Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

четверг, 28 июля 2016 г.

Опыт рождает надежду


От опытности надежда

Мы, христиане знаем, что наше главное приобретение в этой жизни, полученное благодаря Христу, – это наше спасение, наше будущее. Но прежде, чем мы там окажемся, мы получаем нечто еще и в этой жизни. Получаем многое: покой, уверенность, твердость против греха и милосердное отношение к ближнему. Все это не сразу приходит, но приходит.

Но есть еще нечто. В Послании Римлянам читаем: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам." (Рим.5:3–5). Христос призывает нас радоваться и хвалиться страданиями и скорбями, хвалиться опытом, который мы получаем в христианской жизни. О каком опыте, и о каких страданиях говорит Иисус в своем учении? Мы получаем опыт, которым в миру обладает редкий человек. Мы учимся и научаемся встречать неприятности.
Библия учит тому, что у человека будут соблазны: "Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам,…" (Лк.17:1), и – "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам;..." (Мф.18:7). То есть, будут ситуации, которые могут оказаться либо началом проблем, трудностей, болезней; либо они сами по себе уже будут проблемами и трудностями. Но в любом случае все это является испытанием для людей:
В этом отношении Бог искренний с людьми. Бог не скрывает того, что ждет человека в будущем. Даже если не показывает в деталях того, что именно их ждет, но предупреждает о грядущих трудностях. Именно таким образом Бог показывает и Свою любовь людям и Свое уважение к ним. Его любовь и забота проявляется в том, что Он учит людей преодолевать трудности. Да и сами соблазны Сам Господь создает своим Провидением: "И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение,..." (Иез.3:20) –  или же допускает.
Посредством Библии Бог учит человека правильной жизненной позиции. В этой позиции человек смотрит на проблемы как на временные и переносимые, а не на угнетающие и подавляющие, и нескончаемые. Бог учит человека верить этому и соответствующим образом вести себя. В этой позиции человек спокоен и уверен в успехе. В этой позиции человек с Божьей помощью управляет своими проблемами, трудностями, управляет своим состоянием души.
Люди в миру обычно либо не готовятся к проблемам, либо готовятся по–мирски – собирают деньги на черный день, занимаются физкультурой – вроде бы как для накопления здоровья, пытаются устроиться в жизни как можно лучше, как можно безопаснее, занимаются психотренингом. Но, как правило, неприятностей не ждут и реально к ним не готовятся. Настрой такой: “Неприятности где–то там, не у меня”. Тем не менее, соблазны были, есть и будут и в Библии много тому примеров.
Соблазном для израильтян был медный змей, которого в свое время сделал Моисей. Он стал для израильтян идолом и они стали ему поклоняться: "...Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан." (4 Цар.18:4). Также превратился в идола и стал соблазном ефод, которого сделал судья Гедеон: "Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых сиклей, кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме золотых цепочек, которые были на шее у верблюдов их. Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его." (Суд.8:26–27).
Соблазном для Иоава было назначение Амессая военачальником: "И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда. И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени." (2 Цар.20:4–5). Амессай мог стать военачальником Давида, при этом Иоав потерял бы эту должность и положение. Иоав испугался этого и убил Амессая. В этом испытании Иоав преткнулся: "И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.".
Соблазном для Давида было увидеть спящим Саула, который преследовал Давида и хотел его убить, но Давид достойно прошел через это испытание: "Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня;" (1 Цар.26:9–10). Как и раньше Давид не позволил своим воинам поднять руку на Саула в пустыне Ен–Гадди. Но соблазнился Давид с Вирсавией.
Соблазном оказалась болезнь для парализованного: "Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже." (Ин.5:14). Мы не знаем, в чем именно грешил парализованный, будучи больным, но Христос его предупреждает не грешить более.
Соблазном оказалась казнь на кресте, как для Иисуса, так и для двух разбойников. Один из них преткнулся: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас." (Лк.23:39), – а другой же смирившись, нашел в себе веру во Христа: "И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк.23:42), – и не соблазнился.
Сам Иисус оказался соблазном. Об этом было предсказано пророком: "И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –" (Лк.2:34). Сам Иисус говорил о том, что Он будет преткновением для людей: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее." (Мф.10:34–35), – и еще – "Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется." (Мф.10:21–22). Поражен был народ, услышавший Его назидание: "И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его," (Мф.7:28). Об этом говорит апостол Павел: "...А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие," (1 Кор.1:23).
Да, у нас будут неприятности и проблемы; и большие, и маленькие. Но надо беспокоиться не о них, а о себе, о своем умении справляться с ними, о своем опыте проходить через испытания и соблазны достойно. Пример такого опыта мы можем увидеть в Библии: "Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою." (Пс.4:2). Это Давид говорит о себе.
Вот пример тесноты случившийся у Давида, и то, как он прошел через неё: "И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому. И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: "Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч"? Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой?" (1 Цар.21:10–15). Сам ли он додумался разыграть спектакль или Дух Святой его надоумил? Это не столь существенно. Уберег его Господь Бог, и Давид это понимал. А вот о чем в такую минуту молит Бога Давид: "Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!" (Пс.33:5–9).
У Давида был опыт: “Бог рядом, Бог защитит”. Вот этот опыт и предстоит приобрести христианам. Это и есть то образование, которое дает нам Господь Бог. Образование подобное университетскому в лучшем смысле этого слова: эффективное, полное и универсальное. Но многие ли из нас христиан могут похвастаться подобным духовным опытом?
В тридцать лет Давид стал царем. И вот с каким опытом он пришел к этому.
Пс. 17:29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
Пс. 17:30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
Пс. 17:31 Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
Пс. 17:32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
Пс. 17:33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
Пс. 17:34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;

2 Цар.20:35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
2 Цар.20:36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
2 Цар.20:37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
2 Цар.20:38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
2 Цар.20:39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
2 Цар.20:40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
Возможно, в этом возрасте Давид был далеко не лучшим менеджером и не самым лучшим военачальником. Но он имел сильнейшее доверие Богу. Он готов был царствовать с упованием на Бога, а не потому, что он был уверен в себе, и не потому, что ему хотелось властвовать и править. С надеждой на Бога он был готов встречать любые неприятности, которые могли встретиться царю.
Христиане учатся и научаются встречать неприятности. Есть пословица: “Пришла беда – отворяй ворота”. От человека зависит, придется ли открывать ворота или они останутся закрытыми. От человека зависит, будет ли случившаяся на этой неделе неприятность первой и последней или она будет только началом в цепи неприятностей. Если рассуждать и вести себя как Давид, то в большинстве случаев первая неприятность будет и последней: "Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь." (Пс.117:5).
Уже в семнадцать лет Давид мог сказать: "И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою." (1 Цар.17:33–37), – и ещё, – "И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из–за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином." (1 Цар.17:32).
Неприятности и проблемы, которые случаются с нами, опасны для нас не той болью и огорчениями, какие они нам причиняют, а тем, что мы в подобных ситуациях можем согрешать. Именно в неприятностях и конфликтах люди соблазняются и грешат, как соблазнились ученики в ночь взятия Иисуса: "Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;" (Мф.26:31). Но также от человека зависит, будет ли возникший перед ним соблазн успешно пройденным испытанием или постыдным согрешением со всеми последствиями. От человека зависит, будет ли случившийся грех досадной случайностью или полосой грехов.
Люди в миру иногда задают вопросы: “Надо ли идти к Богу? Если надо, то как рано?” Молодые говорят: “Хочется ещё погулять, а тут надо оказываться от каких–то удовольствий”. Но…
Во–первых. Всегда есть альтернатива: быть подобным Давиду и иметь его опыт или гулять и остаться духовным неучем. Можно гулять и потом к тридцати (а то и к шестидесяти) годам нечего будет вспомнить и с завистью смотреть по сторонам на спокойную и уверенную жизнь христиан. А можно идти к Богу и начинать учиться. Подобная учеба совсем не предполагает бои с Голиафом или сафари в Африку за львами, чтобы хватать их там за космы и умерщвлять. Надо пожелать быть с Богом, и будут свои бои, будут свои победы, и будут свои радости, и будет свой опыт не слабее, чем у Давида.
Много ли людей, в том числе и среди преуспевающих, таких, что могут сказать: "Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня." (Пс.3:4–7)?
В идеале конец школьной учебы юноши или девушки должен совмещаться с началом осознанного духовного образования. К семнадцати, восемнадцати годам человеческая душа уже существенно захламлена предрассудками, страстями, фантазиями, захламлена подобно запущенной кладовке. И порядок там надо начинать наводить как можно раньше.
Во-вторых. Человек просто обязан познавать волю Божью и совершенствовать себя: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:" (Деян.17:26–27), – и ещё – "Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия." (Еф.5:17). Не гулять надо, а искать Бога. Это прямая заповедь каждому живущему на земле, и невыполнение её наказуемо: "За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их." (Пс.27:5).
В-третьих. Господни испытания идут по плану. Господь не ждет, пока молодой человек ещё погуляет. Это может затянуться на очень длинный период. Сколько пятидесятилетних остановились в своем развитии на уровне детей, – всё гуляют. Господь постоянно посылает испытания. Но человек их не выполняет, гуляет.
По мере духовного взросления реально возрастает тяжесть испытаний: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть." (1 Кор.10:12). Мирские люди, несмотря на возраст, остаются духовными младенцами. Как обычный младенец не может поднять сумку с продуктами, удержать молоток, да даже ложку порой не может удержать ровно, так духовный младенец тушуется и пасует при любом конфликте, при любой нужде и плохом слове, сказанном в его адрес.
В-четвертых. В духовном плане мирской человек – младенец. А если так, то он как младенец подвержен постоянным духовным заболеваниям. Духовно слаб – это значит, что в нем бушуют плотские страсти, живут мирские предрассудки. А его заболевание – это совершаемые им грехи. Не идти к Богу – это значит не пытаться себя растить, не пытаться себя предохранять от болезней. Но ситуация ещё хуже. Духовные болезни развиваются. Плотская натура с возрастом усиливается, предрассудки накапливаются и укрепляются в сознании человека. Человек теряет: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает." (Лк.11:23). С возрастом свои страсти и привычки все труднее побеждать, с предрассудками все труднее расставаться.
Такая ситуация подобна следующей. Ребенок по своему выбору бросает учебу после второго класса и больше нигде не учится. По прошествии времени обстоятельства поворачиваются так, что ему надо сдать экзамены за среднюю школу. Эта ситуация не такая уж и надуманная, не такая уж и гипотетическая.
Люди в миру иногда говорят: “Я ещё не готов”, то есть, не готов уверовать, принять Христа Спасителем, стать христианином. Но, иными словами, что значит “еще не готов”? Будучи больным, не готов идти к врачу. Когда же готов? Готов – когда в грехах как в шелках? Когда будет как в пословице: “Легче нашому неньови, плював на груди, тепер на бороду”? Очень большая вероятность, что человек и не подготовиться.
Дефицит христианского опыта не ощущается, когда в жизни все благополучно. Хорошая работа и благополучная семья, или папа с мамой кормят и одевают. Но так не будет вечно. Опыт становится востребован, когда сваливаются проблемы. Востребован, когда, услышав новость, в солнечный день вдруг внутренняя вспышка ослепляет человека или, несмотря на ночную темноту вокруг, вдруг в глазах наступает абсолютный мрак и помутнение.
Только христианам в полной мере открыты и стандарт правильного поведения, и метод самовоспитания. Только христиане могут без остановок расти духовно. Христиане будут страдать и будут расти. Рост благодаря страданиям. Страдания им обещано: "Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы." (2 Тим.3:12). Испытания и проблемы обязательно будут. Без них нет роста. Только понимание, только знание не меняет человека. Соломон был мудрейший из людей, но его мудрость ему не помогла. Нужно ещё и действие.
Мои сыновья говорят обо мне: “У папана небо голубым не бывает”. Они имеют ввиду мои слишком (по их представлению) частые наставления не грешить. Частые упоминания о возможных проблемах. Но такова земная жизнь – напряженная, серая и порой безрадостная, требующая выдержки и терпения. Мы сами для себя должны делать день ясным, небо голубым. Я же только учу их правильно оценивать все происходящее, правильно воспринимать, правильно встречать проблемы, учу в соответствии с Учением Христа, также, как и сам учусь. И тогда будет радость и покой. Нет свидетельств того, что Иисус в своем земном служении весело смеялся, – “прикалывался”.
В минуту любых неприятностей и проблем в сознании должна твердо сидеть мысль: “Бывало хуже, и Господь мне помогал. Поможет и сейчас.” Надо оставаться спокойным уверенным с упованием и доверием Богу. Это и есть опытность, которая дает надежду. Душа должна быть такой благодушной, как и тогда, когда нет неприятностей: "Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен." (2 Кор.12:10). Этому можно научиться только в Христовой Церкви.
Колоссальный опыт имел апостол Павел: "А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь." (2 Тим.3:10–11).
Его испытания ещё и усиливались: "Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит," (2 Кор.1:8–10), – но они его уверенности не могли пошатнуть. И это результат именно усиливающихся испытаний и гонений.
Но надо ли бояться усиливающихся испытаний? Разве школьники бояться следующего класса? Одни не бояться не потому, что были бесшабашными, не учились и не намерены учиться далее, и им море по колени. Не о таких разговор. А о тех, кто реально и добросовестно учится. Те, кто учатся, не бояться трудностей. Абитуриенты не бояться института, какой бы напряженной не предстояла там учеба.
Вся жизнь апостола Павла – это духовный рост и взросление. Свою смерть он встречает как сопряженный с болью и страданием, но неизбежный и возможно быстрый переход в совершенный прекрасный Божий мир: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его." (2 Тим.4:7–8).
У христиан возможны сомнения, временные неудачи. Но, как правило, они научаются встречать испытания достойно: "В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком. Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!" (Пс.30:23–25).
Христианин должен быть готов к испытаниям: "Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?" (Иер.12:5). Христианину предстоит научиться быть верным в испытаниях: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего." (Пс.42:5). И Христос помогает ему быть таким.
Но, более того, надо уметь в испытаниях служить ближнему: "Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро." (1 Пет.4:19). А это совсем не просто. Дети тоже должны трудиться в доме, по хозяйству. Если ребенок не трудится, он и не научится. Для ребенка это может быть оправданием в какой–то степени. Правда, когда он вырастет, то подобные оправдания не облегчат ему жизнь. Если христианин не служит ближнему (в доме Божьем), то он и не научится служить. И оправданий у него не будет.
Христос заботиться о Своих учениках, но не в том Его забота, чтобы у них не было неприятностей (чтобы они росли беспечно, как огурцы в теплице), но чтобы они умели справляться с неприятностями, чтобы умели вести себя достойно: "И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих." (Лк.22:31–32). А если они будут вести себя правильно – не унывать, не расстраиваться, не обвинять всех вокруг, то Бог им попустит: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести." (1 Кор.10:13), – как попустит каждому верному.
Давайте же братья и сестры расти и приобретать бесценный христианский опыт.
Колесник Валерий.
02.04.2004

Комментариев нет:

Отправить комментарий