Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

четверг, 21 июля 2016 г.

Единство и спасение


Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке

В мистическом рассказе Гоголя нос существовал самостоятельно, без своего владельца – блуждал по городу, ходил на приемы. Но в реальности подобное до ужаса неестественно – одинокий глаз, автономная нога. Но именно так выглядят в Божьих глазах верующие одиночки, верующие, которые сторонятся христианских общин.
Им предстоит осознать, что они, которые “имеют Бога в сердце” и самостоятельно молятся дома, на небеса не попадут.
В послании Ефесянам говорится о единстве. Единство Христа и Церкви. Единство между христианами. Но нет в послании (как и во всем Новом Завете) прямого утверждения о том, спасутся реальные члены поместной общины (не номинальные). В послании приводятся основания того, что Церковь и Христос едины.
Христос возлюбил Церковь – всех верных Ему: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее," (Еф.5:25) - Предал себя за неё. Христос Спаситель для верных: "...Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела." (Еф.5:23).
Христос примирил нас с Богом: "Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем." (Еф.2:14-16).
Примирил нас между собой: "...Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования," (Еф.3:6).
Христос сейчас глава Церкви: "...Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви," (Еф.1:20-22).
Церковь - Его тело, Его организм: "...Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем." (Еф.1:23).
Организм в том смысле, что Он заботиться о Церкви как любой человек о себе, о своем организме: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его." (Еф.5:29-30).
Сейчас мы едины и между собой, и с Богом, на что и указывает апостол Павел в послании: "Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас."(Еф.4:1-6).
И ещё раз апостол убедительно призывает к единству: "...Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви." (Еф.4:16).
Все ясно и понятно написано. Но когда доходит до обучения единству в конкретных случаях, в жизни конкретных христиан в конкретной общине, то появляются проблемы. Какой уровень единства? Какой уровень взаимопомощи? Какой уровень единомыслия?
Если отталкиваться от того сравнения, что привел апостол и развить его, то можно увидеть какой уровень единства. В человеческом организме скоординировано движение рук и ног при ходьбе и при беге. Движутся одновременно вперед правая рука левая нога и т.п. Скоординированы движение ног и мышц спины. Нога вперед - мышцы спины напрягаются. Тело делает некое дело – бежит – все органы взаимодействуют и не остаются в стороне. Пусть бы кто попробовал быстро бежать с руками, переплетенными на груди. Как будто бы в этой ситуации руки рассуждают так: “Это ноги вздумали куда-то бежать. А нам какое дело? Наше дело сторона.” Но именно так и может быть в общине. У одного из христиан проблемы, а другие в стороне.
Есть еще примеры хорошо скоординированного движения организма. У скалолаза во время движения по стенке постоянно сохраняются три точки опоры.  Скоординированы движения машиниста экскаватора. Казалось бы, руки движутся по таким траекториям, между которыми нет совершенно ничего общего, но экскаватор работает. Пример исключительной координации движений - ловля тюленей эскимосами. Зубами тащит веревку с гарпуном, который в теле тюленя, упирается ногами изо всех сил, а руками добивает тюленя.
У христиан такое взаимодействие и координация должна проявляться и проявляется во многом. Искренность и открытость между членами тела: "Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу." (Еф.4:25). Недопустимо чтобы один христианин использовал другого, обманывал, недоговаривал, притыкал своими двусмысленными или греховными поступками. Христиане должны уметь прощать друг друга и всех: "...Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас."(Еф.4:32). Ведь если нога человека споткнулась, то рука ногу не стучит молотком. Непримиримость между органами тела человека немыслима, абсурдна. А вот между христианами это вполне может быть. Должно же быть так, что если брат или сестра споткнулись, то все им сочувствуют: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее." (Деян.4:32), - и молят о них Бога, чтобы простил.
Не дружная, не единая церковь подобна раскоординированному человеческому телу, как у больного церебральным параличом.
Христос не требует, чтобы христиане были территориально вместе. Даже намека о чем-то подобном нет в Новом Завете. Без повелений и без намеков возникло монашество. Если бы в Новом Завете были подобные намеки, то некоторые “святоши” в неумеренной ревности позаганяли бы всех христиан под одну крышу. Но что важно, это иметь единые мысли, единую душу, единый образ мышления: "...То дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;" (Флп.2:2), и - "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами." (2 Кор.13:11), и ещё: "Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны." (1 Фес.2:8).
Основание для единства есть – Учение Христа и Сам Христос: "Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса," (Рим.15:5). Способ общения оставляется христианам на их усмотрение. Но естественно, что без тесного может даже ежедневного общения, такого единства не достичь.
Нет в Новом Завете утверждения: “Чтобы спастись, надо быть активным членом поместной общины”. То есть, регулярно ходить на собрания, посещать женские уроки, детские уроки, обязательно приходить в среду на занятия. Но есть вывод: “Чтобы спастись, надо быть единомысленным и единодушным со Христом и с другими христианами.” Христианин и община сами должны, могут и выбирают способ общения. Но это не значит, что если нет описания формы общения, то не должно быть никакого. Как можно сострадать, не зная о чужой боли, о чужом страдании.
В послании Ефесянам говорится о единстве Христа и вселенской Церкви. Но чтобы выполнить практические рекомендации, что есть в этом послании, необходимо единство поместной церкви.
Если у христиан есть понимание того, что Тело Христово должно быть организовано и действенно и это зависит от каждого из христиан, то разделений не будет. Если помнят о Боге: "...Повинуясь друг другу в страхе Божием." (Еф.5:21), то будет единство.
Годами не приходит примирение между православием и католицизмом. Нет взаимного желания угодить друг другу: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию." (Рим.15:1-2). Экуменизм – это попытка примириться не согласовывая свой образ жизни со Христом. Также и между общинами одного братства порой нет мира, и это по той же причине, о Христе не помнится.
Если помнить о Христе, как о Главе Тела, которое должно быть едино, то разрешаются любые доктринальные расхождения – использование музыкальных инструментов, день хлебопреломления, руководство в общине, использование женщины переводчиков и т.п. Если же нет готовности к примирению, то любой пустяк повлечет дискуссию.  Подобные дискуссии подобны спорам о том, с какого конца разбивать яйцо, с тупого или острого. Например, как поступить? Порезать пресный хлеб для Вечери Господней еще до собрания, чтобы каждый человек уже взял один кусочек, или все должны отламывать свой кусочек от одной лепешки уже во время Вечери. И такая тема может причинить разделение в общине.
Если есть готовность угождать друг другу, повиноваться друг другу, то возможность ко взаимопониманию найдется. У нас для этого есть Дух Христов. В молитве, в рассуждение, в смирении друг перед другом можно разрешить любой доктринальный вопрос. Примирение должно совершаться, угождая друг другу, но не вопреки Учению Христа: "У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым." (Гал.1:10).
Вопрос о членстве в общине надо рассматривать не в ключе “надо”, но в ключе “полезно”. Христос – это могущество, покой, мир, свобода, мудрость. Если община едина со Христом, то эти же качества есть и в общине - это могущество, покой, мир, свобода, мудрость. Значит такими качествами располагает каждый живой член Его Тела: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам." (Ин.15:4-7). И с такой точки зрения в общине полезно, исключительно полезно быть. Глагол “надо” просто неуместен.
Пример: “Надо” или “исключительно полезно” беспризорному ребенку войти в благополучную семью, где о нем будут заботиться?  Родители обеспечат пищей, одеждой, учебой, наблюдением за здоровьем, братья и сестры обеспечат дружбой, совместными занятиями и досугом, все вместе подарят ему заботу и любовь.
Вот так Христос и христиане заботятся друг о друге. Если община дружная и единомысленная, то просто глупо не быть членом такой общины. Если община не такая как должна быть, то будет проблема для всех членов общины. Проповедник говорит христианам о том, что надо быть дружными и милосердными. Но ни он сам, ни старейшины, и никто другой не дружен и не дружит ни с кем, то христиане с трудом понимают проповедника. Неизвестно, что рождается в сознании христиан после призывов проповедника.
Если же община дружная, действующая как единое Тело Христово, то у ближних и без участия проповедника рождаются мысли: “Не полезно ли и мне прийти в эту общину?
Если христиане в общине такие как должны быть, то они со своим образом жизни не смогут укрыться от ближних: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы." (Мф.5:14). Если община такая, то надо ли проповеднику убеждать людей становиться членами общины? Нет. Они будут стремится прийти в такую общину. Естественно, что не все пожелают прийти и не все придут. Мир, сатана и плоть еще существуют.
С такой точки зрения ответственность за рост общины, за то, чтобы люди приходили к Богу, лежит на членах общины в равной степени с проповедником и со старейшинами.
Надо ли мотивировать христиан ходить на собрания регулярно, если община дружная? Нет. Они сами будут стремиться пойти на собрание, чтобы встретиться с братьями. Если человек по какой-либо объективной причине окажется во время поклонения за пределами собрания, то у него в голове будет стучать мысль: “Что я делаю здесь, если семья там?”. В сознании, скорее всего, будет и сожаление, и вина.
Но если община не такая, то людей надо завлекать. Надо привлекать материально, музыкой, шоу, воскресными спектаклями, приглашением разъезжающих проповедников, миссионеров и т.п. Тех же, кто уже в общине надо будет удерживать различными приемами вплоть до применения психотехники.
Если человек уходит мир, а затем возвращается в такую дружную и милосердную общину, то он будет плакать и каяться после согрешения. Если в общине никто никому не нужен, то для покаяния возвращающегося грешника надо будет основательно мотивировать: “Ты должен покаяться!!”
Уходить будут и из такой общины, общины-семьи. Но в таком случае человек пусть задает себе вопрос, что он ищет в жизни. В порядке ли у него с логикой, с совестью и с объективностью. Может у него мания ходить по собраниям: харизматы, православные, баптисты, “Церковь Христова”... Ходит такой человек по общинам встревоженный и обеспокоенный как ходит зимой по лесу разбуженный медведь-шатун.
Чтобы попасть на небеса, нужно совершенствование своей души, нужен духовный рост, а для этого необходимо быть в кругу христиан. Необходимо быть в той благоприятной среде, в которой только и можно вырасти. Община это и есть та идеальная среда, в которой можно стать совершенным. Это есть идеальная Божья семья. В этой семье Отец Небесный учит, защищает, обеспечивает, готовит наследство, в этой семье дети-христиане знакомятся, общаются, привыкают друг ко другу, растут, учатся, служат, обладают всеми возможностями семьи: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе." (Флп.4:13), – и затем вместе уйдут на небеса.
Христианину нужна праведность. А это есть служение ближнему. Для этого тоже нужна благоприятная обстановка. Нужен особый климат и для того, чтобы учится служить, и для служения. Снова же, и в этом отношении община есть то место, где этому учатся с наибольшим эффектом. Здесь учатся любить и служить не только тем, кто нравится, но и тем, кто не отвечает на добро добром, учатся делать добро и врагам. У христиан будут испытания и соблазны, а проходить их можно, только имея необходимый духовный потенциал – потенциал милосердия. А этот потенциал накапливается только в Церкви.
В Церкви формируются милосердные, доброжелательные справедливые и искренние отношения между людьми. Такие отношения - это образ тех отношений, что должны быть на небесах.
Церковь в виде поместной общины – это благо, нисшедшее от Господа на землю. Быть праведным за пределами христианской общины, вне тела Христа – это гордость и беспомощность, а в старости – убожество. Быть просто религиозным – это значит жить рядом с прекрасной семьей, куда приглашают, но не в самой семье, это значит жить в заброшенном подвале напротив дома, где живет благополучная семья.
Поместная община – это часть Тела Христова расположенная там, где живет конкретный христианин. И каждый христианин поместной общины есть орган Тела Христова: "И вы - тело Христово, а порознь - члены." (1 Кор.12:27). Если у христианина нет ничего общего с поместной общиной, то нет у него ничего общего и со Христом. Если он не в этом Теле, то он не имеет связи и с Головой этого Тела – Христом. Если христианин изо всех сил стремится к единству в поместной общине, то он един со вселенской Церковью и со Христом, соответственно. Христианин един со Христом уже сейчас и его переход на небеса будет ожидаемым, естественным и неотвратимым: "Ибо мы спасены в надежде... (Рим.8:24). Более того, христиане уже на небесах: "...И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе," (Еф.2:5-6). Мы уже введены во святое, но предстоит еще войти во святое святых, куда пока, что вошел только Иисус: "... и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус,..." (Евр.6:19-20). Церковь, Тело Христово вечно, и кто в Теле, для того нет вопроса о спасении. Как Тело Христово вечно, так вечен и каждый орган этого тела - христианин. А вот на вопрос о том, является ли христианин живым органом в Теле Христовом, - это уже христианин должен ответить сам себе. Каждый христианин должен задумываться об этом, задавать постоянно себе этот вопрос и положительно на него отвечать своими делами и поступками. Церковь вселенская и, в том числе, поместная община - это Царство Небесное на земле. Если христианин живой и действенный в своем милосердии член общины, то он спасен. Если он еле теплый, то и спасение его под большим сомнением.
Если человек хочет попасть на небеса, если он заинтересован в больших делах, если он стремится к общению с Богом, то ему нужна Церковь. Если человек заинтересован прожить кое-как земную жизнь, а потом его больше ничто не интересует, то Церковь ему не нужна.  Но каково будет ему тогда, когда он поймет ужас того положения в вечности, в котором он оказался без Христа?!
Валерий Колесник
24 апреля 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий