Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

вторник, 8 марта 2016 г.

Жизнь – это супермаркет


Притча о талантах

В сознании многих людей существует понимание того, что возможности человека соотносятся с ответственностью. Иногда слышно такую идею: “Жизнь – это супермаркет, при выходе из которого – касса”. Это очень правильная идея. Только надо понимать ее истоки. Говорят еще: "Бесплатный сыр только в мышеловке", – а ведь это та же идея, только в другой формулировке. За те возможности, что даются человеку, со временем предстоит отчитаться. Об этом писал Оноре Бальзак в Шагреневой коже, Гете в Фаусте, Булгаков изобразил в эпизоде бесплатной раздачи одежды в Мастере и Маргарите. Это были догадки, но весьма правдоподобные, не без оснований. О некоемом ожидаемом отчете в конце жизни не думает только тот, кто гонит подобные мысли прочь из сознания. Возможность и ответственность соотносятся на уровне некоего принципа. Кто-то это понимает лучше, кто-то хуже. Кто-то руководствуется этим принципом в жизни, кто-то – нет. Кто-то осмысленно руководствуется этим принципом, кто-то подсознательно. Между тем, этот принцип заложен в правовые нормы государств, в формальные и неформальные отношения между людьми. Он есть, и он действует.
Откуда этот принцип? Как он появился в отношениях между людьми? Был ли этот принцип в том стаде человекоподобных обезьян, спустившихся с деревьев? Вряд ли? Если же его изначально не было, то в какой из формаций так называемого развития общества он появился? С чего вдруг он появился вообще? Ни история, ни социология ответа не дает. Эволюционно, сам по себе этот принцип возникнуть не мог.

Но ответ есть. В Библии. В Новом Завете есть притча о талантах. Этой притчей Бог и установил этот принцип. Это один из фундаментальных принципов отношений между Богом и человеком: “Все возможности человеку даются и за их использование предстоит отчитаться перед Богом”. Как побочный эффект этот принцип управляет и отношениями между людьми.
Вот эта притча и ее объяснение:
Мф.25:14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
Мф.25:15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Бог устанавливает различие между людьми и по силе даров, и по виду даров. Это может быть и интеллектуальные данные, художественные или литературные дарования, и внешние данные, и спортивные данные и жизненные условия – благополучные или не очень. Таланты – это все те возможности, которые есть у человека от рождения и позже. Это те возможности, что Бог готов дать человеку и дает.
Мф.25:16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
Мф.25:17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
Мф.25:18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
Мф.25:19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
Мф.25:20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Здесь идет речь не о том, чтобы усердно заниматься бизнесом, а о том, чтобы быть верным Богу.
Служение – это жизнь в праведности, чистоте и святости перед Богом и милосердие к людям. Вернуть с прибылью – это значит вернуть своей праведной жизнью и служением ближнему. И тогда жизнь будет спокойной и защищенной и, как правило, обеспеченной (не роскошной).
Мф.25:21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Мф.25:22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Таланты – возможности, жизненные условия, дарования, имущество – это пока только аванс, но не награда. Награды на небесах, в вечности.
Никто не должен беспокоиться о том, что мало даров от Бога. Меньше чем у других. Так как, за множество даров и отчитываться будет сложнее. Скорее надо заботиться о том, чтобы за свои дары отчитаться.
Пример, царь дает одному служителю пять мешков золота и дает поручение найти путь в Индию двигаясь на Запад. Другому – дает поручение найти в источник воды в близлежащей местности и дает пять сребреников. Первый начинает хвастаться, что у него есть пять мешков золота. Ходит по городу и болтает. Другой расстроился, что ему не дали пять мешков золота. И завидует. Адекватны ли они? Им надо думать о том, как быстрее выполнить порученное. Второй расстроен и в унынии – вот его недооценивают. Сделай свое дело, а потом будет видно дальше.
В реальности ситуация еще хуже. Служитель вместо того, чтобы искать путь в Индию, либо просто тратит деньги на себя, либо пускает деньги в оборот, чтобы получить прибыль для себя. Как он потом отчитается перед царем?
Люди гордятся возможностями, талантами, детьми, родителями, мужьями, родными. Всем надо думать о том, как послужить ближнему и Богу. Не следует превозноситься. Потому, что у каждого будет свой отчет: “По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.” (Рим.12:3).
Не надо также завидовать. Потому, что у каждого будет свой отчет.
Мф.25:23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Мф.25:24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
Мф.25:25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Мф.25:26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
Мф.25:27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
Мф.25:28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
Мф.25:29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Мф.25:30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
И вот ещё раз тот же комментарий: Служение – это жить в праведности.
Почему Бог не даёт сразу много всего? Малым детям не дают играться деньгами. Только начиная с какого-то возраста, их начинают отправлять в магазин за покупками. При этом не дают крупных купюр или дают деньги без сдачи.
Духовная незрелость – это неумение распорядиться средствами, властью. И, прежде всего, деньгами, но именно о деньгах более всего говорится в Библии. Деньги – это имущество, средства и власть в концентрированном виде. Но люди живут по принципу: “Потратить на ближнего не меньше и не больше копейки”.
Благочестивые имеют средства для служения, а также и для нормального обеспеченного образа жизни. Но и спрос будет – с пользой ли жил. Готов служить, то будет и больше возможностей.
Мф.25:28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
Мф.25:29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Этой притчей Бог показывает людям, что именно он дает человеку возможности, и именно Он определяет человека ответственным за использование этих возможностей. Именно Бог связывает возможность и ответственность в виде принципа или закона, но не природа, не Вселенная, не мировой разум, не космос, не эволюция.
Из этой притчи следует много различных выводов. Человек должен их знать, понимать и жить учитывая их.
Существуют ошибочные представления. Первое, что человеку дано от рождения, тем и располагай, и не больше. Это гороскоп (как звёзды легли или встали) и фатум. Но источник всего хорошего Господь. Бог даст и больше чем мечтает человек. В человеческой душе Бог заложил много – вечность и безграничные возможности. Но человек не знает ни себя, ни Христа в себе. Господь и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят может открыть в человеке такие возможности, о которых не предполагали ни его родители, ни он сам.  Надо развивать способности, надо учиться, надо работать. Господь не освобождает от труда. Главное же, это учиться служить ближнему. Но проблема в том, что человек не готов именно к служению, не готов трудиться, не готов менять свой образ жизни, просто не верит в возможности Бога, не готов помогать ближнему.
Как определить ближнего, кому помогать? Очень просто! Делиться всем тем, что есть у меня, и в чем нуждается ближний. Ставить себя на место ближнего: “…Возлюби ближнего твоего, как самого себя;” (Матф.22:39). И делиться без сожаления: “…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.” (Мф.10:8). Делиться, не ожидая награды. Христиане должны быть готовы давать и ничего не ждать в ответ. Тем более, не искать то, что можно было бы получить с ближнего. Не использовать ближнего ни в коем случае. Служение ближнему не ради похвалы от ближнего или от людей, и не ради благословений от Бога сейчас, в земной жизни. Неестественно, если ребенок будет угождать родителям, только ради подарков.
Также помощь оказывают не ради популярности. Любая благотворительность, по возможности, в полной тайне: “У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Матф.6:3,4).
Христианин делает добро, потому, что это его природа.
Большинство людей в Советском Союзе, да и сейчас живут без любви, без служения ближнему. Основная задача была “Как можно больше благ, веселья, отдыха и как можно меньше труда”, а о Боге никаких мыслей. Такая же задача остается для мирского человека и сейчас. За такое отношение к своему предназначению Бог и отнимает таланты.
Если у христиан возникает вопрос “почему талантов (возможностей) мало?” Господь отвечает: “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,” (2 Пет.1:3).  Иными словами: “Чтобы жить благочестиво, у вас есть всё”.
Как быть сейчас каждому, кто считает себя обделенным? Надо становиться Божьим дитем как можно скорее, и Христос добавит. Без Христа идут потери. С Христом будет приобретение: “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.” (Лк.11:23). Или как написано в притче: “…Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;” (Мф.25:29).
Если время человека в проходит, а духовного роста нет, значит он не готов для служения, для праведности. Значит он младенец. Ему нельзя доверять средства. Значит, не будет возможностей, талантов и способностей.
Если люди устраивают только собственную комфортную семейную жизнь и при этом не замечают ближних, то такая ситуация подобная тому, как устраивают место для учебы, покупают хорошие ручки, карандаши, стул, компьютер и никак не приступят к учебе.
Таланты людям Бог дает авансом, кому-то меньше, кому-то больше, кому-то очень много. На людей, кому дано больше, не надо смотреть с завистью, но скорее с состраданием. Им за свои таланты отчитываться придется намного сложнее.
Зрелость – это значит готовность без сожаления отдать не просто избыток, не просто дорогое, но последнее. А то бывает, что гривну готов дать, а над пятью безнадежно долго задумался.
Начиная с какого-то времени приходят болезни, убогая бедная жизнь, одиночество, испорченные отношения с родными и близкими людьми и многое другое, что можно понимать как потерю талантов. Это происходит потому, что таланты были закопаны в землю и не использованы по назначению и в какой-то момент Бог их отнял у человека. Возможно, человек и не делал никакого зла в своей жизни. Но его проблема в том, что он не делал и добра. А это Богу не угодно также, как и зло в человеческих делах. В такой схеме есть отклонения, но в тенденции происходит именно так.
Никто не может добавить таланты (возможности), если на то нет воли Божьей. Ни себе, ни другому. Если у кого-то получается добавить себе или другому какие-то возможности и на это не было воли Божьей, то получилось это только через преступление, через грех.
Также никто не имеет права отнимать у другого таланты. Воровать, выманивать что-либо, грабить, порабощать человека, урезать зарплату, не давать заработанное. Наносить человеку физическую боль, увечье, убивать человека. Все это есть нарушение воли Божьей.
Иногда можно услышать фразу “У него в жизни пошла черная полоса”, – реже – “У сейчас меня черная полоса”. Интересно, есть хоть один человек в мире, кто мог бы сказать: “Я прожил жизнь и у меня не было черной полосы в жизни”? Если кто-то так и говорит, то он либо лукавит, либо не понимает, что такое белая полоса, и вообще мало что понимает. Возможно, что есть люди, кто в материальном плане прожил благополучную жизнь. Но нет никого, кто не узнал бы, что такое боль физическая или душевная, или и та, и другая. Почему нельзя избежать неприятностей, стеснений и, соответственно, боли? Разве некий закон ведет учет человеческому роду и действует в отношении каждого человека? Эволюция потрудилась? Эволюция здесь не при чем. Такой закон есть: "…В мире будете иметь скорбь;..." (Ин.16:33). Жизнь у каждого человека, по Божьему плану похожа на шерсть зебры – полосатая. Но может быть хуже – пришло время еще здесь на земле отчитываться за таланты. Отчитаться же нечем и тогда бесконечная черная полоса:
Суд.2:15 Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.
 С точки зрения притчи о талантах СВОБОДА человека – это его право пользоваться теми возможностями, что ему дал Бог. НЕСВОБОДА человека – это его возможности, урезанные вопреки воле Божьей.
Плод будет только в том случае, если человек пребывает во Христе. Будут в душе и мудрость, и сила Христова.
Ин.15:2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
Ин.15:3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Ин.15:4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Ин.15:5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Ин.15:6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
Если человек просит о бо́льших возможностях, то пусть будет готов и отчитываться за большее.  Пусть будет готов и к большой ответственности и большому служению. Тем не менее, стремится к большему надо: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.” (Матф.6:33).
Колесник Валерий
07.03.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий