Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

четверг, 27 июля 2017 г.

Бог и человек. Личные отношения


Бог и человек. Личные отношения

Встреча. Все люди в этом мире знают нечто об Иисусе Христе. Кто-то знает больше, а кто-то меньше. Но если человек и знает об Иисусе достаточно много, то он еще не христианин. Быть христианином вовсе не значит знать об Иисусе. Быть христианином значит знать Иисуса. Но знать не в лицо и не по знакомому голосу в мобильном телефоне, а знать как лицо, с которым провел вместе много часов, дней и недель.
Знать не так как может знать исследователь творчества, а знать лично как друга и брата. Иисуса Христа надо знать лично, имея с Ним одни мысли, и желания, и заботы. Такая возможность есть. Бог Единый, Всемогущий и Живой есть личный Бог. Для каждого ищущего Бог может быть Другом, Братом и Отцом
Библия говорит, что Бог объявляет человеку о Своем существовании: "Который … не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши." (Деян.14:16-17). Участие Бога в жизни человека увидеть можно: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны." (Рим.1:19-20). И если человек не видит Бога, то, либо он младенец, либо он не может адекватно воспринимать мир, либо он упорно не хочет ничего знать о Боге. Каждый сознательный человек в этом мире имеет некоторое представление о духовном мире, о духовной жизни или даже о каких-либо духовных явлениях. Без сомнений, большинство людей соотносят эту духовную сторону мира с Божеством. Более того, большинство людей в мире допускают существование Бога. Сведения о Боге могли прийти к человеку различными путями: в результате размышления, от родителей, в школе, от друзей, из книг, из средств массовой информации, в религиозной общине. Они могут быть более полными или менее. Они могут быть более адекватными Божеству или менее. Это могут быть и просто суеверия или страхи с налетом мистики. Такое знание о Боге есть личное знание.
Более значимая ситуация, когда мирской человек постоянно или эпизодически обращается к Богу о помощи в разрешении своих проблем. Это может быть порыв души, спонтанная просьба Бога о чем-либо. Обращение к Богу может произойти в трудную минуту жизни. Человек может попросить Бога о чем-то мысленно или устно – в душевном стеснении и слезах. Человек может сознательно думать о том, что Бог может ему помочь. Но может обратиться как к последней надежде, не особенно веря в отклик. И отклик, как правило, приходит. Его можно распознать по событиям, которые происходят в жизни человека. Человек может распознать его или нет. Человек может принять, не удивляясь, как должное, а может принять Божий отклик в изумлении и благодарности. Задача просящего в том, чтобы он задумывался в любом случае – пришел отклик или нет? Если же отклик пришел, то предстоит благодарить Бога. Вот она и состоялась, встреча с Богом.
Личное вероучение. Важным в человеческой религиозной осведомленности есть то, что эклектическое и порой сумбурное знание о Боге может удерживать человека от безнравственных поступков. Такой самоконтроль не значит высоконравственную жизнь в Боге, но только то, что человек не делает каких-то прегрешений. Например, муж не обманывает жену, хотя вполне может обманывать начальника. Уважает родителей, но не уважает тещу. Любит детей, не пьет, не грубит, но изменяет жене. Сочетание запретов может быть совершенно произвольным. Человек может в чем-то сознательно удерживать себя в страхе перед Богом, но может даже не осознавать, что его самоконтроль обусловлен подсознательным страхом перед Богом, страхом наказания или страхом перед опасными последствиями. Такое поведение уже есть личное отношение к Богу. А набор его убеждений и правили – это его личное вероучение.
Личное вероучение – это тоже личные отношения. Какие взаимоотношения между личным вероучением и Учением Христа? По мере духовного взросления человека его личное вероучение должно совпасть С Учением Христа. Церковь – это то место, где это происходит, где убеждения человека проявляются, где они корректируются. Но община не то, что навязывает систему сомнительных или законнических убеждений. Хотя в реальности бывает как раз наоборот.
Если человек сохраняет какие-то запреты, то ему следует задуматься о том, почему он их сохраняет. Соответствуют ли эти запреты воле Божьей? Все ли он сохраняет из того, что Бог требует? Если человек сохраняет какие-то запреты, то это значит, что он повинуется Богу. Ему следует задать вопрос: “Во всем ли я повинуюсь Богу?” Размышления на такую тему – это есть путь к Богу и это личный путь, это самостоятельное движение к Богу.
Даже человек далекий от Бога иногда произносит: “Это пришло наказание от Бога”. Такие слова могут быть сказаны в адрес того, кого он осуждает как преступника, но могут быть сказаны и в свой адрес. Если уж такая идея родилась, то человеку следует быть последовательным. Ведь в своей реальной обыденной жизни каждый человек логичен и последователен. Если под ложечкой засосало и, ко всему, подошло время, то человек очень логично и последовательно переместиться на кухню к холодильнику. Вот также последовательно и логично человеку следует задать себе вопрос: “Как мне следует поступать, чтобы наказаний от Бога не последовало в будущем?” Можно спорить о том, правильный ли это вопрос или неправильный, корректный или нет. Но, важно то, что размышления о Боге не должны угасать. Это тоже движение к Богу.
Человеку предстоит искать Бога. Это первое безусловное повеление каждому сознательному существу в этом мире: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, … дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:" (Деян.17:26-27). И не надо рассматривать это повеление как назойливое поручение учительницы ребенку или как нудные родительские поручения, чтобы только загрузить ребенка. Это большое благо для человека: "Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!" (Пс.33:9).
Если же человек начал понимать то, что Бог откликается на его молитвы, что Бог откликается ему на добро, если человек осознает смиряющее воздействие Господа на него, то это значит, что произошла личная встреча человека и Бога. Пусть даже в рассуждениях человека очень много субъективного. Возможно, он в чем-то и ошибается. Тем не менее, встреча состоялась, и человек должен продолжать стараться видеть участие Бога в его делах. Движение к Богу должно продолжаться: "И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим." (Иер.29:12-13). И тогда кратковременная мимолетная встреча превратиться в постоянное доброе общение с любящим Отцем.
Крещение. Вполне возможно, что встреча человека с Богом произошла задолго до того, как он начал общаться с христианами. Его встреча с Богом была именно личная. В таком случае ему надо искать Бога далее. И не просто искать, а узнавать то, что Бог ждет от человека. А, узнав, должен стараться выполнять те требования, которые Бог предъявляет человеку. Одним из таких требований есть призыв к покаянию. Между человеком и Богом должны установиться непрерывные близкие родственные, в духовном смысле, отношения. Водное крещение и приход в христианскую общину – это и есть начало таких отношений. Савл, после того, как Христос явился ему по пути в Дамаск, вел себя как исключительно богобоязненная личность: "И три дня он не видел, и не ел, и не пил." (Деян.9:9), и – "Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится," (Деян.9:11). Но отношения “отец – сын” между ним и Богом еще не были установлены: "Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса," (Деян.22:16). Такими они стали только после крещения: "И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился," (Деян.9:18), – и – "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими..." (1 Ин.3:1).
Бог в состоянии распознать любые самые слабые порывы души человека и Своим Провидением даст человеку возможность попасть на встречу с Ним. С Богом никто не разминется: "...Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;" (Мф.12:20). Но человек сам своей волей должен принять решение о том, что он далее, в своей жизни будет повиноваться Христу, что он принимает Христа своим Господином, Царем, Повелителем. Сам должен войти в воду и запечатлеть это решение. Такое решение не передоверяют родителям или детям, не поручают папе, маме или адвокату. Это не может сделать священник над человеком, когда тот еще в колыбели. Этот поступок не совершается потому, что так решил друг или подруга. Крещение не совершается потому, что муж христианин и чтобы сохранить семью, надо бы на всякий случай креститься. Такое решение исключительно личное. Крещение совершается не для того, чтобы помогли выехать в США, не для того, чтобы сделать приятное уважаемому дедушке миссионеру, не для того, чтобы община потом оказывала помощь, не для того, чтобы дали бесплатно Библию. Крещение совершают не потому, что модно или есть возможность попасть в круг интересных людей. Крестятся не на зло родителям или эпатажа ради. Не для того, чтобы “поприкалываться” или за компанию с друзьями. Никто не вправе вынуждать другого к крещению. На Украине говорят: “До Бога на налигачі не ведуть”. Не может также вся страна дружно принять крещение, как было при крещении Руси. Это самостоятельно решение о том, чтобы войти в семью, где Всемогущий, Милосердный и Строгий Отец. Человек объявляет себя сыном этой Личности, а Личность признает человека как сына. Это сугубо личный договор. Об этом больше здесь.
Повиновение. Христос призывает к Себе людей обремененных грехом и житейскими проблемами. Людей обеспокоенных и озабоченных. Часто у людей их заботы, проблемы, страхи, беспокойство перемешались в сознании с угрызениями совести и с чувством вины за грех. Христос призывает людей к Себе для того, чтобы освободились от греха, а в результате снимется и все остальное, что тревожит человека. Христос призывает каждого человека лично: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф.11:28-29). А ведь все перечисленное – это личное, даже интимно личное.
Далеко не все, кто, крестившись, оказывается в общине, сразу исполняют то, что должен делать христианин. Причин этому много. Человек узнал еще не все, что имеет отношение к христианскому образу жизни. Не прочитал в Библии, не услышал от проповедника или от братьев. Возможно, что знать то узнал, но душой не принял. В чем-то человек остается еще мирским. Учение Христа призывает нас быть единомысленными. Об этом мечтают духовно зрелые христиане в общине. Но единых мыслей у человека с общиной еще нет. Тем не менее, человек повиновался Христу. Такое повиновение есть личное повиновение.
Тем не менее, такое отношение человека ко Христу, Христос принимает: "Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить." (Флп.3:16). Христос принимает, но требует учебы и большего повиновения: "...И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная." (Рим.12:2).
Повиновение Христу – это повиновение тем заповедям и повелениям, что записаны в Библии. Библия – это авторитет для каждого человека. По мере служения Библия будет открываться все больше и больше. Человек будет понимать Учение Христа все глубже и глубже. Святой Дух будет открывать Учение Христа. Что-то будет приходить человеку через подражание тем, кто раньше стал христианином. Образец для подражания – зрелые христиане.
Повиновение Христу тоже личное, но реализоваться оно может в отношениях с ближними. В отношении родственников, сотрудников, христиан. Все что христианин узнает, должно быть реализовано в общении с христианами: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере." (Гал.6:10). Все что христианин осознал, размышляя наедине, должно быть использовано для служения ближним. Только такой образ жизни христианина можно назвать гармоничным. Самостоятельное осознание и проникновение в Слово Божье должно постоянно сочетаться со служением ближнему. Мысли и поступки. Теория и практика. Нет полноценного взросления, если нет изучения Слова Божьего, а есть только служение ближнему или служение в общине. Точно также неполноценный рост, если христианин только изучает Библию, но не служит ближнему. Подобное взаимодействие теории и практики имеет много аспектов. Можно оставаться в общине и не изучать Слово и не нести служения, может быть и одно и другое, но в гомеопатических дозах. Можно быть загруженным и изучением, и служением, но не видеть сути христианской жизни. Можно, в сущности, оставаться только номинальным христианином, не имея личных отношений с Богом.
Община. Бог являет Себя человеку и посредством христианской общины. Прийти к Богу – это стать членом христианской общины. Прийти к Богу – это войти в Его семью, это стать органом Его Тела, – это войти в Божий дом. Быть христианином – это сотрудничество, соучастие. Это значит быть органом хорошо скоординированного тела. Таким стать можно только в результате личного вхождения в этот христианский организм, в общину. Для того чтобы войти в общину необходимо личное решение. Вхождение в общину предполагает личное осознание необходимости коллективного образа жизни. Это также предполагает личную мотивацию и убеждение самого себя в необходимости такого образа жизни. Это также предполагает личные усилия в практической жизни в общине.
Рост в начале. Движение к Богу предполагает личные инициативные: "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем." (1 Фес.5:15), – и напряженные шаги: "Более же всего имейте усердную (напряженную) любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов." (1 Пет.4:8). Движение к Богу – это физические затраты сил в том, чтобы хотя бы раз прийти на собрание общины. Движение к Богу – это не переживания перед сном или видения после случившийся травмы головы. Движение к Богу – это не экстатические переживания, навеянные искусством или поэзией. Движение к Богу – это не галлюцинации или наркотический транс. Движение к Богу – это труд и физический, и духовный. Физический труд – это служение в общине и помощь ближнему, физическая помощь христианам. Духовный труд – это сдерживать себя от пустых разговоров, от осуждения того, что не понятно в Библии или в жизни общины. Духовный труд – это заставлять себя подходить и приветствовать христиан, это заставлять себя общаться с теми, кто в общине не нравиться, – это заставлять себя сосуществовать с христианами в общине.
Опасность. В номинальном христианстве есть много групп, общин и корпораций, в которых личное инициативное служение принижено, а то и подавлено. Практика таких групп – человеческие установления, требования, заповеди – законничество. Все эти правила придуманы людьми. Такая законническая самодеятельность нисколько не приближает человека к Богу. Если Бог и видит в подобной религиозной среде Своих верных, то такими они сформировались и растут духовно скорее не благодаря той системе, в которой находятся, а вопреки ей.
Приход в общину сопряжен некоторой опасностью. Есть опасность попасть в группу, которая имеет практику тоталитарного культа или которая является тоталитарной сектой в худшем значении этого слова. Но надо искренне трудиться и искать Бога, и Бог не допустит потеряться в мире культов и поможет Себя найти. В книге Второзаконие есть такие слова: "Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его." (Втор.30:11-14). Апостол Павел, перефразируя эти слова, цитирует их в послании Римлянам. Он говорит о том, что Христос рядом. И если к Богу стремятся искренне, то Он будет найден.
Но может быть такая ситуация, что человек крестился, вошел в общину, но личная встреча с Богом не состоялась.
Уверенность. Личная встреча с Богом производит в человеке уверенность: "...Говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы," (Пс.90:2-3). А это личное приобретение. Об уверенности можно рассказать другому, но уверенностью нельзя поделиться. Уверенность в Боге – это прежде всего, личная уверенность.
Личная встреча с Богом дает человеку и личную защиту: "...И будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, -" (Лк.21:17-18).
Тем не менее, христианину предстоит усиливать и укреплять уверенность в душе. Есть очень много аспектов, по которым предстоит утвердить уверенность в Боге.
Бог говорит: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь." (Рим.12:18-19). Но каждому верному много раз в конкретных жизненных обстоятельствах надо будет определиться: “Верю ли я в то, что Бог отомстит за мою обиду?
Люди в миру могут говорить, что Бог суровый даже жестокий и кровопролитный, но каждому верному надо самостоятельно определиться: “Верю ли я в то, что Бог не стесняет и не мучит Своих избранных, но воспитывает их как любящий отец?” Бог говорит: "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности." (Евр.12:11). А если поверит и смирит себя перед Богом, значит придет в душу спокойствие и благодушие.
Каждому верному надо определиться: “Верю ли я в то, что, не общаясь с христианами, я теряю?” Ведь Бог говорит: "Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас." (1 Ин.4:12).
Богу нужны все: "...Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге." (1 Кор.12:25). При этом каждый человек одновременно является и внимающим, и объектом внимания. Если же у христианина нет общения, то нет благосклонности у Господа к человеку.
Много искажений в сознании верующих в отношении властей, государства. Учение Христа устанавливает место власти и государства в том мире, который сотворен Богом: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение." (Рим.13:1-2). И здесь каждому христианину надо определиться: “Верю ли я в то, что власти от Бога?” И это тоже личная уверенность и, в последствии, личное поведение по отношению к властям. Если человек поверил и принял определение Господа, то не будет огульно осуждать правителей и, соответственно, Бога, который их поставил. Более того, каждому надо определиться: “Верю ли я в то, что Бог по моей молитве меняет власти в стране?” Ведь поверить в то, что власти от Бога, это еще куда ни шло. Но поверить в то, что Бог может менять и корректировать поведение властей по воле просящих его верных. Это даже зрелые христиане не все принимают душой: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу," (1 Тим.2:1-3).
Борьба со слабостями. Еще одна тема серьезных размышлений большинства христиан – это борьба со слабостями. Постоянная война духа и плоти есть источником и причиной многих разочарований. Но апостол Павел, движимый святым Духом, говорит: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе." (Флп.4:13). Каждый должен осознать и уверовать в то, что Бог поможет ему справиться со слабостями. Если такая уверенность пришла, то это есть одно из величайших приобретений христианина. И нет ничего более личного, чем такое состояние духа.
Духовные знания любого человека в начале его движения к Богу всегда случайные. То, что он насобирал из разных источников, всегда эклектика, бессистемная мешанина. Человек пришел к Богу и теперь ему предстоит упорядочить свои знания. От чего-то отказаться. Отказаться от суеверий, предрассудков, заблуждений, иллюзий. Человеку предстоит отказаться от того, что он по ошибке понимал как духовная жизнь. Это может быть вера в сны, в НЛО, в мистику, в торсионные поля и т.п. А освободившееся место сознания необходимо заполнить представлением о духовном мире, о Боге, о Христе, об отношении к христианам, к ближним. Христианину предстоит не просто начитаться Библии. Все знания должны быть систематизированы и упорядочены. Знания о Боге должны быть так уложены, как у хорошего мастера инструменты разложены по полочкам и в определенном порядке. Такой порядок нужен для того, чтобы мастер мог не глядя, вслепую в нужный момент находить необходимые инструменты. Точно также христианин должен в своем сознании держать знания в порядке, для того, чтобы в каждой жизненной ситуации он мог быстро сориентироваться и поступить так, как это соответствует Учению Христа. Этот труд также личный.
Личные решения. Учение Христа как система изложено в Новом Завете. Познание Христа и Его Царства начинается с чтения Нового Завета. Но то, что прочитано, следует осознать, принять и после научиться действовать. Рост начинается с того, что каждому христианину лично предстоит принять то, о чем говорит Библия. Если человек читает Новый Завет, Библию, то таким образом он общается с Богом. И такое общение тоже личное. Библию можно читать и изучать и самостоятельно, и лично. Но проникновение в Слово, осознание Слова, приложение Слова к житейским ситуациям, прежде всего, к собственным, есть всегда личное.
Как Святой Дух, так и Учение Христа, прежде всего, предназначены для личного пользования. Учение же используют как кнут. Для того, чтобы ровнять других, или погонять или прогонять.
Библия предназначена, прежде всего, для личного общения с Богом.
От каждого христианина Бог ожидает его личную верность. Каждому из христиан приходится принимать личные решения. Каждый из нас совершит только свои личные поступки. И по этим поступкам, нас примут или не примут на небеса. Если же нет личного повиновения, то нет и личного знания Бога: "Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа" (1 Цар.2:12).
Окружение христианина может быть очень мирским, и может подстрекать или склонять к греху. Давление может быть очень сильным. Но всегда есть возможность не согрешать. Бог присутствует в каждом уголке вселенной и везде Он всесилен. Бог всегда может помочь человеку не согрешать. Всегда у человека есть личный выбор.
Но, как правило, выбор человека совершается не в экстремальных ситуациях. Наши грехи совершаются в повседневной жизни. Как правило, ко греху нас понуждает только наша собственная плоть в повседневной жизни. А к экстремальным ситуациям человек приходит после того, как много раз согрешил, не будучи в стесненных обстоятельствах, не находясь в такой обстановке, где можно было легко не согрешать. У человека на пути большинство его альтернатив были личными альтернативами. Совершая свой выбор, человек формировал личные отношения с Богом.
Доверие Богу тоже имеет личный аспект. В жизни христианина будет много ситуаций, в которых он поступит как Божье дитя, руководствуясь только собственным духовным опытом. Будет много таких дел, которые человек совершит, не советуясь с другими. Не один раз он сам себе скажет “Я верю в Божью защиту и по своим делам выхожу даже ночью” – или – “Я уповаю на Бога и иду на неприятный разговор”.
Молитва. Со стороны человека самый важный аспект личного общения со Христом – это молитва: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу," (1 Тим.2:1-3). Учение Нового Завета предполагает, что христианин имеет личный доступ к Христу. Это происходит через молитву. Христос многократно призывает человека молиться: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него." (Лк.11:9-13). Молитва чаще всего бывает прошением о помощи. Подчас молитва – это восторженная и радостная благодарность Богу. Иногда это искренняя хвала, воздаваемая Богу. Иногда это тяжелые рассуждения человека, которые подчас сопряжены с глубокими личными переживаниями – это тяжелый разговор с Богом. Такое эмоциональное обращение к Богу обычно личное. И Господь откликается на молитвы человека. Христиане распознают этот отклик: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам." (Ин.14:21). Это есть личный опыт человека.
Мирские интересы в сознании человека и мирские занятия гасят жажду общения с Богом. Искреннее и полноценное молитвенное общение с Богом – это состояние радости и в часы молитвы, и после. Такое состояние не следует путать с тем экстазом, что получают в трансе, в результате медитации или употребления наркотиков. К сожалению, далеко не все христиане поднялись то того уровня общения с Богом, на котором радость в душе – нормальное состояние.
Иногда религиозные люди заявляют о том, что Богу не угодны материальные меркантильные просьбы. Что у Бога надо просить о духовном. Конечно, христианин должен уметь правильно определять приоритеты. Земля – это временное пребывание человека. Духовный мир с Богом – это есть родной дом. Духовная жизнь – в этом смысл человеческого существования. Мудрость и духовная сила – это основное в наших прошениях к Богу. Но Бог учит: "Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе." (Флп.4:5-7). То есть, не стесняйтесь, но просите Меня обо всем – и о новых сапогах, и о новой стиральной машинке, и о силе бросить курить. Господь призывает нас быть такими как малые дети. А малые дети не “комплексуют”, но просят родителей обо всем, что им взбредет в голову. Естественно, что надо задумываться о своих мотивах. Нет ли в моих просьбах нечистого? И если нет, то тогда только обращаться к Богу: "И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков," (Кол.3:23). Также Христос призывает нас постоянно обращаться к Богу: "Непрестанно молитесь." (1 Фес.5:17), – и – "...Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих," (Еф.1:16).
В том, что человек будет обращаться со всеми просьбами и благодарностями к Богу и в том, что он будет обращаться к Богу постоянно, есть глубокий, сразу не видимый, важный смысл. Если человек так обращается к Богу, то этим самым он показывает и себе, и Богу, что Бог для него значит все. Бог для человека – это вся его жизнь. А это значит, что человек любит Бога всем сердцем. Это и есть исполнение главной заповеди: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;" (Мф.22:37-38). Любовь к Богу, если человек постоянно советуется с Отцом Небесным, как сын советуется с любимым отцом. Естественно, что и поступки человека должны быть всецело и полностью согласованы с волей Божьей. Это будет полное и завершенное исполнение заповедей любви.
Подсказка. Человек становится христианином и еще живет на земле, живет в семье, в обществе, в общине. Эта жизнь – учеба. Учеба доверия Богу в молитвах, в тотальном послушании. И эта учеба есть личная учеба.
У христиан часто бывают ситуации, в которых трудно принять решение. В Библии далеко не всегда есть понятная рекомендация в том, как себя вести. Новый Завет – это не инструкция. В Новом Завете Господь дает нам принципы. А их надо учиться применять. Растущему духовно христианину об этом приходится просить Бога в молитвах очень часто. Например. Христианин может быть школьником или студентом. Как в школе, так и в институте некоторые предметы могут быть перегружены сведениями. Преподаватели могут завышать требования без разумных оснований. Учащийся может объективно не успевать все выучить. Как христианину вести себя в таких случаях? Ни проповедник не сможет подсказать ничего конкретного, ни братья в общине, ни родители, ни старейшины. Да и в Библии нет безусловного ответа. Только Бог может помочь найти выход в конкретной ситуации. Только Бог может сохранить мир в душе и не позволит развиться чувству вины и комплексу неполноценности. Это тоже личные отношения Бога и человека.
Также и на работе могут возникать ситуации, в которых может только Бог помочь найти выход. Могут задерживать зарплату, могут не повышать зарплату, могут чрезмерно грузить работой, могут требовать выполнять несвойственную работу. Как вести себя? Идти выяснять отношения с начальником или работодателем, или увольняться? Ругаться или терпеть? Только в отклик на молитву приходят ответы от Бога. Либо Господь подсказывает то, как следует вести себя, либо разрешает ситуацию самым лучшим образом. И это тоже личные отношения.
Есть виды занятий, в которых надо разговаривать с клиентами или посетителями. Это врачи, педагоги, юристы, продавцы, государственные чиновнике и много других. Не надо рассказывать, сколько в этих сферах формализма, равнодушия и бездушия. Как вести себя христианину, чтобы быть неравнодушным, участливым и не довести себя до истощения или нервного срыва? Как научиться определять баланс, меру, гармонию в отношениях? Только в отклике на молитву приходит этот навык. Только Бог может научить этому серьезно.
Господь учит нас исповедоваться друг другу: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." (Иак.5:16). И тут много вопросов. Доверять ли исповедь каждому ближнему или нет? Всегда ли говорить о своей проблеме в деталях или иногда надо промолчать, и сказать только в общем.
Рассказ о планах, о переживаниях, о желаниях. Как детально рассказывать? Расспросы другого о его жизни. Как детально? Павел же не доверил читателям то, в чем он был болен: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня." (2 Кор.12:7-8). Все ли аспекты интимной духовной жизни открывать брату или сестре, и до какой степени? Снова же, за советом в молитве к Богу.
Господь определил принцип: "...возлюби ближнего твоего, как самого себя;" (Мф.22:39). И христиане стараются исполнять эту заповедь. Но бывают сомнительные ситуации. Кажется, что надо человеку помочь, и, вместе с тем, есть подозрения, что человек потратит деньги не на нужду. Как поступить? Только от Бога в молитве можно получить ответ.
В делании добра можно оказаться назойливым. То есть, надо быть мудрым и в том, чтобы делать добро: "Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло." (Рим.16:19). Мотивы дающего могут оказаться неверными в том, как и ради чего он делает добро. Можно ждать ответа, привязанности, благодарности от того, кому помогаешь. А это неправильно.
Есть такие христиане, что по каждому пустяку обращаются к проповеднику или старейшине. И те запросто решают задачи, которые Бог посылает именно христианину. Но для христианина должна быть нормой самостоятельность. Старейшины и проповедники должны мотивировать христианин действовать самостоятельно. Учителя должны учить христиан самостоятельно общаться с Богом молитвах и в отношении того, какая должна быть помощь, кому, когда, сколько, как часто.
Христианское общение не должно вытеснять все другие аспекты христианской жизни: молитву, чтение Библии. Как определить меру между самостоятельным самообразованием и молитвой. В Библии написано: "Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах." (Деян.2:41-42). Постоянно – это как? А работа и семья? Да и само общение христиан часто оказывается мирским и пустым. Как сбалансировать все стороны жизни христианина. Это только лично каждый строит себе самому. Это достигается сначала в личном общении с Богом.
Преодоление себя. Очень много конкретных ситуаций, в которых надо задуматься. Но и задумавшись, человек не сразу находит решение. Например, посещение гостей. В гостях у христиан, тоже надо наблюдать за собой. Не слишком ли долго я гостю? Самые дорогие гости не сидят более 4 часов. Как часто следует посещать гостей? Ведь Библия говорит: "Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя." (Притч.25:17). И на такие вопросы приходят ответы в отклик на молитву. Бывают обстоятельства, когда даже в момент разговора христианин молит Бога о том, чтобы Господь дал необходимые слова. Но это скорее исключительная ситуация. Обычная повседневная молитва предполагает постоянную просьбу о мудрости, о том, чтобы принимать разумные решения в любых ситуациях.
Вот человек дает себе оценку как невежде: "Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу: подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не имею." (Притч.30:1-3). А затем следует очень разумная просьба: "Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе." (Притч.30:7-9).
Каждый человек в этом мире живет только в своих собственных обстоятельствах. Каждому человеку нужны только его индивидуальные решения. Именно это и дает Бог Своему верному. А это тоже есть личные отношения человека с Богом.
Существует мнение, что сильные переживания необходимая ступенька на пути к Богу. Человек признает грех, исповедует его, раскаивается в своем согрешении и все это сопровождается очень сильными потрясениями души. Кто прошел через это, тот пришел к Богу. О таком человеке почти с уверенностью можно сказать, что он спасен навсегда. Но это совсем не обязательно. Совсем не обязательно чтобы каждый человек в своем движении к Богу прошел через пограничную ситуацию. И нет никакой гарантии в том, что человек не вернется в мир. Но, тем не менее, переживания, возможно меньшей силы, должны быть естественным образом жизни верного Божьего человека.
В Новом Завете, в Учении Христа есть много таких утверждений, которые читаются людьми, но не принимаются. Например: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас," (Мф.5:44). То есть, молитесь за тех, кто сделал вам зло, желайте им добра и делайте им добро. У многих христиан глаза пробегают по этим строчкам и без эмоций бегут дальше. Христиане порой не просто не принимают подобные идеи, но помнят зло, желают зла своим обидчикам. К сожалению, это есть и это печально.
Есть еще много других утверждений, которые не принимаются верующими. А ведь себя надо менять. Иначе нет пути на небеса. Каждому подобному утверждению следует уделить время.
После прочтения, после узнавания, предстоит признание. То, что человек услышал или узнал, может и не отвергать, но не принимает к исполнению. И на признание, и на принятие требуется и время, и размышления. Позже христианин принимает утверждения Учения Христа. Происходит это незаметно или через переживания. Заповеди и призывы Учения входят в сознание человека как мотивы поведения, становятся образом жизни. Христианину следует не отворачиваться от того, что ему непонятно или неприятно. Но следует вчитываться и размышлять. Необходимо инициировать внутреннюю душевную работу.
Переживание. Углубление понимания, открытие, смирение, молитвенное общение с Богом очень часто сопровождается и должно сопровождаться переживанием. Для христианина переживание – естественный процесс. Пиковые переживания христианина – это переживания ребенка в благополучной семье, где его любят и о нем заботятся, где его воспитывают достойным человеком. У такого ребенка могут быть переживания, но они, как правило, ведут к открытиям, а не к побегам из дому или к самоубийствам. У мирского человека случается много переживаний, но они не ведут к Богу и они, как правило, деструктивны. Во-вторых, мирской человек вынужден с ними жить. Христианин же по своей воле размышлением инициирует их, и они ему на добро. Само открытие Учения Христа приходит с переживанием.
Очень часто формирование мотивации приходить через сильнейшие переживания, через внутреннюю борьбу. Если такое случается, то на то есть воля Божья. Но не следует самому искать пограничные ситуации. Не надо их имитировать для окружающих. Также не следует огорчаться, если таких сильных душевных переживаний нет.
Переживания, ведущие к Богу, это не меланхолические мечты, не страстные фантазии, не экстаз, окрашенный в религиозный наряд, не мазохистский транс, ведущий к появлению стигматов, не наркотический дурман, не эстетический катарсис, не отупляющая медитация, не бездушное повторение мантр или однообразных молитв, не экстатическое камлание. Все это может быть в сознании человека, в его духовной практике, но это не есть познание Бога.
Познание Бога. В конце 19 и в начале 20 века в западной христианской теологии разразился кризис. Человек оказался отделен от Бога, Бог был объявлен непознаваемым. Но теологи забыли, что Бог личный и дает познание о Себе каждому человеку лично: "Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю." (Ин.7:16-17). Прежде всего, откровение приходит в душу одному, а потом может попасть и в университетскую аудиторию. И то, что Бог может быть не понимаем и не познаваем в аудитории, не значит, что Бог не познаваем вообще. Бог не познаваем для аудитории, которая может быть и либеральной, и атеистической, и суеверной, и даже языческой. Но вполне понимаем теми, кто находится вне аудитории и кто, может быть, никогда туда не войдет. Больше здесь.
Что-то из Учения известно многим, а что-то открывается лично тому верующему, кто хочет служить Богу и ближнему: "И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел." (Деян.16:14). А то, что открыто лично, дано, прежде всего, для служения: "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний." (Лк.24:45), – а не для дискуссий и споров, не для навязывания личного мнения и уж конечно, не для того чтобы хвастаться пониманием или получить какие-либо дивиденды.
Бог дает мудрость в ответ на молитву. Его отклик – это не действие обезличенной силы. Божьи откровения не падают равномерно на всех как снег. Это не дождь, который одинаково поливает всех, кто не укрылся. Божьи откровения не есть нечто мистическое и чудесное. Господь имеет много средств для того, чтобы уделить каждому свое. Для этого существует опыт и интуиция, природа, которой не открыта до настоящего времени, и, вероятно, никогда не будет открыта. Бог направляет человека в его образовании и самообразовании, указывая направления и расставляя акценты, усиливая или послабляя интерес. Бог является человеку в жизненных обстоятельствах и событиях, озарением из стиха, прояснением библейских утверждений.
Бог говорит: "Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого." (2 Кор.4:3-4). То есть, упорствующий грешник в Библии ничего для себя существенного не увидит. Для верного Божьего человека Библия – это школа жизни во всех её аспектах: "Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко." (Притч.14:6). Между этими двумя крайними отношениями есть целая шкала и других отношений к Богу. Соответственно есть много уровней понимания Бога, Его природы и Его заповедей. И с этой точки зрения каждый верующий находится на своем уровне понимания Учения Христа. Это еще один аспект личных отношений Бога и человека.
Личный опыт. Чем более человек узнает участие Бога в своих делах, тем сильнее укрепляется его вера. Чем более человек доверяет и повинуется Богу, тем ярче Бог открывает Себя человеку: "Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им." (Пс.24:14). Тем достовернее знание человека о Боге.
Теология в течение тысячелетий пыталась доказать логическими выводами и заключениями существование и деятельность Бога. Но реальный живой Бог существует не в научных трудах, не в коллективном сознании, не в менталитете общества, а в духовном мире и в личном опыте: "Кто имеет ухо, да слышит." (Откр.13:9).
Изучение книг Псалмов, Притч, Екклесиаста, Исаии, Иезекииля, Откровения и Библии в целом предполагает высокую степень доверия и повиновения Господу вообще, а не просто изучении книги за столом. Несмотря на то, что в Библии многое открыто христианам, существует более глубокий уровень понимания. Но на этом уровне Библия будет раскрываться индивидуально. Каждый будет иметь свой уровень понимания Учения: "Но кто любит Бога, тому дано знание от Него." (1 Кор.8:3). Это тоже личные отношения с Богом. Это еще один аспект личных отношений с Богом.
Слепые нищие распознали Иисуса как Мессию и кричали вслед: "Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам." (Мф.9:27-29). Именно личный опыт дал им духовное зрение. В то же время много грамотных и, знающих Писания, фарисеев и законников не видели того, что Иисус – Сын Божий.
Чудесное исцеление дало человеку личный опыт. Речь идет о слепорожденном, которому Бог дал зрение: "Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк." (Ин.9:17). Этот человек доверился и повиновался Христу и Бог усилил его личный опыт до того уровня, что у него не было страха перед фарисеями. Человек увидел Христа далеко не только прозревшими глазами. Увидел, чтобы не выпускать из виду уже никогда.
Также как этому слепому от рождения, каждому человеку предстоит лично уверовать в то, что жизнь со Христом – это нечто такое, ради чего можно отказываться от мирских удовольствий и утех. И тогда придет сильнейшее личное желание угодить Богу и быть с Богом. Но это труд собственного ума.
Библия придает колоссальное значение личному опыту верующего.
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.” (Евр.11:19).
Идея этого стиха следующего. Исаак был получен от омертвелых (в плане зачатия и оплодотворения) тела Авраама и Сарры. Это было знаком, и поэтому Авраам посчитал, что Бог и мертвого Исаака силен воскресить. Это ведь есть личный опыт отношений с Богом.
"Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня (то есть, мудрость, прим. Авт.), тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;» (Притч.8:34-35).
«И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!» (2 Цар.7:19).
 «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.» (Евр.10:32-35).
Верное Божье существо может достичь почти материального ощущения Бога. До этого можно и нужно вырасти: "...Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:" (Деян.17:27).
Именно личный опыт превращает “забитого” и “убогого” верующего в мужественного и непоколебимого последователя Христа.
Бог каждому человеку лично посылает сообщение. Это и благословения в жизни человека, которые во всей своей совокупности есть исключительно личными: "Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня." (Пс.55:10), – и – "...Ибо вы вкусили, что благ Господь." (1 Пет.2:3).
Это также и воспитательная работа Господа, которая во всех своих аспектах также исключительно личная: "Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих." (Пс.9:17), – и – "Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие." (Притч.21:11-12).
Верный Божий служитель, верное Божье дите распознает все эти личные сообщения от Бога. Они дают правильные оценки всему, что исходит от Бога, они знают Бога, они слышат Бога: "...А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его." (Ин.10:2-4).
В харизматических, пятидесятнических, православных конфессиях среди верующих распространена практика заявлений: “Мне Бог открыл. Мне Бог сказал. Мне открылось. И т.п.” И далее человек рассказывает свои фантазии или сны. Все эти домыслы не имеют к Богу никакого отношения. Есть конфессии, которые в страхе или из-за предосторожности перед подобным субъективным бредом, объявляют весь личный опыт верующего субъективным и ложным. Получается так, что вместе с водой выбрасывают и ребенка. Каким образом разделить фантазии и реальный личный опыт? Во-первых, личный опыт подтверждается Библией, а фантазии далеко не всегда. А второе, личный опыт, как правило, для личного пользования. Незачем и ни к чему выносить линый отношения с Богом на всеобщее обюозрение. Они как правило никого ни в чем не убеждают.
Апостол Павел безусловно понимал, что у него с Богом исключительно хорошие личные отношения: “На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы." (2 Кор.10:7). Апостол имел свидетельство о том, что он будет с Богом. Также Павел был абсолютно уверен, что после завершения земного служения он будет принят Богом: "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его." (2 Тим.4:6-8).
Бог не безличная равнодушная сила. Не ураган, не цунами, не извержение вулкана, не снежная лавина, сметающая все на своем пути. Бог видит и слышит каждого человека лично: "Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня." (Ин.10:14). Личное восприятие человеком Бога допускается и поощряется Богом. Человек же пусть себя не обманывает и анализирует свою жизнь. Видеть то, что сеешь – это не только работа органов чувств, – это не только интеллектуальная задача, но также духовный труд. Это вопрос желания: “Хочу ли я видеть участие Бога в своей жизни или нет”. Тот, кто не видит им самим посеянного и пожатого зла – это упрямый ребенок, который не хочет смиряться, когда его наказывают. Если же человек не видит пожатого добра – это интеллектуальное убожество, достойное сожаления, но это также и черная неблагодарность Творцу.
Личный выбор. По Ветхому Завету видно, что Бог дал человеку возможность жить вне какого-либо государственного устройства. Так было в Эдемском саду. Так было после выселения человека из рая. Так было у израильтян при заселении Ханаана. Патриархальные семьи жили в деревнях. Человек имел возможность принимать решения и действовать. Свобода выбора для такого образа жизни была неотъемлемой естественной возможностью человека. Человек был вынужден принимать много повседневных больших или малых решений. Бог дал человеку такую возможность.
Господь дает свободу выбора. Мы не подобны тем лошадям, которые всю жизнь проходили по кругу против часовой стрелки и при любом выборе всегда идут налево. Человек в своей жизни всегда имеет альтернативы, имеет два или более разных способов действия, всегда имеет разные пути. Господь дает нам альтернативу. Всегда будут встречаться на нашем пути камни с надписями: “Налево пойдешь… направо пойдешь…” И всегда надо будет трудиться и решать. А не так как в сказке один раз удачно выбрал направление и получил царевну и полцарства.
Человек должен был в какой-то момент принять самое главное важнейшее решение – смирить себя перед Богом или нет. Если же он смирялся, становился служителем Божьим, то свой выбор ему предстояло подтверждать ежедневно своими делами. Нечто подобное происходит и сейчас в жизни христианина. Человек становится христианином и затем своим служением должен подтвердить свою любовь к Богу, свое послушание. (О личном выборе больше здесь).
Американский инженер приходил в пустыню с мулом, нагруженным инструментами и через год там стоял город. Такая жизнь – это труд и постоянные самостоятельные решения. Это труд для человека.
Человека можно сравнить с одиноким волком. Волк не ограничен в том, куда он может идти за добычей, не ограничен в выборе добычи. Но как только добыл пропитание, то в тот же момент он превращается в маму семерых козлят, которая должна идти к свои детишкам и накормить их. Как мамой движет материнский инстинкт, так человеком должен двигать инстинкт служения ближнему. Все что христианин узнал, приобрел или научился, должно быть им оценено с точки зрения его семьи – общины: “А общине это полезно?” И если полезно, то поделиться: "Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви." (1 Кор.14:12). И желания должны иметь приоритет – община: "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать." (1 Кор.14:1).
Христиане живут отдельно друг от друга. Но должны и ищут общения и это есть их личный выбор. Христианин идет к ближнему, несмотря на то, что после будет неудобно добираться домой, несмотря на то, что устал, несмотря на душевное напряжение. Своим личным выбором каждый человек отдает себя Богу. Личный выбор в отношении поста, величины пожертвований, молитвы, собраний. В противовес различным постановлениям и решениям в общине должно быть личное решение. Именно личное решение ради Бога должно двигать брата в том, чтобы покаяться в грехе, а не страх наказания. Именно личное решение ради Бога должно двигать сестрой в том, чтобы она прекратила спор. Прежде всего, личный выбор сестры учить ей или нет кого-либо в общине, личное решение в отношении одежды, посещения пляжа, участия в вечеринке со спиртным и много другое. Если же человек держит себя в чистоте и смирении по командам старейшин или в страхе перед наказанием в общине, то у него нет личных отношений с Богом. Своим же личным выбором ради Бога человек подтверждает свою любовь к Богу. Господь также дает лично нам помощь в принятии решений, если мы её просим.
То, что исключительно важно для того, чтобы оказаться в Царстве Небесном, для служения ближнему, зависит от личного выбора. В этом невозможно (по крайней мере очень сложно) понуждать. Пришел человек на собрание – это его личный выбор. Пришел – значит любит Бога. Не пришел – не любит Бога. И не надо заставлять приходить на собрания. Не надо заставлять любить Бога. Постоянный выбор человеком решений в пользу Бога, ради Бога – это есть исполнение главнейшей заповеди: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;" (Мф.22:37-38).
Бог имеет свободу выбора. Это может и должен иметь человек. Но человеку предстоит научиться этому. Развить себя в этом. Те, кому предстоит быть подобными Господу в святости, должны быть подобны Ему и в умении принимать решения. Те, кто попадет на небеса, должны уметь принимать решения на добро ближнему.
В общинах есть люди, которые либо не могут, либо не хотят думать и ждут, чтобы кто-то устанавливал правила поведения. Но требуется от каждого личное постоянное общение с Богом. В результате формируется свод правил, формируется закон. Очень заманчиво для некоторых религиозных характеров поступать и жить по указкам лидеров. Вопросы о том, сколько жертвовать, что читать, кого посещать, кому помогать таким людям хочется, чтобы решались старейшинами, лидерами общин. И многие лидеры и берут на себя такие функции – советуют, решают и руководят. Но такое отношение лидеров к пастве – это и искушение, и отход от Божьего плана воспитания. Бог учит любителей подчинения быть инициативными: "…но всегда ищите добра и друг другу и всем." (1 Фес.5:15). Также и лидеров учит давать пример поступков (и плане инициативности тоже): "...И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;" (1 Пет.5:3). Естественно, что не должно быть своеволия в общине, как не должно быть и апатии среди лидеров. Должна быть найдена мера во взаимодействии.
Давление. Любая система, любое государственное устройство в большей или меньшей степени ограничивает свободу выбора. Точно также любая система, любое государственное устройство в большей или меньшей степени развращает человека. Развращает и отвращает его от самостоятельных решений, от самостоятельного жизненного выбора.
Порой бывает трудно принимать решения. Трудно сделать не только правильный выбор, но трудно бывает сделать любой выбор. Тем не менее, наш Творец – Бог, имеющий неограниченные возможности и свободу выбора, выбирает любовь к человеку. Человек должен повторить своего Творца. То есть человек должен научиться делать выбор и выбрать он должен любовь к человеку.
Тоталитарный культ по определению является той системой, какая навязывает свою волю адептам. Руководители культа подавляют личность, а если учат чему-либо о Боге, то оказывают своим приверженцам медвежью услугу на их пути к Богу. Они, как правило, искажают природу Божества и характер поклонения Богу.
Приходилось слышать в свой адрес такие слова: “Это проповедник так думает”. То есть, проповедник не только имеет собственное особое мнение, но и продвигает его. Но если проповедник продвигает собственное мнение и учит ему общину, есть опасность того, что в общине будет развиваться ложная доктрина. Но и здесь есть личный выбор и личная ответственность каждого из христиан. Каждый должен и вчитываться в Библию, и молить Бога за общину, о её верности Богу. Каждый в ответе, чтобы община оставалась в истинном учении. Хорошо, когда у человека есть свое мнение, и он не боится его озвучить, но это только полшага в направлении совершенствования личности, ещё надо чтобы это мнение было правильным: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен." (2 Тим.3:16-17).
Ответственность. В общине существует опасность обмана. В первую очередь она может исходить от проповедника. Но далеко не всегда ответственен только проповедник. Также ответственны все христиане за то, чтобы дух Учения сохранялся в общине. То есть, каждый христианин должен предпринять то, что зависит лично от него самого – молитву о том, чтоб в общине не рождались ереси, чтобы проповедник или проповедники твердо следовали учению Христа.
Также и рост общины духовный и количественный – это далеко не только дело проповедника, а жизнь и молитва каждого из христиан. А это уже результат личного выбора, личной жертвы своего времени. Также и мир в общине – это молитва каждого из христиан. И это тоже личное участие в жизни его христианской семьи.
В жизни общины есть такие дела, которые просто не хочется делать. Не хочется изо всех сил. Например, сложным выбором в общине оказывается обличение согрешившего. Если кто-то из братьев ведет себя неразумно, то личный выбор каждого – молитва за брата, а не сетование и осуждение за глаза. Но если брат согрешает, то его надо обличать: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;" (Мф.18:15). Надо четко и вразумительно сказать: “Ты согрешил. Тебе надо покаяться.” И многие христиане не делают этого. Причины? Разные – родственное лицеприятие, дружеские отношения с согрешившим.
Еще одна ситуация, в которой христиане часто не могут принять решение ради Бога или ради себя самих же. Это исповедь или более сложное действие – покаяние. В каких-то ситуациях христианину придется сказать: “Я согрешил”. Никто не должен делегировать свое “право” покаяться другим. Это допускается в исключительных случаях: если у согрешившего из-за психологического напряжения уже просто слова не выходят из уст.
Но, как правило, не раскаиваются за “компанию”. Не объявляют все свои согрешения пакетом. Грехи называют точно, а не произносятся заявления типа: “У меня не достаточно кротости. Мне не достает смирения. И т.п.” Вразумительная исповедь и покаяние – это тоже личный выбор ради Бога (и ради себя).
Рост в последствии. Если человек стал христианином, то его последующий постоянный духовный рост есть личный рост. Хоть христиане пребывают в общине (в группе, в компании), каждому предстоит расти духовно лично. Это невозможно переложить на кого-то. Дети учатся ходить самостоятельно. Невозможно научиться ходить за другого. Невозможно чтобы кто-то учился ходить, бегать, прыгать, а я чтобы мгновенно приобрел этот навык. Невозможно чтобы кто-то вместо меня учась падал, набивал шишки, а я, пользуясь чужим навыком, прямо с кроватки, с пеленок сразу выбежал на футбольное поле с мячом и стал обводить по три по четыре человека и забивать в девятку.
В армии и ходят строем, и подтягиваются по команде, и отжимаются одновременно, но результат – силу и ловкость, каждый получает для себя лично.
Заявления типа: “Я дома читаю Библию. Я самостоятельно молюсь.”, – свидетельствуют только об одном – духовного роста у человека нет. Самостоятельно, без общины не растут: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам." (Ин.15:1-7).
Духовный рост личный, а проявляется и совершенствуется этот рост в социуме, в отношениях с ближними, в общине, среди родных и т.п. Духовный рост человека – это исполнение второй заповеди: "...Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;" (Мф.22:39). Христианин существо социальное. Но это не означает показную публичность – стояние со свечой в платке в православном храме. Это не означает некую институциональность – постоянное участие в демонстрациях, семинарах, конференциях, советах, комитетах, организациях или партиях. Надо построить с Богом правильные отношения по сути. Не внешняя религиозность. Это также не просто церемониальность – участие в собрании. Это взаимодействие, соучастие. Это труд руками, участие временем или деньгами. Это хотя бы устное, вербальное общение.
В кругу христиан надо учиться вести себя больше прислушиваясь, а не советуя и напрягая других: "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает." (Рим.14:22).
Индивидуальная программа. Человек творится как индивидуальность и имеет индивидуальные условия существования. И в этих условиях недостаточно научаться только тем, что написано в Библии. Учение Христа должно быть применено: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." (1 Кор.15:34). Каждый человек имеет личное общение с Богом и Бог дает лично каждому внимание.
Бог подберет человеку также личную программу воспитания. Набор болезней, проблем, конфликтов, неразделенную любовь или нужду. На всю христианскую жизнь Бог составит каждому его собственную программу воспитания. У каждого будет своя боль. Смирение человека будет индивидуальным. Учение Христа говорит об этом многообразно:
"Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего." (Иер.4:18).
“Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:7-8).
“Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах:” (Плач.3:39-41),
"Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать." (Ис.59:2)
Но также у каждого будут и свои собственные радости: "...Ибо вы вкусили, что благ Господь." (1 Пет.2:3)., – и – "Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века," (Евр.6:4-5).
Рефлексия. Но если человек принимает Господню воспитательную работу, принимает с благодарностью, то у него нет сомнений в том, любит ли его Бог: "Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?" (Пс.143:3). Нет сомнений в том, что он Божий: "Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его." (1 Ин.5:10-11). Нет сомнений в том, растет ли он духовно: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть." (2 Кор.13:5). Результаты своего взросления каждый сможет осознать самостоятельно: “Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя” (Гал.6:4-5). У человека не будет сомнений в том, что между ним и Богом формируются гармоничные отношения. Отношения любящего отца и послушного сына.
Духовное взросление – это личное персональное взросление. Духовное взросление – это все большее подобие Богу во всех Его качествах. Бог есть источник человеческого духа, души и характера: "Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею." (Еф.3:14-19).
Содействие. Бог также и подталкивает человека к личной встрече с Ним. Подталкивает смирением и поощрением. Бог обращается с человеком как с ребенком, и пусть это никого не шокирует. В обществе ребенок проходит через манеж, ясли, садик, школу, ПТУ или институт. По мере физического взросления расширяется поле его деятельность: квартира, двор, участок или околица, город, мир. По мере взросления в ребенке формируется готовность делать выбор. Родители же предоставляют право и возможность делать выбор. При этом его контролируют и помогают ему.
Точно также Бог ведет человека по жизни. Чем усерднее человек стремится угодить Богу, чем эффективнее служит ближнему, тем больше Бог предоставляет возможности служить ближнему. Формируется в человеке умение делать правильный выбор, расширяются перспективы выбора, тем шире перед человеком горизонт. Бог также помогает расти лично каждому человеку.
Духовно взрослая личность имеет возможность и право выбора перед любой альтернативой. Но она никогда не сделает зла. Именно поэтому справедливо изречение: “Возлюби Господа и делай что пожелаешь”.
Христос в Новом Завете самыми разнообразными словами побуждает человека к личному общению.
“Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.” (Рим.14:6).
“Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;” (Рим.14:7).
“а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - [всегда] Господни.” (Рим.14:8).
“Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.” (Рим.14:12).
И вот так говорит Своим верным.
“Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.” (1 Петр.5:7).
Вера в наказание грешника в вечности – это, прежде всего, личная вера. Каждому лично предстоит уверовать в то, что грешника в вечности ждут мучения: "...А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф.25:30). Также и вера в благословения праведника – это личная субъективная вера: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия." (Откр.2:7). И только такая вера удерживает человека от греха и движет им к Богу.
Есть грехи, которые знает лишь человек и Бог. У человека никогда не найдется смелости и смирения исповедать их другому. Это не нормально, но так бывает. Христос же готов и выслушает человека и в этой ситуации. И простит согрешение.
Верность. Быть религиозным еще не значит быть верным. Можно много проводить времени в кругу христиан, но при этом, быть неверующим. Можно знать Библию и оставаться мирским, а то еще и грешником: "Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня." (Ин.15:21). Иисус говорит о тех, кто объявлял себя верующим. Христос видел душу тех, кто изучал Писания и не повиновался Богу: "И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал." (Ин.5:37-38), – и – "...Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу." (Ин.5:42). Такие были в первой церкви: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." (1 Кор.15:34). Это были те, у кого не произошла личная встреча с Богом.
Известен факт, что дети христиан, после того как выросли в христианской среде, оставляют церковь. Известно, что после многолетнего пребывания в общине христиане покидают общину и идут в другие религиозные направления или уходят в мир. Причина одна – у них не произошла личная встреча с Богом. Известно, что в общинах бывают смуты, споры, ссоры, разделения. Ведь когда это происходит, всегда есть упорствующие и спорящие люди. Без них бы не было конфликтов. Почему они спорят? Почему они не могут замолчать и уступить в какой-то момент? Причина та же. У них не произошла личная встреча с Богом. Бог как личность для них не много значит. Они Его не знают. Они не осознали свою личную ответственность перед Богом. В их сознании христианская логика заменена неким религиозным суррогатом, который они так и не устранили. Духовная бодрость и воодушевление, жажда единения с Божеством и готовность служения ближнему подменены жаждой религиозной экзальтации, жаждой эстетического наслаждения или еще какими-то плотскими страстями. Или в общине христианское общение как соучастие вытеснено религиозной тусовкой.
Польза быть с Богом не в том, чтобы иметь комфортные отношения на земле, а чтобы принести много плода. Бог же помогает. Польза быть с Богом не в том, чтобы понимать дела, бизнес, науку, искусство, а в том, чтобы увидеть духовное царство и жить по его законам. (Об этом больше здесь). Что значит быть без Бога. Не в том беда, что человек теряет комфортные условия, а в том, что теряет духовную силу, согрешает и теряет будущее.
К сожалению, далеко не все слушатели в зале понимают, что такое личные отношения с Богом. Порой перед проповедником пустые стеклянные глаза и деревянные лица.
Отчет. В человеке заложено осознание Божества. В человеческой душе есть и жажда встречи с Божеством. И Бог ждет человека. Бог содействует максимально тому, чтобы встреча человека с Ним произошла. Но далеко не все человеческие существа ищут эту встречу с Богом. В связи с этим человеку следует помнить еще об одном важном аспекте отношений Бога и человека. Отчет перед Богом.
Идея личной ответственности за свои грехи – это одна из важнейших идей Библии. Каждой душе предстоит лично предстать перед Богом: “...Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор.5:10). Именно лично, а не с другом, не с семьей и не со всей общиной: “Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу” (Рим.14:12). Господь лично каждого из нас и спросит: "Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его." (Иер.17:10). Так вот, каждый ли из нас будет готов спокойно, без страха отчитаться за свою земную жизнь?
23 марта 2008 года.
Колесник Валерий

Похожие тексты:
        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь.
        Христианская любовь. Что это?  Здесь
        Поэма про «вату» . Здесь.
        Психологический портрет гордеца. Здесь.
        Пассионарии зла. Здесь.
        Грехи. Здесь.
        Добродетели. Здесь.
        Личностные нравственные качества. Здесь.
        Заблуждение религиозного человека. Здесь.
        Отношения между христианами. Здесь.
        Поездка на семинар. Здесь.
        Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь
        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь
        Рождение свыше. Здесь.
        Почему многих в финале ждет старческий маразм? Здесь.
        Возлюби ближнего. Здесь.
        О ревности. Здесь.
        Too many tears. Why? Здесь.
        Европейские ценности. Здесь.
        Взрослая совершенная личность. Здесь.
        Супружество. Здесь.
        Где ты, любовь? Здесь.
        О свободе выбора. Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий