Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

пятница, 30 сентября 2016 г.

Требует ли Библия покрывало на женской голове?


Требует ли Библия покрывало на женской голове?

Нет! Не требует! То, что женщины в православном или еще каком-нибудь храме покрывают голову – это человеческая традиция, выведена из ошибочного понимания фрагмента Нового Завета. Также не более чем традицией было то, что в прошлое время замужние женщины на публике покрывали головы, то, что покрывали головы всегда кроме, сна и т.п.
Стихи одиннадцатой главы первого послания Коринфянам с 3 по 15 – источник разномыслия. Для объяснения этих стихов существует много мнений. Несмотря на то, что единого мнения по поводу того, надо ли христианкам покрывать волосы на голове или нет, во многих общинах волосы на голове покрываются. А в некоторых общинах и более того – женщина с непокрытыми волосами на голове объявляется грешницей. При этом степень разномыслия в этом вопросе такая, что в некоторых общинах считают грешницей христианку с покрытой головой.
Вот подтверждение того, что мнений много:
О первой части главы 11 было много споров. Одни считают, что содержащиеся в ней наставления относятся только ко временам Павла. Другие заходят еще дальше, полагая, что эти стихи отражают предубеждение Павла против женщин, поскольку он был холостяком. Некоторые просто принимают это учение, стараясь повиноваться его предписаниям, даже если и не понимают их до конца. Источник здесь.
У читателя может возникнуть вопрос: “Почему именно этот автор пытается объяснять это учение? Разве к настоящему времени не написано достаточных и убедительных комментариев? Не порождает ли он смуту?” Мой ответ: “Может быть, действительно есть какие-либо комментарии, которые полностью объясняют этот фрагмент. Но мне они неизвестны. А в том, что известно – разнобой”. А ответ на то, почему не исследуют сущность этого фрагмента и почему не найдено ясного понимания, простой – потому что мешают стереотипы и равнодушие к Учению Христа. Например – объект покрывания. Если в фрагменте написано, что покрывать надо голову, то почему все решили, что волосы на голове? Массово в различных религиозных группах – христианских и псевдохристианских – покрыты волосы, а лицо открыто. Стереотип!  Разве что у женщин-мусульманок или у женщин из некоторых ортодоксальных иудейских групп закрыто и лицо. Вполне возможно, что их традиция восходит ко временам Ветхого Завета.
Еще одна причина того, что существует требование покрывания головы – законничество. Для законников подобные требования – это еще одно из средств, один из пунктов, с помощью которого можно удерживать паству под контролем. От этого требования такие люди не отказываются несмотря ни на что, никогда не отказываются. В таких общинах подобные требования умирают вместе с общинами.
Есть и другие причины того, что до сих пор нет детального анализа этого фрагмента – это лень или поверхностное чтение Библии. Вот иллюстрация:
В наше время тема "покрытие головы" практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей нашего братства это установление принято как традиция, которую не обсуждают. Некоторые, так называемые "прогрессивные христиане" (особенно из молодежи) втихомолку посмеиваются над подобными "отсталыми взглядами", другие терпеливо соблюдают это правило не потому, что считают его верным, а только для того, чтобы "не соблазнять немощных". Источник здесь.
Вот комментарий этого же автора на слова: “…постыжает свою голову”, – “Ни Библия, ни другие источники не проясняют, каковы основания такого представления…” Источник здесь. То есть, автор комментария убежден в том, что для этой фразы нет объяснения в Библии. Но откуда такая уверенность? Либо не увидел оснований, либо не стал искать. А ведь какое-то объяснение есть. Оно приведено ниже.
Но вот сам фрагмент – стихи с третьего по пятнадцатый одиннадцатой главы Первого послания Коринфянам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Ниже будет проанализировано то, чему учит этот фрагмент и чему не учит. Сначала рассмотрим некоторые мнения. 
1. “Волосы на голове необходимо покрывать только на воскресном собрании и во время молитвы”. Но в процитированном фрагменте нет ни прямого упоминания о том, что речь идет о воскресном собрании, ни контекст этого фрагмента не говорит о воскресном собрании, ни о том, что покрывала следует одевать в воскресное собрание. Последующие стихи (1 Кор. 11:20-24) тоже не говорят о воскресном собрании. Хотя эту идею туда привносят. В стихах: "Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;" (1 Кор.11:20), – и в стихах – "Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите." (1 Кор.11:33)слова “собираетесь” не значит, что это общее воскресное собрание. Собрание для ужина, но все ли собирались – неизвестно. И, тем не менее, идею воскресного собрания привносят в рассматриваемый фрагмент  (1 Кор. 11:3-15).
2. Следующее мнение. “Волосы на голове должны покрывать замужние женщины”. В этом фрагменте (1 Кор. 11:3-15) не говорится о том, что покрывать голову должны замужние христианки, а незамужние не должны. Вот аргументы, которые в совокупности опровергают это мнение.
Первый аргумент. Здесь идет речь просто о взрослой женщине и о взрослом мужчине. Соответствующие греческие слова обозначают следующее: a'nh/r – муж, мужчина; мн.ч. люди – 1) человек; мужчина; 2) муж. gunh/ – 1 . женщина (взрослая, замужняя или незамужняя, вдова, мать; употр. как уважительное обращение); 2 . жена, супруга. То есть, возможны варианты и муж – жена, и мужчина – женщина.
Второй аргумент. Следующий стих: "И всякая жена,…" (1 Кор.11:5), –  в контексте фрагмента задает адресата – все женщины. То есть, в этом фрагменте идет речь о всяких молящихся женщинах, а не только о замужних.
Третий аргумент. Следующие стихи уточняют круг обсуждения: "Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа." (1 Кор.11:8-9), – и –  "Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога." (1 Кор.11:11-12). Речь идет здесь о каждом мужчине и каждой женщине. То есть, нет оснований каким-либо образом разделять женатых и замужних. То есть, то, о чем говорится в этом фрагменте, касается всех взрослых женщин, а не только замужних.
3. Еще одно мнение: “Здесь говорится о подчинении жены мужу”. Во всем фрагменте определяются отношения не между мужем и женой, а между мужчиной и женщиной. В восьмом, девятом, одиннадцатом и двенадцатом стихах речь идет о любом мужчине и любой женщине безусловно. Здесь речь идет о статусе мужчины и женщины. А о подчинении жены мужу написано в других местах Нового Завета.
4. И еще одно мнение: “Взрослая женщина должна всегда на публике ходить с покрытыми волосами”. В этом фрагменте не устанавливаются повседневные нормы внешнего вида для мужчин и женщин. Нет прямого запрета женщине сидеть с непокрытыми волосами на собрании. Если кто-то говорит о грехе, то в таком случае необходимы прямые утверждения, прямые повеления. Грех порождается законом. Но в этих стихах нет закона.
В этом фрагменте (1 Кор.11:3-15) нет идеи долженствования в отношении покрывания головы. То есть, нет слов “Женщина должна” или “женщина обязана”. Нет требований закона, нарушив которые, женщина могла бы согрешить. То же и в отношении мужчин. Но есть слова “постыжает”, “стыд”, “прилично” и “бесчестье”. То есть, открытая голова приведет только к тому, что женщина будет в позоре, в стыде. Женщина приуменьшит свой авторитет, уважение к себе. Грех всегда должен приводить и, как правило, приводит ко стыду, если совесть человека не заглушена окончательно. Стыд же не всегда инициирует грех. Далеко не всегда то, что стыдно, также и грешно.
5. Существует и такое утверждение: “Покрывая голову, я свидетельствую о том, что я покорна своему мужу”.
Если это знак покорности жены перед мужем, то, кто определяет или советует женщине носить этот знак? Некое жюри, муж или сама женщина? Естественно, что никто со стороны не устанавливает и не дает право носить этот знак. То есть, сама женщина решает, носить покрывало или нет. В связи с этим возникают два замечания: Первое. В каком положении оказываются замужние женщины, которые не покрывают голову? Либо они не придают этому знаку значения, либо они не покорны мужьям. Если они не придают этому значения, а Новый Завет в самом деле безусловно и недвусмысленно не подтверждает это повеление, то в таком случае покрывало на голове реально ничего не значит. Второе замечание более существенное. Если женщины не покрывают голову, потому что непокорны мужьям, то действительно ли это так? Получатся следующая картина. На собрании часть женщин сидит с покрытой головой, а часть с непокрытой. Решение о том, покрывать голову или нет, каждая принимает самостоятельно. По совести, ли получилась такая картина? Не покрыв голову, женщина объявила, что она непокорна мужу. То есть, она объявила о том, что она не повинуется заповеди Христа. И как в таком случае она намерена оставаться в христианской общине? Мало того, что не повинуется, так еще и объявила об этом. Не дерзость ли это? Другие женщины, покрыв голову, объявили, что они покорны мужьям. Объективное ли это решение? Она уверенна, что действительно покорна мужу. Нет ли в таком поступке фарисейства? Ведь Христос учит: "Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." (1 Кор.4:4-5). Надо ли о своей покорности говорить в принципе?
Этот аргумент в пользу покрывания головы самый бездарный из всех, что можно было придумать. Это утверждение прямо противоречит Учению Христа. Христос призывает христиан жить тихо и благочестиво, быть скромными. Никакие внешние признаки и атрибуты христианки не должны свидетельствовать о ее скромности, о её смирении, о ее добродетелях. Тем, кто так заявляет, полезно еще раз перечитать шестую главу Евангелия от Матфея. Если же христианка искренне верит в эту идею – о необходимости свидетельствовать покрывалом о своей покорности, то даже трудно сказать, чего больше в такой позиции: показной набожности, кокетства, лицемерия, серьезного заблуждения или всего вместе. В любом случае позиция ошибочная.
И в связи с этим утверждением еще одно замечание. Почему такая дискриминация в отношении мужей христиан? Почему им Христос не определил знака, с помощью которого они могли бы тоже объявить, что они любят своих жен? Пусть бы мужчины тоже имели какой-нибудь знак: розу или носовой платок в нагрудном кармане, какой-нибудь бантик или фантик. И, благодаря этому знаку, окружающие знали бы, что этот муж любит свою жену.
6. Существует такой аргумент для того, чтобы покрывать волосы на голове: “Хоть я и не понимаю, я все равно покрою голову. Если это заповедь, то таким образом я её исполню.  Если это не заповедь, то все равно я ничего не сделаю плохого”. С такой логикой можно ходить противогазе или в сандалиях круглый год, мыть ноги собравшимся на воскресное собрание, начинать носить крестики как амулеты, а не как украшения и делать много другое, что упоминается в Новом Завете или даже не упоминается и, в отношении чего, нет четких повелений. Учение Христа учит по-другому: "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить." (Флп.3:15-16). Эти стихи дают установку: “Делайте то, что понимаете. А если чего-то не понимаете, то пусть вам Господь откроет, а потом уже делайте”.
Далее следует анализ некоторых фраз в процитированных стихах.
1. В десятом стихе есть слова: “…Для ангелов” - это значит “перед Богом”. Во всех фрагментах, где упоминаются ангелы, за ними необходимо видеть Бога. Ангелы есть только служебные духи от Бога. Например,
"Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;" (Лк.1:19) это значит, что Бог обращается к Захарии, а не просто Гавриил.
"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного." (Мф.18:10)это значит, что Бог всегда видит и наблюдает за делами людей.
"Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими." (Лк.12:8-9) – это значит, что Бог отвергнет. Ведь не ангелы будут принимать решение о том, будет ли человек на небесах или в геенне.
То есть, женщина должна иметь на голове нечто по воле Божьей, ради Бога, из-за Бога, перед Богом.
2. В десятом стихе: "Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов." (1 Кор.11:10), – слова “знак” нет в исходном тексте на греческом языке.
Подстрочный перевод звучит так: “Из-за этого имеет долг женщина власть иметь на голове из-за ангелов”. Перифраз автора звучит так: “Поэтому женщина должна иметь власть над головой из-за ангелов (по воле Божьей, ради Бога)”. Что сути не меняет. То есть, над женщиной должна быть власть.
Греческое слово e#cw в словаре Стронга  имеет значение “иметь”. В словаре  Вейсмана для этого слова кластер значений шире. А именно: иметь, держать; удерживать, сдерживать. В словаре Ньюмана есть еще значения: хранить, сохранять, соблюдать. В связи с этим перифраз может звучать и так: “Поэтому женщина должна удерживать (соблюдать) власть над головой из-за ангелов (по воле Божьей, ради Бога)”. То есть, над женщиной как над одной из половин рода человеческого когда-то была установлена власть мужчины. И женщина должна ее удерживать, то есть, не сбрасывать, не выходить из повиновения.
В Библии часто упоминается идея “Начальник над кем-то”. Стих начинается со слова “посему”, то есть, “поэтому”. То есть, в предыдущих стихах объясняется причина того, почему у женщины на голове должна быть власть. В предыдущих (восьмом и девятом) стихах говорится именно о том, что Бог поставил мужчину над женщиной. Речь идет об обосновании превознесенного властного положения мужчины над женщиной. Господь установил статус – мужчина повелевает женщиной.
"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит." (1 Кор.14:34).
"Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;" (1 Тим.2:13).
"Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе." (Кол.3:18).
"Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем." (Еф.5:24).
"Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа." (Еф.5:33).
Естественно, что реально такие отношения реализуются только в семье.
Если в десятом стихе подразумевать существования слова “знак” и соотносить знак с покрывалом, то перед женщиной стоит легко выполнимое решение – покрыть голову покрывалом. Но если ничего не привносить в текст и читать его так, как написано, то возникает проблема. Идея долженствования от женщин требует, чтобы либо она сама установила над собой власть, либо кто-то другой установил над ней власть. Во-первых, это не всегда зависит от женщины. Во-вторых, редко кто из женщин самостоятельно пожелает приобрести над собой власть. Укрыться под крылом мужчины как защитника, видеть мужчину как того, кто будет поддерживать ее материально и психологически – это женщины принимают с радостью, а вот власть мужчины над нею принимает далеко не каждая. Тем более о какой-либо власти постороннего мужчины над женщиной вообще невозможно говорить. Особенно, если она замужем или в семье в качестве дочери или сестры – то есть, она объективно зависима от родных. В наше эмансипированное время и в семьях власть родственников отвергается. Кроме того, много женщин просто одинокие: разведенные или незамужние и живут вне семьи. В таких случаях оказывается, что над ними в принципе отсутствует какая-либо власть.
Если же власть должен установить кто-то, не она сама, то кто, если речь идет просто о взрослых женщинах? Почему не описана эта процедура?
То есть, идею установления власти как процедуры, как ритуала или церемонии буквально воспринимать нельзя. Здесь скрыты более глубокие идеи Учения Христа. Здесь речь идет о том, что женщина должна осознавать над собой потенциальную власть мужчины и в подходящих условиях проявлять кротость и терпение. Женщина должна быть укрощена своей волей и своим собственным духом, внутренне должна осознавать власть, а не учреждать власть кого-либо над собой.
Скромные женщины, как правило, при встрече с незнакомым мужчиной опускают глаза. Даже в наше беспринципное время женщину, которая смотрит в упор на незнакомого мужчину, определяют как дерзкую или бесстыжую. Воспитанные женщины не будут вмешиваться в разговор мужчин. И есть много другого, что можно назвать стилем кроткого поведения женщины по отношению к мужчине. Возможно, что именно в этом и проявляется её осознание власти мужчины над ней. Кротость и скромность женщины проявляет её поведение, а не демонстрация неких формальных или ритуальных знаков.
3. В одиннадцатом стихе есть фраза “в Господе”. Она имеет следующее значение. По Божьему плану мужчина рождается от жены, а женщина без участия мужчины не может зачать и родить. Сами по себе они не могут существовать. Именно об этом говорится в одиннадцатом стихе. А в двенадцатом уточняется что первопричина всякой жизни все тот же Бог, который учредил схему зачатия и рождения человека. Двенадцатый стих объясняет одиннадцатый. Здесь есть противопоставление – в материальный мир человек рождается благодаря взаимодействию мужчины и женщины, а, с точки зрения духовного мира, жизнь всем дает Бог.
4. В третьем стихе идет речь о взаимоотношениях мужа и жены: “жене глава – муж”. Но начиная с четвертого стиха рассуждения апостола Павла распространяются на всякого мужчину, а начиная с пятого – на всякую женщину. И до пятнадцатого стиха рассматриваются мужчина и женщина, а не муж и жена.
5. В седьмом стихе идея в том, что муж не должен стыдится и покрывать голову. Он – сильный, так как он есть слава Божья.
Далее в статье рассматриваются несколько важных идей.
1. Что покрывать? Важный вопрос: “Что должно быть покрыто – голова, волосы или лицо?” Нигде в этом фрагменте не говорится о том, чтобы покрывать волосы на голове. Покрытой или непокрытой должна быть именно голова. А если следует покрывать голову, то почему? Но, ни в Новом Завете, ни в Библии, нет прямых и явных объяснений того, что именно надо покрывать – голову или волосы и почему. В таком случае надо искать косвенные объяснения.  А они есть.
Во времена Ветхого Завета и во времена в первоапостольской церкви существовала норма: “Если женщина молится вслух и публично, то у неё должна быть полностью покрыта голова (и закрыто лицо), иначе она будет выглядеть бесстыжей”, – и – “Если мужчина молится вслух и публично, то у него должна быть открыта голова (и открыто лицо)”.  Нет безусловных библейских свидетельств и утверждений об этой норме, но именно о ней говорит апостол Павел. Но в Библии есть ситуации, на основании которых можно иметь представление об этой норме.
Покрывание и открывание головы и лица в Ветхозаветное время соотносилось со смирением человека. Либо человек сам себя смирял и принижал, либо его насильственно смиряли и принижали. В любом случае глаза опущены, отведены в сторону. Человек оказывался либо в состоянии греха, либо в бедствии, либо в том и другом. Унижение или принижение человека всегда причиняет стыд. А в стыде закрывают, прячут, отворачивают лицо, прячут, опускают глаза. Когда человека стыдят, то в стыде он опускают очи, скрывает лицо. Человек в стыде либо сам закрывает голову (то есть, и лицо), либо ему ее закрывают.
Если женщину насильно смиряли, то ей открывали голову – стыдили. Она же сама старалась прикрыть лицо.
Если же Господь смиряет и пристыжает женщину, то открывает её голову. Именно голову (темя), а не волосы: "И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, - оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо." (Ис.3:16-23). Без волос позор и стыд.
В следующей ситуации женщину насильно смирили и принизили: "...И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее." (Втор.21:11-14). Пример смирения женщины – она острижена. То есть, открывается голова и, в том числе, и лицо, а не волосы.
И еще пример того, как смиряют женщину: "...И поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие." (Чис.5:18).
Женщина и мужчина могли самостоятельно смирить и принизить себя и в таком случае скрывали, прятали лицо.
Ревека признала свое приниженное положение перед Исааком, как перед своим будущим мужем, смирилась и покрыла голову: "И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась." (Быт.24:65).
Сарре в качестве компенсации были предложены деньги и покрывало, чтобы ей не отворачивать голову в сторону и не опускать глаза: "И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана." (Быт.20:16). Так как у нее не было оснований для того, чтобы стыдится.
Когда человек осознает себя в приниженном положении, то от стыда прячет лицо, а не волосы.
Покрытая голова мужчины – это стеснение и смирение и, как следствие – стыд, смущение. Здесь мужчины понимают свое бедственное положение сами себя осознают себя пристыженными и при этом покрывают голову.
Вот пример стыда мужчин: "Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы." (Иер.14:3-4).
Еще пример того, когда мужчины в стеснении, в стыде, в смирении: "А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали." (2 Цар.15:30). Не в платке же шел Давид и его люди и не в газовой косынке.
"И возвратился Мардохей к царским воротам. Аман же поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову." (Есф.6:12).
"И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство. А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!" (2 Цар.19:3-4).
"Стыдно нам было, когда мы слышали ругательство: бесчестие покрывало лица наши, когда чужеземцы пришли во святилище дома Господня." (Иер.51:51).
Возможно в этой ситуации: "И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями. И пошел пророк и предстал пред царя на дороге, прикрыв покрывалом глаза свои." (3 Цар.20:37-38), – пророк скрыл лицо, чтобы преподнести царю сюрприз, усилить пророчество эффектом неожиданности. Но, может быть, пророк скрыл лицо и от стыда – оно было изранено.
Мужчину могли смирить насильно. Вот пример: "Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира, Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня! Слово вышло из уст царя, - и накрыли лице Аману." (Есф.7:8). Амана казнили, но Амана и смирили. И не косынкой же покрыли волосы, а покрыли лицо. Не в этом ли традиция, в соответствии, с которой покойникам покрывают лицо? С точки зрения земной жизни, у человека ведь отнято все, что можно было отнять.
2. Лицо. В предыдущей части выясняли вопрос что должно покрываться волосы, голова или лицо. Несомненно, то, что покрываются не волосы на голове, а голова. Но вместе с головой очень часто упоминается и лицо, и глаза. Какое же взаимоотношение между головой и лицом? Что все-таки должно покрываться: голова, голова с лицом или лицо. В исследуемом фрагменте говорится о стыде. Стыд или отсутствие стыда внешне проявляется именно на лице:
"...И если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться." (Иов.11:14-15).
"...Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!" (Пс.82:17).
"Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся. Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их." (Пс.139:8-10).
"Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские." (Плач.2:10).
"За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд." (Иер.3:3).
"...Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь." (Пс.17:28).
"Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания." (Ис.50:6). То есть, был унижен, но лица не прятал.
"И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом, и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. И увидел ее Иуда, и почел ее за блудницу; потому что она закрыла лице свое." (Быт.38:14-15). Одна из прични того, что скрыла лицо – делал постыдное дело, а совесть не потеряла окончательно. Стыдилась.
"Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое" (Пс.43:16).
"И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится." (Чис.12:14).
Ее унизили. Над ней сделали насилие.
"Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:" (Притч.7:13).
"У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою." (Дан.9:7-8).
"Тогда они препояшутся вретищем, и обоймет их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах плешь." (Иез.7:18).
Вот еще несколько фрагментов, из которых видна следующая идея: “Человек, который осознает свою вину, стыдится и опускает голову, прячет лицо”. Более того, здесь видно также и некую традицию. Если провинившемуся прощали проступок, то ему поднимали голову (или позволяли поднять голову). После этого провинившийся мог идти по миру с открытым лицом без стыда и угрызений совести.
"В тридцать седьмой год после переселения Иоакима, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год царствования своего, возвысил Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из темничного дома." (Иер.52:31). Более точный перевод слов: “возвысил Иоакима” – “поднял голову”, – то есть, простил его вину.
"И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф." (Мал.1:8). Более точный перевод слов: “благосклонно ли примет тебя” – “поднимет ли твою голову”, то есть, простит ли твою вину.
"И скажите: "вот, и раб твой Иаков за нами". Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня." (Быт.32:20). Более точный перевод слов: “примет меня” – “поднимет голову”, то есть простит вину.
"Через три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием." (Быт.40:13). Более точный перевод слов: вознесет главу – поднимет голову, то есть, простит вину.
"Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?" (Пс.81:1-2). Более точный перевод слов: “оказывать лицеприятие нечестивым” – “поднимать лицо нечестивым”. То есть, прощать проступки нечестивым и не наказывать их за их вину.
"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18:13).
Человек, который делает зло и не окончательно потерявший совесть, стыдится своих дел и прячет лицо: "И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним." (Быт.4:6-7). Человек, делающий добро, радуется этому, и лицо открыто, более того, лицо светится от радости. Человек, который отводит глаза в сторону, опускает лицо, отворачивает лицо, либо задумал недоброе, либо сделал недоброе, чего стыдится. Человек, у которого открытое, спокойное, приветливое лицо явно ничего не стыдится. Нельзя сказать, что и тот, и другой стиль поведения норма, закон, так как бывают исключения. Но это так как правило.
Но идея стыда потеряна, как в миру, так в некоторой степени и в религиозной среде. Корни мусульманского вероисповедания уходят в иудаизм. У некоторых групп мусульманских женщин закрыто все, а открыты глаза. Открыто именно то, что в некоторых случаях следовало бы и прикрыть.
3. Власть. В третьем стихе говорится об иерархии: Бог – Христос – мужчина – женщина: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог." (1 Кор.11:3). Но этот стих также может быть понят и по-другому. Здесь иллюстрируется происхождение, источник. Так как используется слово ei'mi/  – быть, существовать, иметься в наличии, находиться; начать быть. То есть, стих может звучать и так: “…Первоисточник мужа – Христос, жены – муж, Христа – Бог”. И эта идея лучшее основание для того, чтобы понять статус мужчины над женщиной. Апостол Павел, как и Христос, обращается к началу творения.
Если есть замечание в отношении того, что источник и первопричина Христа – Бог, а о Христе написано, что Он Альфа и Омега, и в этом как бы противоречие. То в том, что Христу глава Бог тоже есть противоречие: "...Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит." (Кол.1:16-17). Так что отнестись к этому надо спокойно.
Перед Богом и с точки зрения вечности мужчина и женщина равны. Но для земного существования установлена иерархия. И эта иерархия в какой-то степени есть испытание для обоих. Даже организм и душа мужчины и женщины различаются. И эти различия тоже подчеркивают иерархию. Бог допускает к себе лицом к лицу того, в таком же статусе: Образ и слава Божья – мужчина. У женщины нет такого статуса. Ее статуса хватает только до уровня мужчины.
Мужчине дана власть и ответственность. Спасение мужчиной может быть потеряно из-за безответственности, порождающей грех. У мужчин порой есть основания тяготиться своей ответственностью. Если мужчина благочестивый, добросовестный и ответственный, то он может и вправе просить Бога о том, чтобы Бог освободил его и от власти, и от ответственности или облегчил это бремя. Женщине определено подчинение и меньшая чем мужчине ответственность.  Спасение может быть потеряно из-за неподчинения, непослушания ведущего ко греху. У богобоязненной, терпеливой и ревностной христианки могут быть основания тяготиться своим подчиненным положением. Если женщина благочестивая, искренняя и добросовестная, то она может и вправе просить Бога о том, чтобы Бог освободил её от подчинения или облегчил это бремя. Как для мужчины власть, так и для женщины подчинение – это бремя.
Но в последнее время как женщины не принимают идею подчинения, так мужчины отвергают идею ответственности. Женщина игнорирует даже свое физическое и душевное отличие от мужчины. Также мужчина отвергает ответственность, забывая, что у него и возможностей больше, и следовало бы отвергнуть и возможности. И это серьезная тема для разговора, так как и в христианских общинах, порой потеряны ориентиры. Вполне возможна ситуация, когда христианка, сидящая на воскресном собрании в платке и с елейным лицом, всем своим видом изображает кротость и послушание, а в обыденной жизни дерзкая и своевольная. Покрывалом как знаком она объявила, что она кроткая, но образ жизни такой христианки и кротость не совмещаются так же, как не совмещаются огонь и вода.
Покрывало не делит человеческий род на мужчин и женщин, а на людей, находящихся подчинении, и не находящихся в подчинении и смирении. Те же, кто в подчинении – женщины, пребывают в стыде и из-за этого должны быть покрыты и, прежде всего, перед тем, кто смирил женщину – перед Богом. Подчинение, кротость и смирение есть первичное, а покрывало – вторичное.
Именно стиль поведения, как мужчины, так и женщины подчеркивают и происхождение, и иерархию обоих, но не знаки и бессодержательные ритуалы. Точно так же и для публичной молитвы задается стиль поведения, а не ритуал. А именно: мужчина молится с открытой головой (и открытым лицом), женщина – с покрытой головой (и закрытым лицом), но не с покрытыми волосами.
4. Свечение. Далее следует попытка автора на основании Библии показать возможную причину того, что у публично молящегося мужчины должно быть открыто лицо.  Это только предположение, и я не собираюсь упорствовать и доказывать, и навязывать эту идею другим. Но рассматриваю это как весьма убедительный намек.
Когда Бог в виде Ангела Господня являлся на землю, то это сопровождалось огнем и ярким свечением, которое исходило от лица явившегося.  
"А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него." (Иез.1:26-27).
"Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю." (Суд.13:20).
"Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий." (Исх.24:17).
"Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его. Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его." (Пс.96:2-3).
"Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба." (Деян.22:6).
Так же светился преобразившийся на Фаворе Христос: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет." (Мф.17:1-2).
Когда человек приближается к Богу, то на него исходит слава Божья. Это честь для мужчины и ему есть чем гордиться. Человек в таком случае может поднимать свою голову высоко и в радости гордиться. Молитва и пророчествование – это общение с Богом. Это происходит в момент молитвы любого верного Богу в большей или меньшей степени: "Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся." (Пс.33:6). Во времена Ветхого Завета это было буквально: "Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним." (Исх.34:29-35). В этой ситуации Моисей покрывал голову для того, чтобы принизить себя, чтобы никоим образом не равнять себя с Богом.
Сейчас это происходит тоже. Так говорит Учение: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа." (2 Кор.3:18). Но сейчас, как призывает апостол Павел, не надо принижать себя, так как Бог дал нам такую честь быть детьми Божьими. Сейчас мы можем смотреть с открытым лицом на Господа и не стыдиться, не бояться, не прятать свое лицо.
Вот еще один пример того, как свет божества сходит на человека: "И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела." (Деян.6:15). Стефан был ведом Святым Духом, то есть, проповедь Стефана была и общением с Богом буквально: "Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога." (Деян.7:55-56). И результатом этого общения было его лицо как лицо ангела.
Еще один аргумент в пользу свечения – лицо одухотворенного человека выглядит не так как лицо, движимое плотскими интересами. Воодушевление замечаемо. Хотя словами это объяснить сложно.
5. Иудеи молились, подняв голову и лицо к небу.
"И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу." (Мф.14:19).
"После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя," (Ин.17:1).
Более того, поднимали и руки, что, кстати, и нам заповедано: "Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;" (1 Тим.2:8). Склоняли голову разве что в молитве покаяния: "Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18:13). Это также и личный опыт: если молишься с покаянием, будучи в грехе, то в стыде лицо опущено.
И в этой ситуации важны не поднятые руки, а открытое лицо; важно поднятое к небу лицо, а не склоненное лицо и не глаза, которые отводят в сторону. В молитве и в пророчествовании христианин без угрызений совести смотрит на окружающий мир с открытым лицом.
Далее анализ фрагмента с четвертого по пятнадцатый стих в целом.
"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает  свою голову." (1 Кор.11:4). Слово “постыжать” имеет (kataiscu/nw - позорить, постыжать, посрамлять, бесчестить). Именно это слово используется в четвертом стихе. Постыжать голову – это постыжать себя как личность.
Мужчина не обязан покрывать голову. Это не заповедь. Этим он наносит ущерб своему авторитету. Это напоминание мужчине, что он славен как образ Божий, часть сущности Божьей, потому и славен. Молящийся мужчина славит также и Бога. Мужчина с покрытой головой приуменьшает свою честь и славу. Иными словами, можно сказать так: “Если хотите увидеть Божество своими глазами, то посмотрите на лицо искренне молящегося мужчины”.
Апостол обращается к христианам, к святым. Святому, праведному и непорочному нечего стыдиться. Если речь идет о мужчинах, то им нет необходимости прятать лицо, опускать голову или покрывать голову или лицо. Если у мужчины христианина нет греха, то он в молитве может стоять с поднятой головой, с открытым лицом. Если же такой мужчина молится, опустив лицо, пряча глаза, то этим он дает знать окружающим, что он грешник. Если же он склонил голову и не имеет греха за душой, то таким образом он напрасно себя стыдит, напрасно себя позорит.
Кроме того, если мужчина покрывает голову, особенно при молитве (или пророчестве), то этим он приуменьшает (бесчестит, позорит) славу Божью, которая на него исходит. Это неразумно. Тот, кто допущен общаться с Богом – творение Божье, и он также славен, как и Творец. Так нас учит Бог. Этому надо радоваться, а не стыдится. Если христианин своим поведением повторяет Божество на земле, то ему не надо стыдиться, а гордиться.
В современных общинах христиане не придают значения тому, как держать лицо во время молитвы. И хотя в быту, в повседневной жизни на уровне психомоторных реакций от стыда или от чувства вины, или от страха глаза могут быть отведены в сторону, голова может быть опущена вниз или отклонена в сторону, но на собраниях в церкви голову опускают не от стыда, а как некий ритуал.
Иудеи-мужчины с незапамятных времен молятся с покрытой головой, даже с дважды покрытой головой. На голове кипа или ярмулка, а сверху еще и покрывало. Не из-за них ли был написан этот фрагмент Первого послания Коринфянам – первых христиан из иудеев?
Далее в стихах речь идет о скромности и о последовательности женщины христианки. "И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая." (1 Кор.11:5). То есть, если женщина непокорная и бесстыжая до того, что не покрыла во время молитвы голову, то пусть в своем бесстыдстве будет логичной до конца – пусть голову и обреет. Голова не покрыта покрывалом, то пусть будет непокрыта и волосами. И далее: "Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается." (1 Кор.11:6). А если у женщины есть остатки стыда, и она не хочет стричь или брить голову, то, аналогично, пусть будет стыдливой до конца – пусть покроет голову и покрывалом или, в крайнем случае, пусть опустит лицо. То есть, если женщина кроткая и ей стыдно проявить себя дерзкой, то пусть будет логичной до конца – пусть покроет голову, спрячет лицо.
Если женщина открывает голову то, таким образом она приуменьшает свою славу. Она вводит себя в стыд. И еще о славе Божьей: "Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа." (1 Кор.11:7). Женщине не дозволено отражать открытым лицом славу, потому что она слава мужчины. Мужчину не надо славить. Во-вторых, открытое лицо женщины будет значить, что она пренебрегла власть мужчин над собой. А об этом предупреждается в 10 стихе. Женщина, молящаяся с открытым лицом, ставит себя в положение мужчины. Женщина должна стараться иметь и показать свою истинную реальную (а не показную) кротость и повиновение мужчине.
Стихи одиннадцатый и двенадцатый уточняют основную идею фрагмента – статус при обращении к Богу: мужчина выше женщины: "Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога." (1 Кор.11:11-12). Но эти стихи напоминают и о том, что мужчине не следует усердствовать в установлении власти, во властвовании не перегибать палку. Что кстати и произошло в религиозной жизни многих религиозных групп и направлений.
Эти стихи: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?" (1 Кор.11:14-15), – есть обращение к традиции, к некой межкультурной традиции. В Библии её нет. Корни её трудно проследить. Женщины многих народов и практически во все времена отращивали волосы длинные настолько насколько позволял организм и условия жизни. То, что мужчина носит короткие волосы, а женщина их отращивает, стало почти существом человеческого рода, почти природой. Но, естественно, что на генетическом уровне это не заложено (а может быть и на генетическом уровне: облысение – это проблема мужчин, а не женщин). Но, тем не менее, боговдохновенный автор Павел посчитал возможным косвенно использовать этот факт в пользу того, что голова женщин должна быть покрыта и, благодаря этому частично скрыто лицо. Косвенно, потому, что здесь не упоминается о молитве и пророчестве.
Дополнительные замечания. Если в стихах 5 и 4 речь идет о публичной молитве, то разве женщины в общинах нашего братства молились или молятся публично – перед собранием христиан? Сейчас же на собраниях в нашем братстве женщины вслух не молятся, а только слушают молитву, а затем подтверждают словом “Аминь”. Или молятся в сознании, одновременно с братом, молящимся вслух. Но если женщина молится в сознании, не вслух, то в Библии есть такая ситуация: "Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;" (1 Цар.1:12-15). Анна молилась не вслух – мысленно. Лицо ее было открыто. Свидетель – Илий не понял, что она молится. Лицо она не сочла нужным закрыть. Когда Илий узнал, что она молилась, не сделал ей замечания в отношении открытого лица или головы. То есть, если женщина молится на людях, но не вслух, то, вероятно, можно и не накрывать голову.
Если же речь о личной молитве, то нельзя ли женщине обойтись волосами как покрывалом? Наедине женщина может молиться и с открытой головой, и с открытым лицом. Ее никто не видит и ей некого стыдится. Если же женщина молится дома (наедине), то не следует говорить о стыде. Наедине не может быть стыда (разве что перед совестью).   То есть, дома, наедине можно не покрывать голову и не прятать лицо.
Бог дает женщине повеление: “Каждый раз в молитве вспомни о своем подчинённом положении и сохраняй себя в нем”. Таким образом Бог укрепляет женщину в смирении. Но это повеление не дает никому оснований каким-либо образом повелевать женщиной. Бог повелевает мужчине любить жену, а не командовать ею.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.” (Еф.5:22-23)
Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.” (Кол.3:18-19)
Вывод 1. Если женщине придется молиться публично и вслух (людям понятно и слышно, что она молится Богу), то она должна покрыть голову покрывалом, закрыв при этом и лицо или молиться, хотя бы склонив лицо.
Вывод 2. Если мужчина молится публично, то лицо его пусть будет открыто. Незачем наклонять голову и прятать лицо, нечего отводить глаза в сторону, ему нечего стыдится: “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню…
Вывод 3. Идея о том, что замужние женщины христианки должны сидеть на воскресном собрании во время молитв с волосами, покрытыми покрывалом, платком или косынкой, – это традиция, основанная на человеческом мнении. Библия эту идею не подтверждает. Это есть человеческое мнение.
Тем, кто настаивает на покрывании женщинами головы (волос), следовало бы задуматься вот над чем. Как получилось, что Христос не дал для этого случая прямых ясных и безусловных повелений или запретов? Если столько разногласий по поводу покрывания волос, то это значит, что Христос дал повод для разногласий, и, соответственно, для разделений. Но Бог есть Бог мира и Он не мог просто так инициировать споры и разделения среди христиан. Значит, разногласия спровоцировали люди. Значит, своим мнениям люди придают силу закона и начинают конфликтовать между собой. Вместо того чтобы найти основную назидательную идею этих стихов, люди предложили различные человеческие мнения, которые и привели к разделениям.
Христос не дал детального описания – церемонии того, как проводить покаяние, крещение, пожертвования, как оказывать помощь нуждающемуся, как возмещать ущерб, как проводить посты, молитвы, воскресные собрания; Христос не дал ни одного праздника. Христос не дал устава для проведения многих важных дел в общине, не уточнил обстоятельства и условия для многого из жизни христиан. В Новом Завете нет тех регламентированных процедур, которыми перенасыщена жизнь и служение православных или католиков. Дух учения Христова – жизнь не по букве, а по духу: "...Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве." (Рим.7:6), – и еще – "...Но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога." (Рим.2:29). Служение Христу – не пища, не одежда, не церемония, не ритуал, не буква: "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит." (2 Кор.3:6). Почему же люди решили, что покрывание волос на голове – это есть богоугодное дело, а непокрытые, при определенных обстоятельствах, волосы – это грех? Ведь здесь нет ясно видимого безусловного целесообразного духовного основания.
Если покрывание головы – это богоугодное дело, то Христос противоречит Сам Себе тем, что вводит ритуал – устанавливает закон, – вводит букву. Но Христос целостная Личность и не может Сам Себе противоречить.  Даже если бы и было ясное и недвусмысленное требование молящимся женщинам покрывать голову с волосами, то это требование вступило бы в противоречие с духом Учения Христа. Отсюда вывод усиливающий сказанное выше: “Идея покрывания головы из-за волос для молящихся женщин не следует из этого фрагмента. Этой идеи там нет. Она выведена ошибочно.
Последнее замечание. Отношение к мнениям у христиан должно быть следующим: "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом." (Рим.14:22). Никто не должен насмехаться над покрытой головой или упорно отвергать мнение (покрытую голову) немощного в вере. Но также и немощный в вере не должен назойливо и настырно продвигать свое мнение в жизнь общины – призывать, убеждать или заставлять покрывать голову других.
Колесник Валерий
24 мая 2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий