Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

среда, 21 сентября 2016 г.

Общение христиан и не только


Общение христиан и не только христиан

Идея и суть христианского общения – назидание и взаимное уважение. Реально же может быть не так. В христианских беседах, в общении может возникнуть напряжение. Беседа может превратиться в дискуссию или даже в спор. Это естественно, так христиане приходят из мира, и у них остаются и плотские страсти, и груз мирских предрассудков. В таких дискуссиях и спорах можно согрешить.
Библия же предупреждает: "Говорю же вам, что за всякое праздное (пустое, бесполезное) слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:" (Мф.12:36).
Христиане должны помнить, что любовь к Богу – это есть и любовь к брату, должны помнить, что уважение к Богу - это есть и уважение к брату. Христиане должны помнить, что благоговейный страх перед Богом – это есть и страх огорчить брата.
Поэтому христиане должны быть научены тому, что есть лишнее в беседах, что недопустимо в христианском общении. Христиане должны быть научены тому, как проводить беседы, чтобы они не превращались в споры, в распри, в разделения. Христиане должны знать как вести себя, чтобы в разговоре никого не обидеть "...Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;" (Рим.12:10), – и еще – "...Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими." (1 Фес.2:7).
Что же является недопустимым в христианских беседах и дискуссиях?
1.      Оговаривать человека: "Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей." (Иак.5:9). Клеветать на собеседника.
2.      Ругаться в ответ на замечания по существу: "...Не воздавайте … ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение." (1 Пет.3:9).
3.      Закрывать рот заявлениями типа: “Ты тоже такой” или “Ты делал то же самое”. Пример того как Иисусу пытались закрыть рот: "Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня." (Ин.8:46-49).
4.      Менять тему, уводя беседу или дискуссию от сути незаконченного разговора. В процессе выяснения обстоятельств, неаккуратно было сказано слово. К слову прицепились. Из-за этого и затеваются разборки. Это поиск вины.
5.      Сознательно “забалтывать”. То есть, сознательно приводить длительные путанные или туманные аргументы, или объяснения: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали." (Лк.11:52). При этом разговор становится длительным и утомительным. Этим самым претыкаются слушатели. Такие объяснения – это насмешка над слушателями: "Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?" (Иов.11:3). От таких дискуссий надо как можно быстрее уходить: "Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих." (2 Тим.2:14).
6.      Просто много говорить (болтать). Если христианин не умеет говорить точно, лаконично и ясно, то ему лучше помолчать: "…глупый устами преткнется." (Притч.10:8). Вероятно, что такое же путанное в его голове и понимание Учения Христа. Если спор продолжается без конца, то это признак упрямства обоих спорщиков: "...Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения." (1 Тим.6:4). Они, скорее всего, с трудом и поверхностно понимают вопрос, о котором спорят: Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы. (Вольтер).
7.      Сознательно или нет говорить банальности. Сознательно затягивать разговор.
8.      Провоцировать вопросом. То есть, задавать вопрос не для того, чтобы получить ответ и нечто выяснить, но для того, чтобы, услышав любой ответ, начать спор, цепляясь за слова. Задавать упреки под видом вопроса.
9.      Лгать и обманывать даже в мелочах. Вполне может оказаться, что в затянувшейся дискуссии циркулирует ложь и надо быть особенно внимательным: "О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания," (1 Тим.6:20).
10.  Подолгу повторять одни и те же аргументы или утверждения. Беседа подобная разговору Шуры Балаганова и Паниковского: “А ты кто такой. А ты кто такой. И т.д.
11.  Упорно, любой ценой навязывать свое мнение. Продвигается мнение любой ценой. Чья-то версия событий воспринимает не более чем мнение. Это есть нелюбовь к ближнему.
12.  Перебивать собеседника. Перебивать того, кто говорит по регламенту, это неуважение и к говорящему, и к слушателям. Крики в ток-шоу на российском телевидение – это пример того, как пренебрегают библейским советом: “И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.” (1Кор.14:29-31). Одновременно говорить перебивая друг друга – это неуважение к ближнему. Более того, как написано: “Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?” (1Кор.14:23). То есть, ваше общение – дискуссия в психбольнице, в общей палате.
13.  Продолжать разговор не выслушав собеседника: "Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему." (Притч.18:13). Много говорить ради самого разговора: "...Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя." (Флп.2:3), – ради того, чтобы быть в центре внимания.
14.  Повышать голос.
15.  Ловить собеседника на слове с целью подавить его или снова же закрыть рот неудачно сказанным словом: "Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его." (Лк.11:53-54). Это унижение брата.
16.  Проводить длительные дискуссии без Библии в руках.
17.  Отказываться от своих сказанных ранее слов. Это тоже ложь.
18.  Юлить и выкручиваться, заявляя: “Вы меня не поняли” или “Я не то имел в виду”. Это тоже ложь. Не надо сразу говорить двусмысленно. Лучше помолчать, подумать и потом сказать. Ещё лучше промолчать вообще. В последнем случае ничего не случится, землетрясения не будет.
19.  Отмораживаться”. То есть, упорно игнорировать аргументы оппонента. Или, ещё хуже, пропустить все аргументы оппонента без внимания, а после заявлять о том, что не услышал (или не понял) оппонента.
20.  Публично осаживать. То есть, произносить резкие необоснованные или даже обоснованные упреки, которые могут человека обескуражить. Вспоминать и озвучивать неприглядные поступки из жизни человека. Напоминать такие поступки, в которых он возможно уже давно искренне покаялся. Нельзя просто вспоминать дела того, кто только что говорил или докладывал, если эти дела не имеют непосредственного отношения к сути обсуждаемого вопроса.
21.  Собирать и озвучивать “компромат”. Если собеседник когда-то согрешил, то его надо было тогда и обличать. Но нельзя молчать сразу после согрешения, а вспоминать о грехе позже в дискуссиях и спорах.
22.  Навешивать ярлыки. Человеку приписывают слова, которые он не говорил, приписывают дела, которые он не делал. А после за эти слова или за дела его казнят.
23.  Успокаивать или одергивать всех участников разговора. В дискуссии может выясняться грех. Дискуссия может быть напряженной, но не быть при этом спором или распрей. При этом нельзя останавливать всех, призывая к миру или к тому, чтобы закончить дискуссию. Сложные вопросы должны быть разрешены в соответствии со Словом Божьим до конца: "Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела." (Притч.29:7). Если был совершен грех, то он должен быть квалифицирован. Во-первых, человек, сдерживая таким образом остальных, может осознанно или нет возносится над остальными. Во-вторых, не выясненный грех - это медвежья услуга и для согрешившего, и для общины. Неразрешенный вопрос будет вставать снова и снова. В-третьих. Если кого-то реально обидели, а грех не выяснен, то его ещё раз обидели равнодушием и отсутствием сострадания.
24.  Истолковывать сказанные слова превратно. Превращать аргументы собеседника в юмор: "Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;" (Еф.5:4).
25.  Обобщать не по сути. По одному слову, произнесенному оппонентом, заявлять, что человек всегда так говорит или по одному поступку заявлять, что человек всегда так поступает. Или другая версия обобщения: Заявляют в чей-то адрес: “У вас (у тебя) нет любви”. Такая фраза – это обобщение поведения человека в течение какого-то промежутка времени. Это есть осуждение человека, осуждение личности.  Христиане не вправе осуждать человека, который является творением Божьим и образом Божьим: "Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию." (Иак.3:9). Этим осуждается Сам Господь Бог. Христиане могут осудить только поступок.
26.  Открывать конфиденциальную информацию. Если между спорщиками ранее были доверительные отношения, то в споре категорически нельзя открывать что-либо из того, что было сказано в доверительной беседе. Нельзя открывать тайну как аргумент в споре. Если открыта тайна, но произошло примирение, то, все равно, доверительных отношений в будущем либо не будет, либо восстановятся очень нескоро. Особенно, если не исповедано всё что было сказано, то обиженный даже после примирения будет либо избегать общения, либо говорить с оглядкой. У него будет оставаться чувство недоверия. Все, что он будет теперь говорить, будет оценивать, с той точки зрения: “Не откроют ли сказанное снова, не извратят ли?”.
27.  Если идет обмен мнениями, то мнения другого не критикуются, а озвучивается только свое мнение.  
28.   Приписывать обвинения за несделанную работу, независимо от того, должен был человек ей делать или нет.
29.  Прения по определенному вопросу могут быть начаты по решению собрания. Но христианам прений же и дискуссий надо избегать, так как они очень быстро превращаются в спор. А споры для христиан недопустимы.
30.  Выдавать свое мнение за авторитет Библии.
31.  Говорить всем вместе. Беседа должна быть именно диалогом: "…говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу." (1 Кор.14:27-28), – размеренным и спокойным.
32.  Упрекать вопросом: “И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" (Дан.4:32).
33.  Превращать собеседника в адвоката того, кто мне не нравится. Высказывать собеседнику свои претензии в адрес депутатов, премьера, президента и т.п., только потому, что собеседник вспомнил о ком-то из этих персонажей или попытался объяснить его поступки.
Все перечисленные выше пункты говорят о том, что огорчает ближнего, удручает и унижает. Все это порождает грех и в большом, и в малом. Христиане же должны угождать друг другу: "Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию." (Рим.15:2), – а не повелевать друг другом. Христиане должны подчиняться друг другу: "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." (1 Пет.5:5), – а не подавлять друг друга.
Злой язык же порождает грех и смерть: "...Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют." (1 Кор.6:10).
Все, что произносится христианами должно быть для назидания: "Никакое гнилое (плохое) слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим." (Еф.4:29). Назидание либо себя, либо ближнего, либо и то, и другое. Перед тем как открывать рот необходимо задать себе вопрос: “Кому может быть полезно то, о чем я намерен говорить?” Также полезно задумываться о том, что если я пытаюсь защищать истину Христову, то эта истина существовала ещё до нашего со спорщиком появления на свет, а также то, что она вечна.
Кроме этого есть еще несколько замечаний. Нецелесообразно и оскорбительно делать замечания, имеющие отношение к характеру, например: “Ты слишком строгий, ты слишком обидчивый, ты безответственный и т.п.”, или “Ты не понимаешь, у тебя неправильный взгляд, неправильная позиция, неправильное отношение и т.п.” Нецелесообразно давать рекомендации: “Надо быть более внимательным, более милосердным, более терпеливым, будь умнее”. Такие замечания и рекомендации абстрактны и в личных беседах некорректны. Как правило, ничто подобное в конкретных поступках не помогает сформировать правильное поведение. Правильному поведению учат собственным правильным поведением. По крайней мере, подобные замечания христиане могут говорить друг другу в тех случаях, когда между ними хорошая дружба и очень высокий уровень взаимопонимания, и они не вызовут негативной реакции.
Споры, конфликты, дискуссии, напряженные разговоры необходимо разрешать позитивно, чтобы они не приводили к разделениям и расколам в общине: "...состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения." (1 Тим.6:4). Как можно быстрее надо приходить к миру, к точной оценке греха, к покаянию и взаимному прощению. Если даже не может быть найдено позитивное решение, то дискуссию надо прерывать как можно быстрее: "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым," (2 Тим.2:23-24). Либо продолжить на бумаге. Результат же напряженного разговора с каждой минутой становится все более плохим. Когда дискуссия ведется не корректно, то, в лучшем случае, будут разрушены доброжелательные и доверительные (если они были), в худшем случае дойдет до вражды.
Есть прямая заповедь: "Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе (цитата из подстрочника: законнические сражения) удаляйся, ибо они бесполезны и суетны." (Тит.3:9). Вывод утверждений если он не однозначный и прямой не должен быть темой спора. Если мотив или тема дискуссии сомнительные, то её надо прерывать.
Такой стиль общения важен не только для христиан. Любой человек должен уметь вести дискуссии корректно, если он уважает себя и своего собеседника.
Колесник Валерий
3 января 2005

Комментариев нет:

Отправить комментарий