Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

пятница, 5 августа 2016 г.

Рождение свыше


Рождение свыше

“Родится свыше” – эта фраза в Библии появляется всего один раз в Евангелии от Иоанна: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше." (Ин.3:3-7). В религиозном мире она очень часто произносится и пишется, и не менее часто искажается или неправильно толкуется. Но проблема в том, что искажается не просто фраза, но Учение Христа.

Быть рожденным от Духа – это метафора. Но если рассмотреть сопоставление: “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.” (Иоан.3:6), то сложно представить себе рождение от Духа в тех образах, что отражают физическое рождение ребенка. И, следовательно, это сопоставление отражает иной аспект. Этот факт отражает скорее происхождение, а не процесс рождения.
Иисус не говорит о том, что надо сделать. Но говорит, каким нужно быть. В греческом языке хоть и использован глагол, но он в сослагательном наклонении и пассивном залоге: “быть рожденным”. Это совсем не предполагает повторное рождение. Это также не предполагает повторное рождение по своему решению, по своей воле. То есть, предполагается быть подобным тем, кто на небесах, вверху. Необходимо приобрести те качества, которыми обладают небесные существа. Далее Иисус уточняет, какие именно необходимы качества. Христос не предполагает совершение какого-то одноразового действия, акта, поступка. Тем более, что человек действительно не может родиться физически еще раз. Иисус предполагает рождение не снова, не опять, а свыше.
Никодим же отреагировал, как подавляющее число читателей, поверхностно: “Если быть рожденным, то надо родиться”. То есть, должен совершится некий акт, событие. Потому Никодим и стал переспрашивать: “…Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” Так отреагировали и переводчики Нового Завета. Но Иисус не призывает заново родиться.
В Новом Завете есть также понятие “Дитя Божье”, например: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин.1:12-13). “Рождение свыше”, “Рождение от Духа”, “Рождение от Бога”, “Дитя Божье” – это родственные понятия, более того, речь идет об одном и том же. Несмотря на частое их употребление религиозными людьми в литературе и в устной речи, смысл их не вполне понимается. Как правило, рождение от Бога или рождение свыше ассоциируют с водным крещением. Но это не так. Эти понятия – рождение от Бога или рождение свыше об одном и это метафора, основанная на личностном или (и) поведенческом сходстве детей и родителей. Если сын своими добрыми и разумными делами и поступками повторяет отца, то о таком говорят, что он истинно сын этого отца.  Если же сын хулиган, дерзкий и своевольный, а отец благоразумный и добросовестный, то с сожалением и иронией говорят, что отцом у него является некто другой – сосед, если тот буян и пьяница. Говорят также: “Яблоко от яблони далеко не катится” – если и отец, и сын беспутные. Эта же идея в Библии: "Вот, всякий, кто говорит притчами, может сказать о тебе: "какова мать, такова и дочь". Ты дочь в мать твою, которая бросила мужа своего и детей своих, - и ты сестра в сестер твоих, которые бросили мужей своих и детей своих. Мать ваша Хеттеянка, и отец ваш Аморрей." (Иез.16:44-45). Единство отца и сына по делам и лежит в основе понятий “Рожден от Бога” или “Рожден свыше”.
Новый Завет призывает последовать Господу в делах: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные," (Еф.5:1), – и – "Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света," (Еф.5:8). И если человек так поступает, то он и становится дитем Божьим: "Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире," (Флп.2:14-15), – и – "И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель." (2 Кор.6:18). И еще: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими." (Мф.5:9). Это такое поведение человека, что о нем могут говорить: “Ты как будто рожден на небесах”.
Идея духовного родства упоминается не только в отношениях между людьми и Богом: "Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха." (1 Пет.3:6). Иными словами здесь сказано: “Если вы делаете добро и ничего не боитесь, то вас можно назвать детьми Сарры. Так как она так поступала. Вы едины с Саррой по своему образу жизни как дети и мать”. Если Бог нас называет детьми Сарры, то это не значит, что мы непосредственно родились от Сарры. Иудеи заявляли, что они дети Авраама. Иисус упрекает иудеев в том, что они по духу, по характеру, по делам не являются детьми Авраама, хотя по крови и являются потомками: "Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы." (Ин.8:39). И вот еще одно утверждение в негативной формулировке: "Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный." (Втор.32:4-5). Или вот такая фраза: "...И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф.23:30-33), – иными словами то, что сказал Иисус, можно выразить еще и так: “Вы заявили, что те, кто убивал пророков, есть ваши отцы, а вы их плотские дети. А своими делами вы показываете, что между вами и вашими отцами есть еще не только плотское, но  и духовное родство”.
Но для христиан более важным есть именно позитивный аспект духовного родства. Как христианин может быть действительно дитем Божьими, и существуют ли свидетельства того, что он уже необратимо стал дитем Божьим?
Итак, рожденный от Бога – это тот, кто любит ближнего: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога." (1 Ин.4:7). Рожденный от Бога – это тот, кто любит Бога и верующий во Христа (верный Христу): "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него." (1 Ин.5:1).
О рождении свыше делают вывод по результатам, по поступкам, по делам христианина. Рожденный от Бога – это тот, кто праведен: "Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него." (1 Ин.2:29). Из этого стиха следует важное замечание, а именно: Как праведность – это процесс, так и рождение свыше – это длительный и длящийся процесс. Это, в отличие от рождения младенца, не разовый, не одномоментный акт. Это есть результат духовного взросления. Это труд души верующего. Верующий формирует убеждения и внутренние установки нового образа жизни и старается жить по-другому.
Люди приходят к Богу с уже сформировавшимся характером. У разных людей разные характеры. У одного человека может быть один набор положительных и отрицательных качеств, у другого другой набор. Один человек совершенно равнодушен к эротике и порнографии, но есть в большей или меньшей степени страсть к спиртному. Другой может быть одновременно милосердным, отзывчивым и гостеприимным, но вспыльчивым и порой грубым со своими ближними. То, что положительно, человек получил либо воспитанием в детстве, либо имел по Божьей уже в характере. Негатив в характере тоже допущен по воле Божьей, либо как результат воспитания, либо как плохая наследственность. И вот такими люди приходят к Богу.
Человеку, имеющему слабости в характере, предстоит изменить себя. Ему предстоит то, что есть плохого в его характере погасить, а то, что есть хорошего разжечь. Это тяжкое занятие. Но именно поэтому мы сразу, после крещения, будучи совершенно чистыми от греха не уходим к Богу на небеса. Но остаемся на земле. Оставаясь христианами мы учимся смирять себя, свою гордость, обуздывать свои страсти, искренне служить ближнему. Помощник в этом нам Святой Дух и Христос. Достигнем мы совершенства или нет – это другой вопрос. Но стремиться должны мы к совершенству изо всех сил.
Рассмотрим пример. Человек стал христианином. Ложь для него и в миру была неестественна, как неестественно просто так отрезать палец. Но вот вспыльчивость и грубость не есть неестественны. Такое еще у него случается. Ему предстоит научиться справляться и с этой страстью так, чтобы она стала для него неестественной, как и ложь. И остальные страсти точно также должны быть погашены.
И есть христиане, которые так себя изменяют – растут духовно. Христианин, который на этом пути продвинулся, который уже существенно подавил свою плотскую натуру, который уже научился быть милосердным и сострадательным, и есть тот, кто рожден свыше. 
Учение Христа говорит, что рожденный от Бога не грешит: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога." (1 Ин.3:9), – и – "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему." (1 Ин.5:18).  Да, это так, рожденный от Бога не грешит, потому что это неестественно для него, это не его природа. Лев не ест травы – это не его природа. Коза не будет есть из корыта, из которого ели свиньи. Потому что она вот такая. Рожденный свыше не грешит, потому что он вот такой. Рожденный свыше – это тот, кто сформировал сильные внутреннее убеждения.  Они вошли ему в подсознание. На его поступки не влияют ни страсти души, ни внешние обстоятельства. Он не грешит не потому, что стыдится людей или боится Бога. У него – "...чувства навыком приучены к различению добра и зла." (Евр.5:14). Он не грешит автоматически, подсознательно, не задумываясь. Для такого человека праведность уже стала инстинктом. Помощь ближнему стала для него безусловным рефлексом на нужду. Просто он стал таким.


На рисунке показано то, в какой находятся люди в зависимости от их отношения к Богу и от их духовного возраста. От того, в какой категории находится человек и определяет его шанс на спасение. Среди всех людей, живущих на земле (внешний круг А) есть группа большая людей, кто считает себя верующим в единого Бога (или, что тоже, во Христа) – круг Б. Внутри круга Б, то есть, среди людей этой группы есть меньшая группа (В), кто покаялся, крестился и стал членом христианской общины. В данном случае под христианской общиной подразумевается община, вероучение которой в большей или меньшей степени совпадает с Учением Христа. Внутри этой группы (В) есть еще меньшая группа (Г). Это те, кто рожден свыше. Далеко не все члены христианских общин являются рожденными свыше (рожденными от Бога). Именно эта группа (Г) и уйдет на Небеса.
Хочется настоятельно и убедительно заявить, что такой уровень праведности достижим. Это не фантастика. Таким и может, и должен стать каждый из нас. И еще одно замечание. Пока мы христиане, даже достигнув высокого уровня духовности, живем на земле, мы остаемся во плоти, и из-за этой плотской оболочки мы слабы и согрешать все-таки будем. Но это будет случаться значительно реже, это будет вызвать в душе сожаление и огорчение, и это будет вызывать немедленное покаяние и стремление очиститься от греха, вспышку ревности по Богу.
Ведь не тайна для зрелых христиан, что греховные страсти по мере духовного взросления укрощаются. Если говорить о той же вспыльчивости, то в начале пути за день невоздержанный человек мог грубо огрызнуться и пять, и десять раз, а по прошествии времени подобное случается раз в три или в четыре недели, а то и реже. Это уже есть признак рождения свыше.
И так происходит не только в отношении одной страсти, но постепенно меняется вся душа: "Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё." (Мф.13:33). Не останется в душе клетки, которая не будет затронута Словом Божьим. Будут выметены все углы. Из души – этого, залитого грязью, подвала будет вычерпано все: "Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их." (Притч.20:5). Следствие и характеристика рождения свыше – полная победа над миром: "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша." (1 Ин.5:4).
Ребенок рождается в мир и его не спрашивают, хочет ли он родиться или нет. У него нет выбора. С рождением свыше другая ситуация – у людей есть выбор. Христос дает повеление быть рожденным свыше не только Никодиму, но каждому человеку. То есть, становление такого качества человеческой личности как “рожденный свыше” зависит от человека, от его выбора. Каждому человеку возможно достичь такого уровня духовности и это зависит от него самого. Христос дал повеление, которое выполнимо. Очень трудное, но выполнимое. Его слова следовало понимать буквально – изменитесь. Написано:  "Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились." (Ин.1:11-13). То есть, Христос дал возможность быть детьми Божиими, но этой возможностью надо воспользоваться. И уже от человека, кто покаялся и принял крещение будет зависеть, станет ли он дитем Божьим. И не следует видеть в Его словах замысловатые образы или упрощенную формальную церемонию.  Христос же помогает человеку в его духовном взрослении.
И еще одно сравнение – рождение еврея и рождение свыше христианина. Еврею, для того чтобы стать представителем избранного Божьего народа надо было просто родиться. Он рождался, его обрезали, и он становился подзаконным Моисею. И в этой ситуации выбора перед человеком не было. Как в случае физического рождения любого человека, так и в случае рождения еврея в эпоху закона, от человека не требовалось каких-либо усилий. В случае рождения свыше требуется смирение и послушание.
Рождение свыше – это не мистический таинственный процесс, но последовательный постоянный личный выбор христианина. Это труд следования за Христом: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных." (Мф.5:44-45). Какие бы метафоры в Новом Завете не использовались, то, что должен делать христианин, – просто и понятно – смирить себя перед Христом и следовать за Ним.
Рождение от Слова: "...Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек." (1 Пет.1:23), – это тоже рождение от Бога. Слово в буквальном понимании не пребывает вечно. Вечен – Бог.
В отношении рождения свыше много ошибочных представлений. Рассмотрим некоторые из них.
Цитата из проповедей Уэсли: “Рассмотрим выражение: «Всякий, рожденный от Бога». На основании места Писания, где мы видим выражение: «рожденный от Бога», мы можем сказать, что это не означает водное крещение, или какое-либо внешнее изменение. Оно означает огромную внутреннюю перемену в душе человека при воздействии Духа Святого, результаты которой мы ощущаем в жизни . нам кажется, что мы перешли в иной мир. Значение данного выражения легко понять. Когда мы переживаем эту великую перемену, правильно будет заметить, что мы рождаемся заново, потому что существует большое сходство между этим и естественным рождением.
И еще одна цитата: Другими словами, претерпеть духовное преобразование, в результате которого человеку открывает доступ из царства тьмы в Царствие Божие.(The Bible Knowledge commentary. Edited by John F. Walvoord Roy B. Zuck. Russian edition. © 1992 by Slavic Gospel Association.  Комментарий на Ев.  от Ин.3:3).
Авторы пишут о глубокой внутренней перемена верующего, рожденного от Бога. Да действительно, рожденный свыше – это во многом другая личность. Изменение души верующего действительно может сопровождаться сильными переживаниями. Но рождение свыше не результат переживаний. Это результат постепенного и напряженного труда. Это и труд души – самоконтроль, и серьезное и постоянное изучение Слова Божьего, и молитва, и служение ближнему.  Переживание же – это нечто такое, что человек вряд ли может инициировать сам. Совершая труд, труд упомянутый выше, человек может дождаться или не дождаться переживания. Переживание может прийти или не прийти. Это не в воле человека, это в воле Божьей. Вряд ли Христос требовал от верующего переживание, а вот труд и смирение души требовал. То есть, переживание – это не рождение свыше.
Ответ православного священника на вопрос о рождении свыше: Родиться свыше, т.е. от Бога - это значит получить, благодаря искупительным заслугам Христа, обильную перерождающую падшего человека благодать Духа Святого. Это никакое не психическое расстройство, не обман или иллюзия, но объективная реальность. Это испытывает каждый искренно обращающийся к вере во Христа человек в купели крещения, если он должным образом подготовлен к этому. Бывает, что в момент крещения человек не чувствует возрождения свыше, и тогда ему должно по созревании ощутить это возрождение в покаянии, которое восстанавливает в человеке благодать крещения во всей ее силе. Я пережил это рождение свыше именно в таинстве покаяния, так как крестили меня во младенчестве. Но проявилась именно благодать, дарованная в крещении. (Церковь Иоанна Богослова > Главная страница > Архив > Архив по номерам > Ответ отца Олега Моленко ).
Этот комментарий к понятию “Рождения свыше” абстрактный. Он порождает массу вопросов. Благодать, дарованная в крещении. Что это? Что чувствуют младенцы? О каком перерождении падшего человека можно говорить в отношении младенцев? Мой вопрос учитывает то, что православные крестят младенцев. Для младенца крещение – это только дискомфорт. Кроме того, мало ли что человек может чувствовать. Библия не говорит о том, что человек может чувствовать свое изменяющееся духовное состояние. Человек может осознавать себя другим: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть." (2 Кор.13:5). И еще. Мы ничего не получаем в таинствах. В христианстве нет таинств: "Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов." (1 Кор.2:15-16).  Рождение свыше – это не водное крещение и это не мистика.
Водное крещение – это одномоментный акт. Но изменение души христианина достигается постепенным трудом, а не штурмовщиной или героическим подвигом. Именно изменившаяся душа и готова к героическому подвигу.  А пока новообращенный еще согрешает. Водное крещение, каким бы искренним покаянием или переживанием не сопровождалось, остается только шансом ко спасению. Шансом, который вполне может быть потерян. Еще и поэтому рождение свыше не является водным крещением.
Еще одна цитата: Что означает родиться свыше? Большинство людей считают, что родиться свыше означает отказаться от своей прежней греховной жизни и, уверовав в Иисуса, начать новую жизнь. Однако это не так. Конечно, хорошо если вы начнете новую жизнь с верой в Иисуса. Но само по себе это не означает ни родиться свыше, ни быть спасенным. Когда Библия говорит нам, что мы должны родиться снова от воды и Духа, это означает, что "грешники должны покаяться, уверовать в крещение Иисуса и кровь на Кресте и, тем самым, получить прощение грехов в своем сердце и стать праведниками". Иными словами, это означает родиться свыше. И это не есть нечто такое, что исходит от самого человека, но то, что исходит от Бога.
И в этом объяснении полно абстракций. Что значит: “Уверовать в крещение Иисуса”? Что значит: “Прощение грехов в своем сердце”? Что значит: “И это не есть нечто такое, что исходит от самого человека, но то, что исходит от Бога”? Что именно исходит от Бога? А “стать праведником” хоть как-то зависит от человека? Что конкретно должен делать христианин?
Можно не сомневаться, Христос, давая повеление: “…Должно вам родиться свыше…”, дает и понимание этого повеление, и силы, чтобы его исполнить. От нас же, христиан, зависит его исполнение и это есть наша надежда.
Колесник Валерий
06.10.2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий