Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

суббота, 17 сентября 2016 г.

Заблуждение религиозного человека


Заблуждение религиозного человека

Не один раз пришлось быть участником практически одного и того же диалога. Я спрашиваю: “Какие главные заповеди в Библии?” Собеседник начинает вспоминать десять заповедей – Декалог. Как правило, никто этот список полностью не воспроизводит, и никто,
даже из числа людей, регулярно читающих Библию, не помнит слова Иисуса: "И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф.22:35-40). Иисус назвал главными заповедями Библии не десять заповедей Ветхого Завета, а заповеди любви. Заповеди любви к Богу и любви к ближнему в формулировке Иисуса звучат весьма благозвучно. Они ласкают слух людям религиозным и не только религиозным. Но люди не видят той полноты, что скрыта в этих заповедях. Люди не подозревают то, какая “опасность” ожидает их в этих заповедях. Это опасность для эгоиста, для безбожника. В первой из них – в заповеди любви к Богу – вмещаются все десять заповедей Декалога и более. Если человек любит Бога, то он будет стараться не нарушать и десять заповедей. Если же хоть одна из десяти нарушена и не последует покаяния, то это значит, что человек не любит Бога, за что предстоит ответить в будущем. (Примечание: Четвертая заповедь – о том, чтобы в субботний день не работать, сейчас не актуальна. Христос ее отменил тем, что дал новый завет – новый договор).
Но более важным в заповедях любви есть то, что любовь и к Богу, и к ближнему, особенно к ближнему, должна быть активная, действенная, креативная и предполагает, как внимание к ближнему, так и труд для ближнего. О чем и будет написано в этом очерке.
В заповедях любви Христа скрыто то, что жизнь верующего предполагает пристальное внимание к делам двух категорий. Дела, которые верующий не должен делать. Те дела, что Новом Завете называются грехом. Те дела, которые человек раньше делал, не зная, что это грех. Или даже знал, но позволял себе. И дела второй категории – дела служения ближнему. Это те дела, что не делались. Если же человек раньше и служил ближнему или даже угождал, то мотивом его служение не было сознательное повиновение Богу. Это могло быть проявлением естественного сочувствия и сострадания, спонтанная помощь, выражение признательности или влюбленности. Но Христос, устанавливая заповедь любви к ближнему, потребовал от человека не спонтанного проявления милосердия, а постоянного осознанного служения. Служение не как результат вспыхнувшей признательности или благодарности, но служение всем нуждающимся, кто оказался в кругу человека даже в тех случаях, когда ближний непривлекателен, более того, когда он даже был или есть врагом человеку. То есть, если человек принял решение стать верующим, то ему предстоит сосредоточить пристальное внимание к этим двум категориям дел – грехам, чтобы их больше не совершать, и делам служения, чтобы их активно начать исполнять. Именно об этих делах многократно и многообразно говорит Новый Завет и Библия в целом.
Христос дал нам шанс очистить свои души от беззакония и стать ревностными к добрым делам: "Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам." (Тит.2:14), и еще утверждение такого же типа: "Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек." (1 Пет.1:22-23). Прямые утверждения: "Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему," (1 Пет.3:11), "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками." (Рим.12:17). И еще: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром."(Рим.12:21), – не делай зла, но твори добро.
Именно за то, что в религиозной жизни фарисеев произошел перекос, и упрекал их Иисус: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять." (Мф.23:23). Они исполняли все, чтобы не нарушить заповеди Торы, но перестали творить дела милосердия, в судах творилось беззаконие, процветала коррупция. Что никак не было любовью к ближнему. Фарисеи пристально наблюдали за тем, как бы не был нарушен закон, и перестали видеть чужую нужду, милосердие их не проявлялось никак.
Если уж сравнивать Учение Христа и учение фарисеев, которое есть искажение Торы (пяти книг Моисея), – то последнее проигрывает с любой точки зрения. Иисус назвал учение фарисеев преданиями старцев. Христос принес людям праздник и ждет от них активного исполнения заповедей любви. Учение фарисеев – исполнение ритуала, аскетизм, мрак и постоянное чувство вины у человека. Чувство вины навязывалось на основании того, что человек не знает закон Моисея и предания старцев. Иисус упрекает их за формальное исполнение ритуала, молитв и пассивность: “Как бы чего не вышло”.
В плане аскетизма фарисеи тоже не сильно выделялись, потому что, когда Иоанн начал нести свое служение, то показал настоящие высокие стандарты настоящего аскетизма. Фарисеи же эти стандарты отвергли: "Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам…" (Мф.11:18-19). Иисуса же просто объявили пьяницей и обжорой. Этот фрагмент Евангелия говорит о том, что необходимо быть активным в делании добра. Надо делать добро, а не просто быть пассивным и осторожным. Не просто беречь себя, чтобы не совершить оплошность, и ничего не делать. Об этом же говорится и в следующем стихе: "Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей." (1 Тим.4:7-8). Более того, посты и различные воздержания, что здесь названо “телесным упражнением”, вообще объявляется делом малополезным.
Христианство имеет скорее созидательный, а не запретительный характер. Приоритет созидания намного выше, чем приоритет запретов: "Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;" (Рим.12:9). “Прилепляться к добру” – это не значит прислониться к тому, кто делает добро, но действовать. Ветхий Завет – больше запрещал и больше понуждал. Новый Завет меньше понуждает и меньше запрещает. Новый Завет больше обращается к душе, к сознанию, к совести человека и предоставляет ему больше свободы в выборе. Но выбор добра поощряется несравненно больше, чем поощрял Ветхий Завет.
Ревностные Божьи люди и во времена Ветхого Завета понимали важность милосердия. Вот слова псалма: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" (Пс.1:1-2). Размышление же потом реализовывалось в делах, в делах милосердия: "И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и вовсем, что он ни делает, успеет." (Пс.1:3). Пророки Божьи это знали: "Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой." (Дан.4:24).
Герой веры Иов жил во времена, когда ни одного записанного фрагмента Библии не существовало. Но из его отчаянной речи в минуты страданий видно, что он отлично понимал, что такое грех и как следует быть милосердным. Вот его святость: "Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице. Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес? Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть? Не видел ли Он путей моих, и не считал ли всех моих шагов? Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, - пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность. Если стопы мои уклонялись от пути и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим, то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут. Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, - пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею, потому что это - преступление, это - беззаконие, подлежащее суду;"(Иов.31:1-11). А вот его милосердие: "Это - огонь, поядающий до истребления, который искоренил бы все добро мое. Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною, то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе? Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову. Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, - не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих? Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот, то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя, ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я." (Иов.31:12-23).
Личная святость и милосердие к ближнему связаны: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная." (Рим.12:1-2). Иными словами: “Вытесните мир из вашей души и наполните душу милосердием”.
Сложный стих: "...То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь." (2 Пет.1:5-7), – перефразируется следующим образом: “Пусть ваша вера проявится в нравственном совершенстве, в понимании, в выдержке и постоянной активной любви к ближнему”. Еще один стих: "А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Лк.8:15), – перефразирует подобно предыдущему: “Пусть в душе будет святость, и приносите плоды милосердия”.
И снова: "Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло." (Рим.16:19), – перефразируется противопоставлением: “Пусть одно будет, а другого не будет”. Богу не угодны как те, кто не грешит, но и не делает добра – кто бесплоден. Также и те, кто милосерден и отзывчив, но и в грехах как в шелках: "Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию." (Флп.1:10-11). Верные Божьи люди должны быть плодоносны, но чисты и непорочны.
Еще одно сопоставление святости и любви к ближнему: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью." (1 Кор.16:13-14). И снова та же идея: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке," (Тит.2:11-12). Научение, о котором здесь идет речь, не просто вербальное, не словесное, но предметное и на практике. То есть, нет порока, но есть милосердие. Христос призывает к совершенству: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства." (Кол.3:14). Но что это за совершенство? Наполнитесь любовью – это есть совершенство. И вывод: “Хотите быть совершенными, то ищите служение ближнему”.
Для того, чтобы получить прекрасное общение и неограниченные возможности реально, целью жизни должны стать Небеса, а это реальное милосердие и благочестие: "Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира." (Иак.1:27). Естественно, нет пути туда тем, кто и в грехах и немилосерден. О таких и говорить не стоит.
Однако в мыслях неверующих, и в людей православного толка, и даже у многих из тех, кто регулярно читает Библию, в сознании укоренился сильнейший стереотип – совершенство, святость – это значит “не грешить”. Да это важно – без святости никто не увидит Бога. Если мирские люди и упрекают в чем верующих, то первый из упреков, что они не святы, что они согрешают. Да они не совершенны, они согрешают, но они не упорствуют в грехах, они каются в грехах, не остаются равнодушны к тому плохому, что совершают. Не носят грех за душой. Более того, стараются не грешить в дальнейшем.
Если говорить о непорочной жизни, то важно знать, что страсти, плотские желания победить можно. Это очень тяжело, но возможно. Со страстями очень тяжело бороться, будучи сосредоточенным на них. Нужно отвлекаться. Если сознание загружено мыслями о ближних, то там не остается места плотским, худшим страстям. И, самое главное то, что Святой Дух усиливает христиан в их борьбе с плотью.
В момент крещения христианин получает абсолютное право обращаться к Богу в молитвах с полной уверенностью, что на его молитву отклик будет обязательно. А затем в отклик на ежедневную молитву получает силу Святого Духа: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу." (Рим.8:26-28). И так побеждают свою плоть. Так научаются не грешить. Безгрешная жизнь становится нормой. Врата на Небеса очень тесные, но протиснуться можно. Узкий путь, но пройти можно. Борьба за Царство Небесное очень трудная, но победить можно. И побеждают.
Известно почти анекдотическое замечание Г. Гейне о национальных философиях: «Поставим перед англичанином, французом и немцем задачу охарактеризовать, что такое верблюд. Англичанин поедет в Африку, убьет верблюда, привезет в Британский музей и изучать его: класс, вид, группа и т.д. Француз пойдет в Булонский лес, не найдет там верблюда и усомнится в его существовании. Немец закроется в кабинете начнет продуцировать верблюда из глубин своего сознания: верблюд отдельный, верблюд общий, верблюд относительный, верблюд абсолютный и др...» Источник здесь. Много, невероятно много людей движимы логикой француза из этого анекдота: “Если я до сих пор не встречал безгрешных людей, значит их нет”. Их действительно трудно встретить. Это потому, что их реально мало, а во-вторых, так как скромность – это христианская добродетель и настоящие христиане не объявляют о себе как о верных христианах, то и это есть причина того, что они не видны. Хотя, по большому счету, не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Если уж говорить с мирским человеком о совершенстве, то всплывает еще одна проблема. Совершенство в расхожем обыденном смысле не то, о чем говорит Библия. Когда говорят: “Вы не совершенны”, – то не понимают, что совершенство Нового Завета несколько другое. Это не просто не пить, не скандалить, не воровать, не обманывать и т.д. Еще раз повторюсь, что этого достичь можно. Христианское совершенство – это совершенная любовь к ближнему: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства." (Кол.3:14). Христианская любовь – это активное, действенное, инициативное, жертвенное вплоть до самопожертвования: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих."(Ин.15:13), – служение ближнему. А с этой точки зрения несовершенен каждый человек в этом мире, даже те, которые не пьют, не скандалят, не воруют и т.п., – кто совершенен в обыденном смысле.
И последнее о совершенстве. Если кто-то упрекает верующих в том, что они несовершенны, то пусть знает, что спрос будет и с него. И никто не имеет морального права упрекать верующих в их несовершенстве. Верующие же, как правило, хотя бы пытаются стать совершенными.
Люди говорят: “Я Бога в сердце имею”, и этим заявляют о своей набожности. Но в сердце также много и всякого мусора. В сердце эгоизм, самомнение и гордость. И неизвестно, что там превалирует. Вполне можно помнить о существовании Бога и быть жадным и заскорузлым эгоистом. Но Бог не нуждается в том, чтобы о Нем просто помнили, Он не нуждается, чтобы просто признавали Его существование, чтобы Его просто “имели в сердце”. Бог для человека действует, как мать действует для младенца и поэтому Бог ждет, чтобы в ответ Богу люди действовали для своих ближних: "Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки." (1 Ин.5:2-3).
Бог очень четко и недвусмысленно дал знать – без любви к ближнему нет любви ко Мне: "Кто говорит: <я люблю Бога>, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего." (1 Ин.4:20-21). Какими бы ни были ревностными молитвы к Богу, если не видеть рядом с собой людей, то молитвы такого человека для Бога – пустой звук. В Учении Христа несравненно более высокий приоритет имеет активное служение ближнему, по сравнению с безгрешной, но пассивной жизнью. Не просто высокий приоритет, но без служения ближнему нет христианской жизни. Учение Христа осуждает жизнь отшельников в скитах, пустынях, монастырях и т.п. И это несмотря на то, что это явление было повсеместно распространено в течение тысячелетий практически по всему миру.
Из Нового Завета известен разговор Иисуса с богатым и весьма богобоязненным юношей. Юноша задал вопрос: "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди." (Мф.19:16-17). Иисус ответил молодому человеку: "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною."(Мф.19:21). Конечно, реально от юноши не требовалось продавать имущество и раздавать ближним. Иисус только показал ему, что при всей его ревности по Богу, он еще очень далек от совершенства, от тех стандартов, что устанавливает Иисус. Юноша, как оказалось, был слишком привязан к своему имуществу. Потому Иисус и сказал, чтобы тот следовал за Ним. Конечно, не буквально за Иисусом, а в том, чтобы научиться служить ближнему.
Далее в Новом Завете апостол Павел развивает и детализирует идею совершенной личности. Для совершенства одной разовой пусть даже очень большой жертвы мало: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы."(1 Кор.13:3). Служение ближнему потребует усилия и не столько физические, сколько душевные. Не один и не два раза придется себя наклонить, смирить, сдержать, чтобы проявить свое милосердие. Чтобы помочь нищему придется преодолеть и раздражение, и презрение, и брезгливость, и недовольство, и жадность, и насмешливые взгляды со стороны. Но милосердие угодно Богу: "Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен." (Притч.14:21), – и – "Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся."(Притч.14:31).
Всем известна притча о блудном сыне: "Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться."(Лк.15:11-24). Но вот что там скрыто между строк. На второй день после пиршества ради встречи, меньшему сыну предстоит подниматься и идти работать наравне с наемными рабочими. И так день за днем. Ему предстоит подтвердить слова извинений трудом в поместье отца. Вернувшись в дом к отцу, он должен просто трудиться. Честно и добросовестно. Отец же обеспечит его всем необходимым.
Вот в таком положении перед Богом находятся все люди на земном шаре: "Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать." (Лк.17:7-10). Пашущий или пасущий раб – это и есть человек служащий ближнему. Большинство верующих вполне это осознают, и стараются исполнить волю Божью.
Апостол Павел подтверждает слова Иисуса: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять." (Еф.2:8-10). Иными словами: “Вы просто обязаны делать добрые дела. Вам нечего предъявить Богу, кроме послушания. У вас нет никаких заслуг перед Богом, как у блудного сына перед отцом”. Как сын, вернувшись в дом, не может торговаться с отцом, а просто выполняет то, что ему скажут, так и люди должны выполнять то, что им говорит Отец Небесный. Но служение Богу не так уж трудно, как работа в сельскохозяйственном поместье. Ко всему приносит радость и будет вознаграждена на Небесах.
Новозаветный персонаж – колдун Симон – сделал ошибку – попытался купить дар Божий за деньги: "Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом." (Деян.8:18-21). Своим предложением он поставил себя на один уровень с Богом. Он попытался торговаться с Богом. Это как бы сын вернувшийся к отцу попытался после возвращения выставлять отцу какие-либо условия. Он для этого не имеет морального права.
Бог помогает человеку, если тот старается исполнять Его волю. Именно для этого Бог дает Святого Духа. Для служения, а не просто так. Не для того, чтобы человек, наполнившись мудростью и силою Святого Духа, лежал на диване и тешился собою. Не для того, чтобы “просветлившись” пребывал в нирване.
Бог учит человека, как служить ближнему. Вся суть христианской учебы: "Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры," (1 Тим.1:5), – научить или научиться служению людям и святости.
Греческое слово a;marti/a (амартиа) – обозначающее грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность имеет еще одно значение – неудача, не попасть в цель. Это значение тоже отражает аспект греха как бездействия – человек что-то не сделал. Не попал, не справился.
Христианство – активное, действенное. Вместо дел служения и милосердия многие люди исследуют свою душу. Занимаются этим постоянно. Христиании должен исследовать себя. Но заниматься не только этим. Надо и действовать.
Есть много людей ищущих Бога, размышляющих о духовном мире образованных и не очень образованных, интеллигентных и не очень. Для них сами размышления могут приносить удовлетворение. И очень часто размышлениями и завершается их путь к Богу. Но путь без действия – путь в тупик. С иронией пишет об этом христианский писатель Клайв Льюис.
1) Удерживай внимание подопечного на его внутренней жизни. Он думает, что обращение развивается «внутри него», и потому смотрит внутрь, на «состояние своей души», или, точнее, на ту версию этих состояний, которую ты ему подсунешь. Поощряй его всячески в этом «самоанализе» и отвращай его взор от простейших обязанностей, направляя к целям высоким и духовным. Обыграй полезнейшую черту человека — пренебрежение к будничному и страх перед ним. Доведи подопечного до того, чтобы он часами копался в себе, но при этом не обнаружил черт, которые совершенно ясно видны каждому, живущему или работающему с ним. (Клайв Льюис Письма Баламута. Третье письмо.)
Люди ищут “просветления”. Но особого “просветления” не нужно, чтобы поднять трубку, позвонить и спросить как дела. И порой для человека этого достаточно. Но это только первые шаги в нужном направлении. А “просветление” никуда не денется, придет.
Цель христианина, как и всякого человека, живущего на земле стать совершенным как Христос или, по крайней мере, подтянуться к образу Христа как можно ближе: "Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его..." (Мф.10:24-25). А для этого надо изучать Библию, молить Бога об усилении своего духа и души, общаться с ближними, быть в общине. Но все эти дела являются только чем-то вторичным, только средством, чтобы достичь главной цели. В начале для человека, который стал членом христианской общины, остальные члены общины – это средство. Они только помогут ему интенсивнее подрасти духовно, но в какой-то момент они становятся более близки. Они становятся и целью: "...Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены." (1 Кор.12:25-27). В какой-то момент члены общины становятся более близки друг ко другу, чем родные: "Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь." (Мк.3:32-35). Но личная цель каждого человека – уподобиться Христу.
Неотъемлемой частью жизни любой общины, любой конфессии, любой группы, называющими себя христианскими, есть воскресное (иногда в субботнее) служение. В центре служения, как правило, причастие. Это важно, это заповедано Христом. Но с воскресным служением связана серьезная проблема – подмена сути христианского служения. В сознании верующих происходит подмена понятий. Для очень многих жизнь с Богом, жизнь для Бога заключается только в посещении воскресного собрания. Но воскресное служение может длиться от часа до четырех максимум, а неделя состоит из ста шестидесяти восьми часов. Несколько часов мысли человека заняты религиозными категориями, а все остальное время он и мыслит, и живет как мирской человек. Он в полной уверенности, что отдал Богу все необходимое. Совесть его спокойна. Возможно, что он и пожертвовал какие-то деньги на храм или в кассу общины. Возможно, что деньги попадут в нуждающиеся руки, возможно. Но такое обезличенное служение не содействует совершенствованию души. Духовного роста по сути нет никакого. Такая религиозная жизнь никогда не подвигнет человека отдать жизнь за другого. И научиться этому не получится.
Воскресное служение важно. И пропускать его совсем не желательно. Но этого так мало. Общения во время служения либо нет, либо очень мало. Это суррогатное общение. Может и получится перекинуться с кем-нибудь двумя-тремя словами. Но Христос учит содействию, соучастию, сопереживанию, молитве друг о друге, взаимопомощи: "...Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха." (1 Ин.1:7). Общение – это не пятиминутный разговор в коридоре, – это общность души: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее." (Деян.4:32). То есть, христиане запросто делились средствами для существования.
Человек ходит на собрания и считает, что он отдает нечто Богу. Или ходит на собрание и читает Библию и тоже этим ставит себе высокую оценку праведности. Таким способом человек торгуется с Богом: “Вот я тебе Боже отдал часть своего времени, и Ты этим должен быть удовлетворен”. Но еще раз повторяю, что посещение собраний, чтение Библии, участие в воскресном служении, молитва – это важные, но второстепенные дела, которые должны обеспечить главное. С Богом же торговаться нельзя.
Люди пытаются сами определять то, чем они намереваются откупиться от Бога. И в этом могут дойти до маразма.
Большинство их столь высокого мнения о своих обрядах и ничтожных человеческих приданницах, что самое небо едва считают достойной наградой за такие заслуги, никто и не помышляет о том, что Христос, презрев все это, спросит об исполнении единственной его заповеди, а именно -- закона любви. Тогда один выставит напоказ свое брюхо, раздувшееся от рыбы всевозможных сортов. Другой вывалит сто мер псалмов. Третий перечислит мириады постов и укажет на свое чрево, которое столько раз едва не лопалось после разговения. Иной притащит такую кучу обрядов, что ее едва ли свезут и семь торговых кораблей. Иной станет бахвалиться тем, что шестьдесят лет подряд притрагивался к деньгам не иначе, как надев предварительно на руку двойную перчатку. Этот покажет рясу, до того грязную и засаленную, что любой матрос погнушался бы ею. Тот напомнит, что более пятидесяти пяти лет он вел жизнь губки, вечно прикованной к одному и тому же месту. Этот сошлется на свой голос, осипший от беспрерывных песнопений. Один впал в летаргию от одиночества, у другого закоснел язык от долговременного молчания. Но Христос, прервав нескончаемое их хвастовство, скажет: "Откуда эта новая порода иудеев? Лишь один закон признаю я своим и как раз о нем-то ничего до сих пор не слышу. А ведь во время оно я совершенно открыто, без всяких притч или иносказаний, обещал отчее наследие в награду не за капюшоны, не за молитвы, не за воздержание от пищи, но единственно за дела милосердия. Не знаю я тех, кто слишком хорошо знает свои подвиги: кто хочет казаться святее меня, пусть займет, если угодно, небеса абраксасиев или прикажет построить новое небо тем людям, чьи глупые преданьица поставили выше моих заповедей". (Похвала глупости. Эразм Роттердамский)
Но не надо предлагать Богу товар, в котором Он не нуждается, товар, который ему не нужен.
Еще более мрачная ситуация, когда совершают некий псевдорелигиозный ритуал, участвуют в литургии и грешат. Это вообще ненавистно для Отца Небесного: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову." (Ис.1:11-17). За такие дела будет особое наказание. Из этого фрагмента важно сделать для себя вывод не о ветхозаветных жертвах животных, а о ритуалах, в которых мы участвуем сейчас, в которых мы возможно даже жертвуем своим временем и своими деньгами. Богу не нужны бездумные посты и воздержания. Богу не нужны щедрые пожертвования на храм, монастырю. Особенно чтобы при этом помолились, чтобы помолились за какое-нибудь согрешение. Это не более, чем попытка откупиться у Бога. Это та же торговля с Богом. Это та же человеческая гордыня. Деньги Богу не нужны и не угодны, если мы не видим рядом с собою ближних, если ничего для них не предпринимаем. Такую религиозную жизнь Бог осуждает.
Еще одна проблема христианского мира – это человеческий закон. Люди придумывают запреты, заповеди, ограничения, ничем не обоснованные требования. Как-то, покрывала на голове, обязательные юбки у женщин, пиджаки с галстуками у мужчин, и многое другое. А затем шпионят друг за другом, чтобы поймать, не нарушит ли кто-нибудь запрет. Все это заменяет служение ближнему. Это еще один вид подмены, наиболее мерзкий и унизительный для человеческой личности. Иисус назвал эти предания бременами неудобоносимыми, которые сами авторы не исполняют: "Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них." (Лк.11:46). И за это их осудил: "…а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?" (Иак.4:11-12), – и ранее в процитированном выше двадцать третьем стихе из двадцать третьей главы Евангелия от Матфея.
Еще одна из попыток уклониться от служения ближнему скрывается в лукавом вопросе: “А кто мой ближний?” Человек как бы не знает, кому следует помогать, а кому – нет. Иисус ответил на этот вопрос обвинением: "Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же." (Лк.10:29-37). Иными словами Иисус сказал, что нуждающиеся всегда будут рядом и, что человек всегда сможет разобраться кому следует помогать а кому нет, и, что помогать придется лично, но только, чтобы человек не отвернулся. Распознать ближнего – это не интеллектуальная проблема, а моральная.
Человеку, кто подразумевает в качестве ближних только своих ближайших родственников, Иисус отвечает: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного." (1 Тим.5:8). Иными словами: “За родными вы просто обязаны смотреть и заботиться”. Это не в счет. Забота о родных, – о детях, о престарелых родителях, о больных родственниках, помощь родным – не принимается в зачет как служение ближнему. По большому счету – это забота о себе. Странно было бы, если бы еще и за родными не следили. Хотя это не есть нечто необычное – часто не заботятся и даже зло делают ближним.
Надо научиться любить именно всякого ближнего. Того, кто по воле Божьей оказался ближним. Это и супруги, и дети, и родители, но это сотрудник за соседним столом, это и попутчик в транспорте, и прохожий, которому стало плохо, и человек рядом с авто, стоящим на обочине. Человеку не заповедано идти в мир и искать себе объект заботы где-то вдали. Нуждающиеся в помощи найдутся рядом, найдется всегда, найдутся каждый день, чтобы только нашлось желание помочь им.
Следует заметить, что именно близкие родственники оказываются наибольшей проблемой в плане служения ближнему. Именно перед ними оказывается тяжелее всего смиряться. Именно они оказываются наиболее неблагодарными. Порой именно они больше других раздражают человека, даже отравляют и разрушают отношения вместо благодарности и взаимного служения. В кругу близких родственников наиболее интенсивно формируется характер служителя Божьего, если он себя смиряет.
Существует идея, что помощь нуждающимся может поощрять лень и иждивенчество. Но Иисус сказал, чтобы просящему давали и не оговорил никаких условий. Просто – давайте. И человеку предстоит научиться давать. А Бога следует просить в молитвах, чтобы берег от искушений. То есть, просить о том, чтобы так называемые нуждающиеся не ходили по пятам косяками. Ко всему Учение Христа развивает идею помощи именно нуждающемуся, а не всякому просящему. Если от просящего разит алкоголем, то его мало волнует его собственная нужда – он просит на выпивку. А желание выпить – это не нужда.
Люди сами себе ставят себе оценки в своей жизни перед Богом. Как правило, положительные: “Я не пью, не курю, зарплату приношу домой, жену не обманываю и т.п.” Но никто не спрашивает Бога: “А что я должен делать, чтобы быть хорошим Твоим служителем?” А ведь правильные поступки и правильное служение Богу важно, если даже знающий праведник едва спасется, как говорит Библия.
Случается, искренне молятся о выздоровлении родных, детей, особенно детей. И случается, что родные выздоравливают. И что дальше? Благодарят Бога. Благодарят, как умеют. Жертвуют на храм, священнику и т.п. Но задают ли люди себе вопрос: “Боже ты меня услышал. А теперь я хочу услышать Тебя. Что я должен делать, чтобы ты признал меня действительно благодарным? Как я должен поступать, чтобы Ты был мною доволен?” Автор никогда не слышал, чтобы в таких ситуациях спрашивали Бога о своей последующей жизни. Более того, проблема снялась и дальше живут обычной мирской эгоистичной жизнью. Если бы спрашивали Бога, как спросили иудеи Петра, когда осознали, что по их вине распят Христос: "Услышав это, они умилились сердцем (были поражены в сердце) и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" (Деян.2:37), то ответ тогда прозвучал такой: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа." (Деян.2:38). После того, как кающиеся иудеи стали христианами, для них заповедью жизни становится заповедь Христа: "...Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;" (Мф.22:39). Фразу эту цитируют, она тешит слух, но люди не отдают себе отчет в том, какая опасность для человеческой плотской мирской эгоистичной натуры скрыта в словах: “Как самого себя”. А ведь невозможно любить ближнего как самого себя! Даже если это любимая или любимый, в котором души не чаешь. А Христос не принимает другого отношения к ближнему! Как же быть? Христос дает невыполнимую заповедь?! И получается, что для земного человека его земная миссия невыполнима?! Выполнима, но весьма трудна. Вот уточнение: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь." (1 Пет.4:8-11). Иными словами, Христос учит: “научитесь служить ближнему по силам, по максимуму ваш сил, будьте усердны, используйте все ваши возможности для служения ближнему”. Христос учит: "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем." (1 Фес.5:15). Иными словами: “Будьте инициативны, чтобы угодить ближнему”. Вот как апостол Павел собственным примером задает стиль служения: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным." (1 Кор.9:24-27). Вот пример служения первых христиан: "...Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу." (1 Тим.5:10).
Человек раз в полгода помог другу, когда-то подал нищему. Отдала старые туфли нуждающейся женщине. Это хорошие дела, важные. Но этого полагают достаточным и этим себя успокаивают. Этим “благодетели” уже удовлетворены. Но Христос задает очень высокие стандарты: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал.6:2). Эти стандарты могут потребовать участия и соучастия каждый день и не раз. И если эти слова говорит автор, то его считают наивным. Но это говорит Христос! Требования Христа в отношении служения ближнему такие, что как бы не ссылаться на Библию, на Учение Христа, на Христа, не верят и не принимают. А если тщательно раскрыть следующие стихи: "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене…" (1 Кор.7:29-33), – то будут спорить. Эти слова учат людей не быть эгоистами. Не сильно радуйтесь своим земным радостям – они преходящи, не сильно огорчайтесь от своих земных горестей. С точки зрения вечности – это горести ребенка, которому не купили мороженое. Не делайте из своих дорогих идолов, потому что будут горькие слезы. Кроме самой лучшей и единственной в мире, кому вы носите каждый день цветы, есть еще престарелые родители, которые рады бы увидеть вас хотя бы раз в неделю. Есть еще убогие старушки, которым просто нужна помощь и участие. По Божьему плану и этим тоже следует уделять внимание. Если же жена не делает из мужа идола, но отрывает свое внимание от своего дорогого, то не только для бутиков, спа-салонов, тренажерных залов, но пусть отрывает и для того, чтобы помыть полы убогой соседке, которую оставили ее нерадивые дети.
Христос говорит, что у вас нет времени для расслабления: "Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы." (Еф.5:15-16). Для служения ближнему не освобождаются ни от работы, ни от семьи, ни от собственных занятий, ни от самообразования. За земную жизнь человеку надо успеть сделать как можно больше. При таком раскладе дел времени для телевизора, для баров, для клубов, для дорогостоящих хобби не остается. Почему такой жесткий спрос с человека? Может возникнуть вопрос: “А действительно ли Бог так требователен к человеку?” Да! Действительно. Бог так относится к Своему творению, – к человеку. Именно такое внимание и заботу оказывает Бог человеку. Жизнь в человеке теплится только потому, что его подзарядка постоянно включена в систему Божественного питания.
В служении ближнему Бог ждет от человека личного участия, ждет личной непосредственной помощи. Благотворительность через пожертвования больным нуждающимся важно. Но приоритет собственного участия намного выше. Именно сам человек должен идти к больному, давать деньги нуждающемуся. Утешать расстроенную душу необходимо лично. Хотя в Новом Завете и есть примеры того, как первые церкви собирали помощь для других церквей. И это нормально и это похвально. Но такие дела не частые, а помощь и служение ближнему должно быть ежедневным. Этому надо учиться. Это далеко не всегда приятно. Это не всегда просто. И потому к служению надо стремиться самостоятельно, лично и непосредственно.
Несмотря на то, что кто-то первый учредил больницу, интернат для престарелых, детдом для сирот, несмотря на то, что кто-то первый учредил столовые и приюты для бездомных, Христос ничего подобного не учреждал. Ни Он, ни Его ученики – апостолы не создавали бесплатных столовых, больниц, детских домов, реабилитационных центров, интернатов для инвалидов, интернатов для престарелых, для тяжело больных. А вот их личное участие было напряженным и постоянным. Они лично общались с нуждающимися: "Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2 Кор.11:28-29).
Нужно помнить, что мое личное служение важно для меня самого, который должен служить. Бог силен помочь нуждающемуся и без моего участия, но в таком случае я останусь без плода. В таком случае я не попал в цель, у меня неудача.
Благотворительность нужна тому, кто может и должен ее совершать. Нужна для воспитания его веры, для того, чтобы он научился доверять Богу, для воспитания его щедрости, для его личного совершенствования. Но благотворительность обезличенная. Можно принимать участие в церковных программах, жертвовать деньги в кассу, жертвовать деньги в благотворительные фонды, но в личной жизни оставаться равнодушным, немилосердным или лицеприятным. Но Бог видит все.
Ко всему благотворительность не есть функция церкви. Христианские общины не для того существуют, чтобы постоянно кормить, согревать и одевать нуждающихся.
Христос попрекнул куском хлеба тех, кто пришел к Нему ради хлеба: "Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог."(Ин.6:23-27). Иными словами, Иисус сказал: “Обратитесь к Богу смиритесь перед Ним, покайтесь и вам не будет нужды побираться”. Иными словами, Иисус сказал, что Бог вполне может обеспечить людей всем необходимым: "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы." (Мф.6:31-34). Но пусть люди смирятся перед Ним.
Голливудские фильмы для массового потребления, как правило, заканчиваются тем, что герой уезжает с кучей денег куда-нибудь в Латинскую Америку. Где его ожидает благополучная и обеспеченная жизнь с красавицей Фатимой. Но не получится уехать с чувалом денег и прожить оставшуюся жизнь в тропическом раю. Божий план другой: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка." (Иак.1:2-4). Человек должен духовно расти. А для этого Бог будет посылать ему испытания и стеснения. И человек нигде не сможет укрыться от Бога: "Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет." (Пс.138:6-12). Вместо того, чтобы пытаться убежать, надо бодрствовать и менять свою душу. Более того, есть и такая точка зрения:
Один из выводов профессора Винховена состоит в том, что в современном мире деньги не являются решающим фактором счастья. Так, Соединенные Штаты занимают в списке «счастья» 16-ю позицию и уступают Гватемале и Уругваю. Крупнейшие европейские державы - Великобритания и Германия находятся соответственно на 21 и 22 месте. Источник здесь.
Богу не угодно духовное младенчество человека. В благополучии же, в комфортной среде нет роста. И поэтому нет Божьих планов в отношении человека, чтобы тот благоденствовал в банановом раю. Поэтому человек должен постоянно быть в состоянии духовной бдительности.
Представим фантастическую ситуацию. Ребенок родился и нормально рос до двух месяцев, а потом у него появилась возможность не расти, позже не идти в садик, в школу, не работать, и он такое решение сознательно принимает. Его купают, пеленают, кормят, сюсюкаются. Его это устраивает (“не нужны нам эти Каити, нас и тут хорошо кормят”). И он таким двухмесячным прожил 70 лет и отошел в иной мир. Не потеряет ли он? Потеряет. Притом, он и не будет знать, как много он потерял. Двухмесячному невозможно объяснить, что такое море. Он не узнает, что такое первая любовь и многое другое тоже будет для него закрыто.
Так и духовный младенец не знает, сколько он теряет, не пытаясь расти. Сколько благ его ждет по мере его духовного роста. Но рост есть общение и поиск добра для ближнего. Духовному младенцу точно так же трудно осознать те блага, которые ему приготовил Господь Бог. Они будут ему даны только по мере его роста, в ответ на его рост. Духовный ребенок просто не в состоянии понимать то, что может понять духовный юноша или духовный взрослый.
Каждому обычному младенцу предстоит вырасти для труда, для того чтобы завести семью и потом её обеспечивать. Так каждому человеку предстоит вырасти духовно и быть активным в Божьей семье. Это и есть настоящая праведность. Это и есть жизнь во Христе. Родители, глядя на такое чадо, которое не хочет расти, разочарованы и огорчены. Так и Господь Бог смотрит на мирского человека, на слабого христианина с разочарованием и огорчением.
В первой половине XX века благодаря идеям Кафки, Беккета, Камю в философии, в художественной литературе нашла распространение идея мира абсурда. Суть этой философии в том, что окружающая действительность не имеет смысла, и поэтому в душе человека нет покоя. Виной всему, как полагали, были социальные потрясения и череда войн. Но это все внешнее. Это все есть результат, а причина – это нечто внутреннее, – это эгоизм. Личный эгоизм повсеместно – это тот же равнодушный социум, – это та же даже враждебная социальная среда обитания. Никто из перечисленных выше философов не задумался о том, что мир абсурда – это удел эгоизма, – это итог жизни “постороннего” прожитой в “абсолютной” свободе от ближних. Он умирает, будучи совершенно обеспокоенным. В его душе нет умиротворения и покоя. Мир абсурда создает вокруг себя сам эгоист.
В завершении Своего земного служения Иисус дал назидания в виде нескольких притч. В первой из них Иисус аллегорически сказал, что человеку за свою жизнь надо предстоит не просто не спать, но следует кое-что припасти. О чем-то следует побеспокоиться. О чем?
Мф.25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Мф.25:2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Мф.25:3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мф.25:4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
Мф.25:5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Мф.25:6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Мф.25:7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Мф.25:8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
Мф.25:9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Мф.25:10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
Мф.25:11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Мф.25:12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Мф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В этой притче масло - это добрые дела, с которыми человек должен предстать перед Христом. Не консервация, копчения, соленая рыба на зиму, мешки пельменей, сало, тушенка. Все это важно для человека пока он живет на земле и для его земной жизни, но на небесах надо заготовить другие сокровища. Надо делать то, что ценно перед Богом. Это и есть – собирать сокровища на небесах. А это есть служение ближнему. А без этого у человека нет будущего на небесах.
Еще одна притча, наполненная метафорами.
Мф.25:14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
Мф.25:15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Мф.25:16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
Мф.25:17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
Мф.25:18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
Мф.25:19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
Мф.25:20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Мф.25:21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Мф.25:22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Мф.25:23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Мф.25:24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
Мф.25:25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Мф.25:26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
Мф.25:27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
Мф.25:28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
Мф.25:29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Мф.25:30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Здесь Иисус акцентирует внимание человека на том, что для служения ближнему Он дал все необходимое. Иными словами: “Для того, чтобы потрудится ради ближнего, используй все свои возможности”, – и, притом, весьма активно, самостоятельно, инициативно, полезно, во время, постоянно, бескорыстно, напряженно (даже жертвуя). Это должен быть как можно более точный ответ на нужду, а не по принципу: “На тобі Боже, що мені негоже”.
Человек не понимает, что все, чем он обладает и материальном плане, и как физиологическое существо, – это ему дано, – это аванс, за который предстоит отчитаться перед Богом. И, с точки зрения отчета, человеку было бы полезнее, что аванс был как можно меньше. Люди рвутся к власти, к деньгам. Но и власть, и деньги – это аванс. Притом, аванс очень большой. И, соответственно, ответственность очень большая. Слишком много искушений у того, кто обладает большой властью или большими деньгами. Слишком тяжело при таких возможностях заниматься личным служением. Большие возможности – это и большая ответственность. Перед Богом отчитаться будет очень сложно.
Как часто приходилось наблюдать грустные истории, суть которых всегда одна и та же. Человеку сорок, пятьдесят или более лет. У человека начинается полоса неприятностей. Происходит это в обстоятельствах вполне естественных, во вполне житейских событиях.
·         Тяжелый конфликт в семье.
·         Серьезная проблема на работе.
·         Проблемы с правоохранительными органами.
·         Тяжелая болезнь.
·         Измена мужа или муж оставил семью.
·         Потеря имущества.
·         Долги выросли как снежный ком.
Человек задает себе вопрос: “Почему? Что случилось? Почему у меня неприятности?” Человек может даже задать вопрос в контексте его отношений с Богом: “Боже, если неприятности пришли по Твоей воле, то что я сделал плохого? Разве я грешник?” Ответа нет. Людям кажется, что “вдруг” случилось нечто плохое. Но это не “вдруг”, это Божий план в действии. Пришло время отчета. Ответ на то, почему началась полоса неприятностей, простой: “Ты не делал ничего плохого, но ты также не делал ничего хорошего”. Притча о талантах – это метафора. Но смысл ее в том, что в какой-то момент Бог спросит человека о том, куда он направил свои возможности. Как эгоист – потратил все на себя “дорогого”, или служил ближнему. И вот Он спросил. А человек отчитаться не смог. И вот результат – возможности (таланты) Бог отнял.
В том, что таланты отняты самое печальное то, что, как правило, шансов изменить ситуацию уже не остается. Земные неприятности плавно превращаются в те, мучения, что ждут человека в вечности. “Тьма внешняя” – это образ мучений, это человек оставлен Богом. И назад пути нет.
Притча дает еще поучения. Какие бы человек не имел дары и таланты, какие бы у него не были возможности, не следует превозноситься. Потому, что у каждого будет свой отчет. Больше возможностей, сложнее отчет: "...А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут." (Лк.12:48), – и – "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем." (Ин.15:22). Также никто не должен беспокоиться о том, что мало даров от Бога. Меньше чем у других. Так как, за меньше даров и отчитываться будет проще. Скорее надо заботиться о том, чтобы за свои дары отчитаться.
Пример. Царь дает одному служителю пять мешков золота и дает поручение найти путь в Индию двигаясь на Запад. Другому дает поручение найти в источник воды в близлежащей местности и дает пять золотых. Первый начинает хвастаться, что у него есть пять мешков золота. Ходит по городу и болтает. Другой расстроился, что ему не дали пять мешков золота. И завидует. Адекватны ли они? Им надо думать о том, как быстрее выполнить порученное. Второй расстроен и в унынии: вот его недооценивают. Ему полезен совет: “Сделай свое дело, а потом будет видно какой ты и что будет дальше”.
В наше время еще хуже ситуация. Служитель вместо того, чтобы искать путь в Индию, тратит деньги на себя, пускает деньги в оборот, чтобы получить прибыль. Все дары тратятся на себя и для себя. Как он отчитается перед царем? Привлекательная девушка стремится достичь призовых мест на конкурсе красоты. Для чего? Чтобы потому потом послужить ближнему? Нет. Для того, чтобы устроить свою жизнь. Дары использует для себя. А от ближнего отдаляется еще дальше. Такая же ситуация в отношении любых дарований: спортивных, интеллектуальных, организаторских и т.п. Все дары для себя, для своего безбедного будущего.
Последними притчами Иисус подводит итог своей просветительской деятельности на земле. И в завершение говорит открытым текстом о грехе бездействия.
Мф.25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
Мф.25:32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
Мф.25:33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Мф.25:34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Мф.25:35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
Мф.25:36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Мф.25:37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
Мф.25:38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
Мф.25:39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
Мф.25:40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Мф.25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
Мф.25:42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
Мф.25:43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Мф.25:44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Мф.25:45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
Мф.25:46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Из этих стихов вполне понятно, что значат метафоры в предыдущих притчах, вполне понятно, что следует делать, и совсем не трудно расширить этот список. Служение ближнему – вот, что заповедал Христос ученикам в Своем последнем напутствии. Любите ближнего и служите ему – вот это и была последняя и главная идея последних назидательных слов Иисуса.
Христос учит: "...Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха." (1 Ин.1:7). Если делаем добро ближнему (подобно тому, как Бог делает), взаимно соучаствуем в делах друг друга, то тогда кровь Иисуса – Сына Его очищает нас от всякого возможного греха. То есть, Иисус укрепляет нас для подобного служения. Бог при таком отношении благосклонен к человеку.
Если человек хочет быть угоден Богу, то: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона." (Рим.13:8-10). Если душа человека заполнена мыслями о нуждающихся ближних, то там нет злых намерений. Потому что из души вытеснены злые намерения. Вот потому приоритет служения выше, чем воздержание от греха.
Очень тяжело подняться до такого уровня мышления. Только Бог может помочь в этом и надо просить Бога об этом в молитвах.
·      Помоги мне Господи найти свое служение ближнему.
·      И помоги мне принимать среду, в которой находимся, как место служения, как дар Божий. И служить в этой среде бескорыстно.
·      Научи меня терпеть и помоги угождать сотрудникам.
·      Научи терпеть и помоги угождать мужу. “Господи принимаю это… “дарование”. И дай мне силы вести себя в отношении его достойно, милосердно и терпеливо. Будь ты трижды плохим, но я останусь верной, нежной и милосердной, потому, что я такая. Я такой как ты не буду”.
·      Боже научи терпеть и помоги угождать жене, как бы она себя не вела.
·      Дай силы ухаживать за мужем и детьми.
·      Научи терпеть и помоги угождать родственникам.
·      Научи терпеть и помоги угождать ближним.
И, если получается служить, то надо благодарить Бога за эту помощь. Ни в коем случае не присваивать успех в таких делах себе. Не служить не ради хвастовства и самовосхваления. И только таким способом получится очистить себя от плотских страстей, от мира в душе, от идолопоклонства. Только так достигают совершенства. Только так можно реализовать свою любовь к Богу. Только такой она и есть.
Валерий Колесник
16.12.2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий