Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

пятница, 26 августа 2016 г.

Вероучение конфессии VS Учение Христа

Вероучение конфессии VS Учение Христа

Христианский мир разделен. Основная причина – человеческая гордость: “Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?” (Иак.4:1). Разделение как нечто видимое проявляется прежде всего в ритуале. В социальном, в общественном плане интенсивность разделения различная – от мирного сосуществования и терпимости до откровенной вражды, и это тоже видимо. Но есть нечто, что появляется одновременно с появлением очередной конфессии и затем закрепляет эту конфессию как очередной осколок христианского мира навсегда, и это нечто не всегда видимо.
Конфессиональное вероучение (КВ). Речь идет о вероучении или исповедании конфессии, о конфессиональном вероучении (рис.1). КВ содержит:
·         принципы и утверждения, которые определяют отношения членов конфессии и Христа в самом общем виде;
·         всевозможные ритуалы, исполняемые в конфессии;
·         записанные и неписанные правила определяющие, общественную и личную жизнь членов конфессии.
Учение Христа (рис.2) содержит в основном общие принципы (теологию) и правила взаимоотношений между людьми.
 
КВ всегда уникально, чем отличает эту конфессию от других. Если конфессия, хоть каким-то образом исповедует Христа, то ее КВ хоть как-то пересекается с Учением Христа (рис.3). КВ может иметь общие принципы, ритуальные требования или правила, которых нет в Учении Христа. На рис.3 – это зона 1. КВ может иметь теологические принципы или правила, которые совпадают с теологией Христа и (или) с заповедями Христа. На рис. 3 – это зона 2. В Учении Христа могут быть общие принципы и(или) правила, которых нет в КВ. На рис. 3 – это зона 3.

 



Пример. Требования внутри некоей конфессии запрещают своим членам принимать участие в различных выборах (в парламент, президента, местные), чего нет в Учении Христа. Это требования зоны 1. КВ, как и Учение Христа осуждает пьянство. Это зона 2. Учение Христа объявляет божественная природа Христа, чего нет в КВ. Это – зона 3.
КВ уникальные, несмотря на то, что они могут совпадать с Учением Христа больше или меньше. Чем меньше общего между КВ и Учением Христа, тем меньше зона 2. Например. КВ различных групп верующих рождалось как правило искажением Учения Христа. Общего (зона 2) обычно всегда было немного. Но могла быть ситуация, когда рождалось вероучение, которое приближалось к Учению Христа. В этом случае зона 2 становилась больше. Пример – протестантское вероучение Лютера.
Иудейское вероучение. Иудейское вероучение, что существовало во времена служения Иисуса Христа, тоже является вероучением частично человеческим.
Мк.2:14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
Мк.2:15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
Мк.2:16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Запрете иудеям есть с грешниками – может выглядит благочестиво, но грешниками иудеи называли людей порой не обосновано. Добавлением к закону Моисея (зона 1) были фарисейские заповеди – предания старцев.
Мф.23:1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
Мф.23:2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
Мф.23:3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
Мф.23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
Бремена неудобоносимые – это есть надуманные запреты и повеления – предания старцев. Иисус говорит о том, что надуманные запреты и повеления весьма трудны в исполнении. Иисус осудил фарисеев за то, что они выбросили из своего вероучения нечто важное. Хотя формально никто не кроил закон Моисея. Но фактически многие важные дела они просто перестали выполнять как будто их и не было в законе.
Мф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Мф.23:24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Мф.23:25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Мф.23:26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Фарисеи фактически выбросили из своего вероучения любовь к ближнему. И результате из закона Моисея получилось сухое дерево.
Рим.10:3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
Вот пример более поздних добавлений в вероучение иудеев.
День (Abod. Zar; folio 3, b) имеет двенадцать часов. В течение первых трех Бог сидит и изучаеть закон; в течение трех следующих он судит мир; в течение еще трех часов он занят его прокормлением, потом, удовлетворившись своими девятью часами работы, он садится, зовет Левиафана, царя рыб, и играет с ним. Левиафан же этот, (Baba Bathra, a et b) страшное чудовище, ибо, по утверждению талмуда, он, может, не подвергая свою глотку опасности, проглотить рыбу в 300 километров длины. Поэтому, из боязни, чтобы потомство этого великана не переполнило мир и не погубило его, Бог выхолостил Левиафана и убил его самку; он засолил ее мясо, и эту солонину едят в раю избранные. Что же делает Бог затем, когда приходит ночь? Рабби Менахем  (85) уверяет нас, что сначала он изучает талмуд с ангелами, но эти последние  не единственные, с кем Иегова обсуждает эту священную книгу, ибо Асмодей, царь злых духов, поднимается тогда на небо, чтобы принять участие в беседе.  (86) Затем Бог танцует с Евой, помогает ей одеваться и расчесывает ей волосы. (Флавиан Бренье. Евреи и Талмуд.)
Это уже не просто фантазии. Это бред в горячке.
Иногда с вероучением соотносят символ веры. Тексты символов веры звучит красиво и благочестиво. Символы веры выглядят безобидно. Но, как говорят, черт скрывается в деталях. Детали – это неписанные правила внутри конфессии. Вот пример.
Символом веры у иудеев была Шема, перед которой и сейчас всякий человек должен склонить голову и при ее объявлении сказать “Аминь”.
Втор.6:4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
Втор.6:5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Втор.6:6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
Втор.6:7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
Втор.6:8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
Втор.6:9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
(Первая часть)
Но был и черт в деталях.
Мк.3:1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
Мк.3:2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
Мк.3:3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
Мк.3:4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
Мк.3:5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Мк.3:6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
Неписанное правило запрещало исцелять в субботу. То есть, бездумное сочинение “благочестивых” запретов привело к созданию человеконенавистнической системы.
Зарождение конфессии. Иногда КВ зарождается как обновление существующего внутри конфессии, вероучения. Как, например, зародилось протестантское вероучение. Но иногда возникновение КВ – это появление ереси. Речь идет о КВ Свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов.
Причина искажений. Причины того, что Учение Христа искажается различные.
·         Субъективные страсти. Гордость и собственные предрассудки не позволяли изменить точку зрения на какую-то библейскую идею. Чем прославились Августин и Кальвин.
·         Мирское мировоззрение. Это подобно тому, как в учение Церкви пытался прорваться гностицизм.
·         Конфессиональная или социальная принадлежность. Как, например, появилось социальное евангелие. Учение Христа искажалось в угоду социальным группам.
·         Отсутствие духовного видения. Нет водительства Святого Духа. Теплым, номинальным христианам Бог не открывает глубины своего учения.
·         Сложность понимания Библии.
Понимание Учения Христа предполагает большой труд по изучению Библии, предполагает знание древнегреческого и древнееврейского языка.  Такой уровень образования мало кто достигал. В настоящее время современный исследователь Библии оснащен компьютером и десятками программ для работы с Библией. Об этом в прошлые века исследователи могли только мечтать. Когда же этого не было, тогда некоторые честолюбивые люди вместо изучения Библии просто придумывали собственные доктрины и ереси.
Разномыслие и конкуренция. Очень хотелось бы, чтобы среди христиан было однообразное и глубокое понимание Учение Христа, чтобы не появлялись различные вероучения, как грибы после дождя. Но они появляются. Они являются одной из причин разделения между христианами. Доходит до вражды между конфессиями. И, тем не менее, Бог допускает разномыслие и существование различных КВ. И в этом есть Его Божественный промысел.
В Первом послании Коринфянам есть такие слова.
1 Кор.11:18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
1 Кор.11:19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Перифраз девятнадцатого стиха такой: “Надлежит быть направлениям (учениям, выбору) в вас, чтобы пригодные стали явными среди вас”. Подразумевается, что допускаются разные направления в мыслях, образе жизни, в понимании Учения Христа. И со временем откроются и станут явными те идеи, что полезны с точки зрения духовного роста и единства Церкви. Более детально здесь.
То есть, Бог допускает конкуренцию идей и предлагает людям оставить оценку идей на какое-то время. Со временем обнаружится реальная ценность того, как понимает человек идею Нового Завета. А пока не следует конфликтовать. Время покажет, кто прав. А вот люди как раз конфликтовали. Конфликтовали из-за понимания Вечери Господней Лютер и Цвингли. Конфликтовали новообрядцы и старообрядцы о направлении крестного хода – посолонь или противосолонь.
Суть этих конфликтов высмеял Джонатан Свифт в “Путешествиях Гулливера”.
Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов, посвященных этой полемике, но книги Тупоконечников давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности. Источник здесь.
Конфликтов было много и им не конец. Бог допускает конкуренцию мнений. Религиозная конкуренция дала подвижников, лучшее понимание Учения Христа. Бог допускает существование ересей, но до поры.
Мф.13:24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
Мф.13:25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
Мф.13:26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Мф.13:27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Мф.13:28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Мф.13:29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
Мф.13:30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Эта притча имеет отношение и к людям, и к государствам, и к конфессиям, и к КВ. Но Бог допускает конкуренцию мнений, фанатик нет. И потому конкуренция мнений и идей часто превращалась в кровопролитие.
КВ деградируют. Если конфессия существует какое-то время – 100 – 200 лет, то вероучение консервируется, цементируется и застывает навсегда. Изменить его уже не может никто. Конфессия же начинает разлагаться. Практически во всяком религиозном движении с какого-то момента начинается стагнация, деградация и умирание. Почему так? Потому, человеческие учения превращаются в нечто извращенное и человеконенавистническое.
Мк.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Мк.7:9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Мк.7:10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
Мк.7:11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
Мк.7:12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
Богу такие учения и КВ не угодны. Парадигма умирает вместе с носителем. То есть, умирают люди, кто придерживается КВ, и исчезает вероучение.
Идентификация. Для конфессий больших и малых исключительно важно, чтобы к ним шли люди. А для этого себя надо выделить, показать, преподнести в лучшем свете. Для этого необходимо собственное вероучение. Оно им нужно для идентификации. В конфессию собирают тех, кто принимает КВ. Но любая идентификация – это уже отделение от Христа. Происходит подмена веры в Бога вероучением. Чем дольше существует КВ, тем больше оно выхолащивается. Учение Христа уходит из КВ, как это показал Христос. И уже нет христианских конфессий, но есть фан-клубы “Баптисты”, “Харизматы” и т.п. Для них небесполезным будет совет: “Будьте фан-клубами. Никто не запрещает. Но не называйте себя праведными и спасенными. Не называйте себя Церковью Христовой. Не называйте других неправильными. Не морочьте людям головы.”
Дела. Идентификация христианства должна быть не вероучением, не особым знанием, не “правильным” преподаванием, а делом.
Христос учит христиан свидетельствовать о себе, но не КВ, а праведной жизнью.
Мф.5:14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Мф.5:15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Мф.5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Более того, праведность – это любовь к ближнему, и это есть главное свидетельство того, что человек – христианин. Любовь ближнему идентифицирует христиан.
Иоан.13:35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
“Правильная” учеба. Есть конфессии, которые считают, что если правильно учить, то в этом залог спасения. Кто правильно учит, тот спасен. Увы! Еще нет!
Иудеи имели не просто лучшее вероучение. Они имели идеальный закон, в то время, как остальные народы не имели никакого закона. И это не спасло их.
Рим.2:17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
Рим.2:18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
Рим.2:19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
Рим.2:20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
Рим.2:21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
Рим.2:22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: <не прелюбодействуй>, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
Рим.2:23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
Рим.2:24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Почему так произошло? Потому, что не жили по закону. Фактически, своим образом жизни они усекли закон Моисея.
Мк.7:13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Если кто-то заявляет, что имеет верное вероучение, и поэтому спасен, то пусть знает, что это ничего не значит. Это не более чем религиозное чванство и гордость. Более того, автору неизвестны конфессии, у которых вероучение полностью совпадает с Учением Христа.
Уничтожение. Беда человеческих вероучений в том, что позже фанатики их используют не просто для обличения и для исправления, а для подавления инакомыслящих (пример), для устранения неугодных. История церкви обильно полита кровью верных и, как правило, тех, кто исповедовал Учение Христа. Поэтому Бог уничтожает человеческие учения, прикрывающиеся Учением Христа.
Мф.15:10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
Мф.15:11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Мф.15:12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
Мф.15:13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
Мф.15:14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Конфессиональные вероучения – это растение, которое не Бог насадил. Все, что за пределами круга Учения Христа, со временем исчезает и как вероучение, и из памяти человеческой. Бог не просто искоренит, но и посмеется. Результат будет такой, что об этих заповедях и учениях будут вспоминать с иронией и насмешкой. Как сейчас забыли о постановления соборов. А если кто случайно находит их в библиотеке или в интернете, то реагирует улыбкой.
Правило 13.Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою.
Правило 17. Аще которая жена, ради мнимого подвижничества, острижет власы, которые дал ей Бог в напоминание подчиненности: таковая, яко нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвою.
Правило 18. Аще кто, ради мнимого подвижничества, постится в день воскресный: да будет под клятвою.
Правило 15. Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви.
Правило 20. Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников.
Правило 30. Не подобает освященному лицу, или причетнику, или монаху, мытися в бане с женами, ниже всякому христианину или мирянину: ибо сие есть первое обвинение от язычников.
Больше здесь.
Предупреждение. Бог допускает разномыслия как эксперимент, как учебу для людей. Но не снимается ответственность с тех, кто сознательно искажает Учение Христа.
Втор.4:2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
Откр.22:18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
Откр.22:19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Единство. Разные мнения в общинах, в конфессиях вполне могут быть. Но христиане сохраняющие разные мнения из года в год – ненормальное явление.  Те, кто имеют разные мнения, должны приложить максимум усилий, чтобы согласовать свои мнения. Разные мнения, это неразорвавшийся снаряд. Он может взорваться в любое время. Все должны совместить свои вероучения с вероучением Христа, совместить как совмещают оптические круги в бинокле, совместить между собой и с Учением Христа.
Рим.12:16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
Рим.15:5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
Еф.4:13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Каким образом? Каким образом можно создать или вернуть единство христиан? Каким образом следует поступать, чтобы КВ стали соответствовать Учению Христа? Собственно, каким образом вместо вероучение конфессий было заменено Учением Христа. Бог учит:
Иер.6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем".
То есть, надо вернуться к истокам – к Новому Завету. Ветхий Завет надо исключить как источник закона – источник правил и заповедей. Ветхий Завет полезен только как иллюстрация природы Бога, как хрестоматия. Во Христе христиане имеют полноту. То есть, в Новом Завете мы имеем все, что определяет жизни христианина на земле сейчас. Источник здесь. Новый Завет предстоит исследовать очень тщательно, отбрасывая собственные амбиции и предубеждения, отбрасывая конфессиональные стереотипы. И если такое старание будет, то
Фил.3:15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
Дополнительное замечание. Люди упрекают евангельских верующих в том, что Бог один, а конфессий много, и потому они не с ними. Критики имеют ввиду то, что у всех конфессий различные вероисповедания и оценивают это как признак слабости и беспорядка. Критикам следует объяснить, что у каждого человека за пределами конфессий тоже есть свое личное вероисповедание (как это не странно может для него показаться), что оно индивидуально и что оно, как правило, намного хуже, чем у верующих “сектантов”. Конфессии разделены. Да! Но за пределами конфессий разделены все. В миру отделен каждый от каждого. Каждый эгоист каждому. Даже в семьях. Так что меньше пафоса господа.
Вывод. Каждое очередное конфессиональное вероучение чаще всего получалось как результат очередного искажения Учения Христа. Но более 100 лет назад в Европе Учение Христа подверглось массированной атаке атеизма, критиков Библии и сторонников гипотезы эволюции. В результате искорёженное, искаженное, изувеченное, обрезанное Учение Христа окончательно было выброшено из общественной жизни европейских стран. Конфессиональным вероучением общества стал суррогат, называемый гуманизмом, что есть жалкое подобие Учения Христа. КВ наполнились мирскими сентенциями, человеческими фантазиями, а порой и мистикой. Личные вероучения многих людей были заменены эволюцией и атеизмом. Среди христиан распространилась мистика и оккультизм. Именно это состояние как личной души человека, так и европейского общества в целом стало причиной двух войн в Европе – самой продвинутой части земного шара.
И теперь каждому человеку в отдельности предстоит вернуть Учение Христа в свое личное вероучение. Каждой конфессии предстоит совместить свое конфессиональное вероучение с Учением Христа.  Человеческому обществу в целом предстоит вернуть Учение Христа в свое мировоззрение. Только в этом есть шанс общества на развитие и вообще на существование.
Колесник Валерий
26.08.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий