Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

вторник, 28 февраля 2017 г.

Душа человека


Душа человека

Структура души

Даже многие далекие от религии люди давно обратили внимание на двойственную природу человека. Двойственность в ментальном плане.
Несколько цитат.
Источник здоровой культуры Ницше усматривал в сосуществовании двух начал: дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной гармонии мира и единству всего со всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению древнегреческой трагедии, на материале которой Ницше и разворачивает картину становления культуры. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на фигуре Сократа. Тот утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры разума. Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов. (Источник здесь).

"Избранный, - пишет Ортега, - вовсе не "важный", т.е. тот, кто считает себя выше остальных, а человек, который к себе самому требовательней, чем к другим...Несомненно, самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение их по двум основным типам: на тех, кто строг и требователен к себе самому ("подвижники"), берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению" (Источник здесь).

Есть еще один аспект, я нашел его у Мераба Мамардашвили. Он говорил о том, что в конечном теле содержится совершенное и бесконечное. Это удивительно интересный предмет научного исследования. Но совершенное, бесконечное в конечном теле, наверное, надо суметь увидеть. (Источник здесь).

Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
(А. Блок. Люблю высокие соборы)

Также Юнг видел структуру личности двойственной. Но наиболее глубоко двойственность человеческой природы увидел Фрейд.
Одним из основных научных достижений Фрейда является разработка оригинальной для своего времени структурной модели психики человека. В ходе многочисленных клинических наблюдений учёный предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании полученных данных Фрейд разработал концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: «Оно» (или «Ид», нем. Das es), «Я» (или «Эго», нем. Ego) и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго», нем. Das Über-Ich)[140]. «Оно», согласно фрейдовской концепции, обозначает неизвестную силу, управляющую поступками человека и служащую основой для двух других проявлений личности, содержащую энергию для них[141]. «Я» — это, по сути, и есть личность человека, олицетворение его разума, «Я» осуществляет контроль над всеми процессами, проходящими в психике индивидуума, и его основная функция заключается в поддержании взаимосвязи между инстинктами и действиями[142]. «Сверх-Я» является психической инстанцией, которая включает «родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть — в метафорическом значении „Сверх-Я“ выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи»[143]. (Источник здесь).
Следует с уважением отнестись к этой догадке Фрейда. Но Фрейд очень долго блуждал по задворках и околицам, пока наконец не увидел то, что в Библии лежало на поверхности. Если бы он не относился к Библии с предубеждением, то значительно раньше увидел бы структуру человеческой личности, и увидел бы яснее. А так только на склоне жизни («Я и Оно» (1923)). Да ко всему еще и не осознал, что это не просто личность в мирском понимании, но это душа человека.
Очень условно душу можно представить кругом (рис. 1). Внутри круга обитает плотское существо или плоть. В терминологии Фрейда – это “Ид” или “Оно”. Плоть сосуществует в душе вместе с духом или с духовным существом. В терминологии Фрейда – это “СуперЭго” или “Сверх-Я”. Сама же душа в определении Фрейда – это “Эго”.
Рис. 1. Душа человека

Душа человека – это суть его личности, это то, что вечно. Это есть то, что отрицается приверженцами эволюции. Душа человека начиная с какого-то времени осознает себя как нечто отдельное и самостоятельное в окружающем мире. Душа осознает себя как объект, одетый в человеческий организм, о котором надо заботиться, и который может быть полезен. Душа начиная с какого-то времени осознает себя как единое и сложное целое, но не обязательно двусоставное.
Сама душа (сегмент вверху) обладает двумя группами функций или возможностей. Первая группа – это морального морального выбора или возможность свобода выбора. Это есть суть человеческой личности. Это есть то, что отличает человека от животного. Это есть то, благодаря чему человек есть образ Божий. Вторая группа функций, качеств и возможностей сведена в список. Хотя этот список не полный.
  • Рассудок. Ум. Рассудочное восприятие мира.
  • Способность к наблюдению и самонаблюдению.
  • Воображение.
  • Интуиция.
  • Готовность верить, доверять, быть уверенным.
  • Абстрагирование, конкретизация, индукция (обобщение), дедукция.
  • Чувство собственного достоинства.
  • Чувство красоты (гармонии, вкуса и меры, порядка и пр.).
  • Готовность служить, готовность жертвовать собой.
  • Способность творить.
  •  Язык, речь.
  • Жажда утешения. Жажда восполнения утраты.
  • Недовольство стеснением. Желание свободы. Жажда бОльших возможностей.
  • Чувство и жажда справедливости.
  • Чувство любви, симпатии. Готовность и желание любить (не только сексуальный аспект).
  • Желание быть уважаемым, любимым, нужным.
И еще ряд других качеств.

  Плотское существо

В Библии нет определения того, что такое плотское существо по сути, то есть, нет структурного определения. Но есть описание того, что плотское существо, будучи в человеке, производит – функциональное определение. А это:
Гал.5:19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
Гал.5:20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
Гал.5:21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Это есть греховные страсти.
Рим.7:5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
В этот список следует добавить еще сомнения, страхи, фобии, подозрительность, осуждение, недоверие и т.п. Это также эгоизм, жадность и гордость. (Больше здесь).
1 Ин.2:16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
Счет этих страстей, маний, фобий идет на сотни. А так некоторые из страстей могут быть направлены на какие-то объекты, а объектам несть числа, то несть числа и страстям. Также, то, чего человек может бояться, не имеет числа – людей, природных явлений, предметов. Аналогично, также много того, чем человек хотел бы обладать. Аналогично, бесконечно много того, чем человек может гордиться и превозноситься.

  Духовное существо

Аналогично, также нет в Библии определения того, что такое духовное существо, но есть описание того, что духовное существо, будучи в человеке, производит. А это:
Гал.5:22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
Гал.5:23 кротость, воздержание…
И еще.
Гал.5:25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Гал.5:26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
И еще одно описание. Хотя здесь говорится о любви, но это есть описание природы духовного существа.
1 Кор.13:4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
1 Кор.13:5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
1 Кор.13:6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
1 Кор.13:7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
1 Кор.13:8 Любовь никогда не перестает,…
Здесь говорится не о чувственной, эротической любви, а о любви, которой движим Сам Творец, а Он есть дух.
Духовное существо не подвержено страху, чему Христос учит и своих последователей:
1 Пет.3:14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
Флп.1:28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога,
Еще можно перечислить характеристики и атрибуты духовного существа.
·         Спокойное восприятие врага. В нем нет гнева, раздражения, недовольства, страха.
·         Равнодушно к миру. Не подвержено азарту, влечениям плоти, чрезмерному интересу к чему бы то не было материальному. Равнодушно к мыльным сериалам, к публичным людям.
·         Его не беспокоит то, как оно выглядит в миру. Нет гордости, обид, амбиций. Оно уступает лучшее место, пропускает в очереди, не боится потерь.
Больше здесь.
1 Кор.4:3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
Духовное существо боится разделения с Богом. Огорчается, если кто-то такой же разделяется с Богом. Для него ужасно только одно – разделение с Богом.
Мф.27:46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

  Сравнение

Суть обоих этих существ легче понять в сравнении.
Плотское существо
Духовное существо
Осознает себя как единственное, самодостаточное и независимое существо в физическом мире. Это “Я” из плоти и крови. О существовании своей собственной души не задумывается. Пренебрегает всяким существом вокруг себя.
Осознает себя как духовное существо, как часть духовного мира. Осознает свою духовную нищету. Жаждет объединения с Духом Божьим и с другими духовными существами.
Жизненная норма. Все мне, все для меня и ради меня.
Жизненная норма. Другим и мне. Все для духовного мира и ради духовного мира. Все Богу.
Работа совести. Осознание нормы и своего образа жизни. Работа совести заключается в том, чтобы   оценивать отклонения от нормы, события, которые происходят в его жизни. Обвиняет себя за неудачи, за потерянную выгоду. Досада.
Работа совести.  Осознание нормы и образа жизни своей души. Оценивает события, в которые оно вовлечено в плане отклонения от нормы. Обвиняет себя за сделанное другому зло и одобряет себя за сделанное добро.
Источник желаний и намерений, соответствующих обеспокоенному эгоисту. Удовольствия всегда, все, себе и тем, кто симпатичен. Эмоции и наклонности (страхи, страсти, гнев, насмешка и неуважение ближнего, гордость, превозношение). Сохранение себя, возможно и за счет другого. Жажда комфорта для себя, где бы человек не оказался. Стремление к другому существу с целью его использовать. Живет одним днем. Постоянное построение комфортной среды для себя. Постоянное отделение себя от других. Постоянное стремление удовлетворить желания и страсти, не взирая на то, как реагирует даже собственный физический организм, вплоть до разрушения организма человека. Плотское существо не пытается помнить прошлое и не думает о будущем, не наблюдает за состоянием души и организма человека.
Источник желаний и намерений, соответствующих воле Божьей, соответствующих духовному существу, как части духовного мира. Центр, генерирующий желания и чувства духа. Забота о других, такт, деликатность, солидарность, мера и гармония в отношениях с людьми. Желание добра ближнему, сострадание, уважение, долг, ответственность. Чувства плоти не довлеют над духом. Жажда справедливости, мира и духовной гармонии по всему миру. Стремление к другому духовному существу с намерением объединиться и быть с ним всегда. Духовное существо вспоминает прошлое и думает о будущем, постоянно рефлексирует. Постоянное самонаблюдение и корректировка себя – это норма поведения духовного существа.
Плотское существо активно и энергично. Постоянно втискивает душу в кокон эгоизма.
Дух в человеке ослаблен. Не пассивен, но ослаблен. Душа должна наполнять себя духом от Бога. Душа должна постоянно преодолевать кокон эгоизма. Исполнить заповеди любви – это значит разжечь, усилить дух человека до такой степени, чтобы мотивом поведения человека была постоянная жажда объединения с Духом Божьим.
Сравнение этих двух существ в душе человека имеет еще некоторые аспекты. Перечисленные выше во втором списке атрибуты души могут быть использованы обоими существами, но используются по-разному.
·         Чувство красоты, чувство гармонии (вкуса, меры, порядка и пр.) для плотского существа срабатывает только в отношении своего личного комфорта, а для духовного существа – в отношениях между людьми и Богом. Духовное существо не принимает моральное зло, насилие, вражду, гордыню.
·         Готовность служить, готовность жертвовать собой духовным существом реализуется ради духовного мира и для себя как для духовного существа. Готовность служить у плотского существа – ради своих ближайших сиюминутных удовольствий.
·         Чувство собственного достоинства у духовного существа – это осознание себя частью духовного мира, творением Божьим, дитем Божьим. Достоинство плотского существа – это гордыня. (Больше здесь).
Несмотря на то, что дух в человеке есть, но ведет себя человек так, как будто в нем и нет ничего духовного. Дух заглушен и это есть то же плотское существо. Греческое звучание плотского существа – физикос. Это тот же эгоист или гордец, или и то, и другое.
Плотское существо постоянно нуждается в похвале, в одобрении, в оправдании. Духовному существу похвала и человеческое одобрение безразлично.
Плоть ненасытима.
Притч.27:20 Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.
Притч.30:15 У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!"
Притч.30:16 Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая ненасыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!"
Еккл.5:9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!
Плотское существо требует от человека постоянных утех и удовольствий. И если человек подчинился ему полностью, то он движется к погибели. Плоть нещадно эксплуатирует человека для своей пользы. Плотское существо немилосердно и к душе, в которой оно обитает, и к обладателю души. Люди, погибающие от наркотиков, алкоголя, от венерических заболеваний, от анаболиков и т.п. – иллюстрация этому.
Духовное существо умеет быть сдержанным и довольствоваться малым.
Фил.4:11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Фил.4:12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
Фил.4:13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
Духовное существо стабильно в своем поведении, в своем образе жизни. В его душе покой и уверенность в завтрашнем дне. Плотское существо постоянно обеспокоено, неуверенно. Оно постоянно ищет нечто лучшее и, как правило, безуспешно.

  Функционирование души

То, как живет и действует душа человека вместе с этими двумя существами, можно проиллюстрировать на примере работы компьютера.
Пользователь включает компьютер и загружает программу. Далее компьютер выполняет работу под управлением пользователя и загруженной программы. Например, пользователь загрузил редактор текстов (Word) и с помощью этой программы редактирует текст или загружает электронную таблицу (Excel) и с помощью этой программы выполняет расчеты. Загруженная программа управляет компьютером. Аналогично, в душе человека, как в компьютере, могут находится две программы – программа “плотское существо” и программа “духовное существо”. Эти две программы управляют человеком – и его душой, и его физическим организмом, его телом. Загружает любую из этих так называемых программ сама суть человека – душа. Сложность в том, что любое из этих существ будучи загруженным в душу, может захватить власть над душой. Если доминирует духовное существо, то это на добро человеку, но если плоть, а так бывает чаще, то это на погибель.
Эти две программы или эти два существа постоянно конкурируют за власть над человеком. Постоянно перехватывают власть друг у друга. Когда же власть взята одним из этих существ, то оно вынуждает человека совершать те поступки, которые важны для этого существа. Или по-другому, тот, кто захватил власть, может вынуждать человека ничего не делать или не совершать какие-то действия. Они постоянно отталкивают друг друга от руля, и как только оттолкнул, сразу начинает править душой. Тот, кто захватил власть над душой, над человеком использует душу и самого человека по своему усмотрению.
В Новом Завете плотское существо называется просто плотью. Но плотью называется также человеческое тело. И всегда по контексту надо определять, где говорится о теле человека, а где о плотском существе. Также в Новом Завете духовное существо называется просто духом. Но духом называется также и дух Божий. И тоже по контексту и по содержанию надо определять, о чем идет речь, а это порой бывает не просто. Не просто, но это возможно. Фраза “живущий по плоти” обозначает человека, который живет, будучи управляем плотским существом. Соответственно, фразы “живущий по духу”, “водимый духом”, “рожденный свыше”, “рожденный от Бога”, “водимый духом Божьим” – обозначают человека, который живет, будучи управляем духовным существом.
Если дух захватывает власть над человеком (рис. 2), то человек обращает внимание на ближних, помогает, сочувствует, честно трудится для семьи. Этот список благочестивых дел большой. Если плоть захватывает власть над человеком (рис. 3) на час, на два, на месяц или на два, то человек исполняет желания плоти – лжет, хитрит, выпивает или убивает, живет в страхе или в унынии. Этот список тоже большой. (Больше здесь). Если дух управляет душой и, соответственно, человеком, то ум, память, интуиция, воображение и все остальные функции души работают для того, чтобы исполнялись намерения духа. Иначе, если плоть управляет душой, то все функции души трудятся для удовлетворения желаний плоти.


Рис. 2. Духовное существо

Дух и плоть не просто конкурируют в душе человека, но воюют и враждуют за управление душой и человеком.
Гал.5:17 ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Подобно тому как борцы японской борьбы сумо стараются вытолкнуть друг друга из круга. Так плоть и дух стараются вытолкнуть друг друга из души, или заглушить друг друга.
Гал.4:29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
Но это соревнование куда более жесткое и немилосердное, чем спортивные соревнования. Плоть весьма агрессивна. Птенцы некоторых птиц без сожаления выталкивают своих более слабых собратьев из гнезда. Это ради выживания. Вот с такой жестокостью плоть и дух воюют за человека. В течение всей сознательной жизни человека идет война за его душу. Молча. Постоянно. Без отдыха. Избежать человек этого не сможет. Никакое отвлечение от борьбы невозможно.


Рис. 3. Плотское существо

Человек, его “Я”, его самосознание или его душа – не беспомощный младенец, но с какого-то возраста может выбирать какому существу – духу или плоти доверить управление собой. Но этот выбор очень непростой и не легкий. Потому, что плоть в человеке сильна от рождения, а дух слаб. Человеку привлекательна программа духа, но плоть – это тот старший более сильный птенец, который изо всех сил угнетает и подавляет дух.
Рим.7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
Рим.7:23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Апостол Павел пишет о том, что сила плоти действует с силой некоего закона подобного силе притяжения Солнца, удерживающего планеты на околосолнечных орбитах.
Если человек выбирает своим лидером плоть, то он этим самым отвергает Бога, если – дух, то он смиряется перед Богом. Кого бы человек не выбрал весь потенциал души будет работать под управлением этого командира. Если плоть захватывает душу человека, то ум, память, воображение, интуиция и все остальные качества и функции будут работать для плотских страстей и желаний. При этом потенциал души будет слабеть и деградировать. Если дух становится лидером в душе, то функции души будут производить плоды духа. В этом же случае потенциал души будет нарастать и усиливаться.
Как правило, плоть захватывает и управляет душами подавляющего большинства людей в этом мире.
Рим.7:18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Рим.7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Рим.7:20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Бог же призывает людей жить по духу, а не по плоти.
Рим.8:5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
То есть, кто думает о плотском, тот и живет по плоти.
Рим.8:6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
Итог жизни человека, управляемого плотью, – разделение с Богом в вечности, – смерть духовная. Но проблемы и в земной жизни, с какого-то времени, нарастающий как снежный ком.
Рим.8:7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Такие люди, начиная с какого-то времени в своей жизни оказываются в непримиримой оппозиции к Богу – становятся врагами Богу.
Рим.8:8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
Бог обращается к тем, кто живет под управлением духа. Это далеко не все те, кто называет себя христианами.
Рим.8:9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
Рим.8:10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
Рим.8:11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
Рим.8:12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
Рим.8:13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Рим.8:14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
И таких людей Бог называет Своими детьми.
С точки зрения развития личности, человек полностью управляемый духом, – это совершенная личность. Таким был Иисус Христос в человеческом облике в Своем земном существовании. Человек же, полностью управляемый плотью, – это необузданная животная страсть, готовая совершить и совершающая любое преступление, – это моральный урод, – это исчадие ада. Либо нечто убогое, запуганное и забитое. Дух в таком человеке совершенно заглушен.
Большинство же людей в миру живут под управление и духа, и плоти поочередно, где плоть все-таки превалирует.
Еф.2:3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
Душу обычного человека можно сравнить с матрицей, в клетках или ячейках которой живет совершенно произвольный набор и хороших, и плохих качеств (рис. 4). Это мешанина или винегрет – шведский стол с пригодными и непригодными к употреблению блюдами. В какой-то момент оживляются и руководят одни, в какой-то момент другие.



Рис. 4. Черты характера человеческой души

  Происхождение

Фрейд невероятно много времени потратил на то, чтобы найти корни и истоки мотивов поведения взрослого человека в психике ребенка. Все это он делал как истинный материалист. Он и не мог искать происхождение психических явлений и процессов в сознании взрослого человека где-либо за пределами материального. Но тем материальным, где можно увидеть хоть какие-либо объяснения, он принял для себя психику ребенка, младенца. Но с точки зрения Учения Христа совершенно не имеет значения то, каким образом сформировался характер человека. То ли черты характера обусловлены генетически – наследственностью, то ли осознанной или неосознанной связью с родителями, то ли средой за пределами семьи, в которой ребенок рос, то ли социумом, в котором уже взрослый человек вращается. Если человек болен, то не имеет значения, где и при каких обстоятельствах человек поймал инфекцию. Если болен – надо лечиться. Естественно, что психическое состояние человека, его психическое здоровье, нездоровье или недомогание определяется его характером. Существует представление о том, что каждый пятый человек в мире болен психически. Но если взглянуть на человека более пристально, то окажется, что обеспокоены почти все в этом мире. То есть, каждый человек уже на пути к психическому заболеванию. Но как же не хочется в этом признаваться. Бог ставит человеку задачу переменить свой характер и вылечить себя, сойти с этого пути усугубляющегося беспокойства.
Гал.5:16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
И в этот момент ступор: “Это невозможно!” В этот момент неприятие Бога, равнодушное отношение к Нему или поверхностная вера проявляются в сильнейшем стереотипе, который намертво вошел в сознание человека: “Характер взрослого человека изменить невозможно!”
Но это не так. Библия учит другому. Человек можете измениться.
Гал.5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Есть в памяти апостола Павла некто, о ком он говорит в прошедшем времени, что они распяли (размазали по стенке, умертвили) плоть, плотское существо (не физическое тело). Они живут под управлением духа. То есть, они изменились, – они изменили характер. Об этом же пишет и апостол Иоанн.
1 Ин.2:13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
1 Ин.2:14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
Называю вас юношами” – пишет Иоанн. То есть, есть люди у которых нашлось достаточно сил, чтобы победить лукавого, но это же победа и над своей плотью, и над мирским мировоззрением в душе. Такие люди были в Церкви уже и тогда, в начале христианской эпохи. Значит они могут быть и сейчас.
Но мир – секулярное общество капитулировало перед плотским существом, сдалось ему на растерзание: “Человек не может изменить свой характер и все”. Подавляющее количество живущих в мире даже не пытаются бороться с плотским существом, живущим в его душе. Человек живет под управлением тех страстей, что есть сутью плотского существа. Такой человек всегда деградирует. И только немногие из людей пытаются противостоять ему, пытаются жить под управлением духа.

  Взросление

Когда ребенок рождается, то в нем действует чистая душа на пользу телу – физической плоти.  Плотское существо очень рано начинает действовать в душе ребенка. Свои желания и страхи оно маскирует под желания и естественные потребности организма. Плотское существо маскируется под человеческий организм. Свои желания выдает как потребности этого организма. Если душа человека не сможет распознать эти позывы и отделить себя от них, то она становится рабой плотского существа. По мере взросления человека в управление душой включается и дух. Душа же при этом должна научиться различать:
  • Свои естественные потребности;
  • Желания и страсти плоти;
  • Плоды духа.
Душа в человеке на стороне духа. Дух и душа едины, но и вместе они слабее плоти. Силы есть только для того, чтобы вместе попросить у Бога силы для преодоления плоти. Но для этого нужно:
  • Осознать, что есть Бог.
  • Признать себя ниже Бога.
  • Обратиться к Богу за помощью.
Человек может изменить себя, но для этого нужно время, труд и помощь Христа.
Первое. Нужно стараться жить по духу. Стараться видеть ближнего и служить ему. Служить и служить.
Рим.12:11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
Для того, чтобы ребенку научиться ходить, он должен стараться ходить. И он запрограммирован на такое старание. Он старается. Чтобы научиться плавать, надо начать плавать, так же, как и ездить на велосипеде, и на мотоцикле, и на скайте. Для того чтобы приблизиться к совершенству в спорте, надо тренироваться много. Точно также надо тренировать, смирять, напрягать свою душу – часто и много. Тогда духовное существо растет.
Гал.6:8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Надо делами кормить свое духовное существо и не кормить плоть. Не гневаться, не бояться, не сомневаться, не подозревать, не кормить свою плоть удовольствиями и ленью иначе будет усиливаться плоть.
Надо хорошо знать Христа, то есть, знать Учение Христа. Проникнуться Учением. Осознать себя служителем, каким видит Бог Своего верного пока он на земле. Подобно тому как бойцу каратисту, для того, чтобы освоить стиль богомола, надо ощутить себя богомолом.
Еф.3:16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
Еф.3:17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
Человеку предстоит осознать себя тем, кто поступает в каждой ситуации так, как поступил бы Христос.
Человеку важно не поддаваться влиянию ни со стороны – от мира, ни изнутри – от плоти.
Гал.5:16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
Гал.5:17 ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Гал.5:18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Также важно не терять того, что достигнуто.
Гал.3:3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
И еще.
1 Фес.5:19 Духа не угашайте.
Плотская натура человека очень сильна и дух человека не может победить ее самостоятельно. Человек может хорошо понимать те плохие последствия, которые причиняет плотское существо в душе, но сил бороться не хватает. Но победить и нужно, и можно. Апостол Павел говорит от лица каждого человека.
Рим.7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
Душа человека имеет намерение жить в соответствии с волей Божьей, но нет сил.
Рим.7:23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Рим.7:24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Плотское существо могущественно как форс-мажор. Есть ли выход? Да. Победа возможна. Победа во Христе. Он помощник.
Рим.7:25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Именно Христос дает силу победить плотскую натуру и, соответственно, грех.
Рим.8:1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
Христос помогает.
2 Тим.1:7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
Сила от Христа приходит в отклик на молитву. И есть люди, которые наполняют себя духом более и более.
Еф.5:18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
Еф.6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
Духовное существо никогда не перестанет молиться, потому, что уже "намолилось". Не устанет. Ему страшно подумать о приостановке молитвы. Плотское не только не молится, но смотрит на духовное с насмешкой.
С теми же, кто старается менять себя, перемены происходят. Єти люди вырастают и приближаются к совершенству. Приближаются в своем росте асимптотически. Все ближе и ближе к характеру Христа. Дух господствует над человеком все сильнее. Плоть подавлена. Возможно, что плоть не будет подавлена полностью, абсолютно, но человек может жить месяц за месяцем, год за годом не согрешая. А этого достаточно для того, чтобы был открыть путь в вечность.
Прит.20:5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Если же человек не пытается менять свой характер, не пытается подавлять свою плоть, то душа не останется в девственном состоянии. Душа деградирует.
Лук.11:23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Семь духов злейших со временем захламят душу. Или как написано у Стругацких: “Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные”.
Бог дал человеку большую привилегию – свободу морального выбора. Но также и дал большую ответственность – стать духовным существом, стать совершенным (больше здесь). Это есть главная ответственность человека во всей его жизни.

  Общение

Характер человека, его душа отчетливо проявляются в отношениях с ближними, с такими же как и он, с плотскими. Общение духовных людей можно выразить словами единство и соучастие.
Деян.2:46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Духовный человек видит человека как личность.  И его любовь к ближнему бескорыстная. (Больше здесь, здесь и здесь). Отношение к ближнему можно выразить словами известной песни: “И там меня любили за то, что я есть я.” Мысли о том, чем человек может быть полезен или как человека можно использовать даже не рождаются. Для духовных достаточно просто быть рядом с такими же. Даже если просто молчать.
Пс.132:1 Песнь восхождения. Давида. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
Отношение духовных существ – это дружба. Не важно они однополые или разнополые. Как дружили Давид и Ионафан.
Пс.15:3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое.
Духовные не осуждают человека, терпеливы, сострадательны и снисходительны к слабому, даже к грешнику, молятся друг о друге.
Общение плотских выражается в одном слове – вражда.
Иак.4:1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
Гал.5:15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
В качестве примера может служить общество собутыльников, пьяниц. То объятия и признания в любви, то тут же перемена настроения и – ругань, склока, драка.
Мир между ними возможен только на время и только в коалиции, созданной для достижения какой-то цели – подзаработать, украсть, выпить. Но все равно недоверие и готовность использовать другого остаются всегда. Никто никому не верит.
Прит.6:12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
Прит.6:13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
Отношение плотского к духовному – раздражение, доходящее до ненависти, зависть, готовность делать зло.
Но в современном человеческом обществе массово нет такой сильной поляризации. Нет только черного и только белого. Реально не существует абсолютно духовных людей, хотя абсолютно плотских более чем достаточно. Массово же в человеческой душе может быть и хорошее, и плохое в различных сочетаниях. Массово же серость, но не пятьдесят оттенков, а тысячи, если не миллионы. Именно поэтому все люди в мире отличаются друга от друга характером, поведением, темпераментом. Именно поэтому в мире возникает бесконечно много различных житейских ситуаций. Если один и тот же человек может совершать поступки и разумные, и неразумные то, что говорить о семи миллиардах мятущихся душ.

  Дополнительные замечания

Сколько написано о любви между мужчиной и женщиной. Сколько было попыток расшифровать эту “таинственную” любовь. Но эта любовь, – это смешение плотского и духовного влечения. В большей или меньшей мере. Здесь перемешаны Агапе – забота, уважение, сострадание и готовность помочь и Эрос – эгоистичное желание обладать всем тем, что можно взять от существа другого пола. То есть, это тоже вынужденный симбиоз духа и плоти.
Еще одно попутное замечание. Сюжеты большинства значимых, выдающихся произведений в литературе, драматургии, киноискусстве построены на борьбе духа и плоти персонажей этих произведений. И дух, как правило, не побеждает. В качестве примеров несколько из этих персонажей: Фауст, Гамлет, Раскольников, Анна Каренина, дон Хозе и Кармен, Мартин Иден, Лойко Зобар и Рада (фильм Табор уходит в небо), Мерсо (Посторонний А. Камю). Более того, потерянное поколение, групповой социальный персонаж, о котором пишет Ремарк – это тоже иллюстрация схватки, в которой плоть победила дух. Да, собственно, и интересны те произведения, в которых из интриги может быть извлечена в сжатой и обобщенной форме война духа и плоти.

Вывод

В сознании современного общества нет понимания человека, как существа, обладающего душой, и потому в тупике практически все науки, что имеют отношение к природе человека: психология, история, экономика, политэкономия, политика и политология,  социология, медицина, педагогика, философия, а также культура, религия. В сознании современного общества нет понимания того, что:
  • Душа человека двусоставная. Что не позволяет увидеть глубинную суть любого напряжения, любого соревнования, любого конфликта – внутреннего или внешнего.
  • Плоть и дух действующие, креативные и во многом самостоятельные существа.
  • Характер не есть нечто устойчивое и проявляется в поступках, которые могут противоречить один другому. Поэтому для решения человеческих задач нет простых решений.
  • Характер может деградировать, и никто кроме самого человека не может остановить деградацию.
  • Характер может прогрессировать, и это очень непросто.
  • Характер может дрейфовать от деградации к прогрессу и обратно, и из-за этого очень трудно понимать человека глядя на него со стороны.
  • Только человек должен инициировать движение характера к прогрессу, но не психоаналитик и не духовник.
  • Бог помогает человеку в прогрессе его характера, сатана – в деградации. Сатана действует как катализатор – ускоряет падение человека как личности.
Преимущества предложенной модели в том, что она помогает увидеть человеку свою душу и в сжатом виде излагает некую программу действий. Это программа действий для изменения себя, своего характера, – программа для достижения совершенства, – программа для достижения вечности.

P.S. Разве можно поверить в то, что личность человека с такой структурой души развилась эволюционно, что эволюция – творец человеческой души?
Колесник Валерий
28.02.2017
Рисунки готовила Соня Киямова


Похожие тексты:

        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь.
        Христианская любовь. Что это?  Здесь
        Поэма про «вату» . Здесь.
        Психологический портрет гордеца. Здесь.
        Пассионарии зла. Здесь.
        Грехи. Здесь.
        Добродетели. Здесь.
        Личностные нравственные качества. Здесь.
        Заблуждение религиозного человека. Здесь.
        Отношения между христианами. Здесь.
        Поездка на семинар. Здесь.
        Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь
        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь
        Рождение свыше. Здесь.
        Почему многих в финале ждет старческий маразм? Здесь.
        Возлюби ближнего. Здесь.
        О ревности. Здесь.
        Too many tears. Why? Здесь.
        Европейские ценности. Здесь.
        Взрослая совершенная личность. Здесь.
        Супружество. Здесь.
        Где ты, любовь? Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий