Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

воскресенье, 26 июня 2016 г.

Чувства верующих. Оскорбляли и будем оскорблять. Соблазн и преткновение


Соблазн и преткновение

Библия говорит: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам..." (Мф.18:7). Русскоговорящие читатели, как правило, понимают слово “соблазн” в искаженном смысле. Поэтому и этот стих, и многие другие стихи в Библии поняты неправильно. Что говорить о людях, кто не брал Библию в руки, если идею соблазна не понимают и религиозные люди.
Слово “соблазн” в русском языке значит нечто манящее, влекущее к искушению, например, в словаре Ожегова: “СОБЛАЗН, – нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого-н. в с. Не устоять против соблазна”. Но в греческом языке эквивалент слова “соблазн” – “скандалон”, – означает нечто другое: ловушка, капкан, петля, преткновение и соблазн. Библейский смысл слова “соблазн” отличается от того, что есть в русскоговорящей среде. Соответственно, отличается и значение слова “скандалидзо”, от слова “соблазнять”, которым оно переведено на русский язык. 
Значение слова “соблазнять” по словарю Ефремовой:
1. Увлекать, привлекать, прельщать чем-л. заманчивым, выгодным, приятным и т.п.  Вызывать чувственное влечение. Добиваться обладания женщиной, девушкой.
2. Быть заманчивым, выглядеть соблазнительным.
3. Побуждать, склонять к чему-л. греховному, вводить в грех.
Значение слова “соблазнять” по словарю Ожегова.
1. Лишить женской чести, обесчестить
2. Прельстить, побудить, вызвать желание что-нибудь сделать
Значение слова “скандалидзо” по словарю Стронга.
1. Вводить в искушение, соблазнять, вводить в грех, быть камнем преткновения;
2. Оскорблять, раздражать, обижать, задевать, возмущать.
Значение слова “скандалидзо” по словарю Ньюмана.
1. Вводить в грех, толкать на грех, лишать веры, сбивать с пути, быть причиной падения, быть камнем преткновения.
2. Лишаться веры, сбиваться пути, впадать в грех.
3. Усомниться (в ком-л), отступаться (от кого-л).
4. Задевать, оскорблять, смущать.
Слово “скандалидзо” не имеет значения “увлекать” или “привлекать”, но именно это значение в последнее время в русском языке и соотносится со словом “соблазнять”. Соответственно и духовное значение слова “скандалидзо” несколько другое.
Соблазн в библейском смысле – это скрытая опасность. Опасность, замаскированная людьми, или опасность, получившаяся сама собой в силу различных обстоятельств. Опасность, которую сознательно или нет, один человек создал для другого. Другой не знал, что на этом пути его ждет опасность и попался. Другой либо не знал, либо недооценил опасность, либо не хватил сил удержать себя от греха. Опасность в том, что человек, которого она постигает, может согрешить. Человека обманывают, и его заблуждение содействует его согрешению. Преткнуть, соблазнить – это перед слепым положить камень: "Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь." (Лев.19:14).
Змей (сатана) соблазнил Еву: "И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло." (Быт.3:4-5). Змей обманул Еву два раза. Он сказал, что они не умрут после того, как вкусят плодов и что будут знать нечто важное. Сам змей согрешил перед Богом. Его грех повлек и согрешение Евы. Ответственность не снимается ни с Евы, ни со змея.
Ева соблазнила Адама: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел." (Быт.3:6). Ответственность с Адама не снимается. Но Ева виновна и в том, что сама ела, и в том, что дала Адаму, есть плод. Ее грех более тяжкий, но это отдельная тема.
Ревекка с Иаковом обманули Исаака. Иаков оказался соблазненным. Соблазн в смысле петли или капкана расставила ему Ревекка. Иаков знал, что он обманывает отца, тем не менее, Ревекка его уговорила на этот обман. Ревекка словами приуменьшила грех Иакова в его же глазах. Получается так, что Ревекка соблазнила Иакова. Согрешила при этом и сама Ревекка. Ответственность за грех понес и Иаков, и Ревекка, но Ревекка – больше как инициатор, т.е. соблазнитель. Эта идея подробнее раскрывается дальше.
Саул обманул и соблазнил Аэндорскую волшебницу. Грех Саул был в том, что он обратился к волшебнице, что было запрещено законом Моисея: "Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело." (1 Цар.28:7-10). При этом он обманул и тем самым соблазнил волшебницу: "И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул." (1 Цар.28:12). Согрешили и Саул, и волшебница. Он тем, что обратился к волшебнице, а она тем, что колдовала.
Амнон обманул и соблазнил Фамарь. Сначала он обманул Давида и Фамарь. И этим самым согрешил и в отношении Давида и в отношении Фамари. Своим обманом он лишил Фамари возможной защиты в царском доме. Соблазн Амнона был в том, что он обманул Фамарь. Несмотря на то, что закону Фамарь жертва насилия, формально она, тоже в грехе блуда. Но Господь в этом случае грех не вменяет. По крайней мере, в Библии не упоминается о наказании соблазненной.
Пророк из Самарии обманул и тем самым соблазнил пророка из Иудеи: "И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я. И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба. Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте, ибо словом Господним сказано мне: "не ешь хлеба и не пей там воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел". И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". - Он солгал ему." (3 Цар.13:14-18). Виновны оба пророка. Первый во лжи, второй – в непослушании Богу. Но первый виновен больше.
Израильтяне ввели в соблазн Моисея: "И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими." (Пс.105:32-33). У Моисея вспыхнул гнев и он не удержал себя под контролем.
В истории ветхозаветного Израиля соблазном было то, что подталкивало к идолослужению: "Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею. И пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского, а пошел путем царей Израильских и ввел в блужение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов, еще же и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил," (2 Пар.21:11-13). Кто-то сам поклонялся идолам и привлекал за собой других. Как правило, это были цари и лидеры Израиля. Соблазном было то, что пророки или священники обманывали, вводили в заблуждение народ: "Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. Ефрем - страж подле Бога моего; пророк - сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его." (Ос.9:7-8), – "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф." (Мал.2:7-8).
Соблазн в библейском смысле предполагает, что, обманывая другого, соблазнитель сознательно согрешает, а после его грех может привести к согрешению и другого. Соблазн в библейском смысле – это два греха, – согрешение соблазнителя и согрешение соблазненного. Если же одного из этих грехов не случилось, то не случилось и соблазна.
Соблазн, как нечто греховное, есть только при определенных обстоятельствах. В соблазнении не обличают. Для того чтобы упрекнуть или обличить человека в том, что он кого-то соблазнил, необходимо показать, что был грех обмана, что соблазнитель обманывал ближнего. А затем необходимо показать, что ближний, будучи обманутым, совершил грех. Соблазнителя надо обличить в грехе обмана и только в этом случае соблазнителя можно обличить и в том, что он соблазнил. Соблазнитель виновен перед Богом в любом случае. В любом случае из его сердца изошло зло. Если же не было греха соблазненного, то не было факта соблазна.
Соблазн может быть инициирован не только обманом, но и другими грехами. Например, некто высказался оскорбительно о христианине, этот не удержался и ответил тоже оскорбительно. Оскорбленный обругал инициатора ссоры и его поступок есть грех, но спровоцировал его оскорбитель. Он его соблазнил руганью. Человек защищал жену от встретившегося ночью хулигана и нанес ему серьезное увечье или даже убил. Хулиган совершал насилие и этим согрешил, и этим соблазнил человека. Его грех повлек грех защищавшегося. Грабитель отнял имущество и обиженный тоже начал воровать или грабить. Здесь та же самая схема соблазна. Подобная история описана в повести А.С.Пушкина “Дубровский”.
Еще несколько примеров. В обществе гуляет сплетня. Человек, который ее сочинил – согрешил тем, что сплел ложь. Если его слушатели пошли рассказывать эту ложь дальше, то произошел соблазн. Соблазнитель – это тот, кто сочинил ложь, соблазненные – это те, кто рассказывают ложь другим. Грех лежит на всех, но на сочинителе больший. В общине человек с плохими намерениями поднял возмущение, склоку, конфликт. Он есть соблазнитель, а те, которых он привлек для участия в конфликте – соблазненные.
Соблазном жены есть то, что она держит мужа на сухом пайке в отношении сексуальных отношений. В результате муж изменил или иногда изменяет жене. С мужа никто не снимает вину. Он согрешил перед Богом и виновен перед женой. Но и жена виновна тоже. О такой ситуации и предупреждает апостол Павел: "Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим." (1 Кор.7:3-5). Жена посодействовала согрешению мужа и за это спрос перед Господом и с нее. Парадоксально звучит, но это так: “Причиной соблазна мужа в большей или меньшей степени была его собственная жена”. Аналогично, причиной соблазна жены может быть и ее собственный муж. Супруги, виновные в подобном виде соблазна, как правило, игнорируют свое участие в грехе противной стороны. Жена не хочет признавать свою вину в том, что муж ей изменил. Но Бог точно определит степень участия каждого.
Вот пример того, как получился соблазн: "Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них," (Деян.14:11-15). Хотя апостол Павел успел удержать народ от того, чтобы совершили жертвоприношение, то есть, поклонение языческому божеству. Грех не случился.
Соблазнителю для того чтобы восстановить отношения с Богом, надо каяться во грехе обмана ближнего или в каком-либо другом грехе, подтолкнувшем ближнего к согрешению. А о соблазне можно упоминать, но можно и не упоминать. Это не принципиально, но лучше упомянуть.
Нет в Библии прямой заповеди: “Не соблазняй”. Но многократно повторяется заповедь: “Не греши”. Проблема соблазнителя в том, что сначала он согрешает, обманывая (или согрешая еще каким-либо образом), и этот обман (или иной грех) является соблазном. Не будет первоначального греха, не будет и соблазнов.
Из стиха: "Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией," (1 Кор.10:32), – делают вывод о том, что существует прямая заповедь: “Не соблазняйте”. В стихе использовано греческое слово “a'pro/skopov” (апроскопос). Его значение в словарях следующее:
  • Словарь Вейсмана: неповрежденный, невинный (в переносном смысле), не подающий никакого соблазна.
  • Словарь Дворецкого: непорочный, не вводящий в соблазн.
  • Словарь Стронга: не вводящий в соблазн, без соблазна, не являющийся причиной преткновения; непреткновенный, без преткновений, непорочный.
  • Словарь Баркли-Ньюмана: непорочный, безупречный, не вводящий в соблазн, чистый (о совести).
В словарях есть примечание о том, что значение “не подающий никакого соблазна” и его эквиваленты появилось позже, в период написания Нового Завета. Начальными значениями этого слова были значения “непорочный”, “невинный”. Что использовано в Деян.24:16, 1 Фес.5:23 и в подстрочных переводах в 1Кор.10:32, Фил.1:10. Кроме того, есть значение этого слова такое: “не подающий повода для недовольства”.
Нельзя запрещать человеку делать то, что от него не зависит полностью. Нельзя, потому что в соблазне другого соучаствует и Бог, и тот, кого соблазняют. И по большому счету, соблазн как результат приходит от Бога. Бог может допустить или не допустить соблазнение. Человек не управляет соблазном другого, как результатом. Не от человека зависит, случится ли соблазн ближнего или нет.  Соблазнится ближний или нет, даже если человек его соблазнял. Результат – соблазн ближнего, зависит не только от соблазнителя. Во-первых, причина обмана и внутри самого обманутого – его страсти. Во-вторых, даже если и соблазняли ближнего, он может не поддаться. Если он не поддался, так, что соблазнитель чист? В-третьих, ближний соблазнился. Человек был причастен, но не грешил и не имел намерения соблазнять. Примером этому в Библии есть пример – памятный холм, который насыпали два с половиной колена Израилева. Эта история описана в книге Иисуса Навина. Те, кто насыпали его, не имели намерения грешить. Но остальные колена израильтян преткнулись. Бог удержал их от войны. Результат не зависит от человека. От человека зависит только то, дает ли он повод для соблазна или нет. Является ли он тем “дурным сообществом”, о ком написано: “Дурные сообщества развращают добрые нравы”.
В Новом Завете на древнегреческом языке написано точно: “Не давайте повода для соблазна”. А в Синодальном переводе несколько искажена идея: “Не подавайте соблазна”. А дальше больше – в обыденной речи в среде верующих используются фразы “Не соблазняйте”, “Меня это соблазняет”. Что еще более исказило основную библейскую идею соблазна. Такие фразы неправильные. Дать повод для соблазна и соблазнить – это далеко не одно и то же. Дать повод для соблазна – это то, что целиком зависит от человека, но это только начало процесса соблазнения. Соблазнить же человека – это значит довести процесс до логического завершения. Это не всегда в силах человека, давшего повод для соблазнения. Потому в Библии и нет прямой заповеди: “Не соблазняй”. Господь спросит человека только за его личные дела.
Именно грех в большей или меньшей степени есть повод для соблазна ближних: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины." (2 Тим.2:15). Здесь, в 1Кор.10:32, основная идея – будьте безгрешны, чисты в глазах Иудеев и эллинов, и Церкви Божьей. Эта идея подтверждается множеством повелений в Новом Завете: "Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе." (1 Пет.3:16), – "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием." (2 Кор.7:1), – и еще – "Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире," (Флп.2:14-15). Христианин не должен согрешать и этим самым и давать повод для преткновения или соблазна. Но если мирские все-таки согрешают из-за христиан, то брать на себя вину безусловно не следует торопиться. Христианин если и виновен, то далеко не во всем.
Всякий публичный грех – преткновение. Всякий публичный грех в большей или меньшей степени есть повод для соблазна ближнего. Но в Библии предупреждении о грехе или запрещении греха всегда именуется понятием “грех”, и не говорится в понятиях “преткновение” или “соблазн”, потому что под понятия “преткновение” или “соблазн” можно подогнать все, что взбредет на ум. Что и делают. В отношении всего, что не нравится, заявляют: “Меня это притыкает. Меня это соблазняет.” И начинаются запреты, обличения. Начинается манипуляция человеком.
Если будет когда-либо произнесена фраза: “Не соблазняй”, то это только в смысле “Не давай повода для соблазна”, “Не начинай”, “Не греши”, “Будь непорочен, невинен”, то есть, не делай то, что от тебя зависит. Или более точная версия: “Будь непорочен, невинен, иначе своим грехом ты даешь повод для соблазна или для преткновения”.
Значение слова “апрокопос” – “не ставящий препятствие” – может ввести кого-то в грех (в соблазн), может ввести в грех сознательно и неосознанно. Сознательно – это обманывая, то есть, согрешая. Еще одно значение – “не дающий повода для недовольства”. Но поводом для недовольства, для соблазна есть грех, а не чье-то недовольство по капризу. Обвинения не предъявляются по принципу – нравится или не нравится. В большинстве словарей значение слова апрокопос – непорочный, невинный. То, есть основанием для преткновения есть порок в его библейском значении, а не чье-то мнение. Кроме того, слово “апрокопос” уравнивает понятие “непорочный” и понятие “непреткновенный”. Но “непорочный” более полное, чем “непреткновенный”. Так как “преткновенный” – это человек делающий зло человеку, а “порочный” – это делающий зло и в адрес человека, и в адрес Бога, минуя человека. Понятие “порочный” поглощает понятие “преткновенный”.  Поэтому более уместным является использование в 1 Кор.10:32 значения “непорочный” или “невинный”. А прилагательное “непорочный”, как и суть понятия “порок” определяется и объясняется в Библии грехом. То есть, снова видна идея – беречься от греха. То есть, если человек непорочный, безгрешен, то он и не порождает соблазнов. Как и написано: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна." (1 Ин.2:10). Кто любит брата, тот праведен, и он никого не соблазняет.
Одна из важных идей Библии в том, что человек живет в социальной среде и то, как он выглядит в этой среде, имеет значение. Поступки человека могут смущать других, вводить в заблуждение поощрять или даже подталкивать к греху. Но поступки человека могут учить ближних добру, поощрять к добрым дела, назидать в праведной жизни. Поэтому христиане должны быть внимательны к своим поступкам еще и потому, что они должны учить ближних любви, но не смущать, претыкать других. Будьте безгрешны, непорочны не только ради себя, но и ради других. Учитывайте также и тот факт, ваше согрешение может толкнуть к согрешению и ближнего. Ешьте, пейте и прочее делайте с оглядкой, чтобы у человека не получился ущерб, утрата – согрешение. Апостол Павел пишет: "...Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми." (2 Кор.8:21).
Будьте непорочны в глазах и иудеев, и эллинов, и христиан настолько, чтобы никто из них даже не подумал, что вы согрешаете. Но именно согрешаете, а не нарушаете какое-то надуманное правило, которое есть в сознании наблюдателя. Мирской человек может иметь ошибочные, но твердые убеждения относительно того, как должны поступать христиане. Например,
  • Христиане постоянно постятся.
  • Христиане всегда мрачные и нахмуренные.
  • Настоящие христианские святые ходили босиком.
  • Христиане не едят варенья и сладостей. (См. Братья Карамазовы. Достоевский)
  • Христиане не живут в комфорте. И т.п.
Если обнаруживается, что христианин поступает не так как представляет себе неверный, то для последнего это будет преткновением и соблазном. Но ведь христианин его не соблазняет. Кроме того, благочестивый образ жизни христианина для неверующего будет соблазном: "...Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас." (1 Пет.4:4). Как же быть в таком случае христианину? Вернуться к мирскому образу жизни, чтобы не подавать соблазн мирским людям? Нет, конечно.
Ну уж конечно нет в Библии заповеди “Нельзя соблазнять” в смысле привлечения, заманивания.
Апостол Павел призывает угождать всем, но не давать повод к соблазну или преткновению: "Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись." (1 Кор.10:32-33).
В стихах 1Кор.8:9 и 1Кор.10:32 есть предупреждения о том, чтобы не подавать соблазн для других. Но в каждом из фрагментов, где эти стихи упоминаются, упоминается также об изначальном грехе, который может породить соблазн. В 1Кор.8:8-13 пишется об идолопоклонстве сильного брата, как это может показаться немощному. В 1Кор.10:27-32 пишется об идолопоклонстве христианина, как это может показаться неверному. В сознании неверного формируется впечатление, что христианин согрешает. Во всех упомянутых ситуациях соблазн порождается, пусть кажущимся, но грехом. Следует воздерживаться от каких-то дел, которые могут быть соблазном для немощного. Но так не может продолжаться долго. Немощному следует учиться. Если неверный готов слушать, то ему надо объяснять суть христианской жизни – следование Библии, а не чьим-то иллюзиям.
В четырнадцатой главе послания Римлянам обсуждается идея не претыкать и не соблазнять брата. И здесь идет речь о грехе, но о гипотетическом грехе. То есть, немощному брату кажется, что другой согрешает и это для него есть соблазн, это его может подтолкнуть к греху. При этом апостол много раз подчеркивает тот факт, что по сути греха нет: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого;..." (Рим.14:14) – нет предметов, вещей, бытовых, производственных и прочих процессов самих по себе  греховных. "Да не хулится ваше доброе." (Рим.14:16) – более того, пища, принимаемая с благодарностью, есть угодное Богу дело. "... Все чисто,…" (Рим.14:20) – сама по себе окружающая действительность не греховна. "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом..." (Рим.14:22) – если Учение Христа не называет нечто грехом, то в остальном все зависит только от твоих личных отношений перед Богом, от твоей совести. В остальном греховно то, что ты сам для СЕБЯ назовешь грехом. Действие, которое подталкивает немощного к греху, вне пределов его зрения или слуха, вне его ведения не есть грех. Если речь шла о пище, то достаточно было есть в отсутствии немощного брата. При отсутствии немощного брата можно есть и ничего не бояться.  Критерием моей праведности есть моя совесть, а не мнения немощных братьев: "Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?" (1 Кор.10:29-30). Получается так, что перед христианином в его жизни стоят запреты двух видов. Условные – при определенных обстоятельствах.  Удерживать от того, что в глазах немощного будет преткновением. Из-за его непонимания сути дела. И безусловные – грех.
Сама по себе пища и питье не есть нечто нечистое. И чтобы человек не ел, он не согрешит. Достаточно не есть и не пить в присутствии немощного брата. Важно только помнить о том, кто источник благ и благодарить Его. Немощному брату может казаться, что есть какую-либо пищу – это значит согрешить. В связи с этим может быть следует научить немощного брата тому, что реально есть грех.  Это только у немощного в сознании есть некую пищу – это грех. Ведь Господь предупреждает, что праведность не пища и не питье.
В стихе: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает." (Рим.14:21), – в ранних версия послания к Римлянам нет слов “ или соблазняется, или изнемогает ”.
Рим.14:3а, 15 и 20 стих предупреждают о том, что нет греха в том, что ест зрелый христианин. То есть, дома, не на людях можно спокойно есть все. Но не следует есть на провокацию. Немощный ограничивает себя и под него надо подстраиваться. Только вот возникает вопрос в отношении того, как долго подстраиваться.
Именно ради того, чтобы не претыкать и не смущать христиан из иудеев, собрание в Иерусалиме написало христианам из язычников воздерживаться: "...А написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу." (Деян.15:20-21). Но если об опасности идолопоклонства и блуда написано и а в других местах Нового Завета, то об удавленине и крови только здесь. То есть, есть подобное не есть грех по сути.
В стихе: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну." (Рим.14:13), – есть призыв о том, чтобы рассуждать о том, как не полагать преткновения и соблазна. Да, надо принять решение о том, чтобы не подавать случая к соблазну. Но в чем суть этого соблазна? Ради сохранения мира следует не есть или не пить, так как это может преткнуть немощного брата. Действительно, в некоторых случаях лучше воздержаться и публично не есть нечто или не делать нечто. Но и немощному брату следует научиться распознавать реальный грех. Его следует научить тому, что поведение других не грех, хоть и отличается от его поведения. Не может же немощный брат оставаться немощным всегда. В общине недопустим диктат “немощных”.
Возможна следующая ситуация. Немощный брат искренне не понимает, заблуждается в отношении каких-либо дел, совершаемых христианином или христианской общиной. По его мнению он или они согрешают. Немощный, например, может считать, что общинные деньги не могут быть положены в банк, где будут начисляться проценты; что община не может брать или давать деньги в долг; что община не может сдавать имущество в аренду и т.п. Он не может четко подтвердить то, что подобные дела или поступки — это грех, но, тем не менее, остается непреклонным. Он не принимает никакие объяснения или даже увещевания. В конце концов, немощный уходит в другую общину или даже в мир. Почему в таком случае все или некоторые из христиан, оставшихся в общине, должны быть виновны? Как можно в этой ситуации применять идею из Рим.14:13? Христиане не могут вешать на свою душу чувство вины из-за упрямства и (или) невежества так называемых “немощных” братьев.
Совсем плохая ситуация, когда нечто сознательно объявляется греховным, а библейского подтверждения этой заповеди не существует. Ненормально, когда группа людей договаривается что-то называть грехом и навязывает свои правила другим.
Кроме того, немощный может вести себя так, что его поведение будет провокацией для остальных. Те же покрывала, что появляются на голове у некоторых, в то время как другие остальные не покрывались до этого. Немощного следует учить, чтобы он не провоцировал других.
Если соблазнитель вздумает покаяться, то он должен будет покаяться в том грехе, который он совершил. И, после его искреннего покаяния, отношения с Богом будут восстановлены. Вспомнит ли он при этом о том, что его грех был соблазном для другого, или не вспомнит, это уже зависит от глубины осознания его проступка. Может быть такое, что преткнувший и не знает, что кто-то преткнулся. Для преткнувшего главным есть покаяние в его собственном грехе.
Под соблазном люди часто понимают нечто внешне привлекательное и ведущее ко греху. Яркий внешний вид, привлекательная упаковка. И когда в этом смысле говорят о том, что кто-то соблазняет, то имеют в виду то, что кто-то манит, влечет к греху. Яркая упаковка бутылки влечет к распитию спиртного, реклама сигарет влечет к курению, искусно полураздетая проститутка влечет к блуду. Но такое влечение в Библии не называется соблазном. Люди могут думать себе как угодно, но… то, что манит и привлекает, не есть соблазн. Соблазн – это совершившееся действие. Влечение же  как нечто греховное осуждается только в зависимости от того, с какой целью привлекают человека, в зависимости от намерений. Намерения судит же только Господь Бог: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет." (Евр.4:12-13).
Не все манящее, привлекательное, даже если оно влечет ко греху, есть соблазн. Сарра была привлекательная женщина, и к ней влекло мужчин: "И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; Увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов." (Быт.12:14-15), – но ничего в поведении Сарры не было греховного. Она никого не соблазняла.
Красивые женщины, как и красивые мужественные мужчины, привлекают внимание просто своим существованием. Они просто живут такими, какие они есть, и не имеют намерений кого-либо манить, и тем более, соблазнять. Какие-то из них, используя свои данные, могут завлекать и манить с плохими намерениями. Но соблазнителем кого-либо из них можно будет назвать только в том случае, если он обманет человека и человек согрешит.
В фильме “Служебный роман” стол Бубликова был расположен рядом с лестницей. И постоянно перед глазами сверкали голые женские ноги. Они привлекали его внимание. Из-за этого он не мог сосредоточиться для работы. Но даже если привлекали внимание или манили, но не соблазняли. Проблема была, прежде всего, в нем самом. Сознательно его никто не манил.
Даже в мирском смысле “соблазнять” не значит просто манить, а значит обманывать, создавать иллюзию чего-то хорошего, полезного, приятного. Но далеко не всякая реклама манит и обманывает, – соблазняет. Реклама может манить и рассказать о товаре то, что потенциальный покупатель не знает. То, что предмет греха манит и привлекает взор, совсем не значит, что каждый посмотревший на него будет обманут.
Если лукавый торговый представитель все-таки сумел продать бабушке некий товар по завышенной цене (“впарил”), то в библейском смысле не значит, что он соблазнил бабушку. Он согрешил, она же, потратив деньги, не согрешила.
Плод на дереве познания добра и зла в раю изначально был привлекательным и манящим: "…дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание..." (Быт.3:6). Это же не значит, что Господь Бог посадил это дерево для того, чтобы манить человека ко греху, и не для того, чтобы ввести человека в грех и, соответственно, в соблазн. Плод с этого дерева мог стать предметом соблазна, а Бог – соблазнителем, только в том случае, если бы этих плодов нельзя было есть, а Господь Бог об этом не предупредил людей. Вот если бы в этом случае Адам и Ева поели плодов, то они стали бы виновными, а Господа Бога можно было бы “обвинить” в том, что Он ввел людей в соблазн.  Но Бог предупредил людей о том, что нельзя есть плоды с дерева познания добра и зла. И поэтому грех Адама и Евы, только их грех, а Бог – не соблазнитель для них и не несет ответственности за их грех. Бог не преткнул Еву, а по логике некоторых, заявляющих: “меня это притыкает”, – именно так и произошло – Бог преткнул Еву.
Сами по себе плоды не были ни греховными, ни не греховными. Греховным получилось отношение Адама и Евы к Богу.  Мало ли что может быть привлекательным. Господь предупредил человека: "… У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним." (Быт.4:7). Как бы грех не влек человека, человек должен противиться греху. Какими бы привлекательными не были предметы греха, Господь предупреждает: “…но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;”  (Иак.1:14). Человека влечет ко греху, прежде всего, его собственное плотское желание. А предметы греха или реклама может только усиливать эти позывы плоти. Если человек приходит к выводу: “Меня это влечет”. То для него есть совет: “Борись”.
Соблазн – это значит манить к чему-то плохому не предупредив об опасности. Не предоставив выбор. В западных странах часто происходят суды на Западе, в которых выставляются иски против фирм производящих продукты питания или сигареты. Потребление этих продуктов привело к ожирению. Это произошло по мнению истца. Курение приводит к ухудшению здоровья, как заявляет истец. Какой выход находят те, кто производит продукты питания или сигареты. Они печатают на упаковке продукта предупреждение о том, что потребление продукта опасно для здоровья – это предупреждение, – это устранение соблазна, петли. Поэтому реклама не является соблазном, не является тем, о чем предупреждает Библия. Даже в миру определено различие между соблазном и просто влечением.
Естественно, что нельзя манить, привлекать человека к плохому, даже если тот и знает, что это плохо. Это попытка манипулировать человеком. Это не назидает. Это не по любви. Часто влечение разжигает плоть. Но часто если и влекут, то еще нет оснований для обличения.
В качестве предметов, которые могут привести ко греху есть спиртное, табачные изделия, наркотики, оружие та же повседневная пища и т.п. В глазах человека они могут быть и безобидными, и нейтральными, но могут быть отвратительными, мерзкими, опасными или ужасными. Но Христос предупреждает: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто." (Рим.14:14). Сами по себе предметы, которые могут быть использованы для совершения греха, нейтральны и не являются соблазном. И не является соблазном их изготовление или распространение.
В глазах человека могут быть отвратительными и греховными интимные органы человека, с помощью которых совершается грех. Ведь из-за неумеренной ревности по Богу, дошло же до членовредительства – история скопцов. Или можно вспомнить менталитет средневековой Европы – человеческое тело есть нечто постыдное или греховное. Сами по себе также и органы человеческого тела, которые используют для совершения греха, нейтральны и не являются соблазном.
Церковь и христиане должны противостоять не изготовлению или распространению предметов греха, а своим плотским страстям, чему и Библия учит: "Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу," (1 Пет.2:11). На душу восстают плотские страсти и желания, а не просто реклама. Господь учит подавлять свою плотскую натуру, а не избегать рекламы: "Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете." (Рим.8:12-13). Опасность для человека внутри него самого. Барьер для греха должен быть внутренним, а не внешним.
Избегать же изготовления предметов греха или их распространения в качестве наемного работника, избегать хранения этих предметов – это личный выбор человека. Естественно, что христианам лучше держаться подальше от изготовления или распространения предметов греха даже в качестве наемного работника или владельца подобного бизнеса. У многих людей сознание привыкает к предметам греха как к чему-то вполне естественному и даже безобидному. Лучше не давать повода для осуждения христианина. Несмотря на то, что подобные осуждения огульные. Но требования оставить подобную работу иначе христианин будет объявлен грешником – это законническое требование, – это требование, не имеющее подтверждения в Библии.
Иногда работу называют греховной и неприемлемой для христиан. Работой можно назвать многое из того, чем занимаются люди. “Работа” проститутки есть грех. Тут нет сомнений. “Работа” киллера есть безусловный грех. Результатом их работы есть грех. Некоторые виды работ называют греховными, так как они вводят в соблазн. Но в каждом случае, в каждом виде работ необходимо тщательно оценивать то, что делается. Нельзя называть работу греховной, если кому-то в общине эта работа не нравится, хотя Библия этого и не подтверждает. Ведь если Библия не осуждает некое занятие человека, а другие объявляют это грехом, то это есть осуждение человека как грешника. Далеко не все виды деятельности, называемые грешными, действительно являются грешными, как бы это хотелось законникам.
Не назвал Иоанн работу мытарей грешной: "Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам." (Лк.3:12-13). Хотя общественное мнение в то время было таким: мытарь – это грешник. Библия же этого не подтверждала. Иоанн не сказал мытарям, чтобы они бросали работу сборщиков налогов. Иоанн сказал мытарям не красть, что грехом является в соответствии с Библией. Иоанн также не сказал солдатам, чтобы они бросали службу, так как их служба связана с убийством: "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем." (Лк.3:14). Сказал не делать нечто другое, что, безусловно, в соответствии с Библией, было грехом – грабеж, насилие, притеснение. Иоанн же был величайшим из пророков и слова его записаны в боговдохновенном Слове Божьем.
Иисус, пользуясь понятием “мытарь”, как нарицательным, которому синоним “грешник”, тем не менее, вошел в дом мытаря Закхея. И после слов Закхея: "И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама," (Лк.19:7-9), – не сказал ему бросать работу, наоборот, объявил о том, что Закхей и его дом спасены. Сотник Корнилий – это римский воин, кому по роду деятельности надо убивать. Никто не потребовал, чтобы после крещения он ушел с армии. По крайней мере, в Новом Завете нет таких свидетельств.
Более того, в Новом Завете есть прямое повеление в отношении работы: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом." (1 Кор.7:20-24). Иными словами – где ты подчиненный там и оставайся и после того как стал христианином. А в отношении того, чтобы стать независимым, это оставляется на усмотрение человека.
Не всякий обман обязательно повлечет соблазн: "Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений - впрочем до того времени я еще не ставил дверей в ворота, - тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло. Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам. Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же. Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царем, по тем же слухам; и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе. Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом." (Неем.6:1-8). Неемия не поддался обману. Он продолжал делать то, что повелел ему Господь – продолжал строить город.
Соблазнение может привести ко греху. Но может и не привести. Христос не соблазнился: "Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." (Мф.16:23). Хотя Петр умышленно и не соблазнял Иисуса. Если же с точки зрения этой ситуации снова вспомнить о внутренних и внешних барьерах между человеком и грехом, то следует заметить следующее. Если заботиться преимущественно о внешних барьерах, которые бы удерживали человека от греха, то может оказаться, что внутренние не будут формироваться или даже атрофируются и те, что есть. Такой человек будет оставаться духовным младенцем. И если вдруг внешние барьеры окажутся разрушенными, то он не устоит в этом мире и согрешит во многом. А то, что внешние могут быть разрушены, очень вероятно. Ведь Христос говорит о том, что надобно прийти соблазнам.
Господь предупреждает: "Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, - обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем." (Авв.2:15-17). Но пусть, же ближний не пьет, пусть же не превращается в теленка и тогда не будет греха, и не будет соблазна. Соблазнитель же виновен, прежде всего, в ненависти к ближнему. А то, каким он способом делает зло, не существенно.
По большому счету каждый человек должен быть твердым в своих убеждениях и не поддаваться обману. Ответственность с обманутого не снимается. Господь точно определит степень участия и обманщика, и обманутого. В минуты испытаний, когда на душе боль, надо сохранять верность Богу. Иначе будет грех и потеря вечности с Богом: "...Но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются." (Мк.4:17). Иисус знал Своих учеников: "Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада"  (Мф.26:31).
Человек может соблазниться, когда его никто не обманывает. В любом случае, обманывал кто-то человека или не обманывал, предпосылки к тому, чтобы быть обманутым в нем самом. Человек может обмануться под влиянием своих плотских страстей, заблуждений и стереотипов: "Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"  (Ис.44:20). В Новом Завете есть объяснение глубинных причин того, что человек попадает в сети греха: "И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду." (2 Фес.2:8-12). Есть также и рекомендации для того, чтобы избегать подобный обман: "Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу." (Еф.4:20-25). Обманывают человека, прежде всего, его неукротимые плотские желании. И их необходимо погасить.
Иисус предупреждал: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну." (Мф.5:29-30). Это значило, что человек может быть обманут и может согрешить только по своей собственной вине. Дело не в глазе и не в руке. А в том, что его собственные плотские желания подталкивают человека ко греху.
Иисус учил иудеев: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем." (Ин.6:56), – а они совершенно не воспринимали Его слова. Их собственная духовная слепота не позволяла им осознать смысл слов Иисуса. Более того, их ропот: "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?" (Ин.6:60-61), – это был если не грех, то состояние близкое ко греху. Разве Иисус был в этом виновен?
Наказание же за соблазн будет только в том случае, когда соблазненный согрешил: "Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих." (Лк.17:1-2), – или когда только предпринимались попытки соблазна: "Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро." (Притч.28:10). Все это хорошо различает Господь Бог. Но также и совесть соблазнителя вряд ли будет молчать.
Наказание за соблазн реальное: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою." (Быт.3:16). Но что оно значит? Это дополнительное предупреждение не согрешать.
Христианам предстоит научиться различать людей, которые творят соблазны и избегать общения с этими людьми: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." (Рим.16:17-18). Не важно где эти люди, в общине или в миру. Если нет возможности таких людей обличить (они избегают обличения или противятся обличению) или они не хотят обращаться, то Христос повелевает уклоняться от таких.
Человек может оказаться в такой среде, где он согрешает – это работа, друзья, места отдыха, и он понимает, что в этой среде соблазны, и он соблазняется, то ему следует уйти оттуда. Даже если эта среда и дорога для него: "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную." (Мф.18:8-9). Если человек бережет себя, то и Бог ему помогает: "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему." (1 Ин.5:18). Если человек тяготится греховной средой и ищет выхода, то Бог ему переменит окружение: "Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию." (Пс.124:3).
Для предотвращения соблазна, т.е. чтобы не быть обманутым кем-то или самим собой, надо изучать Слово и надо повиноваться Слову: "Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены." (1 Пет.2:7-8). Жить по Слову: "Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь," (2 Пет.1:10), – и – "Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним." (Ин.11:9-10). Об этом знали еще во времена Ветхого Завета: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения." (Пс.118:165). Верные не будут попадать в соблазны и преткновения или по крайней мере всего этого у них будет меньше: "Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое" (Пс.90:9-16).
Наша забота – не соблазнить, не преткнуть, прежде всего, брата: "Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну." (Рим.14:13), – а не мирского человека. Необходимо стараться не претыкать, не соблазнять. Но если обстоятельства сложились так, что кто-то соблазнился, но ни у кого не было намерений его соблазнять, то вряд ли следует кого-либо обличать в соблазне. Обличить надо согрешившего во грехе, но никого не следует обличать в соблазне.
Если же мир соблазняется, то это не наша вина, и не наша забота. Мирские люди будут соблазняться и обманываться, потому что они без Христа: "Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены." (1 Пет.2:7-8). Мирской человек обманывается и грешит, потому, что не покоряется Слову, не покоряется Христу. Христиане могут помочь мирскому человеку не быть соблазненным, но, прежде всего, он сам себе должен помочь – уверовать во Христа и повиноваться Христу.
В уголовном кодексе Украины есть такие слова: “Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями,”.  Здесь проблема с идеей оскорбления чувств верующих. Вполне могут быть обсуждения в СМИ, в интернете практики и вероучения различных конфессий. И подобные дискуссии для некоторых верующих могут быть оскорбительны. Оскорбительной может оказаться одежда или ритуал. Оскорбительным может быть просто присутствие верующего из другой конфессии. Неужели нужно потворствовать “нежным” чувствам этих так называемых верующих. А ведь у них есть основание для судовой тяжбы. Это не нормально. Эта идея о возможности оскорбления чувств верующих должна быть устранена из закона. Верующие же пусть их тренируют и воспитывают свои “нежные” чувства, чтобы не обижаться.  Но, хуже того, эта идея дает средство в руки любителям манипулировать. Чтобы не произносилось или творилось из такого, что может обидеть божество – объект поклонения верующего, следует оставлять на усмотрение этого божества. Пусть оно себя защищает как это уже было в истории: “И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это. И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем.” (Суд.6:29,30).
Для мирского человека сам Христос есть соблазн: "...Как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится." (Рим.9:33). Если же говорить о Христе как о соблазне, то надо понимать, что Иисус не стал соблазном потому, что чего-то не додумал, не учел. Он отлично понимал Свои дела и Свою миссию: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его." (Мф.10:34-36). Он понимал, что Его Учение – Он Сам причинит вражду и раздор. Христос был движим великой любовью к человеку, а не сердобольной гуманистической жалостью. Божья любовь ждет от человека послушания, а жалость – это человеческая эмоция, – это эгоистичная любовь к себе. В ответ на любовь Христову каждому человеку предстоит в жизни сделать свой выбор. “Соблазн”, причиненный Христом, это необходимость делать выбор. Мир же пытается избежать этого “соблазна” и попадает в реальный соблазн – геенну.
Вот ситуация, в которой Иисус создал соблазн для женщины. "А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час." (Мф.15:25-28). Женщина вполне могла обидеться. Но к ее чести женщина преодолела соблазн. Иисус как Бог вполне мог создать испытание на уровне соблазна – Он Бог. В каких-то случаях Иисус сознательно провоцировал обвинения. Иисус сознательно пошел на то, чтобы фарисеи соблазнились. "И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом." (Лк.6:10-11). Также пример: Мф.19:3-10. Исцелял, несмотря на враждебную обстановку. Хотя Он этим не злоупотреблял. Боле того, как правило, избегал ставить людям преткновения и соблазны. Как в следующей ситуации. "Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя." (Мф.17:25-27). Иисус дал на храм. Хоть и знал, что храм будет разрушен и деньги даются впустую. Иисус сделал это не потому, что это требовалось по закону, а чтобы не дать повода для лишних обвинений. Чтобы не дать повода ищущим повода.
Авраам не дал повода для соблазна. "И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, Что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал:" я обогатил Аврама", Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю." (Быт.14:21-24). Не хотел дать повод для конфликта, не хотел соблазнить.
Апостол Павел пишет: "Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых." (2 Кор.11:11-13). Ради спасения следует себя в каких-то случаях стеснить, ограничить. Но это не значит, что христианину всегда следует жить под дамокловым мечом сомнений и чрезмерной предусмотрительности: “Как бы не преткнуть. Как бы не соблазнить. Что пить? Что есть? С кем общаться? С кем не общаться?” Здесь христианином должно руководить Слово и чувство меры. Мир же всегда будет в оппозиции к христианству: "...Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас." (1 Пет.4:4). Идея: “…чтобы не дать повода ищущим повода…”, – актуальна в отношении Павла и конкретных людей в конкретной общине, в конкретных условиях и не является законом для поведения христиан. Надо очень внимательно смотреть и на окружающих людей, и на свои поступки. Подстраиваясь под мнение окружения, можно очень просто сорваться на дружбу с миром: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу." (Иак.4:4), – или даже подпасть под влияние мира: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы." (1 Кор.15:33). Злонамеренный человек в качестве повода для обвинений или обсуждений будет использовать все, что делает или произносит тот, кого он считает своим врагом. Сама жизнь его соперника будет для злопыхателя поводом для вражды:
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
 (Иван Крылов. Волк и Ягненок)
Если соблазн – это сознательное подталкивание человека ко греху, то преткновение – это результат незнания, неведения, из-за которого совершают грех. Эти два явления “соблазн” и “преткновение” приводят к одинаковому результату – греху, хотя различие малосущественное. Как правило, те, кто претыкается – это люди, которые еще только начали изучать Слово Божье и много из христианской жизни еще не знают. В Новом Завете такие христиане называются немощными братьями.
Сам Господь может сознательно ставить преткновения человеку. Вот пример из Ветхого Завета: "И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих." (Иез.3:20), – "Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут." (Иер.6:21), – и еще – "Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением." (Иез.18:30). Но если преткновение есть грех, то и Бог грешник. Но это не так. Бог допустит чьи-то грехи, и они будут его ближнему преткновением. То есть, не преткновение есть грех, а грех может быть преткновением. Пророк же должен был предупредить человека о возможном грехе.
Нельзя, обманывая или согрешая, соблазнять сознательно. Но человек может понимать, что он делает нечто подобное, делает зло. За это он ответит перед Богом. Также нежелательно создавать ситуации, в которых человек может попасть в заблуждение. Но соблазн может случиться, даже если и не было намерения соблазнить. Немощный может соблазниться или преткнуться, но это только потому, что пока еще не научен: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего." (1 Кор.8:8-13). Надо и учить его, и ему самому надо учиться. Немощному брату следует объяснить, что его почитание Бога или его служение Богу, если оно не подтверждается Библией, то оно тщетно: "...Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим." (Мф.15:9).
Но когда человеку объяснили, что есть грех, а что не грех, а он упорствует, и говорит, что его претыкают, то здесь речь не идет о незнании. Когда более опытные христиане ему объяснили, что некий поступок или некие дела не есть грех, а он продолжает заявлять, что это его претыкает или соблазняет, то это уже не немощный брат. Это упорствующий смутьян.
В каких-то случаях надо удержать себя от каких-то действий, которые могут преткнуть брата. В каких-то случаях надо предупредить брата, чтобы он не был введен в заблуждение. Например, можно просто сказать, что в двухлитровой пластиковой бутылке из-под пива, я несу подсолнечное масло, а не пиво. Надо сказать, что на рынке мне продали масло в такой упаковке, других не было. И брат будет знать, что я не пристрастен к пиву и не пью его литрами, и он не преткнется. Еще лучше научить брата, чтобы он сам спрашивал ближних о том, что его смущает или претыкает, чтобы он спрашивал у тех, кто делает нечто странное или непонятное. Но идеальный выход, идеальный способ избегать преткновений и соблазнов – это изучать Слово и повиноваться Ему, что уже было сказано выше – 2 Пет.1:10.
Но нельзя считать немощным брата, который годами говорит о том, что христианки не должны ходить в брюках. Этот человек постоянно муссирует эту тему, постоянно делает сестрам замечания. При этом он заявляет, что сестры в брюках его претыкают. Такого человека никто не претыкает. Скорее он претыкает и соблазняет других. Такой человек подталкивает христиан в общине к раздражению, к гневу, к огорчению. Идея “Сестра в брюках” – это только пример того, как можно досаждать другим. Подобных идей в практике христианских общин существует множество. Идеи, с помощью которых только досаждают братьям и сестрам, могут быть такими: “Нельзя есть кровь или с кровью. У женщин должно быть покрывало на голове во время молитвы. Во время молитвы обязательно надо вставать. И т.п.”, – это мнения, традиции, бессмысленное подражание.
Сестра христианка, у которой слегка приоткрыты части тела – руки или плечи или еще что-нибудь – никого не претыкает. Разговор о ее открытых руках – это либо разговор зомбированного законника, либо человеку не нравится, что открыты руки, либо попытка манипулировать сестрой, либо человек не понимает сам, что ему надо. Либо более опасная скрытая ситуация – человека возбуждают открытые женские руки и не только руки, но вместо того, чтобы молить Бога об усилении своего духа и удерживать себя под контролем, он начинает напяливать одежду на окружающих его сестер. Вместо того чтобы менять себя, он устанавливает правила окружающим, пытается изменить окружающих.  Человек решает свои проблемы за счет ближних.
Христос заповедал христианам укреплять свой дух: "…мужайтесь: Я победил мир." (Ин.16:33), – расти духовно, подавлять свою плотскую натуру, пламенеть духом. Человек же остается мирским, духовно слабым и только имитирует некую религиозную активность.
Очень часто разговоры о преткновении могут быть неискренни. Очень часто – это только попытки давления на того, против кого что-то имеется, это только попытки манипулировать людьми. Пример, иногда некоторые члены общины отказываются принимать участие в Вечере Господней потому, что в зале присутствует грешник и тоже принимает участие в Вечере Господне. И тут тоже, сознательно или нет, ведется манипулирование. Грешник во время вечери объективно никак не претыкает других. Грех не инфекция и не переходит на других вместе с причастием. Проблему грешник создает только для самого себя, приобщаясь к Телу Христову, публично свидетельствует перед другими, что он не грешник, подвергаясь суду Божьему. А заявления типа: “Я не могу принимать Вечерю вместе с этим человеком” – равнозначно – “Мне этот человек не нравится”, – и не более. А это есть осуждение и попытка манипулировать и ближним, и общиной. В таком отношении к ближнему христианской любви нет и в помине.
Но возможна еще более сложная ситуация, когда грех человека не доказан и о нем только некто говорит, что он грешник. Но Вечерю из-за него не принимает. Это и осуждение, и еще и клевета.
Иисус предупредил учеников, чтобы они позже не соблазнились в испытаниях и гонениях: "Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами." (Ин.16:1-4).
Статья начиналась с цитаты: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам..." (Мф.18:7).  Здесь идея того, что опасности будут встречаться и у христиан. И нужно быть бдительным. А эти слова предупреждают того, кто вздумает делать зло ближнему: "...А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской." (Мф.18:6). Но зло это грех, а не сиюминутные неприятности. Зло в том, что виновник подтолкнет человека к согрешению, а не просто сделает больно.
Есть у законников желание придумать абстрактный грех – соблазн или преткновение. А под него вгоняют все виды придуманных законнических запретов. Например, законнику или упрямцу нечто не нравится в поведении или во внешнем виде ближнего. Он заявляет: “Ты соблазняешь. Ты соблазняешь меня. Ты соблазняешь людей. И т.п.” И окончательно: “Ты согрешаешь”. И под видом предотвращения соблазна или преткновения навязывается своя точка зрения, свое мнение, своя воля. Ведь речь идет не об обличении, а о манипулировании, о том, что человека заставляют что-то делать или просто унижают и оскорбляют. Есть желание запретить человеку с кем-то общаться, потому что кто-то как бы соблазняется или заставить с кем-то общаться потому что, кто-то как бы соблазняется. Есть желание запретить работать в определенных местах или заставить где-то работать. Есть желание запретить что-то делать или заставить что-то делать. Человек заявляет: “Это меня соблазняет”, но действительный реальный мотив другой: “Мне это не нравится”. Все подобные повеления и упреки строятся только на основании личного мнения, а не на основании Библии. Библия же может быть использована поверхностно, только для прикрытия, только для того, чтобы придать требованию законный, духовный вид.
Еще одно замечание. Когда заявляют: “Это меня соблазняет”, то есть очень простой ответ “Борись”. Это ответ из Библии. Бог сказал Каину: “И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.” (Быт.4:6,7). То есть, рядом с человеком всегда будет грех, всегда будет встречаться искушение и соблазн, но человек должен держать себя в руках. Мир будет манить человека на зло, а человеку предстоит противиться злу. Человеку предстоит бороться с грехом: “Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,” (Евр.12:4).
Правильная схема, в которой увязывается грех и соблазн, есть такая: публичный грех порождает соблазн, соблазн может причинить грех. Грех в обоих случаях определяется Библией – 1 Петр. 4:3, Рим.1:25-31, Гал.5:19-21. Неправильная схема: Грех – это соблазн. Соблазн – это все то, что я считаю соблазном. Соответственно, грех есть все, что я назвал соблазном или преткновением.
Есть еще одна тема, имеющая отношение к теме соблазна. Иногда люди заявляют, что в Библии не все есть. При этом имеют в виду, что не все заповеди или запреты есть в Библии. Что время идет, а общество и жизненные условия меняются и надо выводить, и устанавливать в общинах новые заповеди и запреты, чтобы не согрешать в новых условиях. Это ложная идея. В Библии, точнее, в Новом Завете есть все необходимое для того, чтобы построить правильные отношения с Богом в любое время, в любой стране, в любой культуре. А если человек чего-то не понимает, то это не потому, что доступное нам в текстовом виде Учение Христа не полно, а потому, что человеку не все открыто: "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет." (Флп.3:15). Все же грехи перечислены в Новом Завете.  И не надо много ума, чтобы понять их суть и не грешить.
Но когда люди утверждают, что в Библии не все есть, то этим они представляют Бога в качестве соблазнителя. Получается так, что есть грехи, не названные в Новом Завете, и человек не зная об этих грехах, по неведению их совершает. Например. В общине проводят Вечерю Господню. Едят пресный хлеб и пьют вино. Среди членов общины нет “опытного теолога”, который бы объяснил, что под вином подразумевается виноградный сок и пить на Вечере надо виноградный сок. Люди не зная этого, пьют вино и этим самым “согрешают”. Община изо всех сил старается исполнять волю Божью, но по неведению “грешит”. Все дружно “движутся в геенну”. Как же в таком случае назвать Христа, который допустил подобное преткновение? Христос виновен в “грехе” немощной общины?! А ведь в христианской среде много общин, в которых отсутствуют “опытные теологи”. Но Христос не ставит преткновений по забывчивости или со злым умыслом. Он дал Учение, в котором есть все необходимое для праведной жизни: "Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию," (2 Пет.1:3). Есть люди, которые пытаются дополнить Учение Христа своими заповедями. Такие люди зло. Они не должны иметь права голоса в христианской общине, в Церкви Христовой.
Христиане должны стараться не полагать ближним претыкания: "Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение" (2 Кор.6:3). Но, по большому счету, уберечься от этого нельзя. Наши дела и поступки помимо нашей воли могут быть причиной преткновения человека. Главное – никто пусть не грешит. А тогда никто и не будет претыкать, претыкаться, соблазнять и соблазняться.
Колесник Валерий
01.08.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий