Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

понедельник, 19 декабря 2016 г.

Движение капитала или просто жадность


Движение капитала или просто жадность

В студенческие годы на лекции по политэкономии услышал следующую идею:

“Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами.
Это слова тогда приписывались Марксу. Но действительный автор этих слов английский публицист XIX века Томас Джозеф Даннинг (1799-1873). Но если у Даннинга понятие “капитал” было метафорой, то у Маркса оно стало реальностью. В этом дух марксизма – человек только винтик, букашка, а миром правят законы материального мира, – материя правит миром. То есть, по земному шару движется капитал, а человек как бы и не при делах.
Маркс исследует движение капитала между отраслями и между странами.
В разных отраслях производства капиталы могут давать различные нормы прибыли. Однако каждый капиталист стремится получить бо́льшую прибыль на весь вложенный капитал (вне зависимости от его строения). Поэтому при возможности свободного перехода капитала из одной отрасли в другую происходит перетекание капитала из отрасли с меньшей нормой прибыли в отрасль с большей нормой прибыли. В тех отраслях, в которые происходит прилив капитала, повышается производство товаров и вследствие конкуренции происходит падение цен, а, следовательно, снижение нормы прибыли; и наоборот, в отраслях, из которых произошёл отток капитала, производство снижается, следовательно, цены возрастают и происходит подъём нормы прибыли. Таким образом, конкуренция между капиталами и свободный переход их из одной отрасли в другую сводит норму прибыли к средней. Источник здесь.
Движение капитала в обоих случаях рассматривается как закон. Но это не закон. Движение капитала – как некая тенденция – да, как закон – нет. Природа закона другая. Движимый законом всемирного тяготения КАЖДЫЙ кирпич упадет на землю. Но далеко не каждая порция капитала будет двигаться туда где выше норма прибыли. Какие-то понятия как прибыль, капитал, стоимость уже были известны в экономической науке, какие-то – прибавочная стоимость и другие – он определил. Но со всех эконмических понятий Маркс создал идолов. Систему экономических категорий Маркс превратил в пантеон языческих идолов нового времени.
Капитал перемещают и вкладывают в другие производства люди. Люди ищут бОльшую прибыль, бОльший доход, более низкую себестоимость производства товара, ищут новые рынки сбыта. Движение капитала – это только частный случай движения людей за деньгами, за ресурсами, за возможностью создать более комфортную жизнь, за удачей. В одних случаях люди едут сами, и едут, чтобы сохранить жизнь (миграция из Сирии в Европу). В каких-то случаях едут в поисках более комфортную жизни – рыба ищет где глубже – человек, где лучше. В каких-то случаях – это трудовая миграция – нечто временное. Движение людей было всегда и принимало совершенно различные формы. Это колонизация, это захватнические войны, это те же крестовые походы. Движение было и в более цивилизованных формах. Это выбор более прибыльной профессии, это выбор более перспективного института. Мотивы этого человеческого движения совершенно разные. Но чаще всего людьми двигали мотивы далеко не самые благородные. Чаще людьми правила жадность и жажда наживы. А если мотивы такие, то инициируемые ими дела не принесут ничего хорошего ни для конкретного человека, ни для общества, ни для государства.
1Тим.6:9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
1Тим.6:10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
И еще о том же.
1Тим.6:17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;
1Тим.6:18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
В древности Бог не предполагал для израильтян, что они будут ездить по миру и создавать предприятия.
Лев.26:2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь.
Лев.26:3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,
Лев.26:4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;
Лев.26:5 и молотьба [хлеба] будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно;
Но наоборот. Благом было спокойно жить на своей территории.
Мих.4:4 Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
Оказаться же в другой стране – это могло быть только результатом непослушания и противления Богу. И это всегда было плохо, это всегда было бедствием для человека.
Втор.28:64 И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
Втор.28:65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души;
Втор.28:66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;
Втор.28:67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!", а вечером скажешь: "о, если бы наступило утро!"
Движение капитала – это дела человеческой плотской натуры. Они порождают только большие или меньшие проблемы. Свидетельством таких проблем есть, например, современное состояние города Детройт – в прошлом автомобильной столицы мира. Из города ушел капитал и город обнищал. Источник здесь.
В основе всех теорий движения капиталов лежит худшие аспекты человеческой психики – жадность и страх. Страх – это страх проиграть в конкурентной борьбе, страх потерять прибыли или страх банкротства.
Но не все люди поголовно искали лучшую жизнь как пел Кукин.
        Люди посланы делами,
        Люди едут за деньгами,
        Убегают от обиды, от  тоски...
        А я еду, а я еду за мечтами,
        За туманом и за запахом тайги.
        (Слова:   Ю. Кукин, Музыка: Ю. Кукин)
И поэтому движение капитала не закон. Почему же одни люди в постоянной погоне за наживой, а другие нет? На этот вопрос в Библии есть ответ. В душе человека противоборствуют два существа – плоть и дух (в понятиях Фрейда – Суперэго и Оно (Ид)). Изначально, от рождения человека, плоть превосходит дух. То есть, изначально, от рождения человек эгоист (Оно подавляет Суперэго). Земная жизнь человеку дана для того, чтобы человек преодолел свой эгоизм, – разорвал и выбрался с этого кокона эгоизма. Суперэго должно победить Оно. Плоти (эгоизму) нет места рядом с Богом: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.” (Мф.7:13,14). Подавляющее большинство людей в этом мире, в любой стране остаются эгоистами. Бог им не нужен: “…Ибо много званых, а мало избранных.” (Мф.22:14). Большинство людей управляемы плотским существом, управляемы тем, что Фрейд назвал Оно. Вот эти люди и ищут постоянно наживу. Эти люди и движут капиталом. Капитал же не более, чем средство в человеческих делах.
Колесник Валерий
19.12.2016
Адрес блога

Комментариев нет:

Отправить комментарий