Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

понедельник, 22 января 2018 г.

О разрушении храма и о Втором пришествии Иисуса Христа (Ев. от Матфея глава 24)


О разрушении храма и о Втором пришествии Иисуса Христа (Глава 24)

В двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея много обобщений и написана она метафоричным языком, что вполне естественно для проповеди Иисуса. Слова древнегреческого языка многозначны. Все эти факторы есть причиной того, что текст понимается трудно и очень много произвольных и надуманных комментариев на этот текст.
Автор предлагает анализ этой главы и будет рад услышать замечания или дополнения.
Эта глава разбивается на следующие фрагменты:
·         Вопрос. 3 стих - вопросы учеников. В Ев. от Марка: стих 13:4 и в Ев. от Луки: стихи 21:7.
·         Предупреждение о духовном бодрствовании (начало). 4 – 14 стихи: назидание о бдительности, бодрствовании и терпении. В Ев. от Марка: стихи 13:5-13 и в Ев. от Луки: стихи 21:8-19.
·         Предупреждение о разрушении Иерусалима. 15 – 20 стихи – разрушение Иерусалима. В Ев. от Марка: стихи 13:14-18 и в Ев. от Луки: стихи 21:20-24.
·         Предупреждение о Втором пришествии. 21 – 41 стихи – Второе пришествие Иисуса Христа.  В Ев. от Марка: стихи 13:19-32 и в Ев. от Луки: стихи 21:25-34 и 17:22-37.
·         Предупреждение о духовном бодрствовании (конец). 42 – 44 стихи - назидание о бдительности, бодрствовании и терпении. В Ев. от Марка: стихи 13:33 и в Ев. от  Луки: стихи 21:34-36.

Вопрос

Подтверждение следует из последующего анализа 24 главы и параллельных глав в Марка 13, Лука 17 и 21 (здесь сравнительная таблица).
1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Предупреждение о духовном бодрствовании (начало)

В Мф. 23: 39 сказано: “благословен Грядый во имя Господне!”, – ученики и спрашивают: “А когда ты придешь?”
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: <Я Христос>, и многих прельстят.
Лжехристы приходили во все времена в течение 2000 тысяч лет. Их приход не является признаком какого-либо события.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
“Также” нет в тексте.
“Конец” смотри 14 стих.
Мк.13:7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец.
Лк.21:9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
Фраза «Не тотчас конец» перечеркивает идею любого признака. Тем более, сравни стих 8 в Мф. 24 -  начало. И уж конечно речь не идет о конце иудейской системы.
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
Болезни – боли или муки при родах. Возможно, что развитие болезней до крайней степени есть признак последнего времени. Мр. 13:8 имеет тоже значение.
Мк.13:8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.
Лк.21:10-11 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
Были ли до 70 года ужасные явления и великие знамения с неба? Были ли большие землетрясения?
Это все было, есть и ещё будет.
Идеи “Начала” и “конца” не уточняются, но они вероятно связаны. Они, вероятно, указывают на один период.  Если “конец” – это конец иудейской системы, то “начало” отрывается от идеи “конец” и не имеет смысла. Если “начало” – это начало христианской эпохи, то, естественно, что “конец” – это конец христианской эпохи и это есть Второе пришествие Христа.
А вот здесь упоминание о болезни как о такой, что уже развилась и усилилась.
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
“Ибо” нет в тексте.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
Мучения  - притеснения, гнет.
“Всеми” - вся земля или Римская империя? Если речь идет о христианской эпохе, “всеми” – это всеми народами земли.
Вас, вы – это обращения не только к ученикам, но ко всем христианам.
Лк.21:16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
Мк.13:12 Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Мф.10:35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
В этих условиях и живет христианство по сей день.
Лк.21:12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
Апостолов поведут сразу, до тех бедствий, что придут на Вселенную.
Лк.21:13 будет же это вам для свидетельства.
Господь это допустит и для своих избранных. Даст для этого силы и мужества. И таким образом будет происходить свидетельство.
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
Как и видно сейчас.
2 Фес.2:8-11 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
2 Тим.3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
1 Тим.4:1-2 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
…охладеет любовь - будет ненависть друг ко другу.
Дан.12:7…и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.
Ослабеет духовно Церковь на земле.
Между людьми будет разделение и распри, эгоизм и недоверие друг ко другу.
Ср. Откр 16:12 распри, войны, конфликты и т.п.
Будет отступление.
2 Фес.2:3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
Будет отступление, восстание против Бога.
2 Фес.2:4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
13 претерпевший же до конца спасется.
Откр.14:1-5 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
Откр.14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
Потеряют спасение см. 10 стих.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
“Вся вселенная” – есть аргументы в пользу того, что Римская империя, но так ли это? 
Рим.10:18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
Рим.1:8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
Кол.1:23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Реально Римская империя не была всей вселенной – людьми, заселявшими весь земной шар. О чем говорил Иисус? Вероятно, о людях всего земного шара. Благую весть должны были услышать все народы мира. В этом суть свободы выбора, которую Бог дает человеку.
Конец – абсолютный конец, завершение всего. Так сказал Иисус на кресте о завершении своего служения “свершилось”. О Иерусалиме так не говорится. Будет попираем, но будет существовать.
Лк.21:24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

Предупреждение о разрушении Иерусалима

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
«читающий да разумеет» - читающий книгу Даниила.
появление мерзости запустения - это начало некоего периода. А это предупреждение о том, чтобы начинать уходить из Иерусалима с начала этого периода, после дней служения Иисуса.
Дан.9:27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя>.
Мк.13:14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
Признак для христиан о том, что уже нельзя ждать или задерживаться – это вот о чем речь:
Лк.21:20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
В книге Даниила говорится о мерзости запустения в середине семидесятой седмицы, то есть, дни казни Иисуса.
Если же христианам предстояло увидеть разрушенный храм как мерзость запустения, то уже было бы поздно убегать – город уже взят.
А вот свидетельства того, что христиане уходили еще задолго до разрушения Иерусалима есть.
Деян.8:1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
Деян.8:4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
Из Иудеи, а не только из Иерусалима.
Подразумевается, что из Иудеи будет возможность убежать.
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
Здесь не столько аспект поспешности, аспект решительности: “Если поняли, то не сомневайтесь и бегите”.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
Бедствия ожидаются в близком будущем.
Лк.23:28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
Лк.23:29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
Лк.23:30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
Лк.23:31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
Иисус должен был дать либо дату, начиная с которой, надо было уходить из Иерусалима, либо кратковременное видимое в той области событие. По дате или на основании этого события можно было бы принять решение о том, что надо уходить из Иерусалима. Здесь о разрушении Иерусалима.
Лк.21:20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
Лк.21:21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
Лк.21:22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
С этой точки зрения стихи с 4 по 14 не содержат признака начала разрушения Иерусалима и не показывают того, момента когда надо начинать убегать из города.
Лк.21:23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
Лк.21:24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
Иерусалим будет попираем, но не конец. Сравни с 14 стихом, где сказано “конец”. И о нации не говорится как о погибшей. Иерусалим же и сейчас попираем.
Надо учесть то, что, приближаясь к Иерусалиму, Иисус говорит об оккупации.
Лк.19:41-44 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Поэтому, в Лк.21:20 только продолжение темы.
И еще одно важное замечание. Христос вообще не отвечает на вопрос, когда будет разрушен Храм. Он только сообщает признаки того, когда следует уходить из Иудеи чтобы спасти себя. 
Слова Иисуса, “Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу”– свидетельствуют о том, что Он либо не знал, когда будет разрушен Храм, во что трудно поверить, либо даже не стал напрягать память, чтобы сказать когда.  Последнее свидетельствует о том, что это не существенно ни для Иисуса, ни для христиан. И Храм, и Иерусалим как город Царя, и иудейская система перестали существовать в тот момент, когда Иисус испустил дух на кресте. Все это стало мерзостью запустения.

Предупреждение о Втором пришествии

21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
“Ибо”  нет в тексте.
Лк.21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Здесь рядом две идеи: “Избежать будущих бедствий” и  “предстать пред Иисусом” Если подразумевать “Избежать будущих бедствий во время осады Иерусалима” и “предстать перед Иисусом”, то логика отсутствует. Зачем избегать бедствий, так быстрее предстанет человек перед Иисусом, иначе убежит из Иерусалима в мир, где есть вероятность последующего греха. Здесь тоже идея Второго пришествия.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Но в Иерусалиме избранных не было. По крайней мере, не должно было быть. Они были предупреждены. Сравни
Мк.13:20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
То есть, это не дни облоги Иерусалима, но перед Вторым пришествием.
Нет исторических фактов того, что ради избранных сократились дни страданий в Иерусалиме.
Дан.12:1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
“Никакая плоть” – об иудеях или о всем мире.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Сравни с 11 стихом.
Были ли знамения до и при  разрушении Иерусалима?
Мк.13:22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Лк.21:25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
Народы  =  язычники. Это значение тоже свидетельствует, что это контекст Второго пришествия , а не разрушения Иерусалима.
Лк.21:26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
Издыхать – терять сознание.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: <вот, Он в пустыне>, - не выходите; <вот, Он в потаенных комнатах>, - не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Орлы чистят землю от падали. Вода очистила землю потопом во времена Ноя. Огонь очистил Содом и Гоморру от греха.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
Бог оставляет Вселенную.
Если полагать, что эти стихи незримое посещение Иисусом Иерусалима, то нарушается последовательность событий. Иисус приходит до скорби, для того чтобы создать скорбь, а не после скорби. То есть, здесь идет речь о Втором пришествии Иисуса.
Мк.13:24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
Мк.13:25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Лк.17:29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
Лк.17:30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
Лк.21:25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
Лк.21:26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
Иуд.1:14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: <се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих -
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
Иуд.1:15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники>.
Мф.25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
2 Фес.1:7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
2 Фес.1:8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
2 Фес.1:9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
2 Фес.1:10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
 “Все племена земные”
“Увидят”
“Увидят Сына Человеческого” У Марка и у Луки увидят именно Сына, а не знамение. Собственно сам Иисус будет знамением.
Мф.26:64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Более точно: “После этого будет видеть Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных”.
Мк.13:26-27 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
Лк.17:24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
Если же о Втором пришествии, то, конечно, радоваться будет чему – христиане с Богом навсегда!
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Лк.21:27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
Лк.21:28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
Избавление ваше. Если обращение к ученикам в контексте разрушения Иерусалима, то от чего они избавляются? Если в контексте Второго пришествия, то все логично:
1 Кор.15:51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
1 Кор.15:52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
1 Кор.15:53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
1 Кор.15:54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
1 Кор.15:55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
2 Кор.5:2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
2 Кор.5:3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
2 Кор.5:4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
1 Пет.4:13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
Дан.12:1-2…но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
Иисус предполагал, что люди вполне могут распознать знамения времени.
Мф.16:1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
Мф.16:2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
Мф.16:3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
Мк.13:29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
Лк.21:31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
…близко Царствие Божие – признак Второго пришествия.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
Этот стих не несет идею срока наказания, но отражает идею несомненного наказания еврейской нации.
Если род – это поколение, то за тридцать семь лет (или 40), род = поколение совершившее сознательно грех перешло. Если для “всё сие” подразумевать разрушение Иерусалима, то подобная идея: “Родители согрешили, а сурово наказываются только дети”, – не только не подтверждается Библией, но даже противоречит фактам, имеющим место в Библии. Речь идет о наказании израильтян после выхода их из Египта. Бог определил блуждание по пустыне для согрешившей нации – Израиля - сорок лет, пока не прейдет род тот. Там был факт неповиновения, и потому был факт наказания.
Чис.14:28-32 Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей;
Точно также совершил грех еврейский народ.
Ин.19:11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
И ко всему народ взял грех на себя.
Мф.27:25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
С понятием “род сей” в контексте 23 и 24 глав соотносится факт наказания.  В стихе:
Мф.23:35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
Мф.23:36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
Мк.13:30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.
Лк.21:32-33 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Мф.23:39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Не увидите вы – род, пока не приду снова. Это обращение к роду, а не к поколению.
Идет речь о наказании. Наказано будет не поколения, но нация. Поколение уже не наказано к моменту разрушения Иерусалима, большинство из них умерло. 34 стих не определяет никаких сроков.
Мф.23:35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
От Авеля до Захарии. Это о нации идет речь
К семидесятому году (≈за сорок лет) поколение перешло.
Если бы у Иисуса была необходимость определить срок, то Он мог бы это сделать более естественно, как делал раньше:
Мф.16:28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Мк.9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Лк.9:27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Идея: “Участники событий осуждения и распятия Христа еще будут живы, когда Иерусалим будет осажден и разрушен”, – чуждая этому контексту.
Даже если связывать стих 34 с разрушением Иерусалима, то пострадало более нация, но не поколение.  Но даже без этого аргумента более естественным значением для понятия “Род” будет понятие “нация”.
В контексте 21 – 41 стихов, где речь идет о Втором пришествии, 34 стих говорит о том, что нация евреев не исчезнет с лица земли, до прихода Иисуса.
Слово “сей” относится по контексту к стихам 27 – 31. Если слово “сей” отнести к признакам разрушения Иерусалима (15 - 20), то в таком случае разорван контекст.
Проблема в том, что из-за того, что в этот стих привносят идею “поколение”, то в стихи 27 – 31 тоже привносится идея разрушения Иерусалима.
Контекст 24 главы задан ещё в конце двадцать третьей главы с двадцать девятого по тридцать шестой стихи. Особенно показателен в этом плане стих 35: “…вы убили между храмом и жертвенником… ”. Отсюда явно следует, что убила нация, но не поколение. См. также Деян. 7:51-53.
Мф.23:35-36 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
Деян.7:51-52 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, -
Лк.17:25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Здесь тоже не только поколение отвергает, но нация. Отвергали Евангелие и позже те, кто называл себя Иудеями.
Сие… - относится по контексту к стихам 27 – 33. Иначе разорван контекст.
Ин.1:11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Лк.17:25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Иисус отвержен нацией, не только поколением.
Нация как объект наказания не один раз упоминается в Библии. Например:
Иер.16:10 Когда ты перескажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: "за что изрек на нас Господь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех, которым согрешили мы пред Господом Богом нашим?" -
Иер.16:11 тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили.
Иер.16:12 А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня.
Иер.16:13 За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия.
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Как придет Царство Божие.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
Христиане получили признаки Второго пришествия – бедствия.
Лк.21:28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
Идея о том, что верные могут распознать пришествие Библией подтверждается. Ной знал о потопе. Лот знал о наказании Содома и Гоморры. Христос дал признак наказания Иерусалима.
Быт.18:17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
Бог не скрывает от верных то, что для них важно.
Для неверующих эти признаки все равно ничего не значат.
1 Фес.5:3 Ибо, когда будут говорить: <мир и безопасность>, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
Иер.14:13-14 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.
День – по контексту относится к стихам 27 – 33. Иначе разорван контекст.
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого;
40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Предупреждение о духовном бодрствовании (конец)

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Мк.13:33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
Лк.21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Здесь назидание о том, что нужно оставаться верным Иисусу, нести свое служение и тогда на Небесах будет воздаяание.
Мф.24:45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
Мф.24:46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
Мф.24:47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
«…Над всем имением своим поставит его» – вот здесь ключ к этому фрагменту 45-51. Исполнит служение и в награду получает власть, возможности. Как и Иисус получил, как говорит притча о талантах.
Мф.24:48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
Мф.24:49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, -
Мф.24:50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
Мф.24:51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Дополнительные замечания

Идея о том, что Иисус не мог говорить ученикам о Своем Втором пришествии потому, что они не готовы были воспринять эту информацию, не состоятельна. В учеников не было многих понятий, а Иисус им говорил о них. Например, о Своей смерти.

Колесник Валерий
Декабрь 2003 года
Выложен в блог 22.01.2018

Похожие тексты

«…Отныне не буду пить от плода…» (Ев. от Мф. 26:29). Здесь
Где труп, там соберутся орлы (Евангелие от Луки 17:34-37). Здесь
Притча о милосердном самарянине (Лк.10:25-37). Здесь
Награда по труду (Мф.20:1-16). Здесь
Притча о неверном управителе (Лк.16:1-13). Здесь
Притча о талантах (жизнь - супермаркет). Здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий