Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

суббота, 23 июля 2016 г.

Шанс на спасение. Есть ли он у всякого верующего?


Дела и вера

С какого времени в христианском мире началась дискуссия: дела или вера? Как Бог спасет человека – по делам или по вере?
Явно и активно эта дискуссия началась в период реформации. Активным её участником был Лютер.
“…Наиболее вопиющим для простого честного христианина было распространение практики продажи индульгенций, и именно против этого Лютер и обрушил всю мощь своего критического слова. Но для критики индульгенций Лютеру, как все-таки добросовестному мыслителю, надо было сокрушить богословские тезисы католицизма, на которых основывалась сама идея индульгенций. И, в первую очередь, это мнение западной церкви о возможности чисто юридического списания преступлений человека против Бога (грехов) за его добрые дела. Такой формальный подход к делу спасения души человека, в своем развитии в схоластическом направлении, привел к мысли, что если своих добрых дел не хватает, то их можно выкупить из огромного количества добрых дел, которые совершены святыми. Из их т.н. “сверхдолжных заслуг”. Правом на эти заслуги обладает церковь, и у церкви же их можно и выкупить. Чисто схоластическая схема. Где вроде все правильно и логично, но вывод – удивляющий своим абсурдом.” (Сравнение православного учения о спасении с протестантским. Священник Николай Ким.  Офенская духовная миссия.)
Католическая церковь не заметила, как дошла до того, что начала милость Божью покупать за деньги. Торговля индульгенциями – это была торговля с Богом, что безусловно запрещено Учением Христа. Еще Симон попытался купить дар Божий и апостол Петр его сурово обличил: "Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами." (Деян.8:18-24). Подобной торговлей человек как творение ставит себя на один уровень с Творцом. Человек, чтобы не предложил в подобном торге, всегда предложит Богу то, что Бог милостиво раньше дал человеку просто так. Подобная торговля – это непомерная гордость. Таким способом человек сам себя превозносит до уровня Божества.  Бог принимает поступки послушных детей: "Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем," (1 Пет.1:14).  Но Бог не принимает дела “равного” Ему “бизнесмена”. “Бизнесмена”, который ко всему еще может быть и неверен. И очень часто, как правило, неверен. Неприемлемы для Бога рыночные сделки типа: “Ты мне, я тебе”.
О милости в католической системе не говорили. Была только торговля. Деньги за ритуал. Деньги ради прощения греха. Но по сути это была торговля с Богом. А это есть непомерная зашкаливающая гордость человека. Католическая система монетизировала дела служения Богу. “Назореи” – те, кто мог послужить при храме руками были не нужны. “Назореи” в лице монахов толпами скитались и слонялись по дорогам Европы и собирали деньги. Дела внутри католической системы имели свою специфику:
·         Они были ориентированы на храм, а не на человека (не на ближнего).
·         Дела были монетизированы. Надо было принести в храм деньги, а не труд руками.
·         Дела были обязательны. К пожертвованию принуждались все.
Но все-таки, дела или вера. Вот рассуждения на эту тему богослова, исповедующего доктрину спасения по вере.
Самый, пожалуй, трудный и спорный среди этих текстов, следующий: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную." (Мф.25:31-46).
Он как будто бы подразумевает, что наша судьба в вечности зависит от того, совершали ли мы милосердные и добрые дела для других. Но в нем есть важная деталь. Выносимый приговор основывается по сути не на делах в отношении других людей. Эти дела рассматриваются совершенными (или не совершенными) в отношении Самого Иисуса (Мф. 25:40, 45). Таким образом, оценка основывается на отношении человека к Богу, а не к своим собратьям. Возникает вопрос: если суд не основывается на делах, совершенных для других, почему вообще о них идет речь? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо рассмотреть Мф. 25:31-46 в более широком контексте учения о спасении. Обратите внимание, что представленные объяснения вызвали удивление со стороны обеих групп (Мф. 25:37-39, 44). Люди не считали дела, совершаемые для других, указанием на их отношения с Богом. Даже те, кто совершал милосердные дела, были 'удивлены, что эта их доброта приводится в качестве аргумента. Действительно, дела не достойны награды. Тем не менее они свидетельствуют о наших отношениях со Христом и о Его благодати, действующей в нас. Дональд Блеш комментирует это следующим образом:
Цель притчи - показать, что мы будем судимы по плодам, приносимым нашей верой, хотя при рассмотрении Этого отрывка в более широком контексте мы видим, что плоды веры - это одновременно действие благодати в нас. Они свидетельство и следствие уже излитой на нас благодати. Мы будем судимы по своим делам, но мы спасены независимо от наших дел. Если мы хотим постигнуть тайну дара спасения, нам надо иметь в виду оба эти утверждения. Конечный суд - подтверждение действенности оправдания, уже совершенного в Иисусе Христе.
Следовательно, для понимания этого отрывка надо помнить, что он относится к конечному суду, а не к получению спасения. Добрые дела по отношению к другим людям представлены как следствие спасения, а не как способ его получения. ( Миллард Эриксон. Христианское богословие. Стр. 858.)
Автор не сумел заметить того, что этот отрывок (Мф. 25:31-46) соединяет две главных заповеди любви в одно целое: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;" (Мф.22:37-39). Вот бы спросить автора: “А вторая заповедь сама по себе не кажется трудной и спорной?”
Но продолжим цитировать Милларда. Он ссылается на еще один фрагмент из Библии.
"Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром." (Лк.7:36-50).
В Лк. 7:36-50 мы видим рассказ о грешнице, вымывшей ноги Иисуса своими слезами, вытершей их своими волосами, поцеловавшей и помазавшей их миром. Напомнив дела женщины и указав на ее большую любовь, Иисус объявил ее грехи прощенными (Лк. 7:44-48).  Это как будто бы подразумевает, что она была прощена благодаря своим делам и любви. Но очень показательны прощальные слова Иисуса женщине: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 7:50).  ( Миллард Эриксон. Христианское богословие. Стр. 858.)
В притче Христос создал для автора неразрешимую дилемму. Женщина спасена и делом, которое она совершила, и верою. Так объявил Христос. Но, по мнению автора, этого не может быть, а истинным может быть только одно из двух.
Но по большому счету в то время, во время Реформации не было серьезной дилеммы в дискуссии “Дела или вера”.  Это потому что, как в католицизме не было дел, так и в протестантизме не было веры.
Католическая система отняла у человека возможность сознательного выбора. Человек в бессознательном возрасте через крещение приводился в католическую систему. Без смирения и послушания, и становился рабом системы. Его дела не были результатом свободного выбора, а “обязаловкой” и насилием над его волей. Дела же требовались одного вида: пополнять кассу Ватикана и непротивление системе. Вместо добровольных пожертвований был налог на каждого человека, была торговля, и было просто покорение и грабеж новых территорий. Это не были дела добровольного смирения перед Богом. Это было принуждение человека к Богу. Католики (и православные) упустили из вида дела смирения и покаяния, которые должны были совершаться при входе в Церковь. Так как в систему вводили детей, и тема смирения не возникала и не обсуждалась. В следствие этого ребенок не каялся и не смирялся осознано. В такой ситуации не было запроса на милость Божью.
Протестантская система тоже приводила человека в систему. И тоже без возможности выбора. Почему без выбора? Потому что человеку не представлялась сама альтернатива. Верующими люди становились под влиянием общественного мнения, страха обструкции. От человека ожидалось переживание веры, озарение. Но перед человеком никто не ставил вопрос: “Принимаешь Иисуса Христа как Спасителя и как Господа или нет? Смиряешься ли перед Иисусом?” И когда страх перед общественным мнением снялся, то в воскресных собраниях и стало видно сколько верующих там осталось. Если речь шла о вере, то о вере абстрактной. А вера как верность Христу подтверждаемая делами не проповедовалась. Если какие-то верующие и были смиренными, а они были, то это было скорее исключением, а не системой в протестантской среде. В конфессиях протестантского толка тоже были созданы собственные вероучения, которые весьма слабо коррелировали с Учением Христа. Был создан свой закон. И исполнение этого закона требовалось как подтверждение веры в Бога. Но, по-видимому, Бог принимал этот закон. Хотя исполнение этого, по сути человеческого закона, была торговля с Богом.
Что значит уверовать для спасения: "В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет." (Рим.1:17), – разобраться с этим оставлялась самому человеку на его понимание и его интуицию.
Почему все-таки протестантская вера пустая? По той же причине, почему пуста католическая и православная – омирщвление, ритуал, законничество. Кроме того, есть и свои специфические причины. Раз делами человек не спасается, то весьма сложно дать очень сильную мотивацию служения ближнему, служения изо всех сил, жертвенного служения. Веровать же, по большому счету, – это быть верным Богу, доверяться Богу, быть уверенным в Боге. А это и серьезные знания Учения Христа, и большой личный труд. Труд души, но также и труд физический. Этому же система не учит. Протестантская система говорила только о милости. И спасение, и нового человека творит ТОЛЬКО милость Божья. А в чем участие человека? И хотя верующие служили ближнему и Богу – это было результатом их внутреннего понимания Учения Христа, но не происходило из протестантского вероучения.
Когда произносится утверждение "… праведный верою жив будет." (Рим.1:17), всегда надо уточнять то, какая именно это вера. Не верою – признанием только того, что Бог есть на небесах, а верою как верностью, доверием и уверенностью. И в этой связке наибольший вес имеет добродетель “верность”. Необходимо уточнять отношения человека и Бога – это не отношения двух равных субъектов, продавца и покупателя на рынке, а отношения господина и служителя. Сложная грамматическая конструкция: "...То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь." (2 Пет.1:5-7), – имеет очень понятный перифраз: “Пусть ваша вера проявится в нравственном совершенстве, в понимании, в выдержке и постоянной активной любви к ближнему”. Эта же идея в стихе: "Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро." (1 Пет.4:19). Иными словами, “Когда переносите стеснения доверьтесь Богу и продолжайте делать добро ближнему”. То есть, от христианина ожидается, прежде всего, любовь к ближнему – главное дело его жизни. Протестантизм как система, по сути этому не учил.
Написано: “Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.” (Рим.3:21-28). То есть, спасает вера в Иисуса, – верность Иисусу, но не дела. Также как не спасали дела закона Моисея. Так же как не спасает любой ритуал. Спасает вера во Христа, но это не просто вера, а верность Христу. Христу надо было повиноваться, а не абстрактно верить в Его существование.
Как в католической, так и в протестантской системе, если и были искренне верующие, то не благодаря системам, а скорее вопреки им. А в дискуссии о спасении пустым делам как альтернатива была представлена пустая вера.
Почему же вопрос спасения, все-таки, есть претыкание для многих евангельских деноминаций? Учение утверждает: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился." (Еф.2:8-9). Как же понимать, что не от дел. Ответ в следующем фрагменте: "Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность."(Рим.4:1-5).
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что слово “вера” надо уточнять. Не просто поверившему, но верному и послушному верность и послушание вменяется в праведность. Каким и был Авраам. Дела, угодные Богу, это дела, которые подтверждают верность и доверие Богу. Именно об этом говорит Иаков: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: <идите с миром, грейтесь и питайтесь>, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: <ты имеешь веру, а я имею дела>: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: <веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим>. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва." (Иак.2:14-26).
Написано: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.” (Еф.2:8,9). Здесь и ниже вера в Иисуса противопоставляется благодати Божьей:
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.” (Рим.11:6)
“…Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,” (2Тим.1:9)
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,” (Тит.3:5)
Но “вера в Иисуса” и “благодать Божия” – это несопоставимые понятия. Сопоставляются снег и дождь или горы и долины. Человеческие дела и милость (или благодать) Божья – это равнозначно сопоставлению дождя и гор, что не логично. “Вера в Иисуса” предполагает смирение перед Иисусом, а Иисус отвечает на смирение тем, что принимает человека – вот это и есть “благодать Божия”. Акция человека и реакция Иисуса – вот что сопоставляется.
Для прихода к Богу требуется смирение и повиновение. От человека требуется обещание верности и доброй совести, и никаких дел. Приход к Богу – это крещение, – это приход в поместную общину, – это приход в Церковь, – это вхождение в тело Христово, – это возвращение к Богу, – это восстановление мирных отношений с Богом. После прихода от христианина ожидается доверие и верность. А эти качества уже надо подтвердить делами.
Такое возвращение человека к Богу можно проиллюстрировать притчей о блудном сыне. При живом отце сын потребовал свою долю наследство: "Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение." (Лк.15:11-12). Это значит живого отца счесть покойником. Трудно представить более тяжкое оскорбление. Человек своим противлением Богу огорчает Его не меньше. То, что происходит с меньшим сыном далее есть образ жизни каждого человека в миру без Божьего духовного руководства: "По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;" (Лк.15:13-15).  Притча произносилась в контексте еврейского мировоззрения и восприятия. И воспринималась так: “Еврею пришлось пасти свиней”. Молодой человек оказался в положении ниже свиней: "...И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему." (Лк.15:16). Это было ужасно для слушателей. И вот после стеснения и переживаний приходит перелом в сознании: "Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих." (Лк.15:17-19).
Сын смирился и вознамерился поставить себя перед отцом уже не как перед отцом, но как перед начальником, но все-таки рассчитывает глубоко в душе рассчитывает на снисхождение отца. И вот смирение подвигает сына на поступок: "Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим." (Лк.15:20-21). Сын покаялся. Отец принял. И отец не ждет от сына никаких дел. Сыну не надо был предварительно для получения прощения копать огород, доить овец, благоустраивать дорогу к отцовскому дому, ползти на коленях и т.п. Требовалось только извиниться. В отношениях ребенка к родителям торг неуместен, необходимо же только искреннее извинение. Так любому человеку не требуется что-либо делать, чтобы Бог простил ему грехи, но надо искренне покаяться и смириться перед Богом.
То, что произошло – это праздник и радость, прежде всего, отцу: "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться." (Лк.15:22-24). Также и Бог радуется каждому покаявшемуся грешнику.
Старший сын не понял радости отца: "Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся." (Лк.15:25-32). Кроме того, здесь есть, и попытка торговаться старшего сына и отца. Старший сын ненамного умнее, чем был его брат, когда потребовал часть наследства.
На этом притча заканчивается, но школа воспитания для младшего сына только начинается или точнее – продолжается. Ему снова, как и до ухода, придется трудиться в хозяйстве отца на равных с наемниками. И будет видно – его извинения были искренними или лицемерными. Для блудного сына его жизнь в семье потребует верности и послушания, то есть, дел, подтверждающих его верность отцу.
Так и человек приходит к Богу. Вначале смирение и признание греха, и не требуются никакие дела. Вначале в человеке должно быть искреннее сожаление в том, что он жил без Бога, что противился Богу. В сознание человека должно прийти сожаление о том, что вне Божьей семьи потеряно масса времени, сил и возможностей для служения ближнему и Богу, но не должно быть сожаления о потерянных личных радостях и утехах, о потерянном благополучии или даже здоровье: "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть." (2 Кор.7:10). От человека ожидается признание Отца Небесного своим Господином. До крещения мы только смирились и благодаря этому прощены грехи. Бог нас прощает только своей доброй волей: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился." (Еф.2:8-9). Благодаря этому мы вошли в Божью семью без каких либо дел. А потом, после прихода в общину потребуется подтвердить свою верность поступками: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять." (Еф.2:10).
Следует отметить, что именно в начале сознательного пути к Богу от человека требуется только вера. Когда человек впервые слышит о Боге, то только по своему желанию он может поверить в Его существование или не поверить. Бог не является зримо перед глазами человека. Человек также не может услышать Бога ушами и осязать Его руками. То есть, остается возможность только поверить. И если человек поверил, то дальше вера должна усилиться и трансформироваться в доверие, верность и уверенность. В начале пути действует только желание. Господь же не действует на чувства человека. Бог не манит человека к себе материальными благами и не пугает опасностями тех, кто не идет к Богу. Но Бог открывается сознанию человека, настолько, чтобы тот мог умом признать существование Бога.
Пока христианин живет на земле, он имеет шанс быть спасенным. Но он еще не с Богом. На спасение у него только шанс, огромный шанс, но он вполне может его потерять. Сейчас мы спасены, но спасены только в надежде: "Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?" (Рим.8:24).
Мы имеем надежду: "Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати," (2 Фес.2:16), – и ещё:  "Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,"(1 Фес.5:8), – но надо быть христианами. Надо подтверждать свою верность и содержать себя в чистоте и святости, быть служителями ближним и Богу.
И в оставшееся время нашей земной жизни от нас потребуется доверие и верность Богу как требуется от блудного сына доверие и верность отцу. Потребуется доверие и верность Богу сейчас: "Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так." (Евр.6:9), – и уверенность в будущем.
От греха христиане уже отделены и освящены, но еще не на небесах. А в этой жизни нам еще предстоит потрудиться. Свою верность Богу предстоит еще не один раз подтвердить: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса." (2 Тим.3:15), – только тогда спасение.
После крещения мы получили возможность спасения, и эта возможность должна превратиться в действительность. Христианину предстоит духовно расти, становиться взрослой духовной личностью. Много стихов в Новом Завете говорят о духовном росте: "...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;" (Еф.4:13), – о росте ко спасению: "...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;"(1 Пет.2:2), – о подтверждении своего спасения: "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души." (Евр.10:39).
Реальное действительное окончательное и бесповоротное спасение будет только с пришествием Христа: "...Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение." (Евр.9:28), – и ещё – "...Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа." (1 Кор.5:5).
Вера для спасения необходима всегда. Но в начале пути вера подвигает человека только к смирению и извинению перед Богом, к принятию Христа как Спасителя и Господина, а после прихода в Церковь вера должна подвигать человека к делам послушания Богу. В Церкви от человека вера требуется действенная и активная.
Колесник Валерий
28 ноября 2007 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий