Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

понедельник, 10 апреля 2017 г.

Притча о неверном управителе


Притча о неверном управителе

Эта притча, рассказанная Иисусом ученикам, является преткновением для многих христиан. Но есть ли там преткновение?

Лк.16:1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
Лк.16:2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Лк.16:3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
Лк.16:4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
Лк.16:5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Лк.16:6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
Управитель воровал у хозяина и ворованное давал друзьям или знакомым. Это делалось для того, чтобы иметь с ними хорошие отношения, чтобы в последствии в случае нужды или стеснения те ему помогли.
Лк.16:7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
Лк.16:8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
Именно эта похвала и смущает читателя. Ведь совершалось явное воровство. За что же хвалит хозяин управителя?
Здесь сыны света – это христиане, а сыны века сего – упорствующие грешники.
Еф.5:8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
1Фесс.5:5 Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы.
Христиане не должны быть догадливыми в том смысле, как догадливы или благоразумны грешники. Принцип «Быть догадливым» противоречит следующим принципам: «Быть простым» (Примечание 1) и «Быть верным» (Примечание 2). Следующий стих абсолютно точно противопоставляет плотской мудрости христианскую простоту и искренность.
2 Кор.1:12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
Нигде в Библии нет призывов “быть догадливыми”. Особенно быть догадливыми в том смысле, который есть в утверждении: «сыны века сего догадливее…» (Примечание 3).
Хозяин хвалил управителя с насмешкой, с сарказмом, а не в прямом смысле. Такое понимание похвалы встречается среди толкователей Библии. Но имея такое понимание, те, кто анализирует притчу пытаются также дать аллегорическое толкование неправедному богатству, как Божьему и которым надо распорядится разумно, догадливо. Но это тщетные попытки. Ничего из слов управителя нельзя взять как назидание.
Для того чтобы легче понять настроение хозяина, пусть читающий поставит себя на место хозяина, а после пусть задумается, есть ли за что хвалить управителя-вора (или завмага-вора). В том, что делал управитель, т.е. воровал и делился, нет ничего хитрого и достойного уважения. Во времена существования Советского Союза (застойные годы) так делали если не все кладовщики, завмаги, то большинство из них. Любой кладовщик должен был уметь списать товара больше, чем следовало списывать реально. На величину списанного имущество разворовывалось. Таких, кто не умел воровать таким образом, просто не допускали к этой должности.
Лк.16:9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Вечные обители – это небеса.
Неправедное богатство – это ворованное богатство, но не преходящие мирские ценности.
Притч.10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Друзья – это неизвестно кто. Человек попадает на небеса только в том случае, если он христианин и ходит в свете (Примечание 4).
В том, что сказал Христос, есть четыре утверждения:
  • Приобретайте друзей богатством.
  • Пользуйтесь ворованным (неправедным).
  • В вечные обители принимает некто (друзья), не Бог.
  • Благодаря хорошим отношениям с кем-то (не с Богом), а с людьми (Христос обращается к ученикам) есть возможность попасть на небеса.
Естественно, что если эти слова в устах Иисуса понимать буквально, то это абсурд. Иными словами, Христос говорит: «Воруйте подобно управителю. Ворованные деньги используйте для приобретения друзей. И, может быть, благодаря этим друзьям вам удастся попасть на небеса”.
Каждый из тезисов в этом предложении и все предложение в целом полностью противоречат Учению Христа. И надо задать вопрос: “Почему Христос произносит это как положительное утверждение?”
Объяснение. Слова Иисуса не надо понимать прямо и буквально. Все предложение в целом надо понимать, как негативное. Иисус говорит это с иронией. Иисус иногда говорит так, что нет сомнений – так делать нельзя (Примечание 5).
Христос не подтверждает похвалу, произнесенную управителем: “догадливо поступил”. Но когда говорит: “И Я говорю вам ”, – то подтверждает  факт использования ворованных денег. И, поэтому из слов Иисуса в девятом стихе нельзя взять ни одного положительного принципа, пригодного для применения в христианской жизни. В связи с этим, напрасны любые попытки приписать словам Иисуса идею: “христианам полезно быть догадливыми”.
Идея похвалы догадливости в этой притче восходит еще к Августину. Автор этого комментария вполне отдает себе отчет в том, как много раз в литературе повторилась идея “христианам полезно быть догадливыми”, и, тем не менее, продолжает настаивать на том, что этой идеи в этой притче нет. Более того, эта идея не подтверждается и Библией.
Основная идея этой притчи в стихе 10.
Лк.16:10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Последующие стихи неразрывны с этой притчей. В них есть дополнительное увещевание и дополнительное обобщение основной идеи этой притчи. А именно: невозможно одновременно и воровать, и стремиться на небеса – не получится.
Лк.16:11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
Лк.16:12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Лк.16:13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Кроме того, греческий эквивалент слова “догадливы” fro/nimov (благоразумный, рассудительный, мудрый, догадливый) тоже несет дополнительную ироническую нагрузку. Грех и мудрость несовместимы. Так как о христианах написано следующее:
Еф.1:7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
Еф.1:8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
Кол.1:9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
Кол.3:16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
В предыдущей пятнадцатой главе Евангелия от Луки идет речь о том, что Богу дорога каждая душа, но кающаяся. Лицемеры и грешники Богу не нужны.
Идея о том, что всем, что обладает человек необходимо распорядится благоразумно, изложена в притче о талантах (детальнее здесь). Но там она изложена четко и без схоластических натяжек.

Примечание 1. О простоте

Последующие стихи подтверждают идею о том, что христиане должны быть простыми и доверять все свои заботы Богу.
1 Кор.1:27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
1 Пет.5:7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Притч.19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Соф.3:12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
2 Кор.11:3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
Люди, кто не прост и не доверчив Христу как ребенок, в конце концов, потеряют способность трезво рассуждать.
Мф.18:3-4 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
Деян.2:46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Рим.12:8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
Еф.6:5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
Кол.3:22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
1 Кор.14:20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
Рим.12:2 И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Притч.10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Пс.114:6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
Рим.16:19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
Мих.7:2-3 Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
Ловкость и хитрость часто нужны для реализации или для сокрытия зла. Для того, чтобы делать добро эти качества не нужны. Ахитофел дал совет на зло.
2 Цар.16:23 Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога. Таков был всякий совет Ахитофела как для Давида, так и для Авессалома.

Примечание 2. О верности

1 Кор.4:2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
В большей или меньшей степени, каждый из христиан – домостроитель.
2 Кор.1:12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

Примечание 3. Сыны века сего

Христианам нечему учится у сынов века сего. Христианам нечего заимствовать у тех, преуспевает в этом лукавом веке. Вот подтверждение этих слов.
Откр.2:24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
Гал.1:4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
Рим.12:2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Иер.4:22 Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют.
2 Тим.3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
2 Пет.2:14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
Рим.12:2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

Примечание 4. О неправедном богатстве

Христианин не может обладать неправедным богатством. У него в руках может быть чужое имущество, чужие деньги. И даже такие деньги, которые кем-то похищены, и даны в пользование подчиненному, а подчиненный – христианин. Христианин может взять деньги в долг, в аренду и т.п. Но эти средства не неправедные по отношению к христианину. Неправедными для человека они могут стать тогда, когда человек начинает использовать их не по назначению (не по договору), а в целях личной наживы, нарушая договор в, соответствии с которым, они оказались в его руках. Неправедными деньги могут быть для человека в том случае, когда он приобрел их неправедным методом – своровал, отнял силой или мошенничеством.
2 Пет.2:15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

Притч.10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Приобретать друзей богатством – это осуждается и в миру, и в Библии:
Притч.19:7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Притч.11:28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

Примечание 5. Об иносказательности речи Иисуса и Библии

В Библии и, в частности, в Новом Завете есть много утверждений, которые нельзя воспринимать буквально. Например,
1 Кор.4:8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Здесь в словах Апостола Павла звучит ирония и сожаление.
2 Кор.12:13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
И здесь в словах Апостола Павла звучит ирония.
Речь Иисуса Христа метафоричная. Иисус тоже часто говорил так, что требовалось искать особый глубокий смысл Его притч или поучений. Например,
Мф.23:31-32 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.
Буквально Иисус не будет призывать людей грешить.
Здесь в словах Иисуса горькая сарказм и осуждение.
Ин.2:18-19 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
Здесь в словах Иисуса ирония и насмешка. Из-за того, что иудеи не верили Христу, не верили в Его могущество, никто из них не решился бы разрушать храм. Хоть Иисус вполне бы мог восстановить храм.
Ин.6:5-6 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
Здесь, скорее всего, добрая снисходительная усмешка в адрес Филиппа, дополнительная проверка Филиппа. Верит ли Филипп в Иисуса как в Бога?
Колесник Валерий
10.04.2017
Подобные тексты.
Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь.
Христианская любовь. Что это?  Здесь
Поэма про «вату» . Здесь.
Психологический портрет гордеца. Здесь.
Пассионарии зла. Здесь.
Грехи. Здесь.
Добродетели. Здесь.
Личностные нравственные качества. Здесь.
Заблуждение религиозного человека. Здесь.
Отношения между христианами. Здесь.
Поездка на семинар. Здесь.
Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь
Возлюби ближнего. Здесь.
Европейские ценности. Здесь.
Взрослая совершенная личность. Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий