Коротко

Суть Божьей благодати для человека – это свобода.

среда, 1 ноября 2017 г.

Учение Христа об основаниях брака


Учение Христа об основаниях брака

В некоторых конфессиях брак между мужчиной и женщиной признается правильным и угодным Богу, если этот брак оформлен также по закону государства, где проживает один или оба будущих супруга. При этом как подтверждение этой нормы упоминаются следующие стихи из Нового завета.

Рим.7:2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
То есть, подразумевается, что муж и жена связаны законом государства. Но упоминаемый в этом стихе закон это не закон мирского государства. Это так называемый «закон мужа» или «закон замужества».
Атрибутами этого закона есть следующие утверждения.
Быт.2:24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
То, как Бог определяет брак между мужчиной и женщиной в Новом Завете детализировано заповедями.
Еф.5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
Еф.5:23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Еф.5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Еф.5:25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
Еф.5:28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Еф.5:29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
Еф.5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

1 Кор.7:10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -
1 Кор.7:11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей].
В Новом Завете нет прямого и безусловного повеления о том, что для истинности брака перед Богом необходимо обязательно заключить ещё и брак в соответствии с законом государства. Также Христос не оставил ритуалов для бракосочетания.
В Новом Завете написано, что во Христе мы имеем полноту.
Кол.2:10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
И еще.
2 Петр.1:3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
То есть, мы имеем полноту и в законодательном плане. Для христиан нет необходимости дополнять Учение Христа законами мирского государства. Христиане могли бы жить в этом мире и не имея тех законов, что устанавливаются мирскими государствами. Если христиане живут в соответствии с законами, установленными Христом, то при этом законы человеческого сосуществования, определенные государством, ими исполняются мимоходом, – как побочный эффект.
Гал.5:22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
Гал.5:23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
То есть, для христиан нет смысла учреждать еще и государственные законы. Если только государственные законы не изуверские и не безбожные.
Законы, установленные Христом, нет необходимости дополнять или усиливать человечески законами. Если уж говорить о мирских законах в отношении брака, то это тоже справедливо. Брак не будет крепче, если он будет оформляться еще и законами государства.
Если двое – он и она после кораблекрушения окажутся на необитаемом острове и примут решение жить как муж и жена, то как им быть? На острове нет ни традиций, ни закона, ни церковных церемоний, хотя сами они остаются гражданами какого-то или каких-то государств. Им достаточно исполнять закон Христов. Он и там действует. И брак будет законным. Если они при этом не оформят брак в соответствии с государственным законом, то разве они грешники? Конечно нет.

В настоящее время в мире повальное увлечение гражданским браком. Молодые сходятся и начинают жить как супруги и при этом не оформляют брак ни в церкви, ни в загсе. Сходятся с намерением «присмотреться» друг к другу и, возможно, потом заключить брак официально. Но, как правило, расстаются. «Присмотрелись» и не «получилось». Но если кто-либо из этих двоих или оба снова продолжают организовывать подобные «смотрины» уже с другими партнерами, то в таком случае их предыдущие отношения есть блуд и грех.
Был ли правильным брак Адама и Евы, ведь в загсе они не были зарегистрированы?
Естественно. Также законным был брак Ноя и его жены, сыновей Ноя, Авраама и Сарры и т.п.
Учение Христа не может нуждаться в усилении брака законами мирского государства еще и по той причине, что мирское законодательство, как и все мирское несовершенно, недолговечно, непостоянно – недоношено.
     Удивительное разнообразие существует в христианском мире в решении вопроса о форме брака. Для примера возьмем четыре славянских государства — советскую Россию, Болгарию, Чехию и Югославию. В России церковная форма брака не имеет никакого значения для государства, а признается только гражданский брак. Обязательный гражданский брак существует в большинстве культурных стран: во Франции, Голландии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Португалии, Чили, Мексике, Бразилии, Аргентине, Боливии и Венесуэле.
     С другой стороны, в Болгарии только церковная форма брака имеет юридическое значение. Существует также обязательный церковный брак в Польше, Австрии, Дании, Финляндии, Норвегии и Перу.
     В Чехии гражданская и церковная формы брака имеют одинаковое значение для государства, так что выбор той или другой формы зависит исключительно от брачующихся. Говоря юридическим языком, в Чехии существует факультативная форма брака. Существует она также в Соединенных Штатах Америки, в Англии, в Швеции, в Литве, а в последнее время и в Италии.
     В Югославии в разных областях государства существуют и разные законы о форме брака, так что вопрос о действительности брака решается в зависимости от географической широты и долготы. Так, на территории бывшего королевства Сербии, Черногории, Хорватии и Славонии, Боснии и Герцеговины церковная форма брака обязательна; в Воеводине обязательна гражданская форма брака, а в Далмации и Славонии - для одних граждан (членов признанных государством исповеданий) обязательна церковная форма брака, для других (для членов непризнанных исповедании и мусульман) обязательна гражданская форма. К гражданской форме приходится прибегать и тогда, когда церковная недопустима по церковным законам. Это так называемая гражданская форма брака по необходимости (Noth-civilehe), которая существует также и в Австрии и в некоторых других странах.
     В Румынии по закону обязательными являются обе формы брака— и церковная и гражданская.
     Если мы теперь подведем итоги, то увидим, что современное культурное человечество шестью разными способами решает вопрос о формах брака: 1) есть общеобязательный гражданский, 2) общеобязательный церковный брак, 3) есть обязательное соединение того и другого, 4) есть свободный выбор между тем и другим, то есть факультативный, 5) есть обязательный выбор между тем и другим, в зависимости от исповедания, и, наконец, 6) есть гражданский брак по необходимости.
     Разве не странно, что христианское культурное человечество в течение девятнадцати веков истории христианства не удосужилось единообразно решить такой важный для Церкви, государства и общества вопрос? (C. В. Троицкий. Христианская философия брака.)
Процитированный текст свидетельствует о том, что не следует ждать от человеческих решений чего-то полезного для усиления заповедей Христа. Брак должен держаться ответственностью перед Богом, а не мирским законом или увещеваниями старейшин.
По большому счету процедура бракосочетания – это личное дело человека, а не общественности или церкви. Если человеку важно оформить брак, то пусть оформляет. Но к Богу это не имеет никакого отношения. Ответственность должна быть внутренняя. Внешнее принуждение не спасает брак.
Закон замужества, что дал Христос, есть частью Учения Христа и, соответственно, он полезен и надежен, как и все Учение Христа. Жизнь человека, который повинуется Христу, – это дом, построенный на камне. Соответственно, брак, в котором соблюдаются заповеди Христа – это надежный дом.
Как же относится христианам и всем людям к законам, которые установлены в государстве для брака?
Если закон государства требует оформления брака, то его надо исполнить. При условии, что закон ни в чем не противоречит Учению Христа. Христиане законопослушные граждане. Если закон государства полезен, то желательно исполнить (по усмотрению сторон).
Если двое вступают в брак и в обществе есть традиция для брачной церемонии, то её желательно исполнить. Христиане демонстративно не нарушают традиций, принятых в обществе, если традиции не противоречат Учению Христа. В процессе бракосочетания не должны быть нарушены заповеди Божьи. Например, недопустимо возлагать цветы памятнику Ленину или вечному огню. В Краматорске вечный огонь горит у ног то ли матери родины, то ли матери скорбящей. Но так называемая Родина-мать своей композицией и своим внешним обликом похожа скорее на богиню плодородия – Ашторет (Астарта, Диана). И получается так, что молодая пара возлагает цветы языческому божеству. Это недопустимо никому в этом мире, а особенно христианам.
Рис. Мемориал славы в Краматорске и Родина-мать

Если в христианской общине определена церемония бракосочетания, то она исполняется (желательно). Те, кто вступают в брак, должны осознавать Божий план в отношении человека – “Двое одна плоть”, и этот план должен исполняться. Человек своим поступком дает обет Богу. План Божий налагает на человека ответственность и желательно, чтобы человек подтвердил свою готовность исполнять этот план ещё и словами.
Даже если государственный закон не требует обязательного оформления брака, тем не менее, оформление брака в соответствии с государственным законом – это есть наилучший способ не дать повода ищущим повода:
2 Кор.11:12 Чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
Для истинности брака двоим достаточно перед Богом дать обет. Бог видит сердце человека и если обещание искреннее, то Он примет это обещание и для брака этого достаточно. Для людей же надо объявить, что двое отныне – муж и жена, а не прелюбодеи:
Рим.14:21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
Ни у кого из мирских не будет оснований для того, чтобы сказать, что эти двое сошлись как прелюбодеи. Христиане не дают повода для того, чтобы их обсуждали люди в миру, и не дают повода для того, чтобы братья и сестры в церкви усомнились в их праведности и святости.
Никто не обязывал Лавана созывать на пир людей того места. Но для тех кто жил по соседству он все-таки пиром объявил, что появилась новая семья.
Быт.29:21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.
Быт.29:22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.
В Библии есть примеры того, как окружающие были введены в заблуждение тем, что пара не объявила, что они мужи жена.
Быт.12:18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
Быт.12:19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
Быт.12:20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
И еще.
Быт.20:5 Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих.
Быт.20:6 И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней;
Быт.20:7 теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
Быт.20:8 И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались.
Быт.20:9 И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают.
Быт.20:10 И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?
Никто не снимает ответственности с фараона и Авимелеха из-за их любвеобильных плотских натур, но Авраам должен был сделать то, что зависело от него – объявить себя и Сарру мужем и женой.
Некоторые змеи и лягушки своим ярким внешним видом или своим поведением предупреждают чтобы к ним не приближались потому, что они ядовиты, что это опасно. Так объявление двух мужем и женой является предупреждением, чтобы никто не приближался к кому-либо из них с нечистыми мыслями потому, что это опасно для приближающегося.
Еще одно явление в отношении брака – фиктивный брак. Бог видит двух как одно, после их совокупления по обоюдному согласию. То есть, в Божьих глазах брак становится реальностью после совокупления.
Быт.24:67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей.
И еще.
1 Кор.6:16-17 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
С этой точки зрения брак без совокупления – фиктивный брак – это есть неправда перед людьми и перед Богом. Такой брак недействительный. Если же абсолютизировать государственный закон о браке, то фиктивный брак в глазах наблюдателей правильный. Если же при фиктивном браке были сексуальные отношения, то это уже не фиктивный брак. Если между так называемыми супругами сексуальных отношений не было, то в Божьих глазах брака нет и грех обмана должен быть прекращен.
Существует опасность в подтверждении заповедей Христа государственными законами. Официальное оформление брака в загсе некоторыми конфессиями конституируется и становится основанием для принятия религиозно-нравственных решений. При этом значение сексуальных отношений, что является основным признаком брака, приуменьшается, как будто бы их и не было. И получается, что повторный брак разрешен, если был отменен в загсе, а следующий оформили в загсе, А те отношения, какие были у человека в предыдущем браке, люди пренебрегают. Главное – это посещение загса. Вот так порождается новое правило человеческого закона, которое подменяет заповедь Христа. Поэтому не надо дополнять жизнь христианина мирскими законами.
Если один из партнеров женился (или вышла замуж) из-за денег, то это тоже обман. Обманщик своим поведением тоже объявляет, что супруг ему не нужен. Если же тот, кого обманывают узнал об обмане, то он может бросить обманщика и после этого он свободен.
Если брак был заключен неестественным образом – через насилие, по принуждению хотя бы одного из супругов, то в Божьих глазах брака нет. Если тот, кого принудили каким-либо образом получит возможность прервать это брак, то он может это делать и после он свободен.
Однако каждому из супругов следует помнить, что и в том случае, когда брак начался естественным образом и позже начал рушиться, и в тех случаях, когда брак начался обманом или насилием, Бог видел происходящее и допустил брак. Божий план в отношении брака: научиться жить, когда характеры супругов различаются, когда оба эгоисты и гордецы. Бог свел двоих, чтобы в браке изменить их, чтобы двое подстроились друг ко другу, чтобы в браке двое научились мирно сосуществовать и между собой, и со своими ближними. И если кто в браке обижен и у него есть право на развод и на повторный брак, то не следует торопиться разводиться. В стесненных обстоятельствах следует научиться терпеть, служить ближнему, даже когда нет взаимности, научиться смирять себя. Если же невтерпеж, то пусть человек разводится. Но если он после развода сразу же начинает думать о следующем браке, то пусть помнит о том, что в следующем браке снова будет школа Божьего воспитания. И неизвестно в каком из браков эта школа более щадящая.
31 октября 2017 года.
Колесник Валерий

Похожие тексты:
       
        О ревности. Здесь.
        Too many tears. Why? Здесь.
        Супружество. Здесь.
        Где ты, любовь? Здесь.
        Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.
        О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.
        О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.
        Неслучайные встречи. Здесь.
        Избранница для верующего. Здесь.
        Возлюби ближнего. Здесь.
        Последствия грехов родителей. Здесь.
        Заблуждение религиозного человека. Здесь.
        Что такое человек, что Ты столько ценишь его…? Здесь
        О ревности. Здесь
        И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь
        Требует ли Библия покрывало на женской голове? Здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий