Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

пятница, 26 августа 2016 г.

Полнота закона во Христе


Полнота закона во Христе

В практике христианских конфессий есть традиции, ритуалы, дела или запреты, истоки которых находятся в Ветхом Завете. Люди могут устанавливать для себя различные традиции или церемонии, но проблемы начинаются, когда используя Ветхий Завет устанавливают заповеди, нарушение которых квалифицируется грехом. Вероучение конфессий может содержать много различных заповедей или запретов. Это и просто придуманные людьми, и такие, что взяты в результате манипулирования текстом Ветхого Завета.
Вторые имеют скрытую опасность. Они создают обманчивую видимость законности и библейской обоснованности. Но, по сути, их ценность не выше ценности просто придуманных людьми. Причины этому следующие.
Новый Завет, предложенный Христом для всего человечества: "Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается." (Лк.22:20), – это новый договор. Даже люди, когда заключают серьезный договор, то его четко формулируют. Не заключают договор частично на бумаге, частично подразумевая нечто в памяти. Тем более не подразумевают нечто расплывчатое. Условия договора должны быть оговорены. Не должно быть так, что какие-то условия всплывают по мере необходимости одной из сторон. Именно так поступают законники. Именно для того, чтобы перечеркнуть подобную практику и акцентировать внимание на завершенности и полноте Нового Завета, и написана эта статья. Новый Завет утверждает, что закон Моисея упразднен: "Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир," (Еф.2:14-15). Закон заповедей данный через Моисея отменен Учением Христа. А Учение Христа дало возможность объединиться в Теле Христовом и евреям, и неевреям. Учение Христа перечеркнуло закон Моисея (бывшее о нас рукописание): "...Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою." (Кол.2:14-15). И, тем самым, оставив без оружия и сатану, и законнически настроенных лидеров иудейского сообщества. Сатана оставлен без оружия в том смысле, что у него значительно меньше того, чем бы он мог искушать верующих.
Следующие стихи тоже говорят о том, что христиане и Ветхий Завет разделены навсегда: "Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу." (Рим.7:4). Здесь метафора: “ вы, братия мои, умерли для закона ”. Ведь умер закон для нас. В любом случае христиане и закон Моисея разделены необратимо. И в следующем стихе: "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:" (Кол.2:20), – такая же метафора “вы умерли”. Но по сути умерли для христиан основы мирового порядка (т.е. стихии мира), как именуется Закон Моисея. То есть, христианам можно обходиться без Ветхого Завета. Тем более, обходиться без заповедей, что есть в Ветхом Завете.
Между Богом и человеком всегда были заветы. Так как для человека всегда были заповеди, которые нельзя было нарушать, то всегда был закон. Как всегда в сознании человека было понимание греха, так всегда были заповеди данные Богом человеку. Сколько бы ни было таких заповедей, они всегда составляли некий свод или закон. Всегда существовал некий завет на основе заповедей. Был завет между Богом с одной стороны и Адамом и его потомками с другой стороны, между Богом и Ноем и с его потомками, между Богом и Авраамом с его потомками. Но эти все заветы вместе с Ветхим Заветом для христиан не имеют силы.
Как методическое указание для использования Ветхого Завета понимают стихи: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен." (2 Тим.3:16-17). В шестнадцатом стихе написано, что Писание полезно, но не предписывается к обязательному исполнению. По-другому можно сказать следующее – если человек не делает то, что полезно, то это может вызвать только недоумение или сожаление у тех, кто ему это советует. Но если человек не делает то, что обязан делать, то это причинит осуждение. Из идеи “Полезно” следует – если кто-либо не будет использовать Писание (Ветхий Завет) “… для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…”, то никакая заповедь не будет нарушена. Греха не будет. Без Ветхого Завета можно обходиться. Никто не обязывает христиан использовать Ветхий Завет как закон. Эти же стихи (2 Тим.3:16-17) РЕКОМЕНДУЮТ использовать Ветхий Завет во всей его полноте ТОЛЬКО в качестве иллюстрации.
Но самое главное то, что во Христе мы имеем полноту закона и всего для нашей благочестивой жизни: "Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию," (2 Пет.1:3). Божья сила и Божья премудрость во Христе: "...А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;" (1 Кор.1:23-24). Закон Моисея и благодать Христа противопоставляется: "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа." (Ин.1:16-17). Иисус утверждает, что к Богу приходят через Него, а не через Моисея: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин.14:6). Премудрость Божья сейчас во Христе: "...Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения."(Кол.2:2-3). Во Христе все для человека, вся полнота: "...Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота," (Кол.1:19), – и еще – "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти."(Кол.2:8-10), "...Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем." (Еф.1:23), "...И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею."(Еф.3:19), "Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все."(Еф.4:10). В Христе истина: "Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, -" (Еф.4:20-21). Христос – это всеоружие Божье для человека: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять."(Еф.6:11-13). То есть, все, что необходимо человеку для спасения есть во Христе. Во Христе есть закон, заповеди, принципы, сила, мудрость. И все это изложено в Новом Завете. Какими еще словами должен был сказать Христос, что Его Новый Завет – это основа человека с Богом?
Все предшествующие заветы между Богом и человеком в Новом Завете называются немощными и бесполезными: "Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу." (Евр.7:18-19). Закон Моисея для христианина бесполезен и непродуктивен. Что это значит? Пример. Торговая фирма предлагает торговому агенту для работы велосипед. Но в какой-то момент фирма переоснащает всех своих торговых агентов. Им вместо велосипеда предлагается автомобиль.  Все агенты пересаживаются на автомобиль, но один не желает и продолжает ездить на велосипеде. Бессмысленно обвинять агента за то, что имея возможность ездить на автомобиле, он продолжает ездить на велосипеде. Это просто глупо. Скорее всего, производительность его труда не поднимется по сравнению с другими агентами и его просто уволят. И еще об этом же: "Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?" (Гал.4:9).
Из того, что некоторые заповеди общего характера (заповеди любви), на которых построены Ветхий и Новый Завет совпадают, не значит, что совпадают все принципы, на которых строились эти заветы. Принципы по составу отличаются. Кроме того, законы Божьи выводились не только на основании принципов как законов или закономерностей, но и из принципов как из основных исходных положений о Божестве, о духовном мире, из положений, вытекающих из природы Божества. Например, Бог есть дух, Бог – творец, Бог – творец вселенной, Бог – творец человека, Бог есть истина и т.п. Существует иерархия принципов. Заповеди любви сами по себе – это уже результат вывода. Эти заповеди находятся только на каком-то уровне иерархии.  То же, что говорит Иисус: "...На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф.22:40), – это гипербола. И Ветхий, и Новый завет выводятся не только из этих двух заповедей. Это еще один аргумент, свидетельствующий о том, что своды принципов как Ветхого Завета и Нового не совпадают.
Невозможно из набора одних и тех же принципов вывести два разных закона.    В результате будет всегда один и тот же закон. Когда заменили одну из аксиом (о параллельных прямых) Эвклидовой геометрии на другую, то получилась геометрия Лобачевского (гиперболическая).  Аксиомы по сути и есть принципы. В.К. Ветхий и Новый заветы по составу заповедей частично совпадают. Соответственно, частично совпадают и принципы, на которых строятся оба завета. Но полностью не совпадает ни состав принципов, ни состав заповедей. Из того, что есть частичное совпадение принципов, не следует, что в силе остается весь, полный набор принципов Ветхого Завета и, соответственно, в силе остаются заповеди, выводимые из этих принципов.
В Новом Завете есть прямые утверждения о том, что Иисус несет Свое, иное учение, отличающееся от Закона Моисея, именно неслыханное ранее:
"И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи." (Мф.7:28-29).
"И, слыша, народ дивился учению Его." (Мф.22:33).
"Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его." (Мк.11:18).
"И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях," (Мк.12:38).
"...Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека."(Деян.5:28).
Хотя ядром Учения Христа также, как и Закона Моисея есть заповедь любви к Богу и к ближнему, но есть и принципиальные отличия. Учение о Церкви было тайной для человека. Христос открыл это Своим верным.
"...Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его," (Кол.1:26).
"...Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения." (Кол.2:2-3).
"Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах," (Кол.4:3).
"...Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем," (Еф.1:9).
"Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,"(Еф.3:2-5).
"...И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом," (Еф.3:9).
Новое, что принес Христос в Своем Учении, в той же Нагорной проповеди, это назидания о молитве, о посте, о милостыни. Все это отличалось от того, чему были научены иудеи, и от того как реально поступали. Принципиально отличается идея о воздаянии в Ветхом Завета, от идеи о воздаянии в Новом Завете. Принципиально другое учение о браке и разводе. Разве сейчас по Новому Завет можно заводить несколько жен? У христиан другой статус перед Богом по сравнению с иудеями. Христиане – дети Божьи. Об этом свидетельствует пребывающий в них Святой Дух. Другой принцип поклонения Богу, священство же и жертвоприношение отменены. Христиане получают Святого Духа, что было недоступно иудеям.
Своды принципов как Ветхого Завета, так и Нового это совсем не то, что можно напрямую использовать как заповедь.  Но законникам для обличения, для манипулирования людьми нужны не законы, а заповеди и повеления. Но именно за этим продолжаются экскурсии в Ветхий Завет. Говорят – “принцип”, а ищут заповедь. Если же ищут действительно некий принцип, то для того, чтобы вывести заповедь. Пример, подобным образом используют для оправдания абсолютного воздержания от спиртного стих: "Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!" (Авв.2:15). Но в этом стихе осуждается злоба к ближнему, подлые поступки в отношении ближнего. Как можно увидеть здесь принцип абсолютного воздержания?
Принципы извлекают из аллегорий, из несущественных второстепенных деталей.  Пример, “…Тщетно пытался я там выискать и обряд высушивания банных веников на Троицын День, и в неискушенной простоте обратился за разъяснениями к пресвитеру. Тот, в свою очередь, немало подивившись моей опасной дотошности, объяснил, что все это - напоминание о том, что когда три ангела пришли к Аврааму, то они расселись точно под такими березовыми ветками…” (). Источник здесь. Из аллегорий Ветхого Завета выводятся практики для христиан. Нарушение этих практик считается грехом.
Принципы появляются как результат неправильно понятых стихов или просто как результат обмана и подтасовок. Таким образом Учение Христа дополняется законом, придуманным людьми. Это есть законничество. Цель законничества – захват власти над верующими, захват власти в общине, захват власти в братстве. Законники придумывают закон не для собственного употребления: "Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них." (Лк.11:46). Хотя последователи, эпигоны или те, кто появляется в общине позже, могут этого не понимать, а просто фанатично исполнять то, что им велят.
Всякие идеи, взятые как заповеди с Ветхого Завета, – о почитании субботы, о запрете в пищу крови, о десятине, о форме одежды (особенно для женщин) и многие другие, – умерли вместе с Ветхим Заветом.
Колесник В.Г.
15.10.2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий