Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

суббота, 22 июля 2017 г.

Свобода нравственного выбора, или Почему Бог молчит?

Свобода нравственного выбора, или Почему Бог молчит?

Человек. Понятия “Свобода воли”, “Свобода выбора”, “Свобода совести”, “Личный выбор”, “Моральный выбор”, “Нравственный выбор”, “Цивилизационный выбор”, “Мировоззренческий выбор” и похожие, из-за отсутствия четких определений понятий “Мораль”, “Нравственность”, “Цивилизация”, “Мировоззрение” в сознании большинства людей имеют расплывчатое содержание. Каждый домысливает к этим понятиям свои взгляды и идеи.
Из-за этого вместо уточнения этих понятий ниже идет разговор о выборе или о принятии решения выполнять или не выполнять заповеди любви, предложенные Богом. Речь идет о свободе выбора убеждений.
Мф.22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
Мф.22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
Мф.22:39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
Мф.22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Собственно, такой выбор предполагает признание Бога как Творца и смирение перед Богом.
Свобода выбора убеждений (СВУ) далее обозначает свободу именно такого выбора. И в таком случае перечисленные выше понятия есть только приближение СВУ или производные от СВУ. По тексту понятия “Нравственный выбор” или “Моральный выбор”, – используются как синонимы понятию Выбор убеждений в смысле смирения перед Богом.
Такой выбор Бог предложил древним израильтянам.
Втор.30:15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Втор.30:16 [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;
Втор.30:17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
Втор.30:18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.
Втор.30:19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
Втор.30:20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.
Такой выбор Бог предлагает каждому человеку и сейчас. Человек имеет возможность выбирать между злыми и добрыми делами, что, собственно, тоже есть СВУ.
Иак.1:25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Люди могут выбирать добро или зло. Но обычно люди выбирают зло и пренебрегают добром.
Гал.5:13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
СВУ – это та свобода, которая позволяет человеку избрать жизнь или смерть с точки зрения вечности.
Матф.10:28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Решение человека смириться перед Богом – это благо для человека, – это выбор добра, мира, гармонии, – это выбор в пользу Христа. Выбор зла – это выбор в пользу эгоизма, одиночества, неустройства, гордыни, – это выбор в пользу мирского образа жизни, плоти и сатаны.
СВУ – это сущность человека. Это главное и единственное, что делает человеческое существо – человеком. Свобода неморального – обыденного выбора есть и в животных.
Это главный выбор человека, который открывает ему путь в вечность. Более того, СВУ – это шанс человеку стать божеством. Человек получает СВУ для того, чтобы найти Бога и божество в самом себе, чтобы воссоединится с Богом возможностями и потенциалом. Неправильный выбор – это отсутствие перспектив, – это разделение с Богом.
Через всю Библию проходит, то есть, через всю историю отношений Бога и человека проходит призыв Бога к человеку определиться и быть с Богом.
Иез.3:27 А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: "так говорит Господь Бог!" кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом.
И еще.
Нав.24:14 Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу.
Нав.24: 15 Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.
Следует различать СВУ и свободу выбора в обыденной жизни. СВУ – это выбор моральный и мировоззренческий, а не просто выбор куда поехать в отпуск или из какой кастрюли начинать есть.  У человека есть свобода выбора в обыденной жизни. Есть свобода выбора в отношении всего того, что касается физического или физиологического существования. Но СВУ – это главное. Свобода выбора в обыденной жизни, во всем том, что человек предпринимает, решая свои земные, материальные дела, – это только средство, чтобы обеспечить СВУ.
Процедура. СВУ предполагает существование следующих атрибутов:
  • Различные возможности. Должна быть возможность между чем выбирать.
  • Систему ценностей и целей. Эта система должна показать человеку, какой выбор – добро, а какой – зло.
  • Умение оценивать возможности, соответствующие ценностям и целям. То есть, возможности тоже должны быть оценены как приемлемые в Божьих глазах и неприемлемые.
  • Воля или (и) желание к выбору целей и возможностей.
Выбор предполагает определенные шаги.
  • Работа рассудка, чтобы оценить альтернативы.
  • Принятие решения после того как альтернативы оценены.
  • Выполнение решения. То есть, воля или (и) желание необходимы для того, чтобы делать добро и не делать зло. Или наоборот. В зависимости от выбора.
С точки зрения этих шагов, Бог дал человеку душу (больше здесь). Именно душа человека должна трудится и совершить выбор убеждений.
Выбор Адама. СВУ – это когда человек, не отягощенный ни желанием лучшей жизни, ни страхом, ни болью страданий решает, повиноваться Богу или нет. Именно в такие условия и был поставлен Адам в раю.
Быт.2:9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Быт.2:16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
Быт.2:17 А от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Адам совершил свой выбор, и он оказался неудачным. Хотя жил Адам долго, и может переменил свой выбор. Библия об этом ничего не говорит.
Выбор обычного человека. У Адама вероятно до того, как он согрешил, условия выбора были самые лучшие. Большинство людей в современном мире оказались в намного худшем положении чем Адам. Сейчас у некоторых людей жизненные условия бывают настолько хорошие, что человеку Бог не нужен (как ему кажется). Или наоборот, человек так мучительно и больно страдает, что начинает сомневаться в Его существовании. И сейчас сделать выбор ради Бога бывает невероятно сложно. Современного человека отвлекает суета. Тем не менее, СВУ сохраняется.
Свободный выбор в пользу Бога, ради Христа – это признание Богу в любви. Со Своей стороны Бог не требует от человека, чтобы он делал то, что от него не вполне зависит. Человек не будет искушаем сверх сил.
Люди стараются избежать принятия этих решений. Пренебрегают Богом, стараются делать вид, что Его нет. Переложить ответственность на кого-то. Отчасти в этом есть смысл. Грех, сделанный по принуждению, менее наказуем, чем грех по свободному выбору.
Ин.19:11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
Но личного выбора не избежать. Даже длительное пренебрежение Богом, игнорирование духовного мира – это уже выбор. Но выбор плохой.
Даже благочестивая (как-бы) жизнь тоже не может быть правильным выбором. Добро, сделанное по принуждению, за компанию или как пиар-акция, вообще не имеет значения, по сравнению с добром по свободному выбору.
1 Пет.5:2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
2 Кор.9:7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
С Богом нельзя лукавить, как иногда лукавят с земными начальниками.
Выбор Иисуса. Иисус выбрал Свое земное служение Сам. Он знал, чем завершится Его служение на земле. Этот выбор свидетельствует о Его человеческой природе. Он сделал то, что следует сделать каждому человеку в этом мире – свободно выбрать Свой путь к Богу.
Ин.10:18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Мф.16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Иисус знал о Свей смерти и о Своем воскресении. Это могло быть облегчением Его страданий на кресте. Но Иисус мог сойти со креста, избежать смерти и это существенно усугубляло Его мучения на кресте.
Мф.26:53 Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
Мф.26:54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
В плане возможностей у человека исключительно маленький выбор. У Христа был огромный выбор и потому Ему было намного тяжелее идти на смерть.
Свобода. СВУ – это благо человеку. Мы должны благодарить Бога, что он создал нас свободными, а не молотками, не роботами. Люди всегда хотели и стремились быть свободными.
Поховайте та вставайте,
Кайдани порвіте
І вражою злою кров’ю
Волю окропіте.
Или.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Жажда свободы проявлялась различными словами в различных контекстах.
По ниточке, по ниточке ходить я не желаю,
Отныне я, отныне я, отныне я - живая.
Или.
Но сейчас я вырвалась из плена,
Прочь тревоги, прочь сомненья,
Но свобода, которую человек имеет в своем земном существовании – это только убогий суррогат от той свободы, которую Бог даст человеку в вечности (больше здесь). А пока человеку следует разумно распорядиться СВУ – быть с Богом или нет.
Учение нас предупреждает о том, чтобы мы воспользовались свободой на добро себе и ради Бога.
Апостол Павел в своем послании говорит более конкретно и точно.
1 Кор. 6 12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Если ребенок имеет возможность есть мороженное сколько ему вздумается, то это не значит, что он должен есть до воспаления легких. Мы имеем возможность поступать как нам заблагорассудится, а также и грешить, но это для нас смерть.
Взросление. Необходимо смотреть на человеческую душу как на нечто развивающееся. Человеку, чтобы определиться и сделать выбор, нужно время. Это не простой выбор. Ребенку он не по силам. К принятию решения необходимо вырасти.
Бог дал человеку все необходимые качества, чтобы он мог распознать и познать окружающий его материальный мир. Бог дал все необходимое, чтобы человек мог жить в материальном мире.
Аналогично, Бог дал человеку все необходимые качества, чтобы он мог распознать и познать окружающий его духовный мир. Бог дал все необходимое, чтобы человек мог жить в духовном мире.
Но как ребенку в материальном мире надо расти и расширять свои возможности, так и взрослому человеку надо в духовном мире расти и расширять свои возможности, чтобы жить в духовном мире.
Господь имеет абсолютную свободу. Человек создан по подобию Божию и поэтому он тоже имеет свободу. Но его свобода ограниченна. Дети в семье имеют свободу выбора – манеж, ясли, садик, двор, школа и взрослая жизнь. По мере физического взросления вырастает готовность делать выбор убеждений. Одновременно Бог дает альтернативы.
В материальном мире, как правило, растут и вырастают все. Рост человека запрограммирован. В духовном же мире растут по собственному желанию, по собственному выбору.
То, что духовное существо растет и осознает духовный мир и себя как часть духовного мира, – это не просто субъективный личный опыт, – это использование и усиление тех качеств, которые заложены Богом изначально: осознание движущей силы Божества, жажды любви, мира, гармонии, справедливости, разума, воли, возможности выбора. Рост человека может быть от мирского образа жизни к повиновению и полному послушанию Богу или от мирского образа жизни обратно в мир и к погибели.
Но в человеке ситуация сложнее. В его душе есть две конкурирующие и взаимоисключающие системы ценностей – плотская и духовная (больше здесь) Бог дает человеку свободу поступать по плоти или по духу. Ставит испытания: плод брать или не брать. Мир, плоть и сатана мешают взрослению человека. И нужны усилия, чтобы выбор был сделан по духу, а не по плоти, на добро, а не на зло.
Реакция. Отклик на молитву. Почему Бог не дает человеку ответ на молитву сразу? Потому, что Бог не Емелина щука, не скатерть-самобранка, не лампа Аладдина. С Богом нельзя торговаться. Богу нельзя повелевать. Нужно смиренно ждать ответа. Но даже христиане порой не хотят смиряться. Бог медлит в отклик на молитву человека.
Лук.18:1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
Лук.18:2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
Лук.18:3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
Лук.18:4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
Лук.18:5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
Лук.18:6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
Лук.18:7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
Лук.18:8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Если Бог будет отвечать на молитвы сразу, то человек подвергнется сильнейшему искушению – принять Бога как автомат добра. Все будут знать и не будут сомневаться – Бог есть. Но какой это Бог? Такой Бог – это моя палочка-выручалочка. Хоть один человек побеспокоиться: “А ты Боже, нуждаешься ли в чем-нибудь? Тебе нужна моя помощь?”
Человек должен принять такой стиль терпеливого общения, утвердится в нем и должен смириться.
Реакция. Наказание. Бог не наказывает человека сразу после согрешения.
Екл.8:11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
Если человека наказывать сразу, то будет развиваться условный рефлекс. Но это будет уже не человек, а перепуганное и забитое животное. Все будут знать – Бог есть. Человек примет такого Бога – это злой Бог. Такой человек Богу не нужен.
А из-за того, что Бог не наказывает преступника сразу, люди успокаиваются и не обращают внимания на дела Божьи. Люди не понимают, что и в этой ситуации Бог уважает человека и дает ему выбор. Мгновенное наказание или мгновенное поощрение от Бога парализует работу ума, но возбуждает плоть. Человек в таком случае реагирует и живет по эмоциям. А это есть нарушение СВУ. Бог не наказывает грешника сразу и публично, чтобы не подавлять СВУ и у его ближних.
Тем не менее, реакция на все человеческие дела неотвратима. И на плохие, и на хорошие. Это реализация принципа сеяния и жатвы. У большинства людей примитивное линейное мышление. Если так было третьего дня, если так было вчера, если так сегодня, то так будет и завтра. Но Божьи дела совершаются по Его планам. А Его планы многообразны: и линейные, и нелинейные. Сегодня так, а завтра по-другому. Совсем не обязательно тебя завтра кто-то ударит, если ты сегодня кого-то ударил. Может быть и ударят, а можешь заболеть, может твоего ребенка ударят, можешь потерять деньги. Важно другое – принцип: “Нанес ты ущерб, урон кому-то, значит и у тебя будет ущерб, урон”. И не обязательно завтра. Но неотвратимо.
Пс.17:24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
Пс.17:25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
Пс.17:26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,
Пс.17:27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,
Этот принцип существует в мире – это закон (больше здесь). Но Бог, продвигая этот принцип в жизнь человеческого общества, не нарушает СВУ человека. Бог открывает действие этого принципа событиями вокруг человека и являет Себя уму человека. Бог не давит на человека силой, не пугает, не влечет коврижками. Если же человек своим умом не видит дел Божьих, то это потому, что мешает увидеть плоть, эмоции, стереотипы, желания, гордость.
Также Бог не поощряет сразу за добрые дела. Но без внимания не оставляет. Детей и наказывают, и поощряют. Разумные родители объясняют причины наказания – воспитывают. Так поступает и Бог в отношении человека.
Бог в укрытии. Бог, сохраняя нам СВУ, скрыл Себя от наших органов чувств. Мы не можем Его увидеть, услышать, осязать. Не можем ощутить Его своим сознанием как некий внутренний голос. Он скрыл Себя от примитивного прямолинейного мышления. Мы не видим Его благодаря явной непосредственной связи явлений. Бог не сразу наказывает грешников. Не сразу после проступка дисциплинирует согрешающих христиан. Не сразу после молитвы откликается на нее. Не поощряет верных за добрые дела сразу. Бог так ведет Себя ради тех, кто еще не уверовал. Верные сделали свой выбор и СВУ им уже не нужна. Бог скрыл Себя от тех, кто еще не принял решение: быть с Богом или нет. Это их СВУ и Бог их не принижает и не ограничивает. Бог на сцене мировой истории стоит за кулисами. И в этом тоже проявляется уважение к человеку.
Доказательство. Обращаясь к духовной личности, не имеет смысла доказывать существование Бога и духовного мира. Имеет смысл только назидание для лучшего понимания.
Материальному существу, упорствующему безбожнику не имеет смысла доказывать существование Бога и духовного мира, так как он не в состоянии понимать явления духовного мира. Имеет смысл только рассказать, чтобы возбудить размышление и выбор. В любом случае в отношении неверующего имеет смысл только временное или постоянное сотрудничество, а дискуссия, спор, противопоставление точек зрения не имеет смысла. Человек не может доказать другому, что есть Бог. Это было бы подавление СВУ. Неуместны никакие доказательства существования Бога, чем занимались теологи и схоласты в течение многих столетий. Если спорщик образованный и имеет логическое мышление, но не имеет совести, то ему не докажешь. Если человек искренен и открыт к размышлениям, то он поймет.
Невидимость Бога — это первый аргумент атеиста. Но никакой атеист не отрицает сознания, а оно невидимо. Совесть тоже не видна, но она высвечивается в поступках, словах человека. Ана­логично и с Богом. Об этом тонко сказано в поэтической форме у Вл. Соловьева: Но веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества Я осязал нетленную порфиру И узнавал сиянье Божества... Можно привести и слова поэта И. Бродского: Есть мистика. Есть вера. Есть Господь. Есть разница меж них. И есть единство. Одним вредит, других спасает плоть. Неверье — слепота, но чаще — свинство. Если кто-то не может доказать, что Бог существует и поэтому становится воинствующим атеистом, то пусть он попробует дока­зать, что Бог не существует. Это никому и никогда не удавалось и в принципе никогда и никому не удастся. Никому в принципе не может быть дано осуществить эксперимент, фальсифицирующий религиозную веру. «Веруя, я совсем не вынужден отвергать факты, на которые опирается неве­рующий. Я только прибавляю к этому, что я знаю еще и другой факт. По существу, спор между верующим и неверующим так же беспредметен, как спор между музыкальным и немузыкальным человеком». (А.Г. Спиркин. Философия религии. Источник здесь.)
Бог предупреждает человека, чтобы тот не заблуждался. И видел Бога всегда, но видел умом.
Пс.49:18 “…когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
Пс.49:19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
Пс.49:20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
Пс.49:21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].
Пс.49:22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего.
Пс.49:23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие”.
Еще один аспект СВУ и милости Бога к человеку проявляется в том, что невозможно проследить, где и как хоть в своей, хоть в чужой душе человека, пользующегося СВУ, рождается решение повиноваться Богу. Если бы лукавый человек знал этот механизм, то наверняка попытался бы его использовать.
Также перед христианством не стоит задача кого-либо убеждать в существовании Бога (больше здесь).
СВУ и боль. Боль – это средство в Божьих руках для того, чтобы указывать человеку, что его выбор неправильный.
Господь Бог не может ставить Себя то в положение “всемогущего” начальника, то в положение не “всемогущего” дворника – моделировать ситуацию – для того, чтобы можно было проверить, как человек относится к Богу в одной ситуации, и в другой. Он Всемогущий всегда был, есть и будет. И для человека Он привлекателен всегда. Человек всегда должен был бы “тянуться” к Богу из-за тех благ которыми Господь располагает. Но если бы такая ситуация всегда оставалась, то в своем выборе человек не имел бы свободной воли.
Бог предусмотрел это. Он создал Вселенную такой, в которой мы не можем Его найти своими чувствами. В каком-то из мест этой Вселенной живет человек. И в этом месте Господь допускает человеку и радости, и печали, и комфортные условия, и боль. И в этих условиях мы имеем возможность показать, как мы любим Бога. Любим ли мы Его когда нам жизнь приятна? Любим ли, когда мы больно? Вот именно в минуты страданий и может у человека возникнуть вопрос: “Всемогущий ли начальник Господь Бог? Почему Он допускает такие страдания?” Во многих людей он и возникает, и в минуты сомнений они отвергают Бога.
Бог как умелый начальник, как совершенный режиссер полностью контролирует любую ситуацию. Он допускает страдания по силам человека. Но не выше его возможностей и не ниже. Хотя людям порой кажется, что страдания значительно превосходят их силы. Своей мудростью Бог создает условия стеснений так, что человек своими чувствами не может ощутить, увидеть, рассмотреть Бог как первопричину боли.
Хотя христиане, наученные Библией, понимают это своим умом. Неверующие могут только предполагать это. Но если неверующий не хочет признавать Бога как первопричину боли, то он найдет массу аргументов, чтобы “доказать” свою правоту.
Проблема верных в отношении Бога в том, что тяжело любить того, кто невидим.
1 Ин. 4 12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
Но Бог упростил верным исполнение заповеди “Любить Его”. Он уточнил, что любить Его это значит повиноваться Ему.
1 Ин. 5 3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
В Библии есть масса примеров, которые подтверждают существование первопричины стеснений и боли и эта первопричина – Бог.
Суд.2:20 И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего,
Суд.2:21 и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, -
Суд.2:22 чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?
Суд.2:23 И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.
Мысль об искушении Израиля этими народами повторяется в этих главах несколько раз.
Вспомним также о казнях Египетских. Бог был в состоянии уничтожить фараона в одно мгновение. Но казни длились более восьми месяцев. Это урок и для нас.
По той же причине – ради существования СВУ у человека Господь не создает своим избранным райских условий на земле. Чтобы не собрались в общинах потребители и лицемеры. Верным Богу предстоит оставаться верными и когда будут стеснения и боль.
И в беде, и в радости, и в горе,
Только чуточку прищурь глаза.
Со времен Христа Господь знал, что не все будут тверды в своем выборе.
Мф. 13 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
Мф. 13 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
Со времен Христа Господь допускает своим избранным испытания для того, чтобы проверить выбирают ли они своей свободной волей повиновение Богу. Подтверждают ли свой выбор. Не ошиблись ли они пришедши однажды к Богу. И, увы, отходят. И это печально.
Ин. 6:66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Ин. 6:67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
Ин. 6:68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.
Иисус не стал возвращать тех, кто Его оставил.
Когда люди приходят к Богу и делают свой выбор, то это не конец пути, а только начало. Человеку придется доказывать свою правоту еще не один раз, придется преодолевать препятствия.
В Библии находим примеры твердости выбора. Твердый в своих убеждениях был Давид.
Пс. 70 14 А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе.
Пс. 70 15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.
Пс. 70 20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня. 21 Ты возвышал меня и утешал меня. 22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!
Преданность Давида Богу - это урок для нас.
Ответственность. СВУ предполагает ответственность. Человек направляет свои стопы к Богу и, тем самым, выбирает большую или меньшую ответственность и, соответственно, большее или меньшее наказание, или награду.
Матф.26:24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
Иуда выбрал свой путь, а Иисус выбрал – Свой.
Где и каким образом ответственность верующего может проявиться или не проявиться.
  • В духовном росте.
  • В любви к Богу.
  • В любви к ближнему.
  • В познании Слова Божьего – Бога.
  • В общении с Богом. Молитва. Чтение и изучение Слова Божьего.
  • В жизни по завету со Христом или нет. Человек сам выбирает для себя: оставаться в Царстве Божием или нет.
  • В постоянной молитве.
  • В чтении Библии.
  • В посещении собраний и в общении.
  • В пожертвованиях.
  • В служение ближнему.
Мало исповедать и выбрать Бога как Господина и Спасителя. Затем предстоит преодолеть гордыню, выбраться из скорлупы эгоизма, пройти через испытания. СВУ – это также и труд.
Христианская мораль повелевает людям любить себе подобных не за что-то, а просто потому, что они тоже люди.
1 Пет.2:15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -
1 Пет.2:16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Христианская мораль повелевает человеку любить себе подобных не за что-то, а просто потому, что он создан потенциальным дитем Божьим. Бог же любит человека, просто потому, что человек – творение Божье. А это невероятно трудно.
Верующему, да и всякому человеку предстоит научиться делать добро без принуждения. Как делал апостол Павел.
1 Кор.9:19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
Девушке, я думаю, не понравиться, если она узнает, что молодой человек женился на ней ради её автомобиля или других её благ. Ей не понравиться, что ее использовали в качестве ключа к машине. Хотя иногда машина используется в качестве приманки. Обе ситуации ненормальные с точки зрения христианской морали. Да и девушки бывают разными.
Христианская мораль исходит от Бога и, естественно, что и Господь Бог ждет от нас такой же любви не по принуждению и не ради тех благ, которыми располагает Господь. Господь хочет, чтобы мы любили не Его кресло, как любят кресло земных начальников. И не чтобы боялись, как боятся земных начальников.
Иак.4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Раз нам Бог дал СВУ, то нам придется выбирать и выбирать разумно. И много раз. Для Бога и ради Бога. Иначе свобода будет отнята, а человек попадает в зависимость от плоти, мира, сатаны.
1 Кор.12:1-2 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
Если человек использует СВУ во зло, то будет наказан. Если человек не хочет использовать СВУ, то превратиться в животное.
Быть верным это значит правильно реализовывать ту СВУ, что дана и готовить себя к более сложному выбору в пользу добра. Это значит готовить себя к Небесам. Кто делает неправильный выбор, вынужден будет делать выбор в более сложных условиях. Неправильный выбор заводит в тупик.
Любить Бога – это поступать по духу. Исполнять волю Бога без страха, без принуждения, без примитивной материальной заинтересованности, без плотских страстей. Любить Бога – это значит приклеиться к нему навсегда. Любить Бога – это значит привязаться к Нему как привязываются к дорогому существу.
Апостол не брал власть над христианами.
2 Кор.1:21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог,
2 Кор.1:22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
2 Кор.1:23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
2 Кор.1:24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Религия страха, существовавшая в течение тысячелетий в католической и православной конфессиях, потерпела фиаско. Ушел страх из сознания как-бы религиозных людей – ушли люди из церквей.
СВУ человека можно подавить, изменяя систему ценностей.
1 Кор.8:9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
1 Кор.8:10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
1 Кор.8:11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
1 Кор.8:12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
1 Кор.8:13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Здесь апостол показывает, как зарождается человеческая заповедь, как зарождаются человеческие учения. Больше об этом здесь.
Хрупкий сосуд. Благая весть должна была прийти в глиняных сосудах. Благая весть должна двигаться в расчете на принятие верою. Христос в глиняных сосудах – это СВУ. Принцип: «Праведный верою жив будет» должен соблюдаться при любых обстоятельствах. Если благая весть придет с деньгами или огнем и мечем, то это будет давление на человека. Богу такое смирение не нужно.
Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Благовествуя нельзя привлекать людей к Богу сказками, чудесами, чудесным исцелением, подарками; нельзя создавать чувства вины; нельзя разжигать природный инстинктивный страх; нельзя разжигать плотское любопытство. Бог относится к человеку очень уважительно. Бог поставил человека выше ангелов. Благодаря СВУ человек отличается от животных. Свободой выбора убеждений Бог поставил человека в один ряд с Собой. И уже за это надо смириться перед Богом.
В человеческих отношениях есть много манипулирования. Если парень девушке не интересен и, тем не менее, он настойчиво ее добивается, то он в какой-то степени лишает ее свободы выбора. Если объятиями и поцелуями удерживает ее насильно, и она в конце концов отдается ему сама, то здесь свобода тоже подмята. Но манипулирование ради Бога и для Бога недопустимо.
В христианской же общине тоже отношения должны быть построены на СВУ. Нельзя мотивировать большие суммы пожертвований (православная церковь дошла до того, что отнимала земли и поместья, а человека отправляла в монастырь). Нельзя выгонять братьев и сестер на посещение и евангелизацию из-под палки. Нельзя загонять братьев и сестер из-под палки на домашние занятия и на дела милосердия.
Люди должны идти к Бог не приманиваемы летними лагерями, пищей, курсами английского языка, деньгами, “тусовками” и т.п.
Христос осудил приятное времяпровождение – семинары, конференции, симпозиумы, закамуфлированное религиозной учебой, – религиозные “тусовки”.
Лк.13:26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Лк.13:27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Христос осудил привлечение людей к Богу материальными средствами.
Ин.6:26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
Ин.6:27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Чудеса. Еще один аспект СВУ – чудеса. Люди полагают, что если бы Бог являл Свои чудесные дела сейчас, то многие бы уверовали. Увы. Это не так. Бог не будет использовать чудеса для того, чтобы подтвердить перед человеком Свое существование. Чудеса, которые творили ветхозаветные пророки, Иисус, апостолы были предназначены для подтверждения слова Божьего, а не для того, чтобы человек уверовал в Бога и повиновался Ему. Это было бы давление на человека, подавление его СВУ. Да упорствующие и не уверовали бы и глядя на чудеса.
Лк.16:30-31 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Чудеса есть и сейчас, но это чудеса личные, а не публичные, – это личные отношения Бога и человека. Не должна конфессия хвастаться личными чудесами своих адептов. Это манипуляция. Это давление на выбор человека.
Бог не являет себя человеку онтологически, но только лично. В этом тоже проявляется СВУ.
Бог скрылся от человека. И это тоже для того, чтобы сохранить СВУ человеку.
Провидение. Бог вмешивается в дела человека, но не непосредственно, а Своим провидением, используя разные личности, природные явления. Даже Вселенную Бог создал имеющую признаки очень древней. Он создал ее в возрасте миллиардов лет. Он создал ее взрослой, как и Адама и Еву. Бог побеспокоился о том, чтобы праздный ум не имел безусловных доказательств присутствия Господа во Вселенной. Человек, ищущий Бога, сумеет осознать Бога через Его опосредованное влияние. Человек искренний и трудящийся своим умом Бога всегда найдет и не будет сомневаться есть Он или нет.
Деян.17:26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
Деян.17:27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
Бог же Провидением свободу человеку не ограничивает. Если на то нет особых причин.
Предопределение. Известны теории, имеющие вид теологических, о том, что человек избираем Богом для вечности вне желания человека. Бог совершил выбор в отношении человека еще до его рождения. Увы, это только вид мудрости. А по сути это ересь. Бог многократно и многообразно объявляет человеку, что у него есть выбор. У человека есть выбор и обыденных малозначащих ситуациях и в большом. Прежде очередного похода Давид спрашивает Бога.
1 Цар.23:11 Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет.
1 Цар.23:12 И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут.
1 Цар.23:13 Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход.
И Бог ему ответил. Поступки Давида не были предопределены. Он мог пойти в поход, мог не пойти. Мог пойти, не спрашивая Бога. У Давида был выбор.
СВУ перечеркивает предопределение. Предопределение отрицает СВУ (больше здесь).
Также существует в теологии доктрина, родственная предыдущей, а именно: “Спасен однажды – спасен навеки”. И эта доктрина перечеркивает СВУ, которую Бог дал человеку. Христос предупреждает христиан о том, чтобы они, согрешая вдруг, не потеряли спасение. А то тоже может произойти как результат выбора, но неверного выбора.
2 Ин.1:8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
Бог закрыл от человека механизм принятия решения человеком о смирении перед Богом. Глядя на человека со стороны невозможно понять смириться он перед Богом когда-нибудь или нет. Нельзя ли предпринять чего-либо чтобы привести человека к Богу. Это смущает людей. Ведь многие христиане беспокоятся о своих родных, о друзьях, чтобы те уверовали и тоже оказались со временем с Богом. Также порой трудно поверить, что явный преступник в прошлом смиряется перед Богом. Из-за этой неопределённости и рождаются доктрины, подобные доктрине предопределенности.
Христос говорит:
Мф.12:20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
То есть, никто имеющий хоть каплю веры (курящийся лен) не будет потерян. Но никого Бог не будет обращать против его воли: “На налигачі до Бога не ведуть”.
Астрология. Астрология лишает человека СВУ и вообще всякой свободы. Судьба человека по этому учению зависит от расположения звезд в момент нашего рождения или зачатия. Но это не так. Свое будущее человек выбирает сам.
Иер.18:7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
Иер.18:8 но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
Иер.18:9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
Иер.18:10 но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
Никакая “планида”, никакие звезды людьми не управляют.
Также неуместны заявления типа: “Что на роду написано, то и сбудется”. Человек поступает по своему выбору, а Бог реагирует соответственно.
СВУ и христианин. СВУ верным не нужна. Они определились. У них другие заботы – не потерять свой выбор. Так было во времена Ветхого Завета.
Пс.138:23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
Пс.138:24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Пс.15:5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
Пс.90:2-3 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
Так есть во времена Нового Завета.
1 Ин.5:10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
1 Ин.5:11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
1 Петр.4:17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
1 Кор.11:32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Апостол Павел определился и, более того, имел свидетельство о том, что он будет с Богом.
2 Тим.4:6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
2 Тим.4:7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
2 Тим.4:8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Верующим по мере их взросления открывается духовный мир. Они знают свое настоящее и будущее. Они знают свою ответственность, и это есть самое главное.
Упорство в грехе. Еще один аспект СВУ. Если человек очень настойчиво ищет как угодить разбушевавшейся плоти, то Бог попустит и человек может получить то, что ищет. Бог не отнимает СВУ, даже если человек намерен согрешить. В этом тоже мудрость и милосердие Господа к человеку. И в этом Бог тоже верен Своему принципу.
Мф.9:29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
Люди могут сильно стремиться к греху, и Бог попускает. В этом есть СВУ, которую Бог дает человеку. Бог дает человеку право на ошибку, фанатик – нет.
Если человек ищет бесовщину – НЛО, полтергейст, снежного человека, инопланетян, мистику, эзотерические знания, вампиров, колдовство, знание будущего, – то найдет. Но какие будут последствия для человека – вот в чем вопрос (больше здесь). Если верит человек снам, то они и будут ему пророческими, но реальность будет мрачной.
Саул искал и нашел аэндорскую волшебницу. Валааму уж очень хотелось посетить Валака – Бог допустил, но предупредил.
Чис.22:20 И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе.
Финал же как и у Саула, так и у Валаама был печальный.
Человек настойчив в угождении своей плоти, и Бог попускает человеку делать зло. Если мужчина ищет сексуальные приключения, то он их найдет. Если пьяница ищет спиртное, то он его найдет.
Древние израильтяне понимали суть отношений с Богом.
Ис.63:17 Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.
И Бог объясняет.
Иез.20:24 за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их.
Иез.20:25 И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы,
Иез.20:26 и попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь.
Бог позволяет человеку совершать грех. Бог не ограничивает выбор просто так. Забора вокруг дерева добра и зла не было. Законник же пытается силой удержать человека от греха. Иногда удерживает, но законник не может переменить душу человеку.
Бог может допустить, что даже Его будут хулить.
2 Пет.2:1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 Пет.2:2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
Естественно, что грешник не останется ненаказанным.
Подавление СВУ. Бог человека и уважает, и любит. Мир человека не уважает. Мир подавляет человека. Бог дает человеку СВУ, дает возможность пользоваться средствами, возможностями. Но, мало того, что человек сам по себе пассивен, еще люди отнимают у себя подобных право выбора. Каким образом?
  • Искажаются или упраздняются критерии выбора. От человека закрывается система ценностей.
  • Человека отучают делать правильный выбор. Человеку заморачивают, засоряют мозги.
  • Отнимаются возможности выбора.
Школа и семья, как правило, мирские и они не учат оценивать и цели, и возможности. В настоящее время мир посредством СМИ, пропаганды навязывает способ судить по внешнему, по наружному, не по делам, не по поступкам, а по впечатлениям. Мирским, ватнымобразом мышления пренебрегаются причинно-следственные связи. Информация преподносится фрагментарно, часто вне реального исторического контекста. Как в прошлом, так и сейчас общество в массе не различает добро и зло в определениях Учения Христа.
И желание, и воля должны быть развиты для принятия этого важного решения. Если не хватает желания, то дальше собственную душу должна дожать воля. Но этого не происходит. Подавляется и не развивается воля к принятию решений. Мир потакает или(и) разжигает плоть. Все плотские страсти работают на подавление воли. Плоть ищет сиюминутных удовольствий. От чего отказался в свое время Моисей.
Евр.11:24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
Евр.11:25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
Евр.11:26 и поношение Христа почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
В безбожном обществе вырастает поколение, которое не различает добра и зла. Такое общество становится системно непреодолимым препятствием в том, чтобы человеческое существо сделало правильный выбор и стало человеком. Такое общество лишает человека СВУ. Бог уничтожает такое общество.
Мир культивирует страх, безнадегу, безысходность, равнодушие. Человек отодвигает момент принятия решения на после. Отодвигает, отодвигает, отодвигает…
СВУ отнимают у человека различные системы: авторитарная, тоталитарная, крепостная, рабовладельческая, тираническая, социалистическая и пр. Любая из подобных систем глушат или искажают один, несколько или все атрибутов СВУ.
Демократическая система, наиболее щадящая в отношении СВУ, но и у нее есть свои средства манипулирования человеком.
Религиозные системы (в т.ч. и называющие себя христианскими) впереди других стремились и стремятся отнять у человека СВУ и свободу вообще.
Из этого вполне логично вытекает, что у каждого человека есть свобода выбора, возможность мыслить, действовать по-своему, выбирать добро и зло самостоятельно, и нести за это ответственность.
А вот далее патриарх делает интересный интеллектуальный ход. Он заявляет, что свободу выбора нельзя считать абсолютной ценностью, если она порождает зло.
 О чём же говорит патриарх? О самой возможности самостоятельного выбора или о выборе зла? Любому разумному человеку понятно, что выбор зла (убийства, войны, обмана и др.) является негативным, греховным и наказуемым. Но почему мы должны сразу осуждать и ограничивать саму свободу выбора? Отвечу: а потому, что патриарху нужно, чтобы россияне выбирали то, что он подскажет, что церкви представляется «добром». При этом он ловко подводит своё понимание «добра» под понятие «базисных ценностей народа», не разьясняя их содержания.
Как я понял, если ты правильно выбираешь это одобренное церковью «добро», − ты наш, − оставайся в нашей традиционной «колее» (по выражению А. Аузана), а если ты вознамеришься выбирать своё, «не нашенское», то − «пошёл вон отсюда», станешь изгоем … Любая попытка выбраться из родной «колеи» будет дурным примером для остальных ползущих, а потому − «не высовывайся, башку оторвут». (Источник здесь).
А вот еще образец человеческих мудрствований, суть которых в том, чтобы отнять у человека СВУ.
Но вот ты теперь увидел этих "свободных" людей, - прибавляет вдруг старик со вдумчивою усмешкой. - "Да, это дело нам дорого стоило" - продолжал он строго смотря на него, - "но мы докончили наконец это дело, во имя твое. Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь это кончено и кончено крепко. Ты не веришь, что кончено крепко? Ты смотришь на меня кротко и не удостоиваешь меня даже негодования? Но знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим. Но это сделали мы, а того ль ты желал, такой ли свободы?" (Достоевский. Братья Карамазовы. Великий инквизитор).
Естественно, что это идеи не столько Ивана Карамазова или Достоевского, – это идеи религиозной православной системы. Православие системно, массово отнимает у человека СВУ. Православие отнимает у человека не просто право выбора, но отнимает право быть человеком.
Бог от начала творения знал, что большинство Его творений не примут Его, не смирятся перед Ним.
Мф.22:14 ибо много званых, а мало избранных.
Но, тем не менее, Он любит всех людей, и не считает их безнадежными рабами. В этом непостижимая любовь Бога к человеку. Религиозные иерархические системы, что по сути есть сгусток гордыни, с презрением относятся к своим адептам, к своим прихожанам.
Религиозные секты, религиозные тоталитарные культы, религиозные иерархические системы отнимают у человека СВУ. Любая государственная религия грешит тем же. Потому, что это мирская религия.
Вывод. Свобода выбора убеждений – это суть человека и его возможность для того, чтобы определиться и ответить на вопрос Иисуса: “Так ты идешь с нами дальше или нет?”
Пользуйтесь благом –  СВУ. Не только в момент крещения. Учитесь принимать правильные решения. Будьте мудры. И развивайте решительность. Становитесь такими как Господь Бог. Бог постоянно делает в отношении каждого из нас выбор. Выбор на добро. Такими и мы должны быть. Хотите быть свободными так становитесь такими.
Колесник Валерий
16.07.2017

Похожие тексты:

        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь.
        Христианская любовь. Что это?  Здесь
        Поэма про «вату» . Здесь.
        Психологический портрет гордеца. Здесь.
        Пассионарии зла. Здесь.
        Грехи. Здесь.
        Добродетели. Здесь.
        Личностные нравственные качества. Здесь.
        Заблуждение религиозного человека. Здесь.
        Отношения между христианами. Здесь.
        Поездка на семинар. Здесь.
        Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь
        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь
        Рождение свыше. Здесь.
        Почему многих в финале ждет старческий маразм? Здесь.
        Возлюби ближнего. Здесь.
        О ревности. Здесь.
        Too many tears. Why? Здесь.
        Европейские ценности. Здесь.
        Взрослая совершенная личность. Здесь.
        Супружество. Здесь.
        Где ты, любовь? Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий