Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

вторник, 13 сентября 2016 г.

Как организовать христианскую общину


Как организовать христианскую общину

Точнее статья должна называться так: “Как самостоятельно организовать самостоятельную независимую автономную христианскую общину”. Именно об этом будет идти речь.
В нашем украинском обществе много верующих людей. Вера этих людей стихийная. Знания о Боге отрывочные. Личный опыт случайный и фрагментарный. Человек немного о Боге слышал, немного читал. Имеет какие-то наблюдения. В общем, точка зрения такого человека – Бог есть. И есть какой-то интерес к Богу. И вера в Бога таких людей – это вера в то, что Бог есть и не больше.
Эти люди не “воцерковленные”. То есть, они не являются членами каких-либо конфессий. И, либо не имеют интереса к религиозным общинам, либо даже настроены против них. Тем не менее, у них есть интерес к духовному миру, интерес к Богу. Внутренне они обращены к Богу и интерес к духовному миру есть. Познавательная беседа для них нужна. Подсознательно они хотели бы узнать о духовном мире больше. Они хотели бы общаться, но чтобы общение это было не назойливым. Если кто-то из них оказывается в храме православном или каком-либо еще, то это скорее случайно. От посещения же евангельских общин удерживает либо чувство независимости, либо страх, либо недоверие к тому, что они проповедуют. Последнее порой самое существенное. У людей недоверие к любым религиозным конфессиям и, соответственно, недоверие к любым религиозным общинам. В этом внутренний конфликт – к Богу интерес есть, но они не идут туда, где этот интерес может быть удовлетворен. Как этот конфликт можно разрешить?
Каждая из существующих в государстве или в мире называющих себя христианскими общин, как правило, принадлежат к какой-либо из конфессий. Различных конфессий много, за что их и упрекают: “Вас много”. Это заявление высказывается как упрек в том, что между ними нет взаимопонимания и сотрудничества. Все общины в мире в большей или меньшей степени зависимы от своей конфессии. Автономных независимых общин мало. Если они вообще есть. Если и встречается такая община, то это скорее какая-нибудь экзотика.
Но именно так и должны существовать общины. Общины должны быть автономны и независимы друг от друга. Общины не должны быть зависимы ни от государственной, ни от религиозной власти. Над общинами не должно быть никаких надстроек, никакой иерархии – никаких пап, митрополитов, епископов или архиепископов – никаких советов или комиссий. Ученики и апостолы Христа в первом столетии создавали именно такие общины. Единственный руководитель над всеми христианскими общинами был Христос. Хоть это и сложно понять.
Если человек боится, стесняется войти в общину или не верит никому, но духовное общение ему важно, то есть простой совет такому человеку – создай автономную христианскую общину. Это и сложно, и нет. Нет потому, что достаточно собраться вместе для этой цели: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Мф.18:19-20). Сложно, потому что затем надо будет общину сохранить, а это уже трудно.
Возможна ситуация, когда человек побывал во многих общинах и нигде не нашел пристанища. Нигде не понравилось. Хотя внешнее впечатление может быть обманчиво. Такому человеку тот же совет – создавай общину самостоятельно.
Заявляя такое автор вполне себе отчет, сколько вокруг этих слов может быть спекуляций. Джон Хаббард – создатель дианетики – сказал: "Если хочешь разбогатеть, создай свою религию". Дианетика – это идеология религиозного движения саентология. Но в этой статье идет речь не о том, как под видом религиозного движения создать систему выманивания денег. Эта статья о том, как создать реальную христианскую общину, члены которой будут жить в уважении и любви к ближнему и в страхе перед Богом. Игра на религиозных чувствах верующих всегда была и будет. Религиозные устремления верующего всегда будут использоваться для наживы всякими аферистами и проходимцами. Всегда будут манипуляции верующими. Это вполне возможно. Это могут быть и проходимцы со стороны, и члены общины. Также и сам инициатор создания общины в какой-то момент может поддаться искушению воспользоваться открывающимися возможностями. Но сам инициатор создания общины может и должен уберечься от злоупотреблений с деньгами. Спрос с него перед Богом всегда будет особый. Община всегда будет иметь дело с деньгами, с какими-либо другими ресурсами. Опасность злоупотреблений существует. Тем не менее, какие бы сложности не встречались на пути общин, их можно преодолеть. В религиозном движении проблемы были, есть и будут. То ли это проблемы общин внутри конфессии, то ли это проблемы автономных общин. Зрелые общины с ними справляются, побеждают их. Губительные последствия приходят для тех общин, где нет искреннего стремления жить по Божьим законам, где человеческое ставиться выше Божьего.
Мнение автора следующее: нормальное существование общины – автономия. Этот принцип безусловно подтверждается Новым Заветом. Община автономна, значит и рождение общины вполне может быть автономным, самостоятельным. Сейчас общины рождаются по инициативе или как результат благовествования представителя конфессии и, естественно, что вновь появившаяся община автоматически становится представителем и частью этой же конфессии. Несмотря на то, что любая новая община появляется в результате усилий человека или группы людей, которые являются уже членами какой-либо конфессии, и это стало нормой в религиозном мире. Но это не так уж нормально. Норма настолько сильная, что мирские люди обвиняют конфессии в том, что они создают сетевые маркетинговые структуры. Но какой бы сильной и распространенной не была существующая практика создания общин, новые общины вполне могут создаваться и вне конфессий. Один или два человека могут организовать первое собрание из родственников или друзей, из единомышленников. И эта группа имеет безусловный шанс стать христианской общиной. С точки зрения духовного роста христиан – укрепления веры, смирения дружбы и милосердия к человеку, – конфессия не имеет никакого преимущества перед автономной, независимой общиной, более того может и мешать духовному взрослению. Так уже было: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете." (Мф.23:13). Есть конфессии, которые став мирскими или подчинившись мирскому государству, не только не учат любви, но поощряют и благословляют убийство: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас." (Мф.23:15).
Следует уточнить, что речь идет о создании не религии, не вероучении, не конфессии, не религиозного движения, а о создании поместной общины. Поместная община – это община по месту жительства ее членов, а не жителей всего города или всего государства. Община – это группа людей, где каждый лично знает каждого. А если еще не знаком, то знакомство дело очень короткого времени. В православной системе поместной называется вся конфессия в пределах страны. Но общины, которые создавались учениками Иисуса, не были такими – они были общинами поместья, хутора, городка. Для нормального и естественного существования общины достаточно знать тех ее членов, кто живет неподалеку – в одном селе, или в одном микрорайоне, в одном городке, в одном многоквартирном доме, в одном подъезде. Хотя никто не запрещает быть знакомым с верующими и в других таких же общинах, и с верующими в различных конфессиях.
Иерархические религиозные системы (баптисты, православные, католики, Свидетели Иеговы и т.п.) есть потому, что есть люди с рабской психологией. Человек с рабской психологией – это человек, который не хочет брать на себя ответственность. Безропотно повинуется вышестоящим в любой обстановке – начальникам, хозяевам, господа, пастырям. Как писал Шевченко.
Село неначе погоріло,
Неначе люди подуріли,
Німі на панщину ідуть
І діточок своїх ведуть!..
 Несмотря на то, что в своем тесном мирке такие люди принимают решения, но исключительно только в пользу своей плоти. Вина за иерархию лежит на них большая, чем на иерархах. Люди, порой, даже если и видят ненормальность иерархической системы, не хотят уходить из этой системы. Не хотят думать, не хотят принимать решения. Еще одна проблема, но для тех, кто видит ненормальность и готов уйти из системы – некуда. Нет альтернативы. Но эта проблема решаема. Альтернатива – они сами.
Порядок создания общины. Вначале должно совершиться крещение тех, кто собрался и решил быть общиной, а затем изучение Библии, молитвы, общение, взаимодействие, взаимопомощь. О крещении как о заключении договора с Богом можно прочитать здесь.
·      Крещение. Иисус Христос не оставил Своим ученикам каких-либо ритуалов, кроме одного. Это крещение. Само действие схождения и окунания в воду, хоть и выглядит как ритуал, – это часть очень важного и существенного дела – заключение договора с Богом. Об этом можно почитать вот здесь. Человек принимает решение повиноваться Христу. Христос принимает решение взять человека под защиту и для воспитания.
·      Чтение Библии. Библию следует читать совместно и самостоятельно. Читать ежедневно. Чтение Библии – это разговор с любящим Отцом. Человек читает Библию – это значит, что он слушает Отца Небесного. Родителям всегда нравится, если дети их слушают. Новый Завет – это инструкция и том, как создавать общину, и о том, как существовать общине. Существование общины – это не самоцель, цель – учеба. Главное дело общины – учеба христианскому образу жизни. Нет учебы – нет смысла в существовании общины. Можно разбегаться. Но чтение Библии – это труд. Надо читать также и комментарии, и смотреть фильмы по сюжетам Библии, читать различные переводы Библии и сравнивать переводы. Если получится, то также читать подстрочный перевод Нового Завета с древнегреческого языка на родной. Библию читают и обсуждают совместно. Далеко не все становится понятно из прочитанного. Но это приходит. Библию читают от начала до конца, и затем снова с начала и так всю жизнь. Если же человек прочитал нечто и усвоил для себя какое-либо правило, то по такому правилу он и должен жить.
·      Молитва. Самое главное – молитвы слишком много не бывает. Второе. Молитва – это разговор с Богом. В молитве человек рассказывает Богу обо всем, что для него важно. И потому молитва – это разговор простыми и естественными словами. Бог призывает человека: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас." (1 Пет.5:7), – и еще – "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе." (Флп.4:6-7). Благодаря молитве Святой Дух помогает и человеку строить его христианскую жизнь, а общине помогает вырасти и стать зрелой. Святой Дух поможет и Библию правильно понимать, и принимать правильные решения в жизни. Все дела начинаются с молитвы. Все дела завершаются благодарностью в молитве. Молятся для того, чтобы лучше понимать Библию и лучше понимать все случается с человеком. Все новые идеи придут от Бога посредством молитвы. Молятся перед сном и с утра. Молятся в любой момент времени. Молитва вместо того чтобы гонять в сознании различные мысли из пустого в порожнее.
·      Взаимопомощь. Новый Завет учит: "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем." (1 Фес.5:15), – и еще – "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере." (Гал.6:10). Внутри общины должно быть взаимодействие и взаимопомощь. Но, более того, необходимо научиться угождать, искать что бы сделать хорошего, полезного, приятного. Друг для друга жертвуют и временем, и силами, и деньгами. Внутри общины отношения такие, как в благополучной хорошей семье, где все заботятся друг о друге. Из-за такого взаимодействия община всегда будет иметь дело с деньгами и с какими-нибудь ресурсами. И деньги могут оказаться причиной конфликтов. Подобные конфликты надо будет научиться разрешать мирно и продолжать оставаться общиной.
·      Проблемы в общине. Сколько бы община не существовала, внутри всегда могут возникать конфликты. В какой-то общине чаще, в какой-то реже. Причиной конфликтов может быть желание властвовать, жажда денег, гордость. Причиной может быть один человек, могут быть несколько членов общины. Кому-то очень сильно будет хотеться быть командиром. Община может совершать неразумные поступки, ошибки. Это подобно тому, как растут маленькие дети – иногда болеют, делают шкоду, уходят куда-то гулять, не спросив разрешения, не выполняют то, что им поручено. Но, тем не менее, растут и вырастают. Так и община должна разрешать конфликты, анализировать ошибки, исправлять их, и продолжать держаться кучки. Если кому-то надо каяться и извиняться, то он должен это делать – потому что Бог гордым противится. Если в общине нет авторитетного лидера, то это не значит, что община брошена на произвол судьбы. Христос пасет общину. Он рядом, только он дает право на выбор решений и право на ошибку. А люди должны уметь преодолевать ошибки – сначала давать оценку, а затем если это действительно ошибка, то исправлять ее. Никто категорически не должен настаивать, чтобы было по его мнению. Категорически надо только осуждать и отвергать реальный грех.
Едва ли не главная причина конфликтов в общине, едва ли не главная причина почему христианские общины деградируют, это требование к учителю: “Не говори того, что мне не нравится”. В православии не проповедуют вообще или проповедуют в микроскопических дозах. Не просто не говорят о том, что не нравится пастве, а вообще ничего не говорят. Если же и учат чему, то эта учеба поверхностная, никого не трогает. Так не было изначально, но так получилось. Произошла эволюция. Принцип “Не говори неприятного” довели до логического завершения – сейчас не говорят вообще ничего. Православный священник не обличает, не осуждает нарушителей заповедей Божьих, не дает оценки злым делам власти. Не обличается коррупция, взятки, воровство, блуд, ложь СМИ. Еще и ввели это в принцип церкви: Отец Алексей (Уминский): «У Церкви нет цели борьбы со злом». Источник здесь. Иоанн Креститель обличал зло, за что и был казнен. Иисус боролся со злом – обличал зло, за что и был казнен.
Общине важно учиться не допускать влияния со стороны. Автор отдает себе отчет в том, что во вновь созданную автономную общину будут стремиться войти всякие “учителя”, которые будут пытаться научить “правильно” поклоняться Богу, “правильно” служить Богу. И таких “учителей” будет очень много.  Как паразитов у бродячей собаки. По сути они и есть паразиты. При этом они либо вообще не будут держать в руках Библию для подтверждения своих слов, либо будут манипулировать Библией. Библия в целом и Новый Завет в частности трудны для понимания. Понять правильно трудно, но не невозможно. Христос предупреждает: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,” (Иак.3:1). То есть, не стремитесь становиться учителями с дипломом или без диплома. Тем не менее, есть много любителей поговорить, посоветовать, поучить другого. Спрашивать таких Бог буде более сурово, чем учащихся. Но и самостоятельно надо будет останавливать подобных.
Никому в общине нельзя захватывать власть. И община не должна кого-нибудь со своих превозносить или обожествлять. Но уважать авторитет надо. Со временем такие в общине появятся. Кто авторитетен не должен захватывать власть, не должен становиться командиром. Всякий, кому хочется руководить должен помнить, что с него и спрос будет больше. А когда Господь начинает человека спрашивать, отвечать очень трудно, а то и больно.
Еще одна опасность в том, что община со временем может остыть и распасться. Создать общину не сложно, сложно сохранить и вырастить (и самому вырасти вместе с ней). Это трудно. Христианский рост, рост реальной духовности можно сравнить с тем как путник пробирается по глубокому снегу – каждый шаг с усилием; или с тем, каким может быть перемещение по гребню мокрой крыши – каждый шаг – это труд. Каждое решение должно быть с предварительной молитвой. Каждый день с молитвой. Постоянно со смирением перед волей Божьей.
Объединение автономных общин. Объединяться ради большого количества нет смысла. Христианская жизнь – это не пирамиды строить и не рыть каналы, где требуются объединенные усилия. Большие группы, как правило, труднее объединяются и быстрее совращаются. Люди в больших общинах не сближаются – держаться на расстоянии. Хотя объединение общин не запрещается, но и не советуется. Если же в объединенной общине будет более глубокая учеба, больше общение, то можно и объединиться.
Рост общины. Если объединение не желательно, то рост общины очень желателен. В тело общины должна вливаться новая кровь. Это и новый опыт, и новые заботы, и новое внимание. Это внутренняя собранность. Если же община годами будет общиной родни, то очень большая вероятность, что учеба там со временем превратиться в семейный базар о погоде, о борще и т.п. Если же община годами будет общиной приятелей, то учеба сойдет на нет, и ее интересы так и останутся интересами о рыбалке, о преферансе или о выпивке. Если община не будет расти, то есть опасность того, проявится эгоизм и чванство: “Вот мы такие особенные”. Трудно сказать какое количество членов общины оптимально – десять, двадцать, пятьдесят, но чем больше членов общины, тем меньше организованности, собранности, тем меньше взаимного внимания. Община не политическая партия, здесь большие количества людей не на пользу.
К другим общинам – автономным и конфессиональным должно быть доброжелательное отношение. Должно быть мирное сосуществование. Об этом здесь. Но ни в коем случае не следует принимать бездумно их вероучение только потому, что их много или они давно существуют или у них есть здание и т.п.
Колесник Валерий.
07.09.2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий