Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

среда, 18 октября 2017 г.

О возможности повторного брака (1 Кор. 7:15)


О возможности повторного брака (1 Кор. 7:15)

Иисус допустил для людей возможность повторного брака. Но также определил условие для того, кто вступает второй раз в брак. Брак для человека возможен если развод произошел по вине прелюбодеяния супруга или супруги, – по вине противной стороны. Единственная ли это возможность? Дает или нет следующий стих еще одно основание для повторного брака?
1 Кор.7:15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

Анализ.
15 ei' de\ o; a#pistov cwri/zetai, cwrize/sywV ou' dedou/lwtai o; a'delfo\v hJ h; a'delfh\ e'n toi_v toiou/toivV e'n de\ ei'rh/nh` ke/klhken u;ma_v o; yeo/v.
Вариант подстрочника:
15 Если же неверующий отделяется, пусть отделяется; не порабощён брат или сестра в таковых; в же мире призвал вас Бог.
1. Момент развода. Глагольное время глагола "связаны" («dedou/lwtai» – порабощен) – перфектное, совершенное. Также на изменение статуса указывает обстоятельство "в таком случае". То есть, в тот момент, когда неверующий принял окончательное решение оставить верующего, брат или сестра становятся свободны – становятся не порабощены. То есть, были порабощены и в момент развода становятся не порабощены.
2. Зависимость. От кого может быть зависим тот, кого оставили? Два ситуации:
А. Если же неверующий муж хочет развестись, пусть разводится; сестра в таком случае не связана.
Ситуация: муж неверующий, жена верующая. Если речь идет о какой-либо зависимости – психологической, имущественной или сексуальной, то жена вполне может быть зависимой до расставания и после расставания. Если же жена после расставания в этом плане независима, то по сути она не была зависима и до расставания. Получается, что обстоятельство "в таком случае" не уместно.
Б. Если же неверующая жена хочет развестись, пусть разводится; брат в таком случае не связан.
Ситуация: муж верующий, жена неверующая. Вполне возможно, что ни до, ни после расставания муж не был зависим от жены. Если же был зависим до расставания, то будет зависим и после расставания. Снова же обстоятельство "в таком случае" не уместно.
В этом стихе зависимость или некое порабощение между супругами не рассматривается.
3. Закон замужества. Каким образом соотносятся в этом стихе понятия муж и жена с одной стороны и идея порабощения?
Ответ ниже в приложении 1. Муж и жена порабощены законом замужества, а между собою связаны. Муж привязывается к жене законом. Также и жена привязывается к мужу законом. То есть, если супруг (или супруга) оставляет верующего, то верующий с этого момента не порабощен законом замужества и свободен. То есть свободен и для второго брака.
4. «К миру призвал нас Господь». Что значит это утверждение? Исследователями Библии оно не комментируется.
Слово «ei'rh/nh» означает мир, безопасность, покой; часто благополучие.
То есть, верующий или верующая после развода возвращаются к миру. "К миру призвал нас Господь". Мир – это быть вне семьи. Забот у одинокого (или одинокой) значительно меньше чем у женатого (или замужней). Эта идея повторяется в следующих стихах и фрагментах.
1 Кор.7:8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

1 Кор.7:26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.

1 Кор.7:32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
1 Кор.7:33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
1 Кор.7:34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
1 Кор.7:35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
Двадцать шестой стих комментируется ниже в приложении 2.
5. Контекст. В седьмой главе идея безбрачия повторяется в стихах 7, 8, 25-26, 27-35, 36-38, 40. Естественно, что эта идея контекстуально определяет суть слов «к миру призвал нас Господь».  Апостол советует христианам не жениться и не выходить замуж. Оставаться безбрачными, но не для того, чтобы маяться от безделья, но для того, чтобы служить Богу, не отвлекаясь на семейные дела. Но апостол Павел также, как и Иисус советует это тем, кто может вести такой образ жизни. Учение Христа не предполагает, что все смогут так жить.
Более того, в миру существуют различные стереотипы противоположные идее безбрачия. В меньшей степени мужчины и в большей степени женщины стремятся найти партнера для совместного проживания или, еще лучше, супруга. Идею безбрачия в смысле Учения Христа не воспринимают даже в христианских общинах.
6. Безбрачие. В пятнадцатом стихе есть позволение на возможность повторного брака для христианина. Но идея, пафос слов «к миру призвал нас Господь» делает подобную идею совершенно бессмысленной и неуместной. Развод дал христианину, который хочет служить Богу, свободу и возможность для служения. Бог дал верному мир, покой и облегчение от семейных уз. А верный будет смотреть на сложившуюся ситуацию, как на возможность снова влезть в кабалу семейных забот. Абсурд.
7.Свобода выбора. Для того, кто оставлен семейная ситуация изменилась. Он свободен от ушедшего и свободен от закона замужества. Если же ему верующему, оставшемуся одиноким, не разрешается соединится с кем-то, кто не бывшая супруга (или супруг), то это значит, что он все еще порабощен законом замужества, он все еще привязан к ушедшему супругу. Это противоречит тексту. Такое порабощение создает человеческий придуманный закон.
Тот, кто оставил супругу (или супруга) не имеет права на второй брак с кем-либо еще. И если на это его положение смотреть как на стеснение (а так многие и смотрят), то в соответствии с этим придуманным законом такие же последствия распространяются и на того, кого оставили. Но в действительности это не так. Оставленный может принять решение искать себе пару или нет. Ведь он не предпринимал никаких действий. Он не инициатор развода. Оставили его.
Христос верен Себе. Он и в этой ситуации предоставляет человеку свободу выбора.
8. Законничество. Бог не рекомендует, не советует снова вступать в брак тем, кто остался одиноким. А законники запрещают снова вступать в брак. Законники превращают Божью рекомендацию в человеческий запрет. Бог не лишает человека выбора, законники – лишают.
9. Неверный и неверующий. Следует помнить, что греческое слово «a#pistov» означает и неверующий, и неверный. А это значит, что уходящим может быть упорствующий язычник – буян, язычник тихий и даже лояльный к верующим и упорствующий в грехе христианин. Но после развода все они оказываются в статусе упорствующих грешников, в статусе неверных. Неверный ушел, другой свободен. Разрушившим семью может быть и тот, кто крестился, но на деле был неверен. Неверен не в смысле супружеских измен, а в смысле неисполнения заповеди любви – грубиян, пьяница или растратчик семейного бюджета. Но не имеет значения то, был ли неверный крестившимся или нет, оставшийся свободен.
10. Скрытый развод. Возможна ситуация, когда один супруг выталкивает из семьи другого.
Дома муж может быть дерзким, буйным, пьяницей, а на людях – набожный и любящий супруг. Семью разоряет, а не строит. На словах он верен жене и семье, но делом показывает, что ему жена не нужна. Как быть? Раз не любит жену, то пусть уходит. Но не уходит. Жене не оставлять мужа? Муж своими поступками утверждает, что он жену не любит и не хочет с ней жить. Выход из этой ситуации – жена может уйти от такого мужа. И дело не в том, кто выходил из дома или из квартиры. Муж разрушил семью своими поступками ранее. Жена в этой ситуации права. Люди могут видеть, что жена ушла и как бы разрушила семью, а Бог и жена знают, что разрушил семью муж. Слово «cwri/zw» означает – отделять, разделять, разводить, удалять, разлучать, отлучать. Дело не в уходе ногами, а в разделении семьи. Уход – это формальное дело. То есть, он дерзкий, своевольный, подлый, и если жена уходит от него, то разделил семью он, а не она. В таком же положении может оказаться муж.
11. Терпение. Предоставленная возможность верующей жене уйти от нерадивого мужа – это не повеление разводиться, – это только возможность. Терпеть желательно как можно дольше. Терпеть и размышлять над тем, почему Бог допустил такой выбор. То, что Бог свел двух этих людей, не случайно. Также и муж не должен спешить разводиться при первом напряжении, которое возникло по вине жены. Естественно, что далеко не каждый может выдержать и жить в разрушенных семейных отношениях, в состоянии постоянного стресса. Далеко не каждый духовный супермен. Далеко не каждый может, постоянно пребывая в молитве и наполняясь силою Святого Духа, философски смотреть на все свои проблемы и терпеть. В какой-то момент силы уходят и уходит из семьи человек.
Апостол Павел пишет о том, что неверующий муж может уверовать под влиянием верующей жены. Также и неверующая жена может уверовать, имея перед глазами образец праведности в делах мужа. Но также и у верующего не все просто. Неверующий – это искушение для верующего. Неверующий может ввести верующего в грех.
1 Кор.15:33…худые сообщества развращают добрые нравы.
Уйти от неверующего может быть просто необходимо.
Рим.16:17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
Ведь эти слова имеют отношение и к супругам.
Уходить верному или нет, это его выбор. И он должен быть честен перед собой и перед Богом. Для себя он должен решить, он уходит от невыносимых условий или по своему капризу, по своему необузданному желанию лучшего. Не есть ли грубость неверующего (даже если есть) только повод для ухода? Людей можно обмануть, но Бога – нет.
Прит.21:2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
12. Вынужденное безбрачие. В одиннадцатом стихе седьмой главы Господь повелевает тому, кто оставил супругу или супруга оставаться безбрачным.
1 Кор.7:10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
1 Кор.7:11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей].
Это повеление является дисциплинарной мерой для уходящего. Он разорвал брак, и поэтому он не имеет права на второй брак. Он нарушил волю Божью. Бог его стесняет этим запретом. И не имеет значения то, кто ушел – муж или жена, верующий или неверующий, иудей или язычник. Этот же принцип распространяется и на того ушедшего, о ком говорится в пятнадцатом стихе.
Конечно, сейчас в мире, да и в христианских общинах не обращают внимания на этот запрет. Человек разрушил семью и тут же создает другую. А может потом и третью и т.д. Господь попускает такие дела. Но таким образом человек совершает безусловный грех, – это путь в погибель.
13. Злоупотребления. В семье возможны злоупотребления. Муж провоцирует жену на скандал. Это повторяется достаточно долго, и жена уходит от мужа. Или жена ведет себя подобным образом. Люди видят одну картину, а Бог видит то, что происходит в действительности. Ответ же тому, кто творит подобное, предстоит держать перед Богом. Но чаще происходит так, что супруги отвечают на зло взаимно. В семье склоки, в которых нет праведных. Если такая семья разваливается, то уже ни один из супругов не имеет права на второй брак.
Приложение 1. Анализ Рим.7:1-3
Ниже анализ следующих стихов.
Рим.7:1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
Рим.7:2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
Рим.7:3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
Из первого стиха: «Закон имеет власть над человеком» или то же самое «Закон господствует [над] человеком». То есть, что то же самое «человек порабощен законом». Отношение «Закон – человек» отражается (или реализуется) в отношении «Господин – раб».
Из второго стиха следует, что закон, пользуясь своей властью над человеком, связывает мужчину и женщину. Закон устанавливает для мужчины и женщины, которые решили создать семью, некоторые отношения. 
В третьем стихе повторяется идея второго стиха.
В этом фрагменте есть переход от идеи закона Моисея (первый стих) к идее закона замужества (второй стих). Под законом замужества (в греческом тексте – закон мужа) подразумевается закон, регулирующий отношения между мужем и женой.Закон замужества есть частью закона Моисея. Этот закон по сути распространяется на все времена и на все народы.
По большому счету слово «закон» здесь метонимично олицетворяет Бога. То есть, если мужчина и женщина решили создать семью, то Бог как их Творец и Господин устанавливает им закон, который определяет их последующие отношения. А именно.
Быт.2:24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Еф.5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
Еф.5:23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Еф.5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Еф.5:25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
Еф.5:28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Еф.5:29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
Еф.5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

1 Кор.7:10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
1 Кор.7:11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей].
То есть, речь идет о некоем законе брака.
Муж и жена подчиняются Богу как Господину. Он контролирует их отношения в браке. Собственно, они порабощены Богом. Но как супруги они контролируемы только с точки зрения исполнения закона брака. Определения «порабощены законом», «порабощены Богом» и «порабощены» в контексте супружеских отношений равнозначны.
Закон брака действует пока живы супруги. Если муж и жена живы, то между собой они связаны и одновременно порабощены закону брака. Если муж умер или жена умерла (или умерли оба одновременно), то между ними нет связи и нет рабской зависимости от закона брака.
Умерла жена, связь с женой разорвана и для мужа нет подчинения закону брака, установленному Богом. Он свободен также и по отношению к супруге.
Умер муж, связь с мужем разорвана и для жены нет подчинения закону брака, установленному Богом. Она свободна также и по отношению к супругу.
Умерли муж и жена, естественно, что, между ними разорвана связь и нет смысла говорить о подчинении закону брака.

1 hJ a'gnoei_te, a'delfoi/, ginw/skousin ga\r no/mon lalw_, o%ti o; no/mov kurieu/ei tou_ a'nyrw/pou e'f" o%son cro/non zh`_?
1 Или не знаете, братья, знающим ведь Закон говорю, что Закон господствует [над] человеком на сколькое время живёт?
2 h; ga\r u%pandrov gunh\ tw`_ zw_nti a'ndri\ de/detai no/mw`V e'a\n de\ a'poya/nh` o; a'nh/r, kath/rghtai a'po\ tou_ no/mou tou_ a'ndro/v.
2 Ведь замужняя женщина [к] живущему мужу привязана Законом; если же умрёт муж, освобождена от закона мужа.
3 a#ra ou}n zw_ntov tou_ a'ndro\v moicali\v crhmati/sei e'a\n ge/nhtai a'ndri\ e;te/rw`V e'a\n de\ a'poya/nh` o; a'nh/r, e'leuye/ra e'sti\n a'po\ tou_ no/mou, tou_ mh\ ei}nai au'th\n moicali/da genome/nhn a'ndri\ e;te/rw`.
3 То итак живущего мужа прелюбодейка будет называться если сделается [у] мужа другого; если же умрёт муж, свободная есть от закона, не быть ей прелюбодейкой сделавшейся мужу другому.
Приложение 2. Анализ 1 Кор.7:25-26
1 Кор.7:25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным.
1 Кор.7:26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
Здесь используется греческое слово «tw_n parye/nwn». Его значение есть – дева, девственница, девица; а также мужской род – девственник (непорочный мужчина). В подстрочном переводе буквальное эквивалентное значение – «девушек». Но такое значение не согласуется в пределах синтаксического целого, завершение которого в двадцать шестом стихе – «человеку». Словом «человек» обозначено родовое понятие для понятий «мужчина» и «женщина». Соответственно, ему должно соответствовать родовое понятие для понятий «девственница» и «девственник». А таким родовым понятием могут быть понятия «девственники» или «девственность». Поэтому в синодальном переводе для слова «tw_n parye/nwn» выбрано значение «девства».
Древнегреческое слово «девственность» (paryeni/a) однокоренное со словом «parye/nov». Возможно, что в традиции авторов Нового Завета такая замена допустима.
С теологической точки зрения такой перевод правильный. Эту идею подтверждают слова Иисуса и апостола Павла.
Матф.19:10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Матф.19:11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
Матф.19:12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

1 Кор.7:7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
1 Кор.7:8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
Но похоже, что с грамматической точки зрения в плане использования этого слова не все согласовано.
Двадцать шестой стих.
e'ni/sthmi  – наступать, надвигаться, угрожать. Это слово стоит в тексте в следующей форме: Глагол, Совершенное время, Действительный залог, Причастие/деепричастие, Винительный падеж, Единственное число, Женский род. Его точный перевод должен звучать как: наступившей (синонимы: пришедшей, сложившейся).
a'na/gkh  – 1. необходимость, неизбежность, нужда;  2. бедствие;  3. принуждение,  вынуждение; возможно насилие, пытка; Словарь Стронга.
1. необходимость, обязанность; 2. нужда, лишения; 3. страдание, мука. Словарь Ньюмана.
Текст: “dia\ th\n e'nestw_san a'na/gkhn” может быть переведен как: “по наступившей обязанности”.
Перифраз: “ Считаю итак это хорошо пребывать по наступившей обязанности, что хорошо человеку так быть”. В восемнадцатом стихе речь идет о призвании ко Христу. Человек обратился к Богу. И апостол Павел объясняет его новый статус. То есть, в связи с тем, что парень или девушка стали христианами им не следует менять свой статус. Если к настоящему времени по каким-то обстоятельствам парень еще не женился или девушка еще не вышла замуж, то дальше, в связи с тем, что они стали христианами, даже очень желательно не связывать себя супружескими узами, остаться девственниками и служить Богу.

25 peri\ de\ tw_n parye/nwn e'pitagh\n kuri/ou ou'k e#cw, gnw/mhn de\ di/dwmi w;v h'lehme/nov u;po\ kuri/ou pisto\v ei}nai.

25 Относительно же девушек повеления Господа не имею, мнение же даю как помилованный от Господа верным быть.

26 nomi/zw ou}n tou_to kalo\n u;pa/rcein dia\ th\n e'nestw_san a'na/gkhn, o%ti kalo\n a'nyrw/pw` to\ ou%twv ei}nai.
26 Считаю итак это хорошо пребывать из-за настоящей необходимости, что хорошо человеку так быть.
Колесник Валерий
18.10.2017

Похожие тексты:
О ревности. Здесь.
        Too many tears. Why? Здесь.
        Супружество. Здесь.
        Где ты, любовь? Здесь.
        Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.
        Неслучайные встречи. Здесь.
        Избранница для верующего. Здесь.
        Возлюби ближнего. Здесь.
        Последствия грехов родителей. Здесь.
        Заблуждение религиозного человека. Здесь.
        Учение Христа об основаниях брака. Здесь.
        О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.

Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь
            О ревности. Здесь
И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь
            Требует ли Библия покрывало на женской голове? Здесь




Комментариев нет:

Отправить комментарий