Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

вторник, 15 мая 2018 г.

Герой на все времена, или Идеал человеческой личности (возможность, реальность) (Продолжение 14)


1.         Потребность
2.         Христос – идеал
3.         Служитель
5.         Общительность  
6.         Открытость
9.         Великодушие, снисходительность
12.       Трудолюбие
14.       Самообладание, мужество
17.       Самодостаточность
19.       Святость, непорочность
20.       Духовность
21.       Целостность, последовательность
23.       Царственное достоинство
24.       Величие
25.       Возможность
26.       Реальность
27.       Заключение
 

25.      Возможность

Возможно ли человеку подняться в своем развитии до уровня Христа? И да, и нет. Нет потому, что люди устанавливают произвольные требования в отношении того, каким должен быть совершенный человек. Это ситуация – пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что. Такие требования удовлетворить невозможно. И за это же часто упрекают христиан.
Автор пишет:
Не дается внятная понятная позиция успешности. Есть только ее иллюзия. И поэтому на всех уровнях люди не готовы брать на себя ответственность за детей, повседневные дела, работу. За то, что кажется банально простым и, следовательно, неуспешным. Порой человеку легче признать себя психически больным, чем взять на себя ответственность и признать: «Это я не способен измениться» или «На самом деле я хочу не этого, а чего-то другого». Сказочники...
И вряд ли можно по-лермонтовски нарисовать один портрет героя нашего времени. Сейчас время множественных личностей и множественных реальностей. Мы очень разные. А потому и герои будут множественными. И в этих развиваемых полярности и многоликости, наверное, есть своя логика и правда. Что-то из этого все-таки выйдет. Но это что-то, скорее, будет рождаться снизу, чем сверху. И будет, наверное, таким же множественным. Это на сегодня единственный способ внятных и понятных критериев, целей, стремлений и смыслов жизни. (Без героев? Алла Котляр «Зеркало недели. Украина» №49, 27 декабря 2012).
Этот текст – это иллюстрация беспомощность современного мировоззрения и его капитуляция перед задачей построить идеальный образ человеческой личности. Но если невозможно построить сам образ, то как его можно достичь.
Но Учение Христа и предлагает образ, и предоставляет возможность достичь состояния совершенной личности. Учение Христа предлагает совершенными не какие-то абстрактные требования, а совершенное служение. Бог ждет от человека того, что есть результат его личного свободного выбора. Бог не ждет от человека интеллектуального, волевого или какого-либо еще дарования. Наличие этих качеств или дарований не зависит от человека, наоборот человеку их дает или не дает Господь Бог.
Богу нужен не герой, не идеал, а сын подобный Отцу. Образец для подражания – не герой, а взрослая духовная личность. Человек – это образ Божий. Но этот образ должен вырасти и приблизиться к прообразу. И вырастали, и становились совершенными служителями. Такими стали Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и много других.
Быт.32:28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Израиль значит – герой Божий.
Более того, если кто и вырастет, и станет духовной личностью, то Библия называет его победителем.
Ин.16:33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Хотя статус победителя – это побочный эффект, служители Божьи стремятся не к званию победителя.
Важнейший аргумент в пользу того, статус совершенного служителя достижим – это метод обучения и достижения – подражание. Подражание предполагает, что существует некто, кто весьма близок к идеалу, и ему следует подражать.
2 Фес.3:9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
Флп.3:17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
Нет ли в словах Павла хвастовства? Нет ли превозношения и призыв к подражанию к себе такому хорошему? Нет, потому, что речь идет о подражании как подражание детей старшим детям или родителям.
1 Кор.4:15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
1 Кор.4:16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Подразумевается также подражание как своему учителю.
1 Кор.11:1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
Через весь Новый Завет проходит именно эта идея. Также важно помнить, что в отличии от любой другой учебы и любого другого подражания, подразумевается подражание тому, кто живет в соответствии тому, чему учит других. Иными словами, подражайте мне как тому, кто старше вас, кто дальше вас прошел по пути духовного взросления. Подражайте как дети подражают отцу.
Еф.5:1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
Христос призывал к следованию за учителем. Христос и есть тот Учитель, который знает предмет и живет по нему.
Мф.10:24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
Мф.10:25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Христиане так вели себя.
1 Фес.2:14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Иисус показал Себя людям как служитель: «Я рядом с вами и Я как вы. Но Я ухожу к Отцу и теперь вы будьте как Я».
Иак.2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Эти слова свидетельствуют о том, что Иисус и Сам рос духовно. Его вера достигла совершенства – значит, что Его верность достигла совершенства, что Он достиг совершенства как служитель.
С точки зрения человеческого духовного роста следует упомянуть еще несколько качеств, которые невидимы в жизни Иисуса. И тому, что они невидимы есть реальные причины.
Человеку надо научиться самонаблюдению, надо научиться видеть себя со стороны, надо научиться видеть движение чувств и мыслей в своей душе. Человек должен уметь задавать самому себе вопросы в отношении своих поступков и своих мотивов, и честно отвечать на них. Это трудно увидеть в другом. Но можно не сомневаться, что для Иисуса это было естественным образом Его психической жизни. Общение с Богом, кто есть Дух, открывает духовный мир, который был и сущностью Христа.
Ментальная мобильность – готовность расставаться с заблуждениями и со стереотипами. В поступках Иисуса этого невозможно увидеть, так как по мере взросления Иисуса в Его сознании сразу формировалась реальная картина мира и абсолютно верная система ценностей. Ему не было от чего отказываться. В Его сознании не было иллюзий, заблуждений, ложных стереотипов, предрассудков. При постоянном молитвенном общении с Отцом всего перечисленного просто не могло быть в Его душе. В жизни обычного человека все это попадает в сознание, и человек должен научиться безболезненно расставаться со своим ментальным мусором. Но это не значит, что «стоит прогибаться под изменчивый мир». Подобная мобильность – это не беспозвоночный конформизм, ни этика по ситуации.
Также для человека важно уметь признавать свою вину или свои ошибки как перед собой, так и перед людьми. Это не просто, – это ломка гордыни. Этого не видно в служении Иисуса по той причине, что Он не совершил ничего такого, в чем бы Ему предстояло каяться перед Собой или перед людьми. Также Иисус не произносил популистских заявлений типа: «Если я кого-то обидел, то простите меня». Подобные популистские безадресные извинения не должен произносить и любой человек.
Следует упомянуть также о терпимости к чужому мнению. Это одно из качеств которое следует из заповеди «возлюби ближнего». Об Иисусе нельзя сказать, что Он был бесконечно терпим к чужому мнению. Какие-то мнения Иисус осуждал.
Мф.9:3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Мф.9:4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
Мф.9:5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
И
Лук.9:54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Лук.9:55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
Лук.9:56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Человек тоже не должен быть всеядным и не должен безропотно принимать любое чужое мнение. Человеческие мнения не равноценные, как об этом говорят постмодернисты, но могут быть развитые и не развитые. А вот озвучивать собственное правильное мнение – это полезно по ситуации. Где полезно, где-то – нет.
Образ Христа как совершенной личности – это не недостижимый образец. Он достижим. Но посвящают этому всю жизнь без выходных и отпусков. К этому образу приближаются как в математике кривые приближаются к асимптотам, не пересекаясь с ними. Но и это сравнение тоже не вполне адекватное. Так как Христос говорит ученикам.
Ин.14:12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
Ин.14:13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
Ин.14:14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Как и Иисусу, Своим верным не мерою дает Бог Духа. И потому апостол Павел говорит:
Фил.4:13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
Академик Павлов говорил, что нормальное состояние человека гениальность. Что имел ввиду Павлов – неизвестно. Но Христос говорит:
1 Кор.2:15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
1 Кор.2:16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Это значит, что верный в своем служение получит от Бога всю необходимую помощь. У Бога не логических, методических или мировоззренческих неразрешимых проблем, нет тупиков и поэтому нет их и у Его верных.
Мир отсеивает из своей среды немощных, бедных, убогих и слабых, отодвигает их к границам общества. Христос же готов помочь каждому стать сильным, успешным, идеалом, героем, победителем. Но
  • люди не могут увидеть в этом ценность для себя,
  • люди не хотят меняться,
  • люди не желают усердствовать,
  • людей поглощает суета.
Люди в массе закомплексованы и не верят, и не могут допустить то, что совершенным можно стать. Но с Богом это возможно. Такими также и нужно стать. Такими мы нужны Богу. Такими все люди нужны Богу. Поэтому каждому человеку исключительно полезно прийти в Церковь как можно быстрее. Прийти и начать расти. Возможно, что в начале пути нужна смелость, чтобы жить по стандартам Христа. Но Христос помогает во всем. У человека должно быть желание.
Привлекателен ли для бездомного ребенка образ жизни в благополучной семье? Привлекателен ли для детдомовского ребенка образ жизни в благополучной семье, где у него есть шанс вырасти здоровым, развитым и образованным?
1 Пет.3:9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Люди также и своим ближним нужны совершенными. Все ожидают совершенного образа жизни от других, от ближних. Ожидание от других вполне естественно. Только вот “невозможно” от себя. Ожидание от других напряженное, с недовольством, с раздражением, с унынием, с горечью до отчаяния. Например, разводы потому, что он не Христос и не Ален Делон в одном лице или она не с кротостью девы Марии и внешностью Синди Кроуфорд одновременно.
Подавляющее число людей хотели бы иметь качества, присущие совершенной личности – перечисленные выше. Но хотели бы все это получить на “халяву”, не прилагая существенных усилий.  Когда совершаются поступки, которые есть результат проявления подобных качеств у человека мирского, то как такие поступки радуют – греют этого человека. Но вот потрудится и войти в ритм такой жизни даже большинство тех, кто предполагает о ее возможности, не сильно стремятся.
Но именно этому и учит нас Учение Христа, и Христос помогает нам быть такими. Только вот еще одно преткновения для мира. Чтобы быть совершенной личностью как Христос, надо стать христианином. Каждый человек не просто может, но должен быть христианином. А это мир не принимает. Этому мешают внутренний мир человека – его эгоизм, его гордость, его ментальность, его стереотипы, его иллюзии, его заблуждения.
Универсальное требование относись к другим как бы хотел, чтобы относились к другим. Это не невыполнимо. Но трудно. Это реально, но никто не хочет заходить в холодную воду, но только говорят о том, что здесь не перейти.
Мф.7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Поступать так как хочется, чтобы поступали с нами, можно. Иногда это происходит просто, иногда с небольшим напряжением. Но порой очень трудно, очень трудно переступать свое “Я”, очень трудно побеждать свои страсти и поступать по воле Божьей. Но вдвойне трудно поступать в соответствии с учением Христа из-за неприятия нас мирскими ближними. В ответ на добро хулят, ругают, над насмехаются, противятся. Противление порой очень агрессивное.
1 Пет.2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Но нет средней полосы, где человек мог бы отсидеться, наблюдая со стороны за перипетиями отношений между Богом и «какими-то» грешниками.
Лук.11:23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Лук.11:24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
Лук.11:25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
Лук.11:26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.
Иными словами, как бы человек не старался самостоятельно достичь успехов в своем духовном развитии, без Христа у него ничего не получится. Нечистый дух и семь злейших – плотское существо (Ид, ОНО), живущее в душе человека победят и поработят его душу. Больше здесь. А ведь долг безбожного человека перед Богом растет ежесекундно и постепенно низводит его в статус врага Богу.
Такие качества человека как проницательный ум, сильная память, наблюдательность, развитая интуиция, яркая внешность или физически развитое и здоровое тело не рассматриваются как атрибуты идеальной личности. Так как это прямые дарования от Бога. То, что они есть в человеке не является результатом совершенствования души человека. То, что перечислено выше – это результат правильного морального выбора и характер служения Богу. Все остальное – это либо дано при рождении, либо добавляется человеку в процессе его служения Богу и ближнему. Но если человек эгоист или (и) гордец, то может быть отнято у человека.

26.      Реальность

Автор вполне отдает себе отчет в том, что, прочитав этот текст, большинство людей не изменится. Христос как личность никому, кроме узкого круга по-настоящему верующих, неинтересен. Никакое общество не принимает модель жизни Иисуса Христа. Какая же альтернатива?
Люди пренебрегли библейским идеалом. Своего не построили. Мир – совокупность гордецов. А гордецу герои не нужны. Или же их пытаются использовать.
Мир хочет сказку, и чтобы ее дали в течение месяца. Если сказки нет, то героя надо менять. А заодно премьера, президента и всех. Затем давай нового героя, нового президента, и нового премьера, и затем снова меняем и так каждый месяц. К сожалению, есть политики, журналисты, кто потворствует такому сознанию. Бессознательная толпа хочет и ждет какого-то политико-экономического супермена, супергероя. Чтобы он сделал для нее все хорошее, много и сейчас. Ждет от других, себя же не хочет изменить. Но вот проблема. Если бы герой и нашелся, то стал бы он служить такой жадной, эгоистичной, безмозглой и неблагодарной толпе? Один раз такой герой уже приходил. Его распяли. Больше их не будет.
Также автор осознает, что если доверить создание образа героя – идеальной личности, а потом продвижение его в сознание общества существующим конфессиям, то будет ханжество, законничество, религиозная вражда, лицемерие, религиозное чванство. И дело дойдет до костров.
Какую бы модель не придумали, не создали люди, если она, хотя бы немного отличается от образа Христа, она не будет жить. Вместе с ней не будет жить и общество, держащееся этой модели. Именно поэтому сходят с исторической арены цивилизации одна за другой. Более продвинутые или менее продвинутые, рано или поздно все оказываются в одном месте - на свалке истории.
Не примет образ Христа как идеальную модель личности и украинская нация. Но если не примет, то Украина и как государство, и как общество, и как нация не имеет будущего.
Но, все-таки, есть небольшая обучаемая прослойка, кто может принять этот идеал или подправить свой собственный. Но именно эта прослойка устанавливает нравственные ориентиры в обществе. Именно ее Бог и слышит.
Мф.5:14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Мф.5:15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Мф.5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Именно ради этой прослойки Бог позволит какое-то время существовать этому обществу. Шанс и перспектива пока еще сохраняется. И кто собрался следовать за Христом, то пусть следует.
1Кор.4:2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
1Кор.4:3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе.

27.      Заключение

Выше предложена модель совершенной идеальной человеческой личности, модель героя, достойного подражанию. Эта модель адресована каждому человеку в этом мире. В основе ее образ Иисуса Христа. Эта модель достижима для каждого человека. Также полезна каждому человеку. Цель этой работы дать основание для усердия и усилий многих людей, кто готов менять себя. В распространяющимся поветрии постмодернизма предложенный образ совершенной личности – это маяк для многих растерявшихся, для тех, кто, хотел бы, но в настоящее время еще не в силах, различить добро и зло. Именно эта модель также есть основание единения для людей как в Украине, так и во всем мире.
Колесник Валерий
12.03.2018


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.