Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

четверг, 14 июля 2016 г.

Учитесь различать грех


О неправильном понимании греха

В человеческом сознании, точнее в сознании тех, кто не читает Библию существует искаженное представление о Боге, о человеке, как творении Божьем, об отношении человека к Богу. Наиболее опасны те заблуждения, которые связаны с пониманием греха. Повиноваться или не повиноваться Богу, если повиноваться, то как – эти вопросы у многих людей не имеют правильного ответа. Люди не представляют, что значит “неповиновение Богу”.
Люди не осознают того, что неповиновение Богу – это грех. А грех – это обеспокоенная и озабоченная жизнь сейчас, в этом мире и разделение – духовная смерть на небесах в будущем. Ошибочное представление о грехе является причиной греха, или содействует тому, что человек грешит. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных заблуждений.

Человек грешен с детства

Человек грешит (не повинуется Богу) с того момента, когда он сам начинает понимать свои поступки. Если подростка предупреждали о том, что курить и грешно, и запрещено, но он все-таки начал курить, то это уже сознательное неповиновение родителям. Это уже и грех. Если подросток приложил усилия, чтобы раздобыть сигарету то, конечно, он понимает и то, что он не повинуется родителям, запретившим курить. Но, если ребенок только начал ходить, делает свои первые рейды в парке вокруг скамейки где сидит мама, и сует в рот все, что попадает ему под руку. То такое поведение нельзя назвать осознанным неповиновением. Неразумные или запрещенные действия, которые совершает ребенок, только тогда можно назвать грехом ребенка, когда он уже знает, что это нельзя делать и совесть тоже предупреждает его, что это нельзя делать. В таких случаях родители, наказывая ребенка, наказывают его как личность, как человека. Если же ребенка легонько бьют по ручке, чтобы не поднимал окурки с земли, то это скорее тренировка условных рефлексов, чем воспитание совести. Потому в Библии и говорится о том, что человек начинает грешить в юности: “И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.” (Быт.8:21). Библия называет человеческие поступки злом, когда и сам человек тоже понимает, что это зло: “Ибо сыновья Израилевы и сыновья Иудины только зло делали пред очами Моими от юности своей; сыновья Израилевы только прогневляли Меня делами рук своих, говорит Господь.” (Иер.32:30). Дети же безгрешны. Их совесть такова, что Царство Небесное для них открыто: “Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.” ( Мк.10:14).
Последствия того, что после согрешения Адам и Ева были наказаны есть то, что они получили смертное тело. Плоть, которая имеет склонность не повиноваться духу. То есть, плотская натура, которая может согрешать: вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою," (Кол.1:21-22). Но человек получил также совесть и волю, которые могут удержать человека от греха. Грешит человек или нет, это зависит от его души – совести, ума, воли. Это зависит от того, позволяет ли человек сам себе грешить. Человек не беспомощный раб своих желаний, своих чувств, своего тела и своей плоти. У человека есть все необходимое, чтобы удерживать свои ноги от неправильных путей, руки от недозволенных дел, сознание от зависти и грешных фантазий, чтобы удерживать себя от греха. К юности у человека сформированы в необходимой степени и ум, и совесть, и воля.

Грешные мысли – человек грешник

Существует ложное представление, как будто бы все грешны из-за того, что человек не может избавиться от грешных мыслей и желаний, которые постоянно рождаются в голове. Так как грешные мысли постоянно рождаются в голове, то из-за этого человек постоянно грешен. Это ошибочное представление. Человеку в сознание могут приходить различные чувства, мысли, желания и идеи. В том числе и такие, которые могут повлечь или подтолкнуть человека к греховному поступку. Учение предупреждает человека о том, чтобы он не культивировал, не развивал эти мысли. Чтобы он пытались как можно быстрее от них избавляться: “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.” (Еф.4:26). Учение предупреждает нас, чтобы мы не были управляемы этими мыслями: “Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.” (Еккл7:9).
Ведь и Христу приходили в сознание и горечь, и страх: “И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.” (Мф.26:37-38). Более того. В какой-то момент Своих страданий Он даже попросил Отца позволить избежать страданий. Он произнес мысль о неповиновении: “И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.” (Мф.26:39). Но, после длительных и отчаянных молитв, Он все-таки нашел силы и исполнил волю Отца. И, в результате, мы знаем: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.” (1 Пет.2:22). Если бы страх в душе Христа был грехом, Он бы не умер безгрешным.
Греховные желания и страсти рождаются в человеке. Но если человек своей волей подавляет их, то он не грешник.

Человек грешен всегда

Люди иногда сами себя осуждают очень сурово и полагают: “За мои грех мне нет прощения”. Но мы должны помнить, что перед Богом мы малые беспомощные дети. Он, как любящий Отец, готов нам простить любой наш грех если мы признаем то, что это был грех. Так родители прощают своих детей, какой бы проступок они не совершили. Христос простил убийцу, когда тот обратился к Христу с просьбой длиной всего в одно предложение: “И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.” (Лк.23:42). От человека, чтобы быть прощенным, в начале его пути к Богу, требуется очень мало. Уверовать и признать свою прежнюю жизнь без Бога греховной. “Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,” (1Пет.3:21). Требуется, чтобы человек пообещал Богу жить по совести.
Так же иногда рассуждают и о других людях: “Некто грешен потому, что он падший навсегда – убийца, ходячее зло”. Бог любит и ждет всех. Какое бы зло человек не совершил Бог готов простить. Тех же, против кого совершено зло, Господь имеет возможность утешить. У Него достаточно для этого средств.
Христианин согрешает и после крещения. Но и в этих случаях Бог прощает его. Но, при условии, что христианин признает свой проступок перед Богом. Так прощают родители своих детей, когда те не повинуются. Родители прощают детей даже если те не всегда раскаиваются. Наказывают и затем прощают. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.” (1 Ин.1:9-2:2). Христианин, также как ребенок в благополучной семье, имеет прекрасную возможность быть прощенным и жить с чистой совестью.

Грешен потому, что могу согрешить

Пока человек живет на земле, в этом материальном. Физическом мире, он во плоти, он слаб. Он будет согрешать даже если очень будет стараться не грешить. Человек слаб. В душе у него могут быть скрыты различные далеко не лучшие качества. Но его слабости – это не грехи. Никто не может огульно обличать или обвинять человека в гордости, зависти, ревности, ненависти. Эти качества скрыты в душе: “…А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.” (Матф.15:18-20). Но они проявляются делами. И вот когда совершается проступок движимый этими качествами, то тогда человек становится грешником. Вот по этим поступкам и будет судить Бог человека. А люди путают слабости с поступками. То, что человек может согрешить или согрешать, не значит, что он грешник. Следует заметить, что если человек покаялся, то Бог его прощает, и он уже не грешник.

Не читать Библию не грех

От людей требуется не просто признание существования Бога на Небесах. Но требуется повиновение Богу. Человек не может повиноваться, не зная то, что именно он должен исполнять. Повиновение заключается в том, что он должен что-то делать, а что-то нет. Но как он узнает то, что можно делать, а что нельзя, если он не читает Библию. Потому и есть в Библии безусловное требование: “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.” (1 Тим.4:16).
Только изучая Слово Божье, человек может узнать, познать и оценить себя самого. Только Библия является самым лучшим, совершенным учебником по психологии: “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.” (Евр.4:12). Знание Слова Божьего позволяет человеку правильно определить свой выбор в жизни и, благодаря этому, избежать многих неприятностей в будущем: “А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.” (Еф.6:16). Человек, который не читает Библию подобен ребенку, который не слушает родителей, что бы они не говорили. Подобен ребенку, который избегает родителей при любых обстоятельствах. Не читать Библию – не грех, но это прямой путь к греху.
Пусть не обольщаются также и тот человек, кто молиться Богу и не читает Библию: “Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.” (Притч.28:9). Бог их не слышит.
Если христианин игнорирует Библию, Слово Божье, то может случиться такое время или такие обстоятельства, что рад был бы читать, но нет возможности: “Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его.”  (Ам.8:11-12).

Не грешен тот, кто себя изнуряет

Существует представление о том, что сама плоть человека греховная. Из-за этого человек постоянно осознает себя грешным. Избавиться от греха не возможно. Можно только немного понизить степень греховности. Это пытаются делать, изнуряя свое тело. Изнуряют себя постами и различными наложенными на себя ритуалами. Но Учение Христа предупреждает людей, чтобы они этого не делали сами и не поддавались на уговоры: “Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом” (Кол.2:18). Осознание же себя виновным постоянно – это проблема психологическая. Но и такая проблема решается с помощью Христа. Молитва, покаяние, изучение Слова Божьего и искренность перед самим собой – вот ключи для снятия этой проблемы. 
Люди не должны определять сами для себя способ служения Богу. Служить необходимо так, как этого требует Бог: “Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.” (Кол.2:23).
Если по Божьему плану понадобиться, чтобы человек страдал плотью, физическими болезнями, то у Господа есть для этого много средств: “Утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.” (Деян.14:22). Не надо думать, что Господь не может допустить человеку страдания или, что этих страданий может оказаться не достаточно. Рассуждая так, человек допускает, что он рассудительнее и умнее Бога. А это гордыня, неповиновение и грех. Этим самым человек искушает Господа: “Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (Мф.4:7).
Человеку нужно с благодарностью принять тело, которое дал ему Господь. Заботиться о нем, как о творении Божьем (хоть и душа и является более важной). Не надо также придумывать для себя различные душевные испытания. Надо не грешить. Господь может допустить достаточно испытаний, в которых придется бороться изо всех сил. Человеку необходимо воспитывать волю, а не угнетать свою плоть. Для воспитания воли Господь же допустит много различных обстоятельств.

Грешен потому, что не выполняю собой самим установленные правила

Такое представление – это тот же пост и самовольное изнурение тела. Правилами могут быть данные самому себе обещания – не смотреть телевизор, не посещать что-либо. Но Христос учит: "...Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим." (Мф.15:9). Такая мысль существует в сознании потому, что люди признают существование Бога, но не хотят знать о Нем ничего, кроме того, что придумали себе сами. Они не читают Библию. Вполне возможно, что с точки зрения Господа такой человек выглядит весьма наивным. Как мог бы выглядеть в глазах родителей шестилетний ребенок, который наложил на себя обет не смотреть телевизор. Но не в телевизоре дело, а в том, что ребенок сам по себе установил некое ограничение. Это ограничение для родителей будет только поводом для беспокойства о самочувствии ребенка. Господь обещает, что он не допустит нам быть искушаемыми сверх сил. Эти же люди сами пытаются искушать себя сверх сил. Примерами таких запретов есть, например, запреты Свидетелей Иеговы (источник здесь) или правила в православной церкви (источник здесь). Грех – это то, что Новый Завет называет грехом (источник здесь).

Не посещать воскресные собрания не грех

Не трудно представить детей, которые не могут найти ни одного слова благодарности родителям за всю свою жизнь. Это достойно сожаления. Христиане приходят на собрания для того, чтобы поблагодарить Бога за все Его благодеяния для человека. Благодеяния начинаются с того, что Бог дал человеку дыхание в ноздри (жизнь) и заканчиваются спасением для вечной жизни. То, что Господь требует для себя лично не так уж и трудно: “Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.” (Евр.10:25).
Собрания — это не воскресные спектакли, на которые приходят поговорить, встретить давних знакомых и приятелей и показать новые драгоценности. На собрания приходят не для того, воодушевить себя и получить заряд эмоций. Это не есть нечто такое, без чего можно сегодня и обойтись (в следующее воскресенье вынесу свои драгоценности на показ). Надо доброхотно жертвовать наше время Богу, а Он сохранит наши огороды и вырастит на них обильный урожай: “... И никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.” (Исх.34:24) и “Земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года.” (Втор.11:12). На собраниях славят Бога в молитвах и песнях. Собрания – это, то место, где человек может дать Богу благодарность и хвалу. Но если после собрания люди расходятся воодушевленные и радостные, то пусть будет Господь славен вдвойне.
Если же христианин игнорирует собрания, то он может оказаться в таких обстоятельствах, при которых нет возможности посещать собрания: “И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь; и будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют.” (Втор.4:27-28).

Не грешен потому, что кто-то за меня молится

Каждый человек должен молится сам за себя. Нужно быть уверенным в том, что Бог слышит молитву человека. Такую уверенность можно получить только слушая свою совесть (сердце). Молитве должно предшествовать размышление и анализ своего поведения. Необходимо узнать, нет ли в моей душе греха. “Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.” (1 Ин.3:21). То есть, если совесть нас не обличает, то имеем моральное право обращаться к Господу с нашими нуждами.
Христиане должны как можно чаще молиться вместе. Вместе, но не вместо того, у кого есть нужда: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.” (Мф.18:19).
Христиане должны также молиться друг за друга. Но такая молитва предполагает, что перед ней люди исповедались друг другу: “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.” (Иак.5:16). Молитву одного молящегося можно усилить молитвой братьев. Но и в этом случае предполагается что молящийся ранее покаялся (предварительно исповедавшись перед братьями) и в момент обращения к Богу не имеет греха за душой.
Христиане должны молиться за других людей: “Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.” (1Тим.2:1). Но никакой человек не должен рассчитывать на то, что о нем кто-то молиться.

Не грешен потому, что не убиваю (или не обманываю) и т. п.

Часто люди пытаются себя оправдать, утверждая, что они не грешат, что они не воруют, не убивают и т.п. При этом перечисляют некоторые из заповедей входящих в десятисловие (десять заповедей записанных Моисеем на каменных скрижалях). Они полагают, что этого достаточно для того, чтобы быть праведным перед Богом.
1.             Втор.5:7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
2.             Втор.5:8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3.             Втор.5:11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
4.             Втор.5:12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
5.             Втор.5:16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6.             Втор.5:17 Не убивай.
7.             Втор.5:18 Не прелюбодействуй.
8.             Втор.5:19 Не кради.
9.             Втор.5:20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.         Втор.5:21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Но, как правило, крайне редко встречается такой человек, кто может перечислить все десять заповедей. А уже нет речи о том, чтобы их исполнить правильно. Люди также не понимают, что это заповеди Ветхого Завета, а Новый Завет требует несколько иного понимания того, как человек должен повиноваться Богу. Но для таких людей самое ужасное то, что они не понимают своей неизбежной и безусловной греховности. Даже если они и попытаются исполнять заповеди Ветхого Завета, то все равно их не возможно исполнить. Для начала надо быть евреем. Надо также приходить три раза в Иерусалим в храм на поклонение. Нарушение этого требования такой же грех, как и нарушение одной из 10 “главных” заповедей.
Если же хоть раз не выполнено требование посещения храма, то человек уже грешник навсегда: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.” (Иак.2:10-11). А ведь храма то нет. То есть, если человек намерен быть праведным, исполняя заповеди десятисловия, то ему следует помнить, что еще много других заповедей, которые не возможно отделить от этих десяти. И их тоже следует исполнить, а это в настоящее время не возможно. Эти люди обречены быть грешниками.
И, самое главное то, что люди, живущие по своим правилам, похожи на детей, которые сами для себя определили набор тех правил, которые надо исполнять, чтобы быть угодными родителям. Но, естественно, что родители имеют другое представление о том, как следует им повиноваться. Такие люди Богу не угодны: “Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.” (Рим.8:8). Люди, движимые в своих делах своими собственными побуждениями, пусть даже весьма благочестивыми с мирской точки зрения, остаются плотскими людьми. Их нравственные принципы – это случайный набор правил. Эти правила они могли получить в семье. Семья могла быть благополучной. Правила частично могут совпадать с тем, чему учит Учение Христа. Но, как правило, этот набор правил не полный, с точки зрения Учения. И, ко всему, Учение Христа требует постоянного внимания. Необходимо постоянно вникать в Учение и изучать его. Это путь к совершенству личности. Мирской человек, даже самый благонамеренный, этого не делает.

Грех бездействия

Христианство имеет скорее созидательный, а не запретительный характер. Приоритет созидания намного выше, чем приоритет запретов: "Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;" (Рим.12:9). “Прилепляться к добру” – это не значит прислониться к тому, кто делает добро, но действовать. Ветхий Завет – больше запрещал и больше понуждал. Новый Завет меньше понуждает и меньше запрещает. Новый Завет больше обращается к душе, к сознанию, к совести человека и предоставляет ему больше свободы в выборе. Но выбор добра поощряется несравненно больше, чем поощрял Ветхий Завет.
Грехом будет бездействие человека. Особенно в ситуациях, когда явно видна необходимость помочь. Грех бездействия, грех пассивности – это не оказать милости нуждающемуся: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех." (Иак.4:17). Нужно понимать, что в Божьих глазах одинаковое зло и избить человека, и равнодушно пройти мимо избитого. Грехов бездействия в этом мире совершается не меньше, чем грехов действия – воровства, обмана, прелюбодеяния и т.п.

Греховная позиция

Человек может жить весьма добропорядочной жизнью, не согрешая, но при этом может быть неугоден Богу. Такое возможно, когда человек не признает существование Бога, не считает нужным благодарить Бога, за Его заботу о человеке: “А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала.” (Ос.2:8). Не считает нужным славить Бога как Творца. Такой человек – это гордец. Бог может терпеть гордость долго, но в какой-то момент напомнит человеку, что он зависим и беспомощен. Человек не сможет собственными усилиями удержать себя от злых дел, от того, что Бог называет грехом, и греха будет совершенно много: “Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.” (Рим.1:19-24).

Грешен потому, что не исполняю заповеди

При этом подразумевают традиции, праздники и прочие ритуалы, установленные православной церковью или народными преданиями. Например, праздники троицы, чистое воскресенье и многие другие. Например, “Я шила в воскресенье и поэтому заболела”. Библия нас учит, что наше служение Богу должно быть в духе: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.” (Ин.4:24). То есть, мы признаем Бога нашим Повелителем, Господином и Отцем всегда и при любых обстоятельствах, а не только в определенные дни. От нас также не требуется каких-либо ритуальных действий: хождение с иконами, стояние в храме по 7 – 8 часов. Тем более не требуется делать ничего такого, что придумали люди – отцы церкви, “святые мученики” или кто-то еще. В Новом Завете все требования подобные этим называются “буквой”: “Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.” (2 Кор.3:6) и “Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.” (Ин.6:63). И, что самое важное для христиан, наше поклонение Богу в истине, в том, чтобы мы не грешили.
Бог не разрешает нам самим придумывать способ поклонения Ему. Любой из этих способов будет Ему не угоден. А если бы Он посчитал важным для себя какое-либо поклонение, оно было бы описано в деталях так как это делалось в законе Моисеевом.
Некоторые люди считают грехом неисполнение или нарушение православных постов. Христиане должны помнить следующее: “Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.” (Рим.14:17). Господь всегда осуждал исполнение обрядов придуманных людьми. Осуждал подмену Божьих заповедей человеческими традициями: "И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;" (Ис.29:13).
Подобных традиций много и они не имеют ничего общего с повиновением Богу. Скорее выполнение этих традиций – есть неповиновение Богу. Как было у израильтян: “А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода.” (Иер.44:18). Поклонение Астарте – богине неба было грехом перед Богом.
Как правило, никто не знает, откуда происходят традиции, которых придерживаются люди на Украине или в некоторой местности. Чаще всего, традиции рождались от смешения языческих ритуалов с православием. В их основе лежит представление о славянских богах.

Не грешен потому, что раз в полгода хожу в церковь и исповедую священнику свои грехи

Существует взгляд, что в Православной церкви можно омыть себя от грехов как в бане отмываются от грязи. И это делает православный священник. По мнению людей, именно процедура освящения и есть это таинство очищения от грехов. У людей есть подсознательное представление о том, что, то, что совершается в церкви, есть какой-то эффективный действенный ритуал. Выполнив его, можно очиститься от греха, получить дополнительную защиту от Бога или приобрести дополнительные шансы на удачу. Ничего из того, что делается при освящении, не описано в Новом Завете. Все это придумано церковью именно для того, создать иллюзию, ложное представления как будто происходит нечто важное. Как будто Православная церковь обладает таинственными и безотказными ключами для достижения успеха, удачи и счастья. Если бы это действительно было так, то все люди были бы исключительно православными верующими. Если бы это было так, то марксистская идеология, социализм, атеизм и т. п. прекратили бы свое существование еще в зародыше, в головах их идеологов.
Часто освящение предполагает исповедь священнику (православному). Сама по себе исповедь означает, что человека мучает совесть за какой-то его неблаговидный проступок. И человек ищет возможность рассказать о нем. Для него не существенно, кому рассказать о проступке. Вероятно – это есть свойство еще не потерянной личности. Библия нас призывает исповедоваться друг другу. Но в Библии не говориться о том, что слушателем обязательно должен быть священник. Сама по себе исповедь, как правило, свидетельствует о готовности покаяться в грехе. Православная церковь монополизировала право выслушать исповедь, чем нарушила Библию. В результате существует множество неприглядных историй о том, как священники раскрывали тайну исповеди гражданским органам.

Вообще грешен, но сейчас я не грешу

Особый вид отношения к греху проявляется в некоторых людях. Человек часто сокрушается и кивает головой: “Все мы грешники”. Тем самым его взгляд совпадает с тем, что написано в Библии: “Потому что все согрешили и лишены славы Божией,” (Рим.3:23). Но стоит сказать этому человеку: “Вчера ты очень зло обругал соседку. Ты согрешил. Тебе надо покаяться перед Богом и извиниться перед соседкой.” У него становиться колючий и злой взгляд. Он с раздражением шипит: “Что она заслужила, то и получила. Я ее не обидел и ни в чем не согрешил”. И таким образом человек не признает ни одного из своих грехов ни в настоящем, ни в прошлом. Хотя и дальше будет лицемерно заявлять о том, что все мы и он в том числе грешники. Это особый вид фарисейской гордыни и тщеславия: “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.” (1 Ин.1:8). Еще пример, одинокая женщина живет в четырехкомнатной квартире, заставленной хорошей мебелью семидесятых и восьмидесятых годов, коврам и хрусталем. Хозяйка всю жизнь проработала продавцом в торговле. Она заявляет: “Я ни в чем не согрешила”. – !?

Не грешен потому, что грех маленький

Существует ложное понимание того, что бывают грехи большие (оскорбляющие Бога) и маленькие, на которые Бог не обращает внимания. Пусть ребенок во всем послушен родителям, но в чем-то одном упорствует. Хорошо учится, приветливый со взрослыми и дружит с детьми, но время от времени ворует у родителей по десять или пятнадцать копеек. Разве такой ребенок не отравит родителям существование своим “маленьким” воровством. Они будут огорчены этим и все хорошее, что есть у ребенка, не сможет перевесить его “милую” слабость и не сможет успокоить родителей.
Какой бы маленький грех не совершил человек, с момента согрешения человек разделен с Богом. До тех пор, пока он не покается, грех ему не будет прощен. Одного этого проступка будет достаточно, чтобы навсегда уйти в геенну огненную.
Человек может удивляться: “Да что здесь такого?” То есть, что плохого сделано. Но это не есть непонимание глубины согрешения, это все то же непризнание греха. Точно также израильтяне не признавали свой грех: "И если вы скажете: "за что Господь, Бог наш, делает нам все это?", то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей." (Иер.5:19).

Грешен потому, что люди обо мне так говорят

Часто люди огорчаются и унывают из-за того, что кто-то называет их грешниками. Библия нас учит, что наш контролер – это наша совесть. Именно для этого дает Бог человеку совесть. Если совесть обличает человека, то тогда он грешник с уверенностью: “Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.” (1 Кор.4:3). Человек должен противиться греху, совершаемому им самим или другим человеком, но не самому человеку. Поступок, совершенный человеком, должен получать оценку. За этот поступок и нужно обличать человека. И, если он покаялся, то об этом не следует вспоминать. Если же не покаялся, и продолжает упорствовать в своем грехе, то его следует избегать. Но нельзя называть его грешником. Это уже осуждение. На это люди не имеют прав. Господь будет судить каждого по его делам. Возможно тогда, на вечном суде и буде человеку сказано: “Ты грешник”. Но на земле этого не имеет права говорить никто: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их." (Рим.8:33). И сам человек не должен себя называть грешником. Он может осознавать, что он согрешил, если он совершил конкретный неугодный Богу поступок и его совесть об этом свидетельствует. Тогда у него есть выбор: покаяться или нет. Но у него нет полномочий называть себя грешником, также как нет полномочий называть себя праведником: "Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." (1 Кор.4:4-5). Никто не может называть другого грешником, потому, что считает его поступок “неправильными”. Правильные или неправильные дела – это только человеческие мнения. А руководствоваться нужно тем, что написано в Новом Завете.
Может быть, проблема состоит в том, что человек не знает Учения. В каких-то тонкостях не различает добро и зло. Его совесть еще не научена. Грех же всегда остается грехом, даже если человек его не осознает. Именно для того, чтобы избежать неосознанного греха, нужно настойчиво изучать Библию.

Грешен, но что делать, я вынужден грешить

Случается так, что человек в условиях своей трудовой деятельности имеет возможность воровать: строительные материалы, продукты или готовую продукцию. Или использовать служебный транспорт в своих целях. Этот побочный заработок оказывается существенным дополнением семейного бюджета. Вдруг христианин ему объясняют, что это грех: “Не твое, не трогай!” Без этих доходов человек и его семья окажется в стесненных обстоятельствах. Он пытается себя оправдать: “Я вынужден, так как если этого не буду делать, то нечем будет кормить семью”.
Да. Господь допустил проблемы. Но Господь не вынуждает человека брать чужое. Это человек делает уже своей волей. Библия учит тому, что любое воровство – грех. Воровству нет оправдания.
Как быть именно в таких ситуациях? Нужно каяться в своих грехах. В данном случае в воровстве. И затем честно работать, и просить Бога о помощи. Господь не оставит. Не надо бояться возможных проблем. Именно такая вера требуется от человека. Бог не оставит своих детей голодными. В какого Бога человек верит, такой будет и отклик. Если человек верит в Могущественного и Любящего Бога, то такой Бог сделает все необходимое для верующего. Если человек верит в беспомощного и равнодушного бога, при котором нужно воровать, то такой “верующий” найдет только проблемы, боль и отчаяние.
Кроме воровства есть еще много различных грехов, которые делают “вынуждено”, а именно: взятки и различные подарки на рабочем месте, промысел на панели, сожительство из-за материальной поддержки и т.п. Если человек будет упорствовать в своем грехе, то в какой-то момент ему придется оправдывать и другие грехи и, возможно, совершенное им убийство.

Грех, разрешенный правительством

Возможны исключительные ситуации, в которых человеку по долгу службы придется совершать то, что в Библии называется грехом: убийство, воровство, грабеж, пытки, насилие и тому подобное. На это может последовать приказ вышестоящего начальника. Люди могут приготовить себе оправдание: “Я служу государству (или трудовому народу) и грех ложится на тех, кто дает такой приказ”. Но в Библии не перекладывается ответственность на других: “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.” (Гал.6:7).
Христианину предстоит постоянно просить Бога, чтобы уберег его от подобных искушений. Чтобы не попасть в ситуацию, в которой придется мучительно думать: “Если я это сделаю, то грех будет на мне или на правительстве?”

Не грешен, если постоянно молюсь Богу

Богу угодны не те, кто постоянно просит чего-то у Бога. Но кто исполняет Его волю. Кто не грешит: “Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.” (1Ин.3:18). Что бы человек не говорил в молитве, молитва будет Богу не угодна, до тех пор, пока он не научится исполнять волю Господа: “Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.” (1Ин.3:21-22). И только тогда христианин может надеяться на отклик от Бога: “И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.” (1Ин.3:24). Только тогда он будет успешен в своих поступках. Молитва – это не ритуал, исполняя который, можно заработать у Бога какие-то блага. Если у человека есть за душой грех, то сколько бы он не молился, Бог его не слышит.

Грех – это не страшно

Людям на Украине и в России в течение многих столетий была заложена в голову мысль о безнадежной греховности. Идея о том, что, чтобы человек не предпринимал, он грешным родился, грешным живет и грешным умрет, формирует в сознании человека безразличное отношение к греху. Люди спокойно говорят о собственной греховности. Разговоры о грехе протекают с усмешкой, с иронией. Но Библия говорит: Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.” (Притч.14:9) и еще: "И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело." (1 Кор.5:2).
Грех – это ужасно. Человек не повинуется Богу, и Бог разделяет Себя с человеком. Человек теряет доступ к Богу: "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать." (Ис.59:2). Бог говорит человеку: "Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь." (Иер.2:12). Христос дал нам урок того, насколько это ужасно. На кресте Иисус взывал к Богу не из-за Своего физического страдания, но из-за того, что был разделен с Богом. Не надо проверять на себе это состояние, плохо это или хорошо. Бог Христа воскресил и посадил рядом. У грешников же нет шанса (если не покается) присоединиться к Богу так, как это произошло с Христом.
Валерий Колесник  
6 января 2002

Комментариев нет:

Отправить комментарий