Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

среда, 5 октября 2016 г.

Отношения между христианами


Отношения между христианами

О баптистах у нас в стране говорили и говорят, что они очень дружны. В какой-то момент в сознании возник вопрос: “Это что, какая-то особая порода людей или новая раса?” Но ответ на поверхности:
“Дело не в том, что они особая порода людей, а в том, что они раньше других в бывшем Союзе начали усваивать Христову истину”: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." (Ин.13:34-35). Это та истина, которую общинам Церкви Христовой предстоит вложить в свое сознание так, как вложено младенцу желание есть и пить вовремя.
Каждый из христиан должен быть видим миру потому, что его жизнь свет миру и община, как семья Божья, тоже должна быть видима миру. Но что сейчас реально мир может увидеть в общинах Церкви Христовой:
  • Нас в костюмах и галстуках. Но в миру это есть, там, в официальных условиях, одеваются получше нас.
  • Мы не пьём и не курим, но в миру тоже много таких, кто не пьет и не курит.
  • Христиане - домовитые мужья и хорошие хозяйки, но, во-первых, не все, а, второе, там таких тоже много.
  • У нас чаепития и обеды общения – но в миру умеют посидеть не хуже.
  • Мы интересно проводим совместный досуг. Миру это не интересно.
То, что мы семья Божья, можно увидеть только по отношениям между нами, можно увидеть по милосердным братским отношениям между христианами. Но как проявляются эти отношения, в том смысле, что они видимы миру? И как их достичь?
Для того чтобы достичь, нам, христианам, надо вложить в своё сознание следующую установку: “Община – семья, христиане – братья, Бог – наш Отец”, о чем и Учение Христа говорит: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;" (Мф.23:8-9). Естественно, что христиане должны относится к общине как к своей семье.  При том помнить, что семья есть и должна быть милосердная, доброжелательная, заботливая, благополучная. При такой установке, при таком взгляде можно увидеть то, какие отношения должны быть между христианами. Так как есть в миру благополучные дружные семьи, и их ближним видны доброжелательные, милосердные отношения между родственниками в этих семьях.
Вот как Бог любит человека. Вот как Отец любит нас, Своих детей:
"...И в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место." (Втор.1:31).
"О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его." (Втор.33:12).
"...Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;" (Исх.19:4).
"...Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих," (Втор.32:11).
"Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им." (Ос.11:4).
Как можно лучше сказать о любви Господа к человеку? Апостол Павел дает образец обращения между христианами: "...Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими." (1 Фес.2:7). А именно, отношение друг к другу – нежная забота.
Выше Божья семья, то есть, община, сравнивается с благополучной мирской семьей. Но Божья семья лучше, чем любая мирская. Христос установил для общины больший приоритет: "И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;" (Мф.12:47-49). Иными словами, Он сказал: “Те, кто Мне послушен, дороже для Меня, чем Мои кровные родственники”. А это уже очень сложно вложить в голову даже самому ревностному христианину. Тем не менее, община и может, и должна стать более дружной и более милосердной, чем самая благополучная семья в миру.
Чего не хватает сейчас общинам? Приведу мрачный пример. Пришлось разговаривать с одной из тех, кто оставил общину. Спросил её: “Ты хоть сейчас можешь вразумительно сказать почему оставила общину?” Она заявила: “Там христиане конфликтуют. Я дома сама читаю Библию, молюсь. Я повинуюсь Богу”. Напомнил ей, что в этих конфликтах некоторые христиане были не обосновано обижены. И спросил, почему же она ушла, не попыталась разобраться кто прав, а кто виноват, почему не посочувствовала тем, кто реально пострадал.  Я показал ей стихи из Нового завета - "...Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены." (1 Кор.12:25-26). А в ответ услышал: “Так что я должна была страдать?” В моем сознании мелькнула мысль: “А как же по-другому?” И тут же возник второй вопрос: “Какую ты читаешь Библию?” Есть славянская библия, есть сатанинская библия. Некоторые справочники по программному обеспечению компьютеров называют библией. Не перепутала ли она?
Урок из этого разговора – ей явно не хватает того, что и является в христианских общинах привлекательным для мира - нет сострадания, сочувствия, сопереживания, соучастия. Того же не хватает и общинам Церкви Христовой.
Для этого человека Божья семья не более чем клуб по интересам. Но дело ещё хуже. Человек имеет длинную историю хождения по общинам: харизматы, Церковь Христова, снова харизматы, снова та же община Церкви Христовой, потом другая община Церкви Христовой. Затем уход в самостоятельное плавание: “Все плохие. Я сама дома молюсь и читаю Библию”. Но когда и приходила на собрания, то её круг интересов был следующий: кто уехал, кто приехал, кто ушел из общины, кто пришел, как одеты, кто с кем сидел, кто женился, кто соблазнился. Своим отношением она показала на деле полное презрение к общине, к Божьей семье. Община для неё – проходной двор. Жизнь такого человек не свет миру, а смрадный дым, тянущийся с “мусорки”. Что могут сказать люди в миру об общине, где такие христиане?
Библия говорит: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:" (Гал.6:7). Ты презираешь Божью семью, то такое же отношение будет и к твоей семье, презираемой и презренной будет и твоя семья. Вполне можно допустить, что при таком отношении к общине, в личной жизни её ждут горькие разочарования.
Большая проблема в общинах Церкви Христовой – равнодушие. Проявляется это и в малом, и в большом. Внимания и участия поприветствовать нового брата или сестру на собрании хватило, а за стенами церкви отношение: “Не вешайте мне своих проблем”. Такие христиане подобны немощному паровозу, у которого пару хватает на гудок, а ехать уже нечем. Апостол Павел видел подобную слабость коринфян и увещевал их: "Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы." (2 Кор.6:11-13). Это увещевание актуально и сейчас. Христианину не хочется открывать свое сердце ближнему, да и других туда не хочется пускать. Для других в нем тесно. Там только свои дела и заботы. Хотя в Новом Завете прямая заповедь: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал.6:2). Иными словами: “Вникайте и пытайтесь решать проблемы братьев. Вы это можете!
Вот пример поведения апостола Павла: "Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2 Кор.11:28-29). Не было в общинах (во многих общинах, не только в той где Павел находился) страдающих, за кого не переживал и не молился бы Павел. Но апостол Павел не просто был таким. Он задавал нам образец поведения, стиль христианской жизни, новый жизненный стандарт, отличающийся от мирских стандартов: "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас." (Флп.3:17).
Равнодушие проявляется и у тех, кто не первый год в общине. У христиан возможны разные настроения:
·         “Мне нет возможности приходить в воскресенье”. Но это значит, что у христианина нет стремления в семью Божью.
·         “Мне нет возможности постоянно приходить в воскресенье”. Но и это равнодушие к Божьей семье. Человек в ней не ещё родной.
·         “Надо по-быстрому принять вечерю Господню” или “надо пожертвовать” и “бежать”. “Надо чтобы сегодня в церкви помолились о моей проблеме и надо и бежать домой” (на рынок и т.п.).
Но нам следует задумываться: “Если я равнодушен к Телу Христову, то не станет ли Христос равнодушен и ко мне в какой-то момент?” А это ужасно.
Но дела еще хуже. В общинах же может встретиться вся шкала ненормальных отношений. А именно:
·         Человек крестился ради того, чтобы зарабатывать в общине деньги.
·         Проповедник - наш соотечественник - использует общину, чтобы продемонстрировать своё усердие и ревность перед спонсорами. Пришел показать свою активность, стремиться выслужиться.
·         Человек рассматривает общину только как ступеньку для карьеры или как возможность уехать в Штаты, и ради этого выполняет своё служение.
·         Община используется для рекламы своего усердия. Это делают некоторые приезжие миссионеры, чтобы продемонстрировать свое усердие перед своими старейшинами. “Мол, вот посмотрите, я создал (создаю) общину за рубежом”.
·         Проповедник может использовать кафедру в общине для того, чтобы красоваться перед людьми, чтобы повелевать людьми. Он удовлетворяет свои мелкие амбиции.
·         Человек случайно забрел на собрание и стал христианином без реального покаяния. Приходит послушать проповедника или послушать пение.
Возможны и другие ситуации не столь безнравственные.
·         Приходят найти в общине супругу или супруга.
·         Люди ищут в общине возможность бесплатного ухода за своими больными родственниками, ищут бесплатные лекарства, благотворительную помощь, что везут миссионеры.
·         Ищут в общине материальную поддержку. Смотрят на общину как на социальный отдел горисполкома.
·         Ищут моральную поддержку. Человек постоянно приходит и рассказывает о своих бедах и проблемах. Грузит своими горестями, и не интересуется делами другого. Своими проблемами делится с другими, а свою радость потребляет сам. Себя же не пытается менять. А когда начинаются в его адрес советы или замечания о необходимости духовного роста, то уходит из общины. Такие христиане “жили без любви, расстались без печали”.
Многое из перечисленного действительно можно найти в общине и часто находится. Помощь нуждающимся, уход за больными – это естественные дела христиан. Вполне естественно, что молодые люди знакомятся и женятся в общине. Но ни помощь, ни женитьба, ни что-либо подобное не должно быть единственной или главной целью прихода в общину.
Община не просто кучка людей, которую можно использовать по своему усмотрению. Хотя любое использование человека в своих целях уже безнравственно. Но община – это тело Христово: "И вы - тело Христово, а порознь - члены." (1 Кор.12:27). Плохое, презрительное, неуважительное отношение к общине, это плохое, презрительное, неуважительное отношение к Иисусу Христу. Такое же отношение вполне можно ожидать к себе и от Христа. Вполне можно получить серьёзную и отрезвляющую проблему, которая будет для меня Божьей воспитательной работой.
Чем община с подобными негативными настроениями может отличаться от мира, чем может быть привлекательной для мира? Эти настроения проявляются в поведении так называемых христиан за пределами общины. И это видно тем, кто в миру. Такие общины – это позорище среди людей и хула на Христа.
Среди христиан встречается настороженность к остальным людям в общине. Иногда сохраняется следующая позиция в душе человека: “Мне люди сделали много зла, я не хочу им доверяться”. Человек сидит на собраниях особнячком. Но это признак духовного младенчества. Учение говорит: "Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится." (Рим.10:11). Не постыдится и вечности, не постыдится и сейчас в этой жизни.
Христианин личность социальная, активная, действующая. Не просто приветливо разговаривающий с ближним, но служащий ближнему. Так учит Христос: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне." (Мф.25:34-40).
Христианин не монах, не скиталец, не бирюк, безвылазно сидящий дома. Но человек, ищущий то, чем бы он мог помочь ближнему:
"Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем." (1 Фес.5:15).
"Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию." (Рим.15:2).
"Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере." (Гал.6:10).
Даже если нам не отвечают добром, мы продолжаем оставаться такими же христианами, как и должны быть: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем." (Гал.6:9).
Апостол Павел говорит о своем служении: "Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам." (Рим.1:14). Такая же позиция у каждого из христиан по отношению к братьям и сестрам: “Я им должен! А возвращают они мне или нет – это дело третье. Бог вернет!”
Только в таком случае Бог пребывает в нас: "Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас." (1 Ин.4:12). Бог пребывает в нашей жизни, в нашем настроении, в наших делах. Только при таком образе жизни мы видны миру, видны миру в самом лучшем виде. Вот такими христиане привлекательны. Вот такой стиль жизни действует на людей в миру сильнее любой компании по благовествованию.
Среди христиан встречается робость, необщительность, закомплексованность или стеснительность. Люди принижают себя: “Я пожилой, а там молодые, о чем мне с ними говорить”, “Я слишком молодой, я помолчу”, “Здесь братья что-то решают, а я не мужчина”, “Они проповедуют, а я не проповедую, у нас разные интересы”, “О чем можно говорить с чужой женой?” и т.п.  Подобные мысли и взгляды - препятствие в общении. Апостол Павел с иронией говорит о таких рассуждениях: "И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?" (1 Кор.12:16). В благополучных семьях даже самые флегматичные и молчаливые дети не закомплексованные. В семье они не стесняются говорить о том, что им надо и когда надо.
Благодать для общины, когда в ней есть дружелюбные братья и сестры, и когда их нет – это проблема. Но быть дружелюбным и братолюбивым - это прямая заповедь Нового Завета: "Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;" (1 Пет.3:8). Не надо стыдится быть дружелюбным и открытым. Нади искать общение. В молитвах просить Бога, о том, чтобы Бог менял характер в сторону большего общения. Ради братьев надо себя смирять. Ради Христа, ради спасения мира христиане обязаны это делать. Милосердие, сострадание, приветливость, дружелюбие буквально ломают мирскую психологию, мирскую настороженность и черствость, и именно за этим в начале люди из мира идут в христианские общины.
Часто христиане различают свои слабости, но не спешат поменять себя. Иногда надо проявлять усилия и стремление к общению: "Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат." (Притч.18:24), - в этом также и несомненная польза.
Надо научиться чувствовать настроение, чувствовать состояние ближнего как обнаженный нерв. К своей боли, к своим проблемам надо научиться относиться с крокодильей кожей – терпеливо и спокойно. О подобном образе жизни и говорит апостол Павел: "...Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись." (1 Кор.10:33).
Иногда в церкви проявляется нетерпимость, поспешность в суждениях. Есть немощные братья, которые что-то не понимают, что-то не так делают. Не следует по каждому пустяку делать им замечания. Нужно быть снисходительным и терпеливым: "...Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы." (Кол.3:13), - "...Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью," (Еф.4:2).
Не надо часто делать замечания ни за пределами церкви, ни в церкви, особенно в церкви. Не надо поспешно комментировать поступки братьев. Очень часто все обстоятельства поступка сразу не видны. И полезно задавать себе психологическую установку: “Я чего-то не понимаю, я подожду пока не прояснится. А брата моего убереги от греха.”
Надо научиться молчать и в других обстоятельствах. Поменьше замечаний (неправильно расставленная обувь, мокрый пол в ванной и т.п.). Можно и самому доделать или поправить, рука не отсохнет. Правильные замечания можно делать, но их не должно быть слишком много: "Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом." (Гал.5:15). Надо больше молить Бога о ближних, а самому можно и потерпеть. Господь не допустит быть искушаемым сверх сил.
И уже совсем плохо, если комментарии ехидные и над братом или над сестрой просто насмехаются. Иногда возможно услышать, что один христианин отпускает другому шпильки. Пример: “Ой, какое у тебя миленькое платье. А твоего размера не было?” Эту шутку можно сказать с сарказмом, с намерением обидеть, оскорбить, но можно именно пошутить, и участники разговора только рассмеются. Но для христианина или христианки подобные шутки недопустимы ни с какими интонациями. Христиане должны быть приветливы и ласковы друг к другу, именно ласковы: "...Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;" (Рим.12:10). Скажет ли что-нибудь подобное женщина женщине, если та её начальница? Скажет ли парень нечто подобное своей возлюбленной? Позволит ли он это, когда встречаются ещё только первую неделю?
Не шпильки или замечания надо отпускать, а лучше молиться за брата или сестру, чтобы они не выглядели смешными и не попадали в курьезные ситуации.
Только знания и только понимания того, как должно жить, недостаточно для благочестивой жизни. Ещё нужно и жить по-другому, благочестиво: "Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна." (Иак.3:13-17). Знание Учения Христа должно реализоваться, выразится в образ жизни по Учению.
Некоторые христиане могут быть импульсивными по своей натуре. Очень быстро по всяким пустякам или мелочам рождается симпатия или антипатия (человек посмотрел “неправильно” и он уже мне не нравится, сказал доброе слово, и я уже в него влюблена). И они движимые худшими чувствами начинают тут же что-то говорить или делать, вплоть до того, что уходят из общины. Но надо гасить чувства. Мало ли какие чувства рождаются в моем плотском сознании. Мои негативные или сомнительные чувства должны умереть в моей душе, не выходя наружу. И уж конечно не уходить из общины. С таким характером жизнь в миру – ад.
Христианин не претыкает. Не отнимает покой у братьев. Не отнимает покой и по большому счету, и по мелочам. Любовь тиха, скромна. То есть, христиане тихи и скромны. Христианин лишний раз промолчит и ждет ответа от Бога. Христианин часто задумывается о том, как смотрят на его поступки люди.
Пример: Каждый вечер в квартире на шестом этаже истошный детский крик. Иногда там примешивается ещё и женский крик. Это слышно всему кварталу. Это порождает у ближних (да и у дальних тоже) вопросы: “Что там происходит? То ли родители не могут унять детей, то ли не хотят, то ли там совершается насилие?”. 
Нужно быть очень деликатным. Не стучать ногой или рукой, когда это раздражает сидящего рядом. Не торопиться открывать окна, если жарко. Мали ли как отреагирует брат рядом. Такая чувствительность и тактичность – это высшая математика, в общинах бывает значительно хуже. Христиане берут деньги в долг и не отдают. Берут в долг и подолгу не отдают. Даже просто брать постоянно в долг - это уже небрежность в отношениях с братом.
Но уже если разговор о деньгах и долгах, то тут много аспектов. Денежные отношения в общине имеют потенциальную опасность. Неаккуратное обращение с деньгами могут разрушить добрые отношения между братьями и, наоборот, правильное обращение с деньгами может укрепить эти отношения, сделать их более доверительными и исполненными благодарности и любви. Денежное обращение между христианами - это взаимный труд. Во-первых, нужно стараться не брать в долг, побольше обращаться к Богу и только в исключительных случаях просить брата или сестру одолжить. Но потом, взяв деньги, по возможности, как можно быстрее возвращать долг. Заимодавец же пусть молит Бога о том, чтобы долг вернулся, и брат был обеспечен, и лишний раз не унижать напоминанием, не напрягать должника.
Уж совсем недопустима в общине, в христианских семьях грубость. (Пример: Муж унижает и бьет, а затем дарит подарки. Жена ругает мужа публично. Муж ругает жену так, что штукатурка обсыпается. Оба ругаются на людях. Мать-христианка препирается со взрослой дочерью.) Этим они претыкают ближних. Такой стиль жизни – грех, и назидает ближних только в грехе. Учение предупреждает: "Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией," (1 Кор.10:32). А такие отношения — это сплошной соблазн.
Любовь постоянна: "Любовь никогда не перестает..." (1 Кор.13:8). Если в наших душах уже достигнут некоторый уровень милосердия и заботы о ближнем, то такими нам и необходимо оставаться всегда. Христиане не отдыхают от ближних, не берут отпуска, чтобы расслабиться и две-три недели не заботиться о ближнем. Мы такие год за годом и до могилы. Но должны становиться ещё и лучше. Вот тогда скажут, что мы дети Божьи. Вот тогда будет славиться Христос в душах наших и среди наших ближних.
Есть ещё много аспектов братских отношений между христианами. Мы можем и не знать, на что следует обращать внимание, что следует изменить в своей жизни, к чему стремиться. Но сплоченность и братство общин в наиболее развитых формах тоже исходит от Бога, это тоже дар Божий. Забота о единстве тоже должна возлагаться на Христа. Поэтому в молитвах просим Бога о единстве общин, в которых мы поклоняемся Богу, просим о единстве общин Церкви Христовой, просим о том, чтобы не было вражды и непонимания между всеми общинами Церкви Христовой. Господь научит нас всему и поможет нам во всем, и совершит нас до конца.
Братья давайте жить в любви и таким образом свидетельствовать миру о любви Божьей. И тогда действительно люди скажут, что мы дети Божьи.
Валерий Колесник
12.06.2003

Комментариев нет:

Отправить комментарий