Но как? Все положительные качества человеческой личности снова должны быть возвращены Богу через служение ближнему.
Для каждого человека, живущего, еще не родившегося и когда-либо жившего на земле, Богом составлен индивидуальный проект служения. Бог дает все перечисленные выше качества и состояния для служения – под этот проект. А не просто для того чтобы человек красовался и хвастался Божьими дарами. Человеку предстоит вырасти к этому проекту, а затем его совершить. Дары не для того, чтобы человек воспользовался ими для свей мирской жизни, не для просветления, как декларируют всякие эзотерические и восточные учения. Человеческая душа не бакалейная лавка, где все есть “про запас”, “на всякий случай”, а лаборатория для служения.
Взросление - волевое, эмоциональное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое и прочее – это только производные от духовного взросления. Человек меняет себя в духовном плане, Бог поможет ему стать взрослым во всех остальных отношениях: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое." (1 Кор.13:11). Жить и молить Бога о покое и росте. Если усердие в служении Богу есть, а быстрого явного роста не наблюдается, то не стоит нервничать и унывать. Просто ждать.
В Новом Завете нет прямой и безусловной заповеди о том, что каждый христианин должен обязательно быть членом поместной общины. Нет прямых утверждений о том, что христианину не быть в общении – это грех. Но Бог Нового Завета не видит верное Божье дите вне общины.
Случайно ли использование в следующих цитатах личных местоимений в множественном числе “мы”, “нам”, “вам” и т.п.?
"Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Мф.18:19-20).
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:" (2 Пет.1:3-4).
"А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью." (2 Кор.8:7).
"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим.8:32).
Не только в этих стихах Господь обращается к общине, а не к одному человеку, во многих других. Не случайно, потому что Бог дает все лучшее, только тем, кто в церкви, кто в общине, дает общине. При том, дает тем, кто пребывает в мирном сосуществовании и в активном взаимодействии.
Христианская община разнообразна по составу. Христиане различаются по возрасту, по материальным, физическим и прочим возможностям. И на то была воля Божья. Образ общины – это тело, организм с органами, которые имеют различные функции: "Тело же не из одного члена, но из многих." (1 Кор.12:14). Но это организм, в котором органы скоординированы: "Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее," (1 Кор.12:20-22).
Если в общине восемьдесят человек, то не может состоять такой организм из восьмидесяти пар ног. Не может община состоять из восьмидесяти агитаторов, которые ходят с приглашениями по улицам. Все только ходят и ходят, и ходят… Не может состоять организм из восьмидесяти пар глаз: "Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны." (1 Кор.12:21). Не может община состоять из восьмидесяти наблюдателей, которые наблюдают за делами в общине, за поведением братьев и сестер. Все только наблюдают и наблюдают, и наблюдают… И, возможно, обсуждают. Не может состоять организм из восьмидесяти пар ушей. Не может община состоять из восьмидесяти слушателей пусть даже слова Божьего. Все только слушают и слушают, и слушают… И больше ничего не делают. Не может состоять организм из восьмидесяти ртов. Не может община состоять из восьмидесяти учителей или проповедников, которые только поучают друг друга. Все только учат и учат, и учат… , и никогда не могут дойти до познания истины. Не может состоять организм из восьмидесяти голов. Не может община состоять из восьмидесяти старейшин. Все только руководят и руководят, и руководят…
А ведь есть практика в общинах, когда предпочтение отдается семейным парам, так как они могут больше послужить, и в пренебрежении одинокие. Есть мнения, в соответствии с которыми пожилые люди – это балласт в общине, так как от них уже нечего ожидать эффективного служения, но Христос говорит о другом: "Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение," (1 Кор.12:22-24). Бог допускает существование в общине и более совершенных органов и менее совершенных, и более сильных членов и менее сильных. Зачем? Затем: "...Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге." (1 Кор.12:25). Божий план – всеобщая взаимная забота, именно взаимная. И когда у христианина в общине только свои заботы, то такой образ жизни – эгоизм. Христианство ли это?
Что мы – община должны делать совместно? Все! Библия детально не учит, что именно христиане должны делать вместе. Христос формирует в нас позицию, отношение к ближнему: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены." (1 Кор.12:26). Когда я могу радоваться о другом? Когда он мне не равнодушен. Когда я могу страдать из-за мучения другого? Когда другой мне дорог. Чтобы такое отношение сформировалось, совместных дел, забот, переживаний должно быть много. Откуда они берутся? Их ищут: "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем." (1 Фес.5:15). Что же тогда делать вместе? Все! И как можно больше. Но что же это за семья, когда даже на праздники не собираются вместе?
С точки зрения будущего, перед человеком стоит цель не просто узнать Бога, а узнать себя вместе с Богом. Иметь гармоничные отношения с Богом. Но такая цель не может быть узнана только в чтении Библии. По Божьему плану “будущее Господа” – это “Бог и совокупность Его верных детей” - "...Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем." (1 Фес.4:17). Поэтому человеку предстоит узнать не только Бога, какой Он, не только каким должен быть человек с Богом в личных отношениях. А предстоит узнать каким должен быть человек в отношениях с Богом и в отношениях с другими верными Богу. Не просто услышать, но также и научиться быть уместным в Божьей семье. Научиться быть коммуникабельной общительной действующей на добро частью Божьей семьи. Но следует также научиться действовать. И если человек хочет действовать в церкви, то у него будут возможности. И все духовные качества человеку доступны: "Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё." (Лк.13:21).
Просто, читая Библию или наблюдая за общиной со стороны, узнать можно очень мало. Не возможно узнать о Царстве Божьем только с книг, разговоров и поверхностных наблюдений. Для внеконфессионального, так называемого “христианина” многое просто закрыто.
Очень мало может узнать мирской человек, только посетив собрание христиан, мало может узнать важного из того, что надо знать каждому. Когда люди из мира начинают делать замечания о том, что в общине что-то не так делается, то на что это похоже? В лучшем случае “Они лезут со своим уставом в чужой монастырь”. В худшем, они достойны сожаления, даже и не пытаются взять то лучшее, что может предложить эта семья.
Точно также очень мало сможет узнать и тот христианин, который только посещает воскресные собрания. Он является органом Тела Христова, но слабым и неразвитым. Будучи в церкви можно оставаться не растущим. И то, что есть результат духовного взросления, то, что возможно получить, будет для такого человека недоступным. И преимущества, и польза церкви будет закрыта и для такого номинального христианина. Такому человеку можно сказать: “Если ты такой, то, прежде всего, ты не получаешь чего-то исключительно важного, чего-то исключительно важного для себя самого”. Человек не хочет пожертвовать мелочью, за то, за что иные готовы отдать все: "Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее." (Мф.13:45-46).
Христос говорит, что община может и должна учить тому, как следует жить: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного." (Мф.5:14-16), - учить тому, что есть праведность и святость. Но община может быть незрелой. И очень трудно объяснить людям из мира, в чем польза такой церкви-общины, если нет возможности увидеть эту церковь в практике истинного христианства. Если она нечто и испускает, то не свет, а чадный дым. В такой общине нечему учиться и такой общине нечему учить мир.
Еще один аргумент в пользу пребывания человека в общине и в общении тот, что человек – существо социальное. Это можно увидеть по малым детям. Они любят быть в компании. Они легко входят в любые сообщества. Быстро забывают обиды. В компании они более выносимые, чем дома в одиночестве. Когда гости начинают расходится, малые дети иногда плачут, не хотят, чтобы гости уходили.
В сложных экстремальных ситуациях, в бедствии люди нуждаются в соучастии именно людей, а не кошечек и собачек. Есть люди, которые, не нуждаются в общении, не нуждаются в помощи со стороны и для них ценность общения не значима. Но пусть не обольщаются. Господь допустит в какой-то момент такую нужду в ближнем, что дойдет до слез, до стрессов и психозов. Нужда будет хоть в каком-то захудалом ближнем.
Людей приглашают в церковь. Говорят о необходимости покаяния. Люди либо сразу отказываются, либо отказываются, глубокомысленно подумав. Но человек в миру – это бездомный ребенок. Глупо бездомному ребенку сомневаться в отношении того, идти ли в семью, которая его принимает, глупо допытываться о том, что его там ждет, глупо торговаться с теми, кто приглашает его в благополучную семью. Ему надо радоваться, что его берут с улицы в дом. Сложно объяснять тем, кто не имеет представления о благах Божьей семьи. Бездомный ребенок не знает преимуществ быть в семье. Детдомовские дети имеют очень убогое представление о семье. Но человеку предстоит довериться Богу и повиноваться Ему и входить в общину.
Возможности ребенка – это возможности семьи, которыми располагает ребенок, будучи членом этой семье. Возможности христианина – это возможности христианской семьи, которыми располагает Божий ребенок, принадлежащий этой семье: "Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое," (Лк.15:31). Эти возможности не ограничены, так как не ограничены возможности главы этой семьи – Господа Бога. Более того, сила и мудрость христианина, его любовь к ближнему, постоянно возрастают, если он остается в этой семье, если он старается быть активным членом семьи: "...И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим." (Кол.2:19).
Человек, будучи в благополучной семье, опасность встречает вместе с семьей. Будучи за пределами семьи, человек встречает опасность сам или в случайной коалиции, на которую то ли можно положиться, то ли нельзя. Христианин в общине встречает опасность вместе с общиной и вместе с Христом: "Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу." (Деян.12:5).
Чем раньше человек пришел к Богу, и в общину, тем лучше для человека. Можно ошибиться с выбором общины? Да. Но, тем не менее, надо доверяться в своем выборе Богу, а Бог Своих знает: "Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа." (2 Тим.2:19).
Несмотря на то, что в небольших группах, в тесном общении существуют тоталитарные секты, несмотря на то, что в малых так называемых религиозных группах имело место неисчислимое количество искажений, извращений, насилия над личностью, в общину необходимо входить. Поместная община - это небольшая группа людей, где люди хорошо знают друг друга, где тесное активное общение и соучастие в делах. Количество людей в общине сложно определить. Возможно, разве что, задать условие – такое количество, где все люди знают друг друга, все люди помнят друг о друге и все люди взаимодействуют друг с другом. Если при большом количестве христиан активное искреннее общение теряется, то следует разделиться ради единства. Существование христиан возможно только в таких общинах – дружных и организованных – единомысленных. Только в таких общинах возможен духовный рост.
Но если уж человек вошел в Божью семью, то надо принять всем сердцем тот образ жизни, который есть в этой семье. Если вошел в семью, то её надо полюбить. Христианину мирские интересы надо оставить в прошлой жизни, лучше оставить как можно быстрее. Христианин, дружащий с миром – это ребенок, который из благополучной и требовательной семьи стремиться на улицу, туда, где нет присмотра. Домой приходит покушать, а на улицу гулять, курить, нюхать клей и т.п.
Одно из важнейших назначение церкви-общины – это назидание. В церкви учатся, и церковь учит: "Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви." (1 Кор.14:12). В христианской Божьей семье говорят о христианской Божьей жизни, в мирской семье говорят о мирских делах. В церкви:
  • Учат по Библии.
  • Делятся опытом. Учат на опыте.
  • Укрепляют и воодушевляют друг друга.
  • Предостерегают и удерживают от греха.
  • Обличают в грехе.
  • Напоминают о Боге.
  • Поощряют к святости и добрым делам.
За пределами Божьей семьи.
  • Не говорят о том, что полезно.
  • Не поощряют к духовному росту.
  • Отвлекают от духовной жизни и глушат то, что достигнуто.
  • Насмехаются над христианскими убеждениями, а то и преследуют за убеждения.
Какие вопросы были поставлены выше и какие ответы получены?
  • Что значит быть совершенным? Что значит быть взрослой духовной личностью? Быть совершенным – это значит быть совершенным служителем. Быть взрослой духовной личностью – это значит быть равным Христу.
  • Что значит – “Быть с Богом”? В чем польза христианства на земле? Войти в семью. Получить заботу, внимание, уход, учебу, воспитание. Подготовка к взрослой жизни, к вечности.
  • Как узнать о пользе христианской жизни? Жить и учиться в Божьей семье.
  • Как достичь этой пользы? Быть в семье послушным, смиренным, действенным.
  • Какой результат пребывания в семье? Человек становиться взрослой духовной личностью. То есть, становиться причастником Божеского естества. Приобретает духовные качества, становиться совершенным, достигает абсолютной святости. Это также совершенный служитель Богу и ближнему, и готовность служения такая, что человек может отдать жизнь, если понадобиться.
Валерий Колесник.
5 декабря 2005

Комментариев нет:

Отправить комментарий