Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

пятница, 16 марта 2018 г.

Об обетованиях Аврааму и о посреднике (Послание Галатам 3 глава)


Об обетованиях Аврааму и о посреднике (Послание Галатам 3 глава)

Чтобы лучше понимать третью главу послания Галатам, надо вспомнить то, как заключался договор Бога с Авраамом и сравнить на процедуру заключения договора Бога с израильской нацией возле горы Синай.
Договор Бога с Авраамом (Договор 1) необычен тем, что инициатором его сам Господь Бога и тем, что Авраам свою часть договора уже выполнил ранее. Вся предшествующая жизнь Авраама была исполнением договора, суть которого заключалась в том, чтобы быть верным и послушным Богу.
Быт.15:4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
Быт.15:5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
Быт.15:6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
Быт.15:7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
Быт.15:8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
Быт.15:9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
Быт.15:10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
Быт.15:11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
Быт.15:12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
Быт.15:13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
Быт.15:14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
Быт.15:15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;
Быт.15:16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
Быт.15:17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].
Быт.15:18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
Быт.15:19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
Быт.15:20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
Быт.15:21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.
Бог несколько раз подтверждает Свои обещания Аврааму.
Быт.22:15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
Быт.22:16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
Быт.22:17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
Быт.22:18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Но в предыдущем фрагменте наряду с идеей семени как многочисленного потомства появляется идея семени как одного особого потомка. Что позже снова звучит в обещаниях Бога.
Быт.26:2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
Быт.26:3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
Быт.26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
Быт.26:5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
Обещания Аврааму и его многочисленным потомка отличаются от обещания семени как одному особому потомку. В первом случае (Обетование 1) – это обещания того, что потомков будет много, они заселят землю и в Аврааме посредством его семени благословятся все народы. Во втором случае (Обетование 2) – это обещание одному потомку заключается в том, что благодаря ему благословятся все народы земли. Эти обещания позже подтверждаются Иакову.
Быт.28:12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
Быт.28:13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
Быт.28:14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
При заключении договора не было посредника, что должно было быть в традициях восточных народов. Клятвы заключались в присутствии посредника и его призывали быть свидетелем заключения договора. Кем он и становился. В качестве посредника старались приглашать человека, общественный статус был выше статуса договаривающихся сторон. Но так как не существует личности, статус который был бы выше статуса Господа Бога, заключение договора было без посредника. Если бы такая личность была то клялись бы ее именем. Поэтому Бог клянется Самим Собой.
Быт.22:16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
О чем позже пишет автор послания Евреям.
Евр.6:13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
Евр.6:14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
Евр.6:15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
Евр.6:16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
Евр.6:17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
Евр.6:18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
Первая непреложная вещь – это то, что обещает Сам Бог. Уже этому следует верить. Вторая непреложная вещь – это то, что Бог произносит клятву.
Когда же заключался договор Бога с Израилем на горе Синай (Договор 2), то это происходило перед тем, как начинал действовать договор.
Исх.19:3 Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
Исх.19:4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
Исх.19:5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
Исх.19:6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
При этом Моисей был посредником.
Исх.20:18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.
Исх.20:19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
Исх.20:20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
Исх.20:21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
Исх.20:22 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;
В послании Галатам упоминаются и оба договора и два обетования.
Гал.3:1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?
Гал.3:2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
Гал.3:3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
Гал.3:4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
Гал.3:5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
Гал.3:6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
Здесь (шестой стих) упоминается Договор 1.
Гал.3:7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Гал.3:8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Здесь (седьмой и восьмой стихи) упоминается Обетование 1.
Гал.3:9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
Здесь (девятый стих) упоминается Обетование 1.
Гал.3:10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
Гал.3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
Здесь (десятый и одиннадцатый стихи) упоминается Договор 2.
Гал.3:12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Здесь (двенадцатый) упоминается Договор 1.
Гал.3:13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, -
Гал.3:14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Здесь (тринадцатый и четырнадцатый стихи) упоминается Обетование 2 – обетование семени.
Гал.3:15 Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему].
Гал.3:16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
Здесь (пятнадцатый и шестнадцатый стихи) упоминается Обетование 1 – Аврааму и Обетование 2 – семени.
Гал.3:17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
Гал.3:18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию.
Здесь (семнадцатый и восемнадцатый стихи) упоминается Договор 2.
Гал.3:19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
Здесь (девятнадцатый стих) упоминается Обетование 2 и Моисей как посредник.
Гал.3:20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
Здесь (двадцатый) упоминается Договор 1.
Гал.3:21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
Гал.3:22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Здесь (девятнадцатый стих) упоминается Обетование 2 и Христос как семя.
Гал.3:23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере.
«Открыться вере» – это приход Христа, приход семени.
Гал.3:24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
Гал.3:25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
«Пришествие веры» – это приход Христа, приход семени.
Гал.3:26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
Гал.3:27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Гал.3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Гал.3:29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
«Сыны Божьи», «во Христа крестившиеся», «во Христа облеклись», «во Христе Иисусе», «Христовы», «семя Авраамово», «наследники» – это верные Божьи, это реальные (не номинальные) настоящие христиане.

Гал.4:1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
Гал.4:2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].
Гал.4:3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
Гал.4:4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
«Полнота времени» – начало служения Иисуса Христа.
Гал.4:5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Гал.4:6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Гал.4:7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Между Богом и христианами тоже существует договор или завет. И этот договор по сути совпадает с Договором 1.
Колесник Валерий
16.03.2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.