Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

понедельник, 6 ноября 2017 г.

Благодать VS закон. Суть противостояния


Благодать VS закон. Суть противостояния

В христианской теологии не то, что многие годы, но многие столетия исследуется тема отношения закона и благодати. Эту тему можно было бы оставить для научных дискуссий и схоластических упражнений тем, кто работает или учится в духовных семинариях или христианских колледжах. Но как идея закона, так и идея благодати искажаются.
И эти искажения имеют негативные последствия в жизни и в практике христианских общин. Ложно понятая идея закона используется как ярлык для тех христиан, кто непоколебим в своем противостоянии греху. Аналогично, ложно понятая идея благодати рассматривается как толерантность, как терпимость Бога ко греху, как всепрощенчество Господа. Уже этих двух искажений Учения Христа достаточно, чтобы предпринять еще одну попытку анализа отношения закона и благодати.
В Новом Завете есть явное и прямое противопоставление закона и благодати: "...Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа." (Ин.1:17), – и – "Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак." (Рим.6:14-15). Эти утверждения преткновенны и по форме, и по содержанию.
Во-первых, с точки зрения логики, такое противопоставление или сопоставление этих двух понятий некорректно. Эти понятия не сопоставимы по содержанию. Закон есть нечто запрещающее или повелевающее. Это некий норматив или императив. Это категория скорее юридическая. Благодать же есть милость, доброе отношение к кому-то. В Библии – это, как правило, доброе отношение Бога к человеку. То есть, благодать – категория скорее этическая. В этих утверждениях сопоставляются несопоставимые категории. Это подобно сравнению количества китов в Атлантике и объем добычи угля на Донбассе.
Во-вторых. Благодать это по Новому Завету через Христа. Но разве не было благодати раньше, до Христа? Читаем же: "Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать." (Притч.3:34), – и – "Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ." (Пс.83:12).
Если же закон – это то, что было дано по завету через Моисея, то разве сейчас нет закона? Апостол Павел говорит: "...Для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;" (1 Кор.9:21), – и – "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал.6:2).
В чем же глубинный смысл этого противопоставления?
Сопоставляются две эпохи – эпоха закона Моисея и христианская эпоха. Сопоставляются два больших отрезка времени в течение которых Бог имел и имеет некие отношения с человеком. Сопоставляются те отношения, которые Бог имел с израильской нацией в течение 1450 лет и те отношения, которые Бог имеет сейчас с христианами. Противопоставляются два завета – два договора. Два разных уровня отношений Бога и человека. Договор – завет Израильского народа с Богом. И договор Христа с человеком. Так вот чем они отличаются?
Попытаемся сравнить некоторые аспекты отношений Бога и человека во времена закона Моисея и сейчас.
Жизнь израильтянина во времена Ветхого Завета может быть охарактеризована одной характеристикой – несвобода. Одна нация была размещена в одном участке суши с приемлемыми условиями для жизни. Климат на этой полоске суши, длиной не более двухста и шириной не более пятидесяти километров, был одинаковый. При этом отличался от климата, окружавшей Израиль, пустыни. Жители этой страны имели одинаковую технологию производства пищи. Одинаковыми были приемы животноводства, растениеводства, садового хозяйства и рыбной ловли. Одинаковая была также технология производства одежды. Израиль был ограничен географически. Израилю был установлен образ жизни. Это подобно тому как бы детей поселили в сельском доме со двором вокруг дома, и ограничен выход за пределы двора. Также была регламентирована и их жизнь во всех отношениях – юридической, нравственной, религиозной и т.п. Регламентацию эту устанавливал закон, данный Богом, через Моисея. Жизнь израильтянина из-за этих ограничений не была невыносимой. Это не было даже стеснение. Сам по себе закон был даже благом: "Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра." (Рим.7:12). Но из-за деградация религиозной и нравственной жизни закон стал тяжким бременем: "Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?" (Деян.15:10).
Закон Моисея определял множество запретов. Нарушение запретов каралось. Кара выражалась в материальных потерях – принесение в жертву животного со стада, возмещением ущерба или боле суровых наказаниях вплоть до убийства. Но страх наказания далеко не всегда есть выражение любви. Бог ждет от человека послушания из любви, а не из страха: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви." (1 Ин.4:18). Если же любви нет, и устранить наказание, то устраниться и послушание. Через высокий забор сложнее залезть в чужой сад. И если уважения к чужому имуществу нет, а только забор является препятствием, то устранение забора открывает путь для воровства, для нарушения закона. Бог ждет от человека взаимной любви.
Бог ждет от человека полное, тотальное послушание от сердца, от души. Бог ждет согласование человеком всех своих поступков с Божьими повелениями. Господь ждет и положительно реагирует именно на такое отношение человека к Нему. Именно таким были Авраам, Давид, Даниил. От человека должна исходить тотальная любовь к Богу. Бог ждет от нас послушание задолго до совершения поступка, еще в сердце, в душе, в мыслях.
Христос требует от человека не просто жить и исполнять заповеди, а всю жизнь отдать Христу: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего," (Рим.12:1). И тогда человек получает уверенность и жизнь без страха: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него." (1 Ин.5:14-15).
Свидетельством тотальной веры есть Учение Христово написанное на человеческом сердце: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня," (Евр.8:10-11).
Послушание израильтян Бог определил следующим образом: "Итак старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня." (Втор.11:32), – и – "Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того." (Втор.12:32). Наказание же следовало за совершенным поступком.
Израильтянам надо было исполнять много ритуальных заповедей и в служении, в храме и в личной жизни. Но такое служение не животворит. То есть, такое служение не создает (не подвигает, не развивает, не укрепляет) в душе верность и доверие всем сердцем – не развивает тотальную веру. Господни же обетования доступны только тем, у кого верность будет полная – всем сердцем: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;" (Мф.22:37-38). Именно поэтому буква не животворит.
Буквальное ритуальное служение имеет еще опасности. Что-то в законе иудеями не выполнялось. И это “что-то” было существенным: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять." (Мф.23:23). И из-за этого служение стало формальным, тщетным, пустым: "...Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим." (Мф.15:8-9).
Закон дополнили человеческими заповедями и установлениями и это еще одна из причин того, что к началу служения Иисуса Христа религиозный закон иудеев перестал быть законом Моисея: "Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим." (Мф.15:3-6).
Но даже этот человеческий закон не выполнялся: "...И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;" (Мф.23:2-4).
Закон обветшал: "Говоря <новый>, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению." (Евр.8:13). Воля Божья была в том, чтобы заменить закон, то есть, заключить с людьми новое соглашение.
Христос принес новое соглашение. Оно оказалось более торжественным, более требовательным, более суровым: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями  (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: <я в страхе и трепете>. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: <еще раз> означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий." (Евр.12:18-29).
Бог говорит о том, что Он был снисходителен к человеческим делам: "Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши." (Деян.14:16-17). Это трудно понять, потому что грех всегда был наказуем. Но так говорит Бог. Далее же Господь предупреждает о том, что впредь снисхождения не будет: "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться," (Деян.17:30).
Если в соответствие с законом Моисея судили за проступок, то Христос говорит о том, что будет судить и за намерения: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." (1 Кор.4:5). Грех зарождается в сердце: "...А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -" (Мф.15:18-19), – и – "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим." (Еф.4:29), – но пусть он там не теплится, не культивируется и не развивается.
Христос ждет от человека единства с Ним не только в делах, но и мыслях: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят." (Мф.5:8). И требования Его закона жестче: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: <рака>, подлежит синедриону; а кто скажет: <безумный>, подлежит геенне огненной." (Мф.5:21-22), – "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем." (Мф.5:27-28).
Бог наказывал израильтян за непослушание очень быстро. Проклятие и наказание ждало израильтян на земле: "Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, - и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею." (Втор.28:15-21). Но нельзя сказать, что это было автоматически и абсолютно. В каких-то случаях Бог допускал грешникам процветать и благоденствовать. Но частные случаи не нарушали тенденцию – наказание постигало на земле. Смерть как наказание израильтянами понималась, прежде всего, как смерть физическая, смерть тела.
Сейчас, в эпоху христианства наказание за грех есть нечто другое. Новый завет предупреждает, что наказание – это разделение с Богом в вечности: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов." (Мф.8:11-12). Физическая боль, стеснение, различные проблемы в этой жизни тоже не отменяются: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает." (Евр.12:6). Но в земной жизни наказание есть только смирение с воспитательной целью. Но эти воспитательные меры для человека могут быть весьма сильной болью.
Также все обещания, которые Бог давал евреям за их послушание, по закону Моисея следовало ожидать на земле: "...И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем." (Втор.28:2-6). Господь и благословлял народ, когда они жили в праведности. Такие благословения не были автоматическими и абсолютными. Об этом свидетельствует Екклесиаст и история Израиля. Но в благословениях тенденция тоже сохранялась.
Христианам же обещания даны на небесах: "Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная." (1 Ин.2:25), – и – "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа," (Флп.3:20). Вечная жизнь на небесах – это есть главное обещание: "Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Рим.6:22-23). Но и в настоящее время Христос дает мир, покой, радость и благополучную жизнь тому, кто уверовал во Христа и повиновался Ему: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе." (Флп.4:13), – и – "...Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей." (1 Тим.4:8).
Максимально большие возможности и благословения, которые человек мог получить на земле, есть только бедное подобие того, что приготовлено Богом для своих верных на небесах: "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними."  (Евр.10:1).
Благополучные жизненные условия сейчас это не награда, не благословение, не воздаяние, а только условия для служения. У одного человека может быть больше материальных и прочих возможностей, а другого меньше. И на такую дифференциацию нельзя смотреть как на благословение, мол, одного Бог благословил больше другого меньше. На такое различие следует смотреть как на различные условия для служения: "Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился." (Мф.25:14-15). Затем, соответственно этим условиям будет и различный спрос: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут." (Лк.12:47-48).
Согрешивший и искреннее раскаивающийся израильтянин знал, что необходимо сделать для покаяния. Господь говорит: "...Скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе," (Лев.4:2-3), – и – "Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его." (Лев.5:4-6). Упомянутые выше заповеди и многие другие повелевали то, что должен сделать согрешивший. После согрешения израильтянин каялся в поступке, делал то, что требовалось по закону Моисея, и оставался в полной уверенности в том, что грех прощен. И Господь больше не предъявлял к нему никаких претензий. Но в Божьих глазах все то, что человек сделал, было недостаточным для полного умилостивления: "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе." (Евр.10:1-6).
Сейчас, в эпоху Нового Завета, Бог полностью прощает грех согрешившему и искренне покаявшемуся человеку. Полное умилостивление за преступление, полное прощение греха происходит, благодаря жертве Христа: "...Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более." (Евр.8:12). Христианин после этого в Божьих глазах свят и непорочен: "И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою," (Кол.1:21-22).
Люди любят своих детей не за их заслуги, а просто потому, что это их дети. Возможно из-за того, что в детях они видят продолжение своего “Я”. Возможно, по той же причине Бог любит человека: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши." (1 Ин.4:10).
Бог любит человека, Бог любит Свое творение, но безусловного прощения греха, бабушкиного сердобольного всепрощения упорствующего грешника не было ни в эпоху Закона Моисея, нет сейчас, в эпоху Нового Завета. Рассчитывать на безнаказанность не следовало в эпоху Закона, и не следует сейчас. Соответственно, Бог милостив и прощающий кающегося грешника и в христианскую эпоху, и в эпоху Закона.
Люди искажали учение о спасении как в ветхозаветное время, так и сейчас. Иудеи имели какое-то смутное представление о возможности спасения и о вечности. Но условие спасения они определили такое как им представлялось правильным – “По знанию закона”. Христос о них говорит: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне." (Ин.5:39). Сами иудеи утверждали: "Но этот народ невежда в законе, проклят он." (Ин.7:49). То есть, проклят тот, кто не знает закона. Речь не идет об исполнении закона Моисея, а только о знании Торы и преданий.
Апостол Павел, движимый святым Духом, пишет: "...Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего," (Кол.1:12-13). То есть, апостол пишет о том, что иудеи и он в том числе, жили во тьме, во тьме греха, во тьме страха. А ведь нация поголовно ходила в синагогу, в храм. Было какое-то служение. Но ни знание закона, ни знание преданий, ни служение в храме не обеспечивали спасения.
Кроме этой иллюзии – “спасение благодаря знанию” существовали и другие. Закон был дан как норма поведения ребенка в семье, а иудеи стали смотреть на него как на прайс своих отношений с Богом. Бог видит человека перед Собой как ребенка и ждет от него послушания. Иудеи же видели Бога перед собой как равного с ними продавца на рынке и торговались с Ним. Подобным образом Учение Христа искажается и сейчас.
Святой Дух во времена Ветхого Завета действовал в человеке и для человека. Тому есть много свидетельств: "Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня." (Пс.50:13), – и – "Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них." (Ис.63:10). И Новый Завет тоже свидетельствует об этом: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым." (2 Пет.1:21). Да и можно ли отделить действие Святого Духа от действий Бога. Господь Бог поддерживал своих верных. Но уже через пророков Ветхого Завета было объявлено о том, что в последующее время служение Святого Духа будет более активным, более интенсивным: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего." (Иоиль.2:28-29). Что мы и имеем в настоящее время: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными." (Рим.8:26).
Как Ветхий Завет, так и Новый Завет во все времена подвергались насилию со стороны человека. Человек пренебрегал заповедями, выхолащивал их суть, добавлял к Законам человеческие установления. Как Ветхий Завет, так и Новый Завет во все времена нарушались – сознательно или нет человеком не исполнялся. Как в отношении Ветхого Завета, так и в отношении Нового Завета у человека было и желание, и стремление полного их исполнения, но стремление, как правило, не было успешным. Существенное отличие Нового Завета от Ветхого в том, что человек получает шанс к полному его исполнению. Этот шанс – это духовная сила, – это потенциал Святого Духа.
Без Святого Духа и Его силы будут совершаться грехи и не будет бескорыстного жертвенного служения ближнему. Поэтому сознание человека должно быть загружено молитвой, а не страхами и борьбой с зависимостями. А в отклик на молитву от Господа должна была бы приходить сила. Но так возможно, если только Бог будет благоволить к человеку. Благоволение Бога к человеку значит, что в человеке пребывает Святой Дух. Дух человеческий укреплен Святым Духом. Человек, движимый собственным духом, который усилен Святым Духом, исполняет закон Христов без внутренней борьбы, без особого напряжения. Духовное существо не заплывает за буйки, но не потому, что боится. У него не рождается такое желание, он не думает о том, что можно заплыть за буйки, он просто не смотрит в ту сторону. Буйки не для такого человека: "Если же вы духом водитесь, то вы не под законом."  (Гал.5:18).
Притча о семи духах злейших – это предупреждение о том, что человек нуждается в Святом Духе, во Христе. Душа человеческая не будет пустовать. Либо там будет пребывать дух человеческий укрепленный Святым Духом. Либо там будет жить и действовать плотское существо и будет управлять человеком.
Для того, чтобы принимать разумные решения, мы имеем мудрость Святого Духа: "...Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его," (Еф.1:16-17), – и – "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему." (Иак.1:5). Христианин сейчас знает Бога: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня," (Евр.8:10-11). Если же не так, то христианин ли это?
Для того, чтобы следовать Божьим заповедям и Его завету, мы сейчас имеем силу Святого Духа: "...Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, … и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его," (Еф.1:16-19).
Закон был и в эпоху Ветхого Завета, и есть в эпоху Нового Завета. Требования чистоты и святости актуальны всегда, а в христианскую эпоху они еще более жесткие. Но в христианскую эпоху любовь Христова, любовь Божья и Дух Святой дают силы исполнить эти требования: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе." (Флп.4:13).
Библия достаточно четко и ясно противопоставляет несвободу Ветхого Завета и свободу Нового Завета: "Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?" (Гал.4:9).
В настоящее время человек не имеет тех ограничений, что имели израильтяне во времена Ветхого Завета. Человечество расселено по всему земному шару. От страны к стране различается образ жизни, характер производства, традиции людей. Есть много различий при переходе от одной географической зоны к другой. Человек не знает тех юридических и религиозных ограничений, что знали израильтяне. Сейчас человек имеет свободу. Но свобода эта не для угождения плоти: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу." (Гал.5:13). В христианскую эпоху, имея свободу, человеку, чтобы остаться верным потребуется, большее, чем в эпоху закона, – это большее доверие Богу, большая верность и большая уверенность во Христе.
Тем не менее, существует Закон Христов. Закон Христов дан для всех народов, на все времена, для любого образа жизни. В Законе много обобщений и мало детализации. Закон Христов не регламентирует жизнь человеку в мелочах. Это закон свободы: "Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы." (Иак.2:12). Но в том, чтобы этот закон исполнить, у человека есть все необходимое – есть Библия и есть мудрость Святого Духа.
Свобода современного человека – это свобода взрослого человека, по сравнению с несвободой ребенка в доме. Но и спрос с современного человека не такой как спрос с ребенка в доме. Закон Моисея помог израильтянину, а позже иудею подрасти и приготовится ко встрече со Христом: "Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя." ( Гал.3:24-25).
Закон Христа – это закон для формирования человека, который замечает ближнего, помнит о нем и служит ему. Закон Моисея – это запретительный закон. Это закон, который направлен на самого человека. Закон Моисеев не создавал условий для выращивания человека для ближнего. Идея совершенства в Ветхом Завете не декларировалась. Совершенство – это Новый Завет: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. "  (Иоан.15:13). Готовность пожертвовать жизнью за брата и есть совершенная любовь. Ветхий Завет в отличии от Нового завета этому не учил. Потому он и не мог сделать человека совершенным: "...Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу."  (Евр.7:19).
Закон Христов – это религия любви, – это глубинная религия. Закон Моисеев – это религия запретов, – это поверхностная религия. Воспитание исполнения запретов без воспитания любви к ближнему – это борьба с симптомами. Гордая эгоистичная плоть всегда зависима. Надо сделать себя неэгоистичным, а после уйдет и зависимость от плоти, от мира, от сатаны. Любовь не делает зла ближнему, но наоборот, ближнему служит. При этом различные запреты исполняются автоматически: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона."  (Гал.5:22-23). Воспитание самоконтроля и выдержки с целью сохранения запретов, поставляемых законом Моисея – это борьба с симптомами болезни, но не борьба с самой болезнью. В человеке должна быть выращена природа божества. А для такой личности любые грехи просто неестественны.
Противопоставление закона и благодати – это есть противопоставление двух заветов. Это противопоставление двух уровней отношения Бога к человеку. Ветхий Завет – это отношение к человеку как к ребенку, Новый Завет – это отношение к человеку как к взрослому. Сейчас человеку Христос дает большую свободу, дает грандиозные обещание, дает большие возможности, но при этом устанавливает большую ответственность за его дела и больший спрос за его поступки.

18 июня 2008
Колесник Валерий

Похожие тексты:


Понес ли Иисус грехи человека? Здесь
Свобода нравственного выбора, или Почему Бог молчит? Здесь
Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь
Шанс на спасение. Дела и вера. Здесь
Жертва Христа. Здесь
О предопределении. Здесь
            Христианская любовь. Что это?  Здесь
            Рождение свыше. Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.